Сущность электронной коммерции и ее место в развитии бизнеса России
Компьютеризация процессов управления коммерческой работы по оптовым закупкам и оптовой продаже товаров весьма актуальна. Электронизация коммерческих операций позволит создать информационную систему обработки и передачи коммерческой информации, составляющую техническую
60
Коммерческая деятельность. Организация и управление
Раздел 1. Коммерческая деятельность в сфере товаров и услуг
61
основу рыночной, маркетинговой деятельности в сфере товарного обращения. Нередко понятие «электронная коммерция» подразумевает лишь онлайновую розничную торговлю, или В2С (business to consumer), когда торговая интернет-площадка фактически представляет собой сеть односторонней связи, которая создает для продавца гораздо больше преимуществ, чем для покупателя. Преимущества, создаваемые узлом розничной торговли для каждого пользователя, практически не зависят от числа последних. Покупатель экономит время за счет отказа от посещения магазинов в поисках нужной вещи. Магазин экономит на закупках товаров, расходах на аренду и содержание торговых площадей. Совсем иная ситуация складывается с узлами межфирменной торговли или В2В (business to business), которые являются по сути средством двустороннего обмена между продавцом и покупателем. Ценность проекта возрастает с числом участников и, следовательно, зависит от интереса к интернет-технологиям в той или иной отрасли. Корпоративные, закупочные и сбытовые площадки создаются одним или несколькими покупателями или продавцами. Они переносят связи компании с существующими или потенциальными партнерами в он-лайн. Такие площадки тесно интегрированы с внутренними бизнес-процессами предприятий и автоматизируют процесс обмена информацией, снижают стоимость и сокращают время сбыта и закупок продукции. Одним из известных примеров подобных интернет-проектов стал сайт розничной сети «Пятерочка» — www.e5.ru, созданный для привлечения новых поставщиков и перенесший часть работы на сбытовые подразделения дистрибьюторских компаний. Таких электронных площадок мало, поскольку торговое сообщество успело понять, что эффективность инвестиций в интернет сильно преувеличена.
Многоотраслевые, отраслевые и продуктовые площадки создаются третьими сторонами — технологическими компаниями, информационными агентствами, ассоциациями, банками, которые выступают в роли информационных посредников, часто претендующих на то, чтобы заменить собой дистрибьюторское звено. Однако в основном именно дистрибьюторы являются клиентами электронных торговых площадок. Электронных торговых площадок немало, но лишь единицы рентабельны. Их создателями движет стремление снизить непроизводственные расходы, затраты на распространение товаров и услуг в сочетании с использованием новейших технологий передачи и обработки информации. Огромное число публикаций о том, как за два-три года простой студент становился миллионером и даже миллиардером, создают впечатление, что нет ничего проще, чем раскрутить эффективный бизнес в интернете, и что любой бизнес в Сети принесет огромные доходы. Традиционные технологии бизнеса неприемлемы в Сети. Ведение бизнеса в интернете требует совершенно новых подходов, нового мышления. Даже крупные компании не всегда могут позволить себе всерьез заняться бизнесом в интернете, поскольку в России, при невысоких зарплатах специалистов и часто нелицензионном программном обеспечении, обычный корпоративный сайт стоит до $50 тыс., а онлайновая площадка может обойтись в несколько миллионов. Привлечение посетителей —- не менее дорогостоящий процесс, к тому же требующий огромных временных затрат. Электронная коммерция не приносит баснословных прибылей. Достаточно сказать, что мировой лидер В2С — www.amazon.com сейчас работает себе в убыток. А один из лидеров в секторе В2В — металлургическая биржа www.europe-steel.com 80% доходов получает от продажи программного обеспечения. Прогнозы аналитиков
62
Коммерческая деятельность. Организация и управление
Раздел 1. Коммерческая деятельность в сфере товаров и услуг
63
относительно развития российского рынка электронной торговли также не отличаются оптимизмом. Большинство российских В2В-проектов — это всего лишь доски объявлений, где без какой-либо структуризации размещается информация о покупке или продаже товаров или групп товаров. Для того чтобы найти нужную информацию, приходится потратить много времени, и ни о какой оптимизации торговли речи не идет. Такие доски объявлений составляют подавляющую часть электронной торговли. На рынке существуют узкоспециализированные, направленные на определенный сегмент рынка и многопрофильные торговые площадки. Многоотраслевые проекты отличаются большой посещаемостью, но гораздо менее эффективны и более сложны с точки зрения технической организации, чем специализированные. Последние часто терпят неудачу из-за того, что отдельные рынки пока мало приемлют сетевое пространство в качестве способа декларировать стоимость товара. Партнеры предпочитают договариваться о налаживании каналов коммуникаций. Немногие действительно успешные проекты В2В оптимизируют отношения между производителем и дистрибьютором. Звено дистрибьютор-розница в цепочке прохождения товара от производителя до конечного потребителя системы электронной коммерции затрагивают редко. Открытая электронная площадка напоминает базар, где компании, независимо от причастности к тому или иному звену вышеупомянутой цепочки, выбирают то, что нравится. Однако в России никто не ведет бизнес по такой схеме, и сама суть В2В теряет смысл. В большинстве коммерческих сделок цена зависит от клиента, и для закупщика большой партии товара она одна, а для мелкого предпринимателя — другая. К тому же на российском рынке превалируют устоявшиеся традиции управления предприятием.
