ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Індустріальна економіка

Издержки измерения
Люди будут совершать обмен только в том случае, если они
считают, что благо, которое они получают, имеет для них большую
ценность, чем благо, с которым они расстаются. Но для того что-
бы у людей возникло подобное впечатление, им необходимо про-
извести измерение характеристик обмениваемых благ. Некоторые
измерения осуществить достаточно легко, в то время как измере-
ние других характеристик связано со значительными трудностями.
Например, легко определить вес яблока, так как взвешивание — это
достаточно точная операция, и она осуществляется обычно с не-
большими затратами. Единая система мер и весов позволяет су-
щественно снизить издержки измерения количества блага. А вот
вкусовые качества этого яблока могут стать для нас сюрпризом,
и не всегда приятным. Потенциальные ошибки при взвешивании
и при определении других характеристик допускают возможность
манипулирования со стороны продавца, и поэтому требуют от по-
купателя принятия определенных мер предосторожности. Но при
этом происходит увеличение трансакционных издержек обмена.
Издержки измерения качественных характеристик блага могут
быть настолько велики, что общие издержки измерения превы-
сят выгоду от данного блага, что приведет к его обесцениванию.
Измерение качественных характеристик блага проводится до тех
пор, пока предельные издержки измерения не сравняются с пре-
дельными выгодами от измерения. Поэтому некоторые характе-
ристики блага остаются не выявленными и не измеренными. Во
многих случаях измерение качественных характеристик товара
или услуги сопряжено с бóльшими издержками, чем поиск цены
этого продукта [Barzel, 1982].
Стандартная экономическая теория имеет дело только с дву-
мя характеристиками — количеством блага и его ценой. В усло-
виях полной информации все разнообразные характеристики
блага можно было бы измерить и оценить без издержек, поэто-
му стандартная экономическая теория до недавнего времени иг-
норировала качественные характеристики обмениваемых благ.

78
Глава 2. Трансакционные издержки
Неоклассическая теория предлагает обойти проблему различий в
качестве товаров, рассматривая два товара одного и того же вида,
но различного качества, как два разных товара. Трансакционные
издержки измерения качественных характеристик блага при этом
не учитываются, поэтому и форма организации сделки, выбор
типа контракта не имеет никакого значения.
Неоинституциональная теория, в отличие от стандартной
теории, интересуется вопросом о том, как неопределенность в от-
ношении качественных характеристик благ воздействует на орга-
низацию производства и обмена [Эггертсон, 2001, с. 40]. Одна из
основных идей этой теории состоит в том, что издержки измере-
ния оказывают влияние на выбор типа контракта, заключаемого
сторонами, на организацию рынков и на экономические инсти-
туты. Если издержки измерения возрастают, то экономические
агенты будут стараться заключить контракт такого типа, который
позволит их сократить.
Качественные характеристики одних благ можно измерить,
затрачивая определенные усилия и время при совершении обме-
на, качество других можно измерить лишь в процессе потребле-
ния блага. Можно выделить три различные категории товаров или
услуг в зависимости от тех трансакционных издержек измерения
качества, которые возникают при их приобретении:
1. блага, оцениваемые в ходе поиска (search goods), их назы-
вают поисковыми или исследуемыми товарами;
2. блага, оцениваемые опытным путем, их иногда называют
также
экспериментальными
или
опытными
товарами (
experience
goods
). Различие между благами, оцениваемыми в ходе поис-
ка, и благами, оцениваемыми опытным путем, выявил Филипп
Нельсон [Nelson, 1970]. Согласно его определению, качество благ
первого типа можно установить путем осмотра, предшествующего
покупке, тогда как измерить качество блага, однозначно относя-
щегося ко второму типу, можно только в процессе потребления
этого блага. Примером экспериментальных благ могут служить
консервы. Одежда может служить примером товара, в котором
преобладают характеристики, определяемые в процессе покупки,
т.е. поисковые характеристики;
3. к третьей категории относятся блага, качество которых
сложно измерить и при покупке, и в процессе потребления, ре-
зультаты использования или потребления этих благ становятся

79
2.2. Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии
известны лишь годы спустя после покупки или вообще остаются
не известны покупателю. В литературе их называют «доверитель-
ными товарами» (credence goods). Этот термин был предложен М.
Дарби и Е. Карни [Darbi, Karni, 1973]. Классическим примером
доверительного товара может служить ремонт, медицинское об-
служивание. У продавцов доверительных товаров возникают силь-
ные стимулы предлагать те услуги, в которых покупатель не нуж-
дается, т.е. производить ремонт, в котором не было неотложной
необходимости и т.п. Существует несколько способов снижения
издержек измерения качественных характеристик доверительных
товаров, хотя ни один из них не является совершенным, в числе
которых — установление долгосрочных отношений с клиентами и
создание репутации.
В некоторых видах сделок качественные характеристики бла-
га, имеющие существенное значение для сделки, могут быть неиз-
вестны обеим сторонам — и покупателю, и продавцу. Например,
когда горнодобывающая компания покупает участок земли, где
имеются залежи руды, точные запасы месторождения могут быть
не известны ни компании-покупателю, ни продавцу. В подобной
ситуации вполне вероятно, что обе стороны захотят собрать ин-
формацию о качественных характеристиках предмета сделки, ведь
более информированная сторона сможет получить преимущество
в процессе переговоров, воспользовавшись неведением контра-
гента. Это означает, что обе стороны понесут в данном случае из-
держки, связанные со сбором информации.
Эти издержки сбора информации с точки зрения всего обще-
ства будут рассматриваться как потери, ведь они не увеличива-
ют совокупное богатство общества, а благо все равно перейдет к
тому лицу, которое ценит его наиболее высоко, вот только цена, о
которой договорятся стороны, будет зависеть от степени инфор-
мированности сторон. Если информация не воздействует на про-
изводство блага или на размещение ресурсов, то эта информация
служит лишь цели перераспределения богатства в пользу более
информированной стороны. Мы назовем эту информацию
пере-
распределительной
[Hirschleifer, 1971]. Затраты на поиск подобного
рода информации приводят к уменьшению совокупного богатства
общества.
Избыточное производство информации имеет место в сле-
дующих случаях:

80
Глава 2. Трансакционные издержки
а) сбор информации осуществляет не та сторона, которая мо-
жет сделать это наиболее эффективно;
б) происходит дублирование производства информации, ког-
да ее сбором занимаются обе стороны;
в) информация производится преждевременно, т.е. до того
момента, когда она станет необходимой для принятия решений о
размещении ресурсов.
Экономические агенты находят способы уменьшить транс-
акционные издержки, возникающие в связи с необходимостью
сбора информации о качественных характеристиках блага, раз-
нообразные институты возникают как средство экономии транс-
акционных издержек. Сложившиеся формы деловой практики по-
зволяют избегать дублирования измерения качества, производить
его один раз, что и делает та сторона (продавец или покупатель),
которая может произвести это измерение с меньшими издержками.
Рассмотрим некоторые из форм деловой практики, позволяющих
минимизировать трансакционные издержки, связанные с измере-
нием качественных характеристик блага.
Гарантии.
Как правило, измерение качества товара произво-
дитель осуществляет либо заранее, либо в момент обмена. Но за-
частую он это делает автоматически. Кроме того, издержки изме-
рения некоторых благ можно снизить, если измерять качественные
характеристики блага в процессе его эксплуатации. Это относится к
экспериментальным благам. Существенная экономия издержек из-
мерения качественных характеристик блага становится возможной,
если предоставить их измерение покупателю, который будет делать
это в процессе потребления. Производителю порой бывает трудно
определить, какой из продуктов обладает дефектами. Потребитель
может получить эту информацию с минимальными издержками,
просто пользуясь приобретенным благом. В этом случае измерение
является бесплатным побочным продуктом эксплуатации блага.
Побудить покупателя согласиться на это измерение в процессе по-
требления и отказаться от измерения качества при покупке блага
можно с помощью инструмента гарантии. Если на товар не предо-
ставляется гарантия, то покупатель будет проверять несколько об-
разцов, прежде чем сделать выбор. Этого чрезмерного измерения
можно избежать при предоставлении гарантии.
Продавец, который продает свой продукт с гарантией, может
повысить цену не только на ожидаемые издержки по ремонту, но

81
2.2. Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии
и на некоторую величину, эквивалентную издержкам измерения
качества блага покупателем.

Полная цена, которую потребитель
платит за товар (т.е. общие издержки потребителя при приобре-
тении данного товара), состоит из денежной цены и денежной
оценки измерения качественных характеристик товара, которые
покупатель вынужден нести при его покупке. Денежная цена бла-
га (т.е. цена, назначаемая продавцом) может быть выше, если по-
являются механизмы, позволяющие экономить издержки измере-
ния качества.
Контракты с долевым участием (share contracts).
Подобные
контракты используются в тех случаях, когда измерение каче-
ства ex ante, т.е. до покупки, затруднительно для обеих сторон.
Например, авторский гонорар малоизвестных писателей устанав-
ливается в виде определенного процента от суммы продаж. В мо-
мент заключения контракта возможный спрос на книгу и общий
доход от ее продаж неизвестны ни продавцу, ни покупателю. Если
бы оплата малоизвестным авторам осуществлялась в виде еди-
новременно выплачиваемой суммы, то весь риск возлагался бы
на издателей. Но издатели обычно издают книги многих авторов,
это означает, что они достаточно диверсифицированы,* и выплата
единовременной суммы лишь в незначительной степени повысит
риск их операций. Поэтому если бы их желанием было уменьше-
ние риска, то они выкупали бы у авторов права на книгу, а не за-
ключали бы контракт с долевым вознаграждением.
Как же тогда можно объяснить выбор этого типа контракта?
В контрактах с долевым участием заранее устанавливается лишь
долевое участие сторон в прибыли, но общий объем вознагражде-
ния, которое получит каждая сторона, зависит от реального спроса
читателей после выхода книги в свет. Определить единовременное
вознаграждение заранее трудно, так как существует неопределен-
ность в отношении успеха книги. Если бы издатели делали автору
конкурирующие предложения, то каждый из них должен был бы
проводить маркетинговое исследование рынка. Даже усилия са-
мого успешного издателя, который приобрел права на книгу, ока-
зались бы чрезмерными, поскольку информация все равно вско-
ре станет известной. А если бы издатели решили сэкономить на
издержках измерения качества, тогда их предложения цены мог-
* См. приложение к Главе 2.

82
Глава 2. Трансакционные издержки
ли бы таить в себе ошибку и победитель, в конечном счете, мог
оказаться проигравшим. Контракт с долевым участием позволяет
снизить необходимость в исследовании рынка, и ошибка ограни-
чивается определением доли каждой стороны в вознаграждении*.
Почему же тогда контракты с долевым участием применяют-
ся не всегда? Дело в том, что при них возникают определенные
проблемы со стимулами, которые отсутствуют в контрактах с еди-
новременной общей суммой вознаграждения. Так, издатель будет
вкладывать меньше средств в рекламу по сравнению с контрак-
том, в котором он не делит доходы с автором. Поэтому чем менее
остро стоит проблема сбора информации о качественных харак-
теристиках издаваемой книги, тем более привлекательным будет
контракт с выплатой единовременного вознаграждения. Этим
объясняется тот факт, что контракты с долевым участием заклю-
чаются в основном с малоизвестными авторами и применяются в
отношении первых изданий книг, а также в отношении романов, а
не руководств типа «Как стать богатым» [Barzel, 1982, p. 34—35].
Торговая марка (brand name).
Торговые марки используются
в тех случаях, когда трудно осуществить как измерение в момент
покупки, так и предоставление гарантий по обмену или ремонту
дефектных товаров. Фирменный знак подает сигнал о том, что
производитель не допускает отклонений в качестве выпускаемого
товара и осуществляет контроль качества на стадии производства,
поэтому потребители могут полагаться на производимые им из-
мерения.
Производитель консервов, который меняет качество кон-
сервированного горошка (размер горошин и их вкус) каждый год,
заставит покупателей каждый раз заново проводить дорогостоя-
щие измерения. