Формы зависимости от предшествующего пути развития
В литературе выделяется несколько форм зависимости от траектории развития. Идею о существовании различных форм данного явления предложили Марк Ро, который говорит о сла- бой, средней и сильной степени зависимости от траектории раз- вития [Roe, 1996] а также Стэн Либовитц и Стефен Марголис, которые выделили зависимость первой, второй и третьей степени [Liebowitz, Margolis, 1995]. Чтобы понять различие между этими формами зависимости от траектории развития, рассмотрим следующий условный при- мер. Мы едем по дороге, на которой много поворотов и думаем о том, что прямая дорога была бы более удобной. Но современ- ная дорога зависит от того пути, который был выбран много веков тому назад торговцем мехами, прорубавшем эту дорогу в дремучем лесу, где водились волки. Чтобы избежать встреч с хищниками, он обходил места их обитания. Поскольку он не был хорошим охот- ником, то путь получился не прямой, а с множеством поворотов. По этой дороге позже ездили люди, расширяли ее, вдоль дороги стали вырастать селения, возникла промышленность. Дорогу за- асфальтировали, сделав ее пригодной для современного транспор- та. Но вот настало время ремонтировать дорогу и возник вопрос, не стоит ли сделать эту дорогу прямой? Но тогда придется сносить дома и закрывать фабрики. Конечно, если бы дорогу строили сей-
371 7.3. Институциональные изменения и зависимость от пути развития час, то выбрали бы прямой путь. Но общество уже осуществило инвестиции в эту дорогу и в инфраструктуру, связанную с ней, и вся система будет приспосабливаться к этой дороге: водители бу- дут приобретать соответствующие навыки езды, будут разрабаты- ваться специальные автомобили, рассчитанные на большое коли- чество поворотов и т.д. С помощью этого примера мы теперь проиллюстрируем раз- личные формы зависимости от траектории развития 1. Слабая форма или зависимость от пути развития первой степени. Эта форма имеет место тогда, когда один институцио- нальный (или технологический) результат был бы не хуже аль- тернативного. Каждый хорош по-своему, каждый достаточно эффективен. В прошлом общество осуществило выбор между дву- мя институтами, и этот выбор закрепился. Выбранный институт функционирует не хуже, чем альтернативный, от которого отказа- лись. Примером зависимости от траектории развития этого вида может служить выбор в пользу правостороннего или левосторон- него движения, сделанный в различных странах. 2. Средняя форма или зависимость от траектории развития второй степени. Зависимость от траектории развития этого типа связана с неэффективностью выбранного пути. Она определяется неспособностью индивидов к совершенному предвидению буду- щего, поэтому решения, которые представлялись эффективными ex ante , не всегда могут оказаться эффективными ex post . Если бы мы осуществляли свой выбор сейчас, то выбрали бы другую аль- тернативу, поскольку неэффективность выбора уже очевидна. Но инвестиции в связи с выбранной альтернативой уже осущест- влены, и перестраивать систему неэффективно. Мы сожалеем о сделанном в прошлом выборе, но нет никакого экономического смысла в изменении. В нашем абстрактном примере предполо- жим, что издержки уничтожения волков были равны выгоде от прямой дороги. Развитие могло пойти по любому пути, но первый торговец, который путешествовал через лес, был плохим охотни- ком, поэтому у нас теперь дорога с множеством поворотов. Для этого торговца прямая дорога была более дорогостоящей, но если бы первым прошел хороший охотник, то дорога была бы прямой. Но сейчас издержки выравнивания дороги слишком высоки, и мы лишь сожалеем о том, что было сделано, однако выбор другой аль- тернативы сейчас был бы неэффективным.
372 Глава 7. Институциональная динамика Можно применить эти абстрактные рассуждения к выбору модели корпоративного управления. Любая из моделей корпо- ративного управления имеет свои недостатки и связана с опреде- ленными издержками. В американской системе — это агентские издержки, связанные с положением управляющих, слишком ко- роткий временной горизонт принятия решений, издержки, свя- занные с жесткой вертикальной интеграцией. В германской и японской моделях — это агентские издержки, связанные с финан- совыми институтами, чрезмерные вложения в долгосрочные ин- вестиционные проекты, подавление инновационной активности. Однако переход от одной модели корпоративного управления к другой в каждой из этих стран был бы неэффективным. 3. Сильная форма или зависимость от пути развития третьей степени. Она имеет место тогда, когда ценность новой дороги превышает издержки сноса зданий и строительства новой дороги. Однако мы не строим новую дорогу, потому что кроме невозврат- ных издержек есть еще издержки другого рода, которые препят- ствуют строительству новой дороги, причем эти издержки созда- ются самой старой дорогой и связаны, во-первых, с информаци- ей, которой мы располагаем (и нашей идеологией) и, во-вторых, с общественным выбором и трансакционными издержками по- литических рынков. Сторонники новой дороги, возможно, не имеют никакого влияния в законодательных органах, а те группы, которые связаны со старой дорогой и которые возникли благодаря этой дороге, возможно, весьма влиятельны, и могут блокировать перемены. В этом случае осуществить перемены помешают транс- акционные издержки политических рынков. Возможно также, что информацию, которая помогла бы обосновать выбор новой доро- ги и определить, где должна проходить эта новая дорога, очень трудно оценить, потому что мы ничего не знаем о новой дороге, а когда начинаем над этим задумываться, то наши рассуждения принимают направление, заданное нашими представлениями о «нормальных» дорогах. Имеющиеся в наших головах менталь- ные конструкции, заданные нашим движением по определенной траектории развития, мешают нам выбрать новый путь. Для чело- веческого мышления характерна ограниченность возможностей воображения. Эти пределы определяются опытом и привычным мышлением, которые зависят от той культуры, частью которой является человек. Общество не может эффективно рассуждать о новом пути, потому что у него нет соответствующего словаря, кон-
373 7.3. Институциональные изменения и зависимость от пути развития цепции и даже веры в то, что другой путь вообще может существо- вать. Таким образом, дополнительным источником возможной неэффективности институтов могут быть идеи и идеологические установки, которые определяют те ментальные конструкции, при помощи которых люди обрабатывают информацию, необходимую для принятия решений. При третьей форме зависимости от траектории развития следование по старому пути ведет к результату, который неэффек- тивен, но в этом случае результат можно исправить. Траекторию движения общества в случае зависимости слабой и средней формы нельзя исправить при нашем состоянии знания и тех альтернати- вах, которые доступны. Сильная степень зависимости в принци- пе предполагает возможность исправить траекторию движения, и она в наибольшей степени и привлекает внимание экономистов. Выделенные нами два подхода: оптимистический, рассма- тривающий конкурентный рынок как механизм естественного отбора, и подход, уделяющий основное внимание неэффектив- ным институциональным структурам и зависимости от траекто- рии развития, приводят к различным рекомендациям в области политики. Сторонники эволюционной теории, указывающие на то, что эволюционные процессы в обществе не ведут с неизбеж- ностью к оптимальным результатам, считают желательными не- которые ограниченные формы государственного вмешательства в экономическую жизнь с целью исправления траектории, по кото- рой движется общество.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Формы зависимости от предшествующего пути развития» з дисципліни «Індустріальна економіка»