В удовлетворении потребностей населения наряду с предприятиями торговли менее заметную, но важную роль играют предприятия массового питания. Экономическое содержание деятельности таких предприятий позволяет отнести их одновременно к сферам материального производства, обращения, услуг и потребления. Выполняя функции производства, реализации и организации потребления пищи, как правило органически связанные и совпадающие во времени и пространстве, предприятия массового питания удовлетворяют одну из основных личных потребностей людей. Объектами реализации на рынке являются готовая к потреблению пища и услуги по ее общественно организованному потреблению. В процессе производства предприятия создают продукцию, имеющую потребительную стоимость, отличную от потребительной стоимости продуктов питания, использованных на предприятии в качестве исходного сырья. Товарное обращение в системе массового питания проявляется в смене форм стоимости и смене собственника продукции. Произведенная продукция обменивается на денежные доходы населения и поступает в личную собственность, перемещаясь таким образом в завершающую стадию движения продукта — сферу потребления.*
* Часть так называемых покупных товаров реализуется в предприятиях, минуя стадию производства.
Кругооборот в системе массового питания выражается формулой: Д – Т – ... – П – ... – Т1 – Д1, где П означает, что процесс обращения прерывается производственным процессом. В отличие от предприятий торговли продовольственными товарами предприятиям массового питания присуща еще одна (помимо функции производства) специфическая функция — организация потребления, обусловленная двумя обстоятельствами: с одной стороны, предприятия массового питания производят готовый, предназначенный для немедленного потребления продукт, с другой стороны, у потребителей существует потребность в общественно организованном питании. Функции, выполняемые предприятиями массового питания, обусловили особенности их товарных запасов, к которым относятся: пищевое сырье для обеспечения процесса производства кулинарных и кондитерских изделий; готовая продукция; товары, поступившие от оптовых торговых предприятий или предприятий пищевой промышленности и не требующие дополнительной обработки (фрукты, вино, табачные изделия и др.). Содержание хозяйственной деятельности определило структуру затрат, или издержек производства и обращения. В зависимости от экономического назначения издержки предприятий массового питания можно разделить на 5 групп: оплата труда работников; материальные затраты в процессе производства; реализация и организация потребления; оплата услуг других отраслей; материальные потери при перевозках, хранении, переработке и реализации. Большое влияние на размер издержек оказывает изменение объема и состава товарооборота.* По этому признаку издержки предприятий массового питания делятся на 2 группы: условно-постоянные, абсолютная величина которых не зависит или зависит в незначительной степени от объема товарооборота и выпуска продукции (расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, сооружений; амортизация основных средств); условно-переменные, затраты по которым зависят от изменения указанного признака (транспортные расходы, оплата труда, расходы на топливо, электроэнергию и др.).
* Состав и структура товарооборота предприятий массового питания рассмотрены в главе 5.
При оценке эффективности хозяйственной деятельности предприятий массового питания кроме показателей, используемых в предприятиях торговли (прибыль, товарооборот и др.), рассчитывают показатели, присущие только этому виду услуги, — оборот по продукции собственного производства, оборачиваемость мест торгового зала, себестоимость кулинарной продукции и др.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Предприятие массового питания» з дисципліни «Торгівельна справа: економіка і організація»