До сих пор мы обсуждали способы защиты контрактов, при которой контролером была первая или вторая сторона. В этом раз- деле мы рассмотрим ситуацию когда в качестве контролера будет выступать третья сторона — неформальная группа, все члены ко- торой следят за соблюдением членами группы контрактных обя- зательств. Речь пойдет о механизме многосторонней репутации. Люди часто предпочитают иметь дело с теми, кого они хоро- шо знают. Репутацию можно рассматривать как важное средство
101 2.2. Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии обеспечения выполнения контрактных обязательств. Механизм репутации может быть двусторонним и многосторонним. Обсуждая выше «самовыполняющееся соглашение», мы фактически рассматривали двусторонний механизм репутации, при котором сторона, чьи права были нарушены, отвечает на это нарушение прекращением сотрудничества. Каждый игрок гово- рит другому игроку: «Пока ты выполняешь соглашение, которое приносит нам те выигрыши, которые являются нашей целью, мы будем продолжать сотрудничать. Но если ты попытаешься воспользоваться преимуществом в краткосрочном периоде, ты будешь наказан». До тех пор, пока наказание, которое включает потерю выигрыша от сотрудничества в будущем, представляется достаточно большим по сравнению с выгодами от кооперации, ни одна из сторон соглашения не будет нарушать его, и это со- глашение станет самовыполняющимся [Kreps, 1990, p. 102—103]. При двустороннем механизме репутации выигрыши для игрока В, который должен оправдать доверие, должны в данной сделке быть выше, чем выигрыши, которые могут быть предложены ему в дру- гих сделках. В этом случае он будет заинтересован в продолжении сотрудничества. Механизм двусторонней репутации работает только в повто- ряющихся взаимодействиях, поэтому для его работы очень важна высокая вероятность продолжения сделки. В индивидуалистиче- ских обществах*, в которых основным средством защиты контрак- * Различаются коллективистские и индивидуалистические общества. В кол- лективистских обществах, к которым относятся большинство развивающихся стран, социальная структура «сегментирована», каждый индивид поддерживает социальные и экономические связи в основном с членами отдельных религиоз- ных, этнических или семейных групп, в которых защита контракта осуществляется с помощью неформальных экономических и социальных институтов. Члены кол- лективистских обществ ощущают вовлеченность в жизнь других членов группы, к которой они принадлежат. В то же время между членами разных групп социальные и экономические связи не развиваются. В индивидуалистических обществах соци- альная структура, наоборот, является «интегрированной». Это означает, что сделки заключаются между людьми, принадлежащими к различным группам, и индивиды часто переходят из одной группы в другую. В этих обществах ценится уверенность человека в своих собственных силах, а защита контрактов осуществляется с помо- щью специализированных организаций (например, судов). Грейф рассматривает действие механизма двусторонней репутации на примере индивидуалистическо- го общества — Генуи XII века, а многосторонней репутации на примере коалиции Магрибских купцов [Greif, 1994].
102 Глава 2. Трансакционные издержки та до появления правовой системы был двусторонний механизм репутации, возникает семейная фирма — товарищество с неогра- ниченной и солидарной ответственностью, которая должна была уменьшить вероятность прекращения отношений. Отдельный ку- пец, нанимающий агента, мог разориться или умереть. В отличие от отдельного купца, семейная фирма обладает вечной жизнью (perpetual life) и объединяет капиталы всей семьи, поэтому веро- ятность ее банкротства ниже, чем у отдельного купца. В семейной фирме богатство не делилось, а целиком переходило по наслед- ству от отца к сыну и таким образом семейная фирма повышала надежность отношений найма с агентом. Чем ценнее будущие взаимодействия, тем надежнее будет механизм двусторонней репутации. Эффективность его работы зависит также от терпения экономических агентов (чем ниже нор- ма дисконта игрока В, тем надежнее механизм репутации) и от альтернативного дохода, который игрок В может получить в дру- гом месте. С ростом альтернативного дохода эффективность сдер- живания игрока В от обмана с помощью механизма двусторонней репутации убывает. Механизм двусторонней репутации будет до- статочно эффективен на неактивном рынке (thin market), где дей- ствует небольшое число продавцов и покупателей и где игроку В трудно найти замену игроку А в случае обмана со стороны игрока В и последующего отказа игрока А от продолжения отношений. Обманщику на неактивном рынке придется долго ждать, пока распадется другая сделка и освободится партнер для установления с ним отношений. В реальном мире, где терпение экономических агентов, т.е., выражаясь языком экономической теории, их временные пред- почтения (норма дисконта) различаются, игрок, находящийся в уязвимом положении и подвергающийся риску, захочет проверить нового партнера. Отношения начнутся с небольшого объема сдел- ки, возможно, потребуются невозвратные инвестиции со стороны игрока, который дает обещание, например, ему придется дарить подарок в самом начале отношений. Все это повышает издержки нарушения контракта. Можно сделать вывод, что механизм дву- сторонней репутации предоставляет только весьма ограниченную и достаточно дорогостоящую защиту контракта. Отношения, под- держиваемые механизмом двусторонней репутации, потребуют невозвратных издержек для установления доверия.
103 2.2. Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии Многосторонний механизм репутации может поддерживать обмен в гораздо большем спектре ситуаций по сравнению с дву- сторонним механизмом репутации. Он позволяет контролировать больше видов поведения, при нем лучше осуществляется обмен информацией и санкции по отношению к тем, кто обманывает. При механизме многосторонней репутации игрок В, который дол- жен оправдать доверие, сотрудничает не с одним игроком А, а со многими. При многосторонней репутации важно, чтобы все игро- ки А знали о поведении игрока В в прошлом, и чтобы все игро- ки А учитывали это прошлое поведение при принятии решений о том, доверять игроку В или нет. Санкции при многостороннем механизме репутации осуществляют и те лица, которые не были обмануты нечестным игроком. Каждый игрок распространяет ин- формацию о нарушении и в свою очередь ожидает получение ин- формации от других игроков. Обычно многосторонний механизм репутации — это связи, основанные на социальных структурах, нормах поведения и куль- турных верованиях. При этом механизме экономические институ- ты накладываются на определенную социальную структуру, и со- циальные санкции дополняют, а иногда даже заменяют санкции экономические. Механизм многосторонней репутации характе- рен для коллективистских обществ. Механизм многосторонней репутации более действенен с точки зрения сдерживания оппортунистического поведения по сравнению с механизмом двусторонней репутации. Он позволяет заключать сделку, даже если отношения между игроками не будут повторяться. Однако для его нормального функционирования не- обходимо решить ряд возникающих проблем. Во-первых, иногда бывает трудно решить, действительно ли одна из сторон вела себя недобросовестно. Стороны могут иметь различное представление о том, что является правильным и до- стойным. Между сторонами контракта может возникнуть спор, который в современном мире обычно решается в суде. В простой модели механизма репутации все аутсайдеры по отношению к данной сделке, при выполнении которой возник этот спор, долж- ны принять решение о том, какая из сторон виновна в наруше- нии контракта, и сделать соответствующие выводы о репутации сторон. Издержки и сложности принятия подобных решений, необходимость в которых возникает постоянно, могут подорвать
104 Глава 2. Трансакционные издержки эффективность системы доверия, основанной на механизме репу- тации. Поэтому появляются разнообразные институты и практи- ка, которые должны решить эту проблему и поддержать действие механизма репутации. В средневековой Европе, например, для решения этой проблемы возникла система частного коммерче- ского права — lex mercatoria — и институт неформальных судей, которые решали споры и распространяли в среде купцов инфор- мацию о нарушителях. Подобные частные механизмы, видимо использовались на ярмарках Шампани, служившими центрами торговли между северной и южной Европой в XII и XIII веках. В качестве судьи выступал купец. которого выбирался купеческим сообществом [Milgrom et al., 1990]. Именно эти неформальные су- [Milgrom et al., 1990]. Именно эти неформальные су-Именно эти неформальные су- дьи (private judges) были способны привести в действие механизм многосторонней репутации посредством контроля информации, который создает соответствующие стимулы, заставляющие куп- цов участвовать в наказании обманщиков. У судьи не было воз- можности принуждать торговца к исполнению своего решения, если тот покидал центр торговли, но он мог удостоверить прошлое поведение купца и вел учет всех купцов, обманувших в прошлом [Greif, 1992, p. 132]. В настоящее время в Северных провинциях Китая сложи- лись неформальные сети (networks), которые объединяют лю-networks), которые объединяют лю-), которые объединяют лю- дей, хорошо знавших друг друга в прошлом (с детства, по службе в Народной Освободительной Армии Китая, по учебе в высших учебных заведениях и т.д.). Функционирование этих неформаль- ных сетей основано на механизме репутации. Люди, входящие в эти сети, могут заключать формальные контракты и даже обраща- ются в суд для решения возникшего спора, но стороны никогда не пользуются судебной системой в целях принуждения к соблюде- нию контрактов, а полагаются на действие механизма репутации. Если спор решен в суде и проигравшая сторона отказывается вы- полнять условия договора, то она может быть исключена из этой неформальной сети: информация распространяется среди членов данной неформальной группы, и они отказываются иметь дело с нарушителем. Угроза подобных санкций является надежным спо- собом защиты контрактов. Судебная же система используется для того, чтобы преодолеть недостаток механизма репутации, связан- ный со сложностями решения споров между сторонами [Krug, Polos, 2000].
105 2.2. Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии Во-вторых, возможно возникновение проблемы безбилетни- ка при осуществлении санкций, что осложняет действие механизма репутации. Санкции должны осуществляться всеми членами сооб- щества, иначе механизм репутации не будет действовать. А члены сообщества или отдельные группы могут иметь свои собственные интересы, и если применение санкций требует слишком больших издержек, то люди могут отказаться подчиниться правилам игры, не осуществлять наказание той стороны, которая нарушила обяза- тельство, и механизм репутации перестанет действовать. Поэтому простого многостороннего механизма репутации может быть не- достаточно для того, чтобы обеспечить действенность санкций за нарушение принятых обязательств, и возникает необходимость в создании специальной организации, поддерживающей механизм репутации с помощью положительных или отрицательных стиму- лов, которые она будет создавать для своих членов. Пример: Внутренняя дисциплина в Ганзейской лиге. Для того чтобы обмен мог развиваться, должна существовать определенная институциональная среда, в которой купцы и их имущество были бы в безопасности. Средневековые купеческие гильдии представляли собой группы иностранных купцов, торго- вавших в одном городе. С городом купцы заключали соглашение о защите торговцев от краж со стороны местных жителей. Если го- род не выполнял свои обязательства, то единственное, что могли сделать купцы, — это отказаться вести торговлю в этом городе. Но при этом весьма остро стояла проблема безбилетника. В основные торговые центры Европы, особенно в город Брюгге, купцы съез- жались из различных городов, а это особенно затрудняло наложе- ние эмбарго на торговлю с этим городом. Город имел возможность предложить другим купцам более выгодные условия торговли и тем самым создать соответствующие стимулы для появления без- билетников. Грейф, Мильгром и Вейнгаст считают, что купеческие гильдии возникли как институт, осуществлявший координацию ответных действий купцов по отношению к тем городам, которые нарушили условия соглашений о торговле [Greif et al., 1994]. В 1280 году в результате конфликта, возникшего в связи с тем, что город Брюгге нарушил свои обязательства по обеспече- нию физической защиты немецких купцов, купеческая гильдия немецких купцов — Kontor — попыталась наложить запрет на торговлю с Брюгге, перенеся торговлю в город Аарденбург. Но это
106 Глава 2. Трансакционные издержки эмбарго не удалось поддержать, так как Брюгге предложил специ- альные условия торговли купцам из других немецких городов, ко- торым даже понравилось отсутствие конкуренции. Поэтому угроза санкций со стороны гильдии немецких купцов не была надежной, и Брюгге применял по отношению к немецким купцам менее вы- годные условия, чем по отношению к гильдиям итальянских или испанских купцов, которые были лучше организованы и могли создать достоверную угрозу санкций. В ответ на подобные неуда- чи купеческие гильдии немецких городов объединились в новую, более широкую организацию — Ганзу или Ганзейскую Лигу. Если Ганза объявляла эмбарго на торговлю с городом, а купцы нарушали эмбарго, то их родной город мог сам подвергнуться эмбарго, или купцам, нарушившим эмбарго, отказывались продавать товары в других городах-членах Лиги. В 1358 году Ганза наложила эмбарго на торговлю с городом Брюгге, и город предложил особые условия городу Колонья, который входил в Ганзейскую Лигу, а также горо- ду Кампен, который не входил в Лигу. Кампен, согласился торго- вать с Брюгге, а Колонья ответила отказом. Строгая дисциплина в Ганзейской Лиге помогла поддержать эмбарго, и Брюгге пришлось соблюдать свои обязательства перед купцами [Greif et al., 1994]. Организации, подобные Ганзе, которые поддерживали дей- ствие механизма репутации, выполняли очень важную функцию, способствующую повышению эффективности обмена. Они содей- ствовали созданию надежных обязательств (credible commitment) со стороны города или правителя, а если город или правитель не могли взять на себя обязательства честного поведения по отноше- нию к купцам, то достичь эффективного объема торговли не уда- валось, что лишало правителей налоговых поступлений. Именно поэтому правители часто сотрудничали с иностранными купцами при создании гильдий. Механизм многосторонней репутации эффективен в статич- ной среде, где правила, управляющие обменом и определяющие наказание, относительно стабильны и часто не меняются, так как этот механизм основан на ожиданиях одних агентов относительно определенного поведения других агентов, и в нем нет механизма, который приспосабливал бы эти ожидания к меняющимся усло- виям. Оптимальная величина группы, где действует механизм многосторонней репутации, определяется скоростью распро- странения информации о поведении членов группы. С развитием
107 2.2. Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии рынков и ростом населения относительная эффективность меха- низма многосторонней репутации падает и основную роль в за- щите контрактов начинает играть правовой механизм. В Западной Европе в конце позднего Cредневековья и в начале Нового вре- мени на смену купеческим кодексам поведения приходит система государственного принуждения, при которой наказание не зави- сит от децентрализованного поведения купцов по отношению к обманщикам, которые отказывались выполнять решение судьи, применялись меры государственного воздействия — тюремное заключение или конфискация имущества. Вмешательство госу- дарства привело к снижению трансакционных издержек контроля исполнения контракта в условиях расширяющихся географиче- ских границ рынков.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Защита третьей стороной. Механизм репутации» з дисципліни «Індустріальна економіка»