ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Індустріальна економіка

Модель государства норта
Норт в своей модели попытался соединить оба подхода:
контрактный и эксплуататорский для того чтобы ответить на два
основных вопроса:
1. почему действует тенденция к созданию государствами не-
эффективных прав собственности, что приводит к их неспособ-
ности достичь устойчивого экономического роста?
2. как можно объяснить присущую всем государствам неста-
бильность, которая ведет к экономическим переменам, и, в ко-
нечном счете, к экономическому упадку?
Государство Норт определяет следующим образом: «Госу-
дарство — это организация со сравнительными преимуществами
в осуществлении насилия, распространяющаяся на определен-
ный географический район, границы которого определяются ее
властью над налогоплательщиками. Сущность прав собственно-
сти заключается в праве на исключение, и организация, обладаю-
щая сравнительными преимуществами в насилии, оказывается в
состоянии специфицировать и защитить права собственности»
[North, 1981, p. 21].
Итак, государство — это монополист в применении легаль-
ного насилия. «Легальность в осуществлении насилия государ-
ством, т.е. отсутствие массового неповиновения этому насилию со
стороны подданных, означает, что издержки его применения для
государства в принципе являются наименьшими в сравнении с
другими организациями, также способными применять насилие»
[Тамбовцев, 1998, с. 150].
В своей модели Норт представил государство в виде прави-
теля, цель которого — максимизировать свое богатство или свою
полезность. У этой модели есть три отличительные черты.
1. Государство обменивает ряд услуг, которые можно назвать
«защита и правосудие» на налоги. Поскольку при предоставлении
этих услуг государством достигается экономия от масштаба, об-
щий доход в обществе будет выше, чем в том случае, когда каждый
гражданин самостоятельно защищает свои права собственности.
Эти услуги «защита и правосудие» представляют собой лежащие в
основе организации общества правила игры. Они выполняют дво-
якую роль: во-первых, специфицируют права собственности с це-
лью максимизации ренты, полагающейся правителю и, во-вторых,

350
Глава 6. Институциональная теория государства
в рамках первой цели сокращают трансакционные издержки для
того чтобы обеспечить максимальный выпуск в обществе и, сле-
довательно, увеличить налоговые поступления. Эта вторая цель
проявляется в предоставлении правителем набора общественных
благ и услуг, которые должны снизить издержки заключения и за-
щиты контрактов.
2. Государство имеет право взимать налоги и при этом оно
пытается вести себя как дискриминирующий монополист. Оно
разбивает все население на группы и устанавливает для каждой
группы свои права собственности таким образом, чтобы добить-
ся максимальных поступлений в казну. У разных групп населения
разные возможности противостоять налогообложению (напри-
мер, военные, которые могут повлиять на смену власти в стране,
не платят налогов, а неорганизованное, распыленное сельское на-
селение может платить непосильный налог).
Чтобы собрать налоги, государству нужны сборщики на-
логов, которые выступают в роли агентов, и возникает проблема
агентских отношений. Часть монопольной ренты правителя будет
присвоена оппортунистически ведущими себя исполнителями на
местах. Кроме того, часть ее будет израсходована на контроль ис-
полнителей.
3. Монопольная власть правителя, которая проявляется в
его возможности увеличивать налоги и произвольно менять права
собственности, ограничена, поскольку у правителя есть конкурен-
ты, которые могут предоставлять населению тот же набор услуг.
Кто может выступать в качестве конкурента правителя?
а) Прежде всего это соседние государства. Граждане государ-
ства могут эмигрировать в другую страну, неся при этом опреде-
ленные затраты (выход — «
exit
»). В деспотическом государстве
это могут быть затраты, связанные с пересечением границы, в
том числе и гибель человека. Но и в демократическом государстве
граждане несут весьма значительные издержки в связи с эмигра-
цией. Необходимо отметить, что эти издержки значительно выше,
чем у работников, которые меняют место работы. Эти издержки
вызваны потерей специфических вложений в человеческий капи-
тал (знание родного языка, знание неформальных и юридических
правил своей страны, религия, национальная культура), которые
могут утратить свою ценность при эмиграции, а также специфи-
ческий социальный капитал (семейные, дружеские и деловые

351
6.2. Модель государства Норта
связи, патриотические чувства и т.д.). Поэтому граждане страны
оказываются в большей степени «заперты» в своей родной стране,
чем, например, работники в фирме, и в этой ситуации у правителя
могут усилиться стимулы к оппортунистическому поведению.
б) Далее, это могут быть претенденты на власть внутри стра-
ны. Недовольные граждане могут свергнуть правителя и приве-
сти к власти его соперника, который также может предоставлять
услуги «защита и правосудие». В качестве подобных конкурентов
правителя могут выступать лица или группы, имеющие военную
силу (феодалы) или группы, обладающие ресурсами, необходи-
мыми для обеспечения военной мощи групп, рвущихся к власти.
Конкурентом государства в осуществлении функций специфика-
ции и защиты прав собственности может выступать также органи-
зованная преступность.
Итак, правитель заключает со своими подданными долго-
срочный неявный контракт, который оговаривает условия обмена
общественный благ на налоги. Цена, которую требует правитель,
ограничена его монопольной властью. Там, где соперников (потен-
циальных близких субститутов) нет, там правитель является деспо-
том, диктатором или абсолютным монархом. Чем меньше степень
свободы правителя, тем большая часть доходов остается у поддан-
ных. «Чем более близкими являются субституты, тем меньшей сте-
пенью свободы обладает правитель, и тем большая доля растущего
дохода будет оставаться у избирателей» [North, 1981, p. 27].
Перед правителем стоит двоякая цель: с одной стороны он
должен создать такую структуру прав собственности, которая по-
зволила бы ему максимизировать свой собственный доход; с другой
стороны, он должен создать эффективный набор прав собствен-
ности, чтобы максимизировать доход общества. Если взглянуть
на историю развития современной цивилизации, то мы увидим,
что во всех государствах всегда существовало расхождение между
этими двумя наборами прав собственности, т.е. правила, способ-
ствующие экономическому росту, и правила, максимизирующие
богатство общества, не совпадали. Правитель стремился к макси-
мизации своей полезности в краткосрочном плане, а в долгосроч-
ном плане общество проигрывало. Установленные правителем
правила тормозили экономический рост. Это противоречие, по
мнению Норта, и явилось причиной того, что в большинстве стран
не удавалось поддерживать устойчивый экономический рост.

352
Глава 6. Институциональная теория государства
В качестве примера государства, где расхождение между эти-
ми двумя наборами правил не было столь значительным, Норт
приводит Персию времен царя Дария I. У Персии была репутация
очень богатой страны, но богатство правителей было основано на
богатстве граждан. Дарий установил порядок в государстве, по-
строил хорошие дороги, обеспечивал их охрану, наладил почтовую
связь и стал чеканить единую монету для обмена. Каждый из его
подданных мог обратиться к царю с жалобой на действия чинов-
ников и знал, сколько налогов он должен заплатить царю, не под-
вергаясь разорению. Таким образом, можно сказать, что Дарий
обменивал мир и процветание страны на довольно значительные
налоги [North, 1981].
В каком случае правитель выбирает менее эффективную
структуру прав собственности? В модели Норта возникает два вида
ограничений, с которыми сталкивается правитель: конкурентное
ограничение и ограничение, связанное с наличием трансакцион-
ных издержек. Оба эти вида ограничений приводят к производ-
ству неэффективных прав собственности [Норт, 1993].
Первое ограничение приводит к тому, что правитель будет
избегать установления таких прав собственности, которые ущем-
ляют интересы влиятельных граждан. Положение правителя мо-
жет подвергнуться угрозе в том случае, если богатство или доход
граждан, которые имеют доступ к близким субститутам прави-
теля, уменьшаются в результате изменения прав собственности.
Правитель может поддаваться на угрозы и менять правила игры в
пользу этой группы граждан, даже если эти правила неэффектив-
ны с точки зрения всего общества.
Второе ограничение связано с тем, что эффективные права
собственности могут приводить к более высокому доходу в обще-
стве, но более низким доходам для правителя из-за высоких транс-
акционных издержек сбора налогов. Для того чтобы собрать нало-
ги нужно измерить налоговую базу, организовать сбор налогов и
соответствующий контроль. Часто менее эффективная структура
прав собственности может приносить правителю больший доход.
Государство может торговать монопольными правами и привиле-
гиями вместо того чтобы создавать условия для активной конку-
ренции, поскольку, получив плату за монополию, правитель не
должен создавать сложную систему налогообложения, которая
обеспечивала бы поступление налогов в казну. В качестве при-

