Задачи анализа товарооборота: изучение динамики показателя; анализ и оценка ассортиментной структуры; определение и оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота; анализ товарооборачиваемости. Методы анализа: построение динамических рядов; использование относительных и средних величин; сравнение; индексный метод; построение трендовых и регрессионных моделей динамики; цепная подстановка; балансовая увязка показателей; построение графиков и др. Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми показателями и с показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных интервалов (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития. В процессе анализа динамики товарооборота используют систему индексов: индекс физического объема товарооборота (Iф); индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах (Iт); индекс цен (Iц). Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя. Индекс рассчитывают по формуле:
где — цена i-го товара в базисном периоде; — цена i-го товара в отчетном периоде; — количество i-го товара, реализованного в отчетном периоде; — количество i-го товара, реализованного в базисном периоде; i — вид товара; п — число видов товаров. Индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период. На состояние показателя влияют два фактора — количество реализованных товаров и динамика цен. Индекс рассчитывают по формуле:
Использование индекса цен в анализе товарооборота в условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы обесценения денег и роста цен, приобретает исключительное значение. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров в течение рассматриваемого периода. Индекс рассчитывают по формуле:
Между рассмотренными индексами существует математическая зависимость:
Пример. Исходная информация для расчетов Показатели Базисный Отчетный период период Объем реализации товара "А", шт. 200 300 Объем реализации товара "Б", шт. 100 50 Продажная цена товара "А", млн. руб. 5 6 Продажная цена товара "Б", млн. руб. 8 12
Рассчитаем: индекс физического объема товарооборота Iф == (5 х 300 + 8 х 50) : (5 х 200 + 8 х 100) = (1900 : 1800) = 1,055; индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах Iт = (6 х 300 + 12 х 50) : (5 х 200 + 8 х 100) = (2400 : 1800) = 1,333; индекс цен Iц = (6 х 300 + 12 х 50) : (5 х 300 + 8 х 50) = (2400 : 1900) = 1,263. Проверим выведенную ранее зависимость между изучаемыми показателями: Iф= Iт : Iц, или 1,055 = 1,333 : 1,263. Способом цепной подстановки можно определить степень влияния на объем товарооборота отдельных факторов: количества реализованных товаров и изменения цен на них. В приведенном примере прирост товарооборота составил 600 млн. руб. (2400 — 1800). За счет изменения реализации товаров товарооборот увеличился на 100 млн. руб. ( ): в том числе по товару "А" прирост составил 500 млн. руб. (5 х 300 — 5 х 200), а по товару "Б" отмечается уменьшение -400 млн. руб. (8 х 50 — 8 х 100). За счет изменения цен товарооборот возрос на 500 млн. руб. ( ) в том числе по товару "А" — на 300 млн. руб. (6 х 300 — 5 х х 300), по товару "Б" — на 200 млн. руб. (12 х 50 — 8 х 50). Для наглядности сведем полученные данные в таблицу: Влияние отдельных факторов на изменение объема товарооборота Факторы Товар "А" Товар "Б" Итого Изменение объема реализации Изменение продажных цен Итого +500 +300 +800 -400 +200 -200 +100 +500 +600
Анализ товарной структуры оборота торгового предприятия предполагает количественную и стоимостную оценку продаж отдельных товаров, а также определение динамики структурных сдвигов. Структура реализованных товаров измеряется в процентах к объему товарооборота в целом или отдельных товарных групп. Результаты анализа используются для изучения соответствия структуры товарного предложения спросу потребителей и оказывают определяющее влияние на формирование заказов поставщикам и выбор самих поставщиков.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Задачи и методы анализа и оценки товарооборота» з дисципліни «Торгівельна справа: економіка і організація»