ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Індустріальна економіка

Защита третьей стороной. Механизм репутации
До сих пор мы обсуждали способы защиты контрактов, при
которой контролером была первая или вторая сторона. В этом раз-
деле мы рассмотрим ситуацию когда в качестве контролера будет
выступать третья сторона — неформальная группа, все члены ко-
торой следят за соблюдением членами группы контрактных обя-
зательств. Речь пойдет о механизме многосторонней репутации.
Люди часто предпочитают иметь дело с теми, кого они хоро-
шо знают. Репутацию можно рассматривать как важное средство

101
2.2. Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии
обеспечения выполнения контрактных обязательств. Механизм
репутации может быть двусторонним и многосторонним.
Обсуждая выше «самовыполняющееся соглашение», мы
фактически рассматривали двусторонний механизм репутации,
при котором сторона, чьи права были нарушены, отвечает на это
нарушение прекращением сотрудничества. Каждый игрок гово-
рит другому игроку: «Пока ты выполняешь соглашение, которое
приносит нам те выигрыши, которые являются нашей целью,
мы будем продолжать сотрудничать. Но если ты попытаешься
воспользоваться преимуществом в краткосрочном периоде, ты
будешь наказан». До тех пор, пока наказание, которое включает
потерю выигрыша от сотрудничества в будущем, представляется
достаточно большим по сравнению с выгодами от кооперации,
ни одна из сторон соглашения не будет нарушать его, и это со-
глашение станет самовыполняющимся [Kreps, 1990, p. 102—103].
При двустороннем механизме репутации выигрыши для игрока В,
который должен оправдать доверие, должны в данной сделке быть
выше, чем выигрыши, которые могут быть предложены ему в дру-
гих сделках. В этом случае он будет заинтересован в продолжении
сотрудничества.
Механизм двусторонней репутации работает только в повто-
ряющихся взаимодействиях, поэтому для его работы очень важна
высокая вероятность продолжения сделки. В индивидуалистиче-
ских обществах*, в которых основным средством защиты контрак-
* Различаются коллективистские и индивидуалистические общества. В кол-
лективистских обществах, к которым относятся большинство развивающихся
стран, социальная структура «сегментирована», каждый индивид поддерживает
социальные и экономические связи в основном с членами отдельных религиоз-
ных, этнических или семейных групп, в которых защита контракта осуществляется
с помощью неформальных экономических и социальных институтов. Члены кол-
лективистских обществ ощущают вовлеченность в жизнь других членов группы, к
которой они принадлежат. В то же время между членами разных групп социальные
и экономические связи не развиваются. В индивидуалистических обществах соци-
альная структура, наоборот, является «интегрированной». Это означает, что сделки
заключаются между людьми, принадлежащими к различным группам, и индивиды
часто переходят из одной группы в другую. В этих обществах ценится уверенность
человека в своих собственных силах, а защита контрактов осуществляется с помо-
щью специализированных организаций (например, судов). Грейф рассматривает
действие механизма двусторонней репутации на примере индивидуалистическо-
го общества — Генуи XII века, а многосторонней репутации на примере коалиции
Магрибских купцов [Greif, 1994].

102
Глава 2. Трансакционные издержки
та до появления правовой системы был двусторонний механизм
репутации, возникает семейная фирма — товарищество с неогра-
ниченной и солидарной ответственностью, которая должна была
уменьшить вероятность прекращения отношений. Отдельный ку-
пец, нанимающий агента, мог разориться или умереть. В отличие
от отдельного купца, семейная фирма обладает вечной жизнью
(perpetual life) и объединяет капиталы всей семьи, поэтому веро-
ятность ее банкротства ниже, чем у отдельного купца. В семейной
фирме богатство не делилось, а целиком переходило по наслед-
ству от отца к сыну и таким образом семейная фирма повышала
надежность отношений найма с агентом.
Чем ценнее будущие взаимодействия, тем надежнее будет
механизм двусторонней репутации. Эффективность его работы
зависит также от терпения экономических агентов (чем ниже нор-
ма дисконта игрока В, тем надежнее механизм репутации) и от
альтернативного дохода, который игрок В может получить в дру-
гом месте. С ростом альтернативного дохода эффективность сдер-
живания игрока В от обмана с помощью механизма двусторонней
репутации убывает. Механизм двусторонней репутации будет до-
статочно эффективен на неактивном рынке (thin market), где дей-
ствует небольшое число продавцов и покупателей и где игроку В
трудно найти замену игроку А в случае обмана со стороны игрока
В и последующего отказа игрока А от продолжения отношений.
Обманщику на неактивном рынке придется долго ждать, пока
распадется другая сделка и освободится партнер для установления
с ним отношений.
В реальном мире, где терпение экономических агентов, т.е.,
выражаясь языком экономической теории, их временные пред-
почтения (норма дисконта) различаются, игрок, находящийся в
уязвимом положении и подвергающийся риску, захочет проверить
нового партнера. Отношения начнутся с небольшого объема сдел-
ки, возможно, потребуются невозвратные инвестиции со стороны
игрока, который дает обещание, например, ему придется дарить
подарок в самом начале отношений. Все это повышает издержки
нарушения контракта. Можно сделать вывод, что механизм дву-
сторонней репутации предоставляет только весьма ограниченную
и достаточно дорогостоящую защиту контракта. Отношения, под-
держиваемые механизмом двусторонней репутации, потребуют
невозвратных издержек для установления доверия.

103
2.2. Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии
Многосторонний механизм репутации может поддерживать
обмен в гораздо большем спектре ситуаций по сравнению с дву-
сторонним механизмом репутации. Он позволяет контролировать
больше видов поведения, при нем лучше осуществляется обмен
информацией и санкции по отношению к тем, кто обманывает.
При механизме многосторонней репутации игрок В, который дол-
жен оправдать доверие, сотрудничает не с одним игроком А, а со
многими. При многосторонней репутации важно, чтобы все игро-
ки А знали о поведении игрока В в прошлом, и чтобы все игро-
ки А учитывали это прошлое поведение при принятии решений
о том, доверять игроку В или нет. Санкции при многостороннем
механизме репутации осуществляют и те лица, которые не были
обмануты нечестным игроком. Каждый игрок распространяет ин-
формацию о нарушении и в свою очередь ожидает получение ин-
формации от других игроков.
Обычно многосторонний механизм репутации — это связи,
основанные на социальных структурах, нормах поведения и куль-
турных верованиях. При этом механизме экономические институ-
ты накладываются на определенную социальную структуру, и со-
циальные санкции дополняют, а иногда даже заменяют санкции
экономические. Механизм многосторонней репутации характе-
рен для коллективистских обществ.
Механизм многосторонней репутации более действенен с
точки зрения сдерживания оппортунистического поведения по
сравнению с механизмом двусторонней репутации. Он позволяет
заключать сделку, даже если отношения между игроками не будут
повторяться. Однако для его нормального функционирования не-
обходимо решить ряд возникающих проблем.
Во-первых, иногда бывает трудно решить, действительно ли
одна из сторон вела себя недобросовестно. Стороны могут иметь
различное представление о том, что является правильным и до-
стойным. Между сторонами контракта может возникнуть спор,
который в современном мире обычно решается в суде. В простой
модели механизма репутации все аутсайдеры по отношению к
данной сделке, при выполнении которой возник этот спор, долж-
ны принять решение о том, какая из сторон виновна в наруше-
нии контракта, и сделать соответствующие выводы о репутации
сторон. Издержки и сложности принятия подобных решений,
необходимость в которых возникает постоянно, могут подорвать