353
6.2. Модель государства Норта
мера можно привести Испанию времен Фердинанда и Изабеллы.
Основным источником финансовых поступлений в королевскую
казну была м
е
ста (гильдия овцеводов), которая в обмен на право
овцеводов свободно мигрировать со своими стадами обеспечивала
корону надежным источником дохода, но при этом создала пре-
пятствия для развития земледелия и утверждения прав собствен-
ности, не говоря уже об эрозии почвы.
В заключении необходимо сказать, что возникновение госу-
дарства является важнейшим условием для экономического про-
гресса. Во все исторические времена когда перед индивидами сто-
ял выбор между государством, каким бы эксплуататорским оно ни
было, и анархией, люди выбирали государство.
Олсон и МакГир придерживаются более оптимистического
подхода по сравнению с подходом Норта [McGuire, Olson, 1996].
Они считают, что результат действий правителя, направленных на
максимизацию собственного дохода, не обязательно будет столь
плохим, как это часто предполагается. Они проводят различие
между бандитами-гастролерами и оседлыми бандитами (осед-
лые бандиты и правитель рассматриваются как синонимы). Если
бандит-гастролер стремится максимизировать краткосрочный до-
ход и будет инвестировать средства прежде всего в технологию пе-
рераспределения, то грабежи оседлого бандита приобретают форму
упорядоченного налогообложения, а сам он начинает осуществлять
монополию на грабежи в своих владениях. Поэтому он будет забо-
титься о том, чтобы люди получали побудительный мотив к про-
изводству, который отсутствовал у них, когда их дочиста обирал
бандит-гастролер. Оседлый бандит будет отбирать лишь часть дохо-
дов в виде налогов, оставляя людям стимул добиваться увеличения
доходов. Ведь при изъятии всего дохода у населения не сохранится
физическая возможность для дальнейшего производства и, кроме
того, не будет побудительного мотива к производству, что не ме-
нее важно, поскольку возможности оседлого бандита по контролю
производственной деятельности населения ограничены. При на-
логах существует определенность относительно выплат правителю,
величина налогов определяется заранее и известна плательщику,
поэтому у него появляется стимул к производству, поскольку изли-
шек дохода над налогами он имеет возможность оставить себе.
Олсон обратил внимание на то, что в 1920-е годы значитель-
ная часть Китая находилась под контролем различных диктаторов-

354
Глава 6. Институциональная теория государства
милитаристов. Эти диктаторы, руководившие вооруженными
бандами, захватывали определенную территорию, провозглаша-
ли себя правителями и облагали население налогами. Диктатор-
милитарист Фан Ю-чен был известен решительностью, с кото-
рой он подавлял бандитизм, а также тем, что разгромил сильную
армию бандита-гастролера Белого Волка. Олсон был уверен, что
большинство населения во владениях Фана предпочитали его
присутствие нападениям бандитов-гастролеров [Олсон, 1995б].
У правителя меняется структура стимулов: он становится за-
интересован в том, чтобы создать побудительные мотивы к произ-
водству и обеспечить необходимые для этого условия: пресекать по-
явление бандитов-гастролеров, а также действия своих подданных,
направленные на насильственное перераспределение богатства,
ведь это отвлекает ресурсы от использования их на цели увеличения
налогооблагаемой базы. Действует невидимая рука, которая застав-
ляет правителя действовать в интересах всего общества. «Таким об-
разом, мы сталкиваемся с феноменом «первого благословения не-
видимой руки»: рациональный, руководствующийся собственными
интересами вожак шайки бандитов-гастролеров, как бы ведомый
невидимой рукой, останавливается, закрепляется на месте, потом
надевает корону и приводит на смену анархии власть. Гигантское
увеличение масштабов производства, обыкновенно сопровожда-
ющее установление мирного порядка, и появление прочих обще-
ственных благ приносит оседлому бандиту куда большую добычу,
нежели та, на которую он мог бы рассчитывать, если бы не ввел для
населения властного порядка и управления» [Олсон, 1995б].

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Модель государства норта» з дисципліни «Індустріальна економіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Способи захисту від кредитного ризику
Аудиторський висновок та його види
Аудит збору на обов’язкове державне пенсійне страхування
Кредитування експортно-імпортних операцій
Створення і перегляд Web-сторінок, броузери


Категорія: Індустріальна економіка | Додав: koljan (19.10.2011)
Переглядів: 2619 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП