Оценка выбранной стратегии, выявление в ней "узких" мест, разработка системы мероприятий, направленных на их "расшивку"
Планирование инвестиций начинается с анализа проблемного фактора в стратегии предприятия, того "узкого" места, которое не позволяет реализовать стратегию. "Узким" оно считается по ряду причин: во-первых, потому, что иногда не может контролироваться самим предприятием; во-вторых, потому, что от него зависят другие элементы стратегии. В рыночной экономике источником наибольшей неопределенности является рыночный спрос. В условиях государств, появившихся на территории бывшего СССР, из наиболее трудно прогнозируемых групп факторов является окружающая среда, инвестиционный климат. Это связано с тем, что страны находятся в процессе реформ. Зачастую невозможно проследить даже краткосрочные тенденции развития экономики, что значительно осложняет процесс планирования инвестиций, особенно если учесть, что срок действия большинства инвестиционных проектов - не менее двух лет. К факторам внешней среды можно отнести: инфляцию; условия платежей; налоговое окружение; условия предоставления займов и др. Мероприятия стратегии в планировании находят свое отражение в плане инноваций. Процесс планирования инноваций, осуществляемый в рамках стратегического планирования, не содержит стандартные процедуры, документы и информационное обеспечение, необходимые для принятия решений о нововведениях. Тем не менее, наметились два этапа планирования: поиск (генерация) идей; формулирование и отбор проектов. План инноваций может входить в состав стратегического плана и отдельным документом не оформляться. Однако планирование стратегии и обоснование путей ее реализации посредством нововведений являются различными процедурами, имеющими собственные алгоритмы планирования. Поскольку план инноваций предусматривает различные изменения в структуре предприятия, он является составной частью жизненного цикла предприятия и жизненного цикла продукта. Важная особенность плана инноваций состоит в том, что он не носит директивного характера. Инновации - качественные изменения в производстве. Они могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Поиск идей является наиболее ответственным этапом планирования нововведений. Источником идей могут быть работники предприятия, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, покупатели, поставщики, конкуренты и т.п. Важно на стадии планирования вовлечь в этот процесс всех сотрудников предприятия. Этого можно добиться, разрешив выдвигать "сырые", недоработанные идеи и предоставляя средства на дальнейшие исследования и разработку тех проектов, которые выглядят наиболее перспективными. Для этого необходимо следующее: • Создание в коллективе предприятия организационного климата, который бы способствовал поиску нетрадиционных, новаторских решений и средств их реализации. • Выявление с помощью психологов, социологов и управленцев-консультантов факторов, блокирующих новаторскую, нововведенческую деятельность. • Создание благоприятного климата для работы новаторов: предоставление им дополнительных полномочий в принятии решений на их рабочих местах; использование гибких режимов работы; повышение доверия к ним; материальное и моральное стимулирование и т.п. • Свободный доступ к информации всех работников предприятия, конечно, с соблюдением требований защиты от несанкционированного доступа к ней и защиты коммерческой тайны. • Интенсификация неформального общения работников предприятия, особенно руководителей и специалистов. Установлено, что если люди работают на небольшом расстоянии друг от друга, то это интенсифицирует их общение и возможность появления новых идей. • Поощрение нововведений. В этом современный менеджмент видит эффективный метод борьбы с бюрократизмом, рутинерством, косностью мышления. • Создание разветвленной сети различных новаторских групп. У работников должно появиться убеждение, что их даже мелкие нововведения руководством приравниваются к крупным, радикальным новшествам. • Поддержание обстановки терпимости к возможным неудачам. • Создание системы защиты авторских прав рационализаторов и изобретателей и т.д. На стадии формулирования и отбора проектов идеи превращаются в четко оформленные проекты нововведений. Сперва прорабатываются некоторые ключевые детали проекта, которые позволяют сделать вывод о том, стоит ли данная идея дальнейших исследований. Затем, после одобрения идеи высшим руководством, выделяются средства на окончательное формулирование проекта, который затем подвергается детальному анализу и отбору. Первичная оценка проекта может оказать большое влияние на судьбу проекта, поскольку их значительная часть может не дойти до стадии финансового анализа в бизнес-планировании. Первичный отбор проектов производится по качественным параметрам. Исключаются нерентабельные проекты, противоречащие стратегическим целям, физически неосуществимые. На этой стадии проекты классифицируются по типам: • новое строительство; • развитие существующего производства; • сокращение издержек; • безопасность, экология; • качество; • замена производственного аппарата; • расширение коммерческих операций; • управление; • хозяйственный механизм: приватизация, реструктуризация, санация и т.д. На этой стадии каждый проект оформляется в виде предложения, которое является основанием для разработки бизнес-плана. Например, предложение о выпуске новой продукции должно содержать следующее. 1. Цель проекта: • предлагаемый товар или услуга; • создание нового производства или расширение действующего; • влияние проекта на объем продаж и прибыль; • возможные риски инвестирования. 2. Краткие сведения о предприятии: • цели деятельности; • собственник; • способ приватизации; • достижения фирмы. 3. Персонал: • характеристика персонала; • особенности высшего руководства фирмы; • проведенная реорганизация управления; • навыки, отсутствующие у персонала, но необходимые для реализации проекта. 4. Характеристика продукции или услуги: • описание продукции; • метод изготовления; • особенности продукции; • возможности для расширения объема продаж; • каналы реализации; • ограничения, предъявляемые требованиями безопасности и охраны окружающей среды; • необходимые патенты, лицензии и разрешения; • производственные площади; • техническое состояние основных производственных фондов, • потребность в дополнительном оборудовании. 5. Поставщики: • необходимые для производства продукции сырье, материалы, полуфабрикаты; • имеющиеся поставщики и условия поставки, • проблемы с поставками; • объем поставок. 6. Потребители: • основные потребители продукции, услуг; • наиболее важные для потребителей параметры продукции, • емкость рынка; • рекламная и маркетинговая деятельность; • привлекательность продукции для потребителей 7. Конкуренты: • перечень конкурентов; • сильные и слабые стороны конкурентов; • потенциальные конкуренты. 8. Финансовые результаты: • возможный рост объемов продаж и расходов фирмы; • возможные сбои в работе, влияющие на финансовое состояние фирмы; • средства защиты от инфляции и непредвиденных финансовых проблем. Эти предложения одновременно являются заявками на разработку бизнес-планов Комплект заявок, сгруппированный в соответствии с вышерассмотренной классификацией, является планом инноваций. При необходимости составляется сводная таблица по всем мероприятиям плана, содержащая основные показатели проектов. Оценка целесообразности включения в план того или иного мероприятия делается на основе расчетов их экономической эффективности. Наиболее крупные мероприятия, требующие значительных объемов инвестиционных ресурсов, должны пройти дополнительное технико-экономическое обоснование, которое делается в "бизнес-планировании".
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Оценка выбранной стратегии, выявление в ней "узких" мест, разработка системы мероприятий, направленных на их "расшивку"» з дисципліни «Планування на підприємстві»