104
Глава 2. Трансакционные издержки
эффективность системы доверия, основанной на механизме репу-
тации. Поэтому появляются разнообразные институты и практи-
ка, которые должны решить эту проблему и поддержать действие
механизма репутации. В средневековой Европе, например, для
решения этой проблемы возникла система частного коммерче-
ского права — lex mercatoria — и институт неформальных судей,
которые решали споры и распространяли в среде купцов инфор-
мацию о нарушителях. Подобные частные механизмы, видимо
использовались на ярмарках Шампани, служившими центрами
торговли между северной и южной Европой в XII и XIII веках. В
качестве судьи выступал купец. которого выбирался купеческим
сообществом [Milgrom et al., 1990]. Именно эти неформальные су- [Milgrom et al., 1990]. Именно эти неформальные су-Именно эти неформальные су-
дьи (private judges) были способны привести в действие механизм
многосторонней репутации посредством контроля информации,
который создает соответствующие стимулы, заставляющие куп-
цов участвовать в наказании обманщиков. У судьи не было воз-
можности принуждать торговца к исполнению своего решения,
если тот покидал центр торговли, но он мог удостоверить прошлое
поведение купца и вел учет всех купцов, обманувших в прошлом
[Greif, 1992, p. 132].
В настоящее время в Северных провинциях Китая сложи-
лись неформальные сети (networks), которые объединяют лю-networks), которые объединяют лю-), которые объединяют лю-
дей, хорошо знавших друг друга в прошлом (с детства, по службе
в Народной Освободительной Армии Китая, по учебе в высших
учебных заведениях и т.д.). Функционирование этих неформаль-
ных сетей основано на механизме репутации. Люди, входящие в
эти сети, могут заключать формальные контракты и даже обраща-
ются в суд для решения возникшего спора, но стороны никогда не
пользуются судебной системой в целях принуждения к соблюде-
нию контрактов, а полагаются на действие механизма репутации.
Если спор решен в суде и проигравшая сторона отказывается вы-
полнять условия договора, то она может быть исключена из этой
неформальной сети: информация распространяется среди членов
данной неформальной группы, и они отказываются иметь дело с
нарушителем. Угроза подобных санкций является надежным спо-
собом защиты контрактов. Судебная же система используется для
того, чтобы преодолеть недостаток механизма репутации, связан-
ный со сложностями решения споров между сторонами [Krug,
Polos, 2000].

105
2.2. Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии
Во-вторых, возможно возникновение проблемы безбилетни-
ка при осуществлении санкций, что осложняет действие механизма
репутации. Санкции должны осуществляться всеми членами сооб-
щества, иначе механизм репутации не будет действовать. А члены
сообщества или отдельные группы могут иметь свои собственные
интересы, и если применение санкций требует слишком больших
издержек, то люди могут отказаться подчиниться правилам игры,
не осуществлять наказание той стороны, которая нарушила обяза-
тельство, и механизм репутации перестанет действовать. Поэтому
простого многостороннего механизма репутации может быть не-
достаточно для того, чтобы обеспечить действенность санкций за
нарушение принятых обязательств, и возникает необходимость в
создании специальной организации, поддерживающей механизм
репутации с помощью положительных или отрицательных стиму-
лов, которые она будет создавать для своих членов.
Пример: Внутренняя дисциплина в Ганзейской лиге.
Для того чтобы обмен мог развиваться, должна существовать
определенная институциональная среда, в которой купцы и их
имущество были бы в безопасности. Средневековые купеческие
гильдии представляли собой группы иностранных купцов, торго-
вавших в одном городе. С городом купцы заключали соглашение
о защите торговцев от краж со стороны местных жителей. Если го-
род не выполнял свои обязательства, то единственное, что могли
сделать купцы, — это отказаться вести торговлю в этом городе. Но
при этом весьма остро стояла проблема безбилетника. В основные
торговые центры Европы, особенно в город Брюгге, купцы съез-
жались из различных городов, а это особенно затрудняло наложе-
ние эмбарго на торговлю с этим городом. Город имел возможность
предложить другим купцам более выгодные условия торговли и
тем самым создать соответствующие стимулы для появления без-
билетников. Грейф, Мильгром и Вейнгаст считают, что купеческие
гильдии возникли как институт, осуществлявший координацию
ответных действий купцов по отношению к тем городам, которые
нарушили условия соглашений о торговле [Greif et al., 1994].
В 1280 году в результате конфликта, возникшего в связи с
тем, что город Брюгге нарушил свои обязательства по обеспече-
нию физической защиты немецких купцов, купеческая гильдия
немецких купцов — Kontor — попыталась наложить запрет на
торговлю с Брюгге, перенеся торговлю в город Аарденбург. Но это