Таким образом, наиболее известные системы электронной коммерции, часть целевой группы которых предположительно должны были составлять ритейлоры, не стали местом заключения сделок. Скорее они превратились в своеобразное место встречи участников того или иного рынка и информационный ресурс. Своеобразное понимание торговли в России стало причиной перепрофилирования интернет-проекта www.alco-online.ru. Информационными, по большому счету, являются сайты www.yarmarka.net и www.product.ru. Интернет-проект www.retail.ru, «выросший» из корпоративного сайта «1С-Рарус», изначально ориентировался на информационную составляющую. Сайт взял на вооружение один из основных принципов электронной торговли — «независимость от одного финансового источника» и получает доход от продажи учебной литературы, рекламы, организации семинаров и привлечения клиентов в компанию-инвестор. Еще одна причина недостаточной вовлеченности ри-тейла в системы электронной коммерции — слабость представителей последних. В проектах В2В часто отсутствует серьезная бизнес-модель. Задачи системной интеграции множества разнообразных, порой несовместимых электронных систем-участников слишком сложны и не по силам создателям электронных торговых площадок. А столь привлекательное преимущество, как низкие цены, осталось фактически нереализованным. Возможно, одна из причин такого положения дел в том, что большинство крупных компаний и так добиваются от своих поставщиков снижения цены на 1—2%. С учетом того, что в сетевой экономике на современном этапе ее развития функционирует некоторое множество электронных магазинов, торгующих одним и тем же товаром, для определения наиболее конкурентоспособного варианта электронного магазина рекомендуется вышеописанная методика расчета интегрированного индекса конкурентоспособности.
64
Коммерческая деятельность. Организация и управление
Раздел 1. Коммерческая деятельность в сфере товаров и услуг
65
В настоящее время существующие качественные показатели позволяют эффективно и достаточно просто определять относительную конкурентоспособность систем электронной коммерции, функционирующих в условиях сетевой экономики. При этом подразумевается, что система электронной коммерции представлена в сети интернет посредством электронного магазина или интернет-представительства традиционного торгового предприятия. Показатели определения конкурентоспособности систем электронной коммерции, работающих в условиях сетевой экономики, существенно отличается от аналогичных групп показателей, используемых для определения конкурентоспособности хозяйствующих организаций в традиционной сфере торговли. Прежде всего, это обусловлено разнообразными организационно-эко- Таблица 4 Показатели определения конкурентоспособности электронного магазина или интернет-представительства предприятия
номическими и технико-технологическими особенностями, характерными для сети интернет, в которой функционируют электронные магазины или представительства хозяйствующих субъектов. В рамках методики разработаны и рекомендуются к применению следующие качественные показатели определения наиболее конкурентоспособного варианта электронного магазина или представительства хозяйствующего субъекта в интернет (табл. 4). Все перечисленные в таблице 6 показатели рекомендуется определять относительно оценки аналогичных показателей на аналогичные товары или услуги конкурентов. Числовая оценка перечисленных выше критериев дается по пятибалльной шкале от 1 до 5.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сущность электронной коммерции и ее место в развитии бизнеса России» з дисципліни «Комерційна діяльність: організація і управління»