106
Глава 2. Трансакционные издержки
эмбарго не удалось поддержать, так как Брюгге предложил специ-
альные условия торговли купцам из других немецких городов, ко-
торым даже понравилось отсутствие конкуренции. Поэтому угроза
санкций со стороны гильдии немецких купцов не была надежной,
и Брюгге применял по отношению к немецким купцам менее вы-
годные условия, чем по отношению к гильдиям итальянских или
испанских купцов, которые были лучше организованы и могли
создать достоверную угрозу санкций. В ответ на подобные неуда-
чи купеческие гильдии немецких городов объединились в новую,
более широкую организацию — Ганзу или Ганзейскую Лигу. Если
Ганза объявляла эмбарго на торговлю с городом, а купцы нарушали
эмбарго, то их родной город мог сам подвергнуться эмбарго, или
купцам, нарушившим эмбарго, отказывались продавать товары в
других городах-членах Лиги. В 1358 году Ганза наложила эмбарго
на торговлю с городом Брюгге, и город предложил особые условия
городу Колонья, который входил в Ганзейскую Лигу, а также горо-
ду Кампен, который не входил в Лигу. Кампен, согласился торго-
вать с Брюгге, а Колонья ответила отказом. Строгая дисциплина в
Ганзейской Лиге помогла поддержать эмбарго, и Брюгге пришлось
соблюдать свои обязательства перед купцами [Greif et al., 1994].
Организации, подобные Ганзе, которые поддерживали дей-
ствие механизма репутации, выполняли очень важную функцию,
способствующую повышению эффективности обмена. Они содей-
ствовали созданию надежных обязательств (credible commitment)
со стороны города или правителя, а если город или правитель не
могли взять на себя обязательства честного поведения по отноше-
нию к купцам, то достичь эффективного объема торговли не уда-
валось, что лишало правителей налоговых поступлений. Именно
поэтому правители часто сотрудничали с иностранными купцами
при создании гильдий.
Механизм многосторонней репутации эффективен в статич-
ной среде, где правила, управляющие обменом и определяющие
наказание, относительно стабильны и часто не меняются, так как
этот механизм основан на ожиданиях одних агентов относительно
определенного поведения других агентов, и в нем нет механизма,
который приспосабливал бы эти ожидания к меняющимся усло-
виям. Оптимальная величина группы, где действует механизм
многосторонней репутации, определяется скоростью распро-
странения информации о поведении членов группы. С развитием

107
2.2. Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии
рынков и ростом населения относительная эффективность меха-
низма многосторонней репутации падает и основную роль в за-
щите контрактов начинает играть правовой механизм. В Западной
Европе в конце позднего Cредневековья и в начале Нового вре-
мени на смену купеческим кодексам поведения приходит система
государственного принуждения, при которой наказание не зави-
сит от децентрализованного поведения купцов по отношению к
обманщикам, которые отказывались выполнять решение судьи,
применялись меры государственного воздействия — тюремное
заключение или конфискация имущества. Вмешательство госу-
дарства привело к снижению трансакционных издержек контроля
исполнения контракта в условиях расширяющихся географиче-
ских границ рынков.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Защита третьей стороной. Механизм репутации» з дисципліни «Індустріальна економіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Банки в ролі андеррайтерів
ФОРМИ ФІНАНСУВАННЯ ПІДПРИЄМСТВ
Планування діяльності аудиторських фірм
Стандартизація в галузі телекомунікацій. Організації — розробники...
Аудит надзвичайних доходів і витрат


Категорія: Індустріальна економіка | Додав: koljan (19.10.2011)
Переглядів: 1482 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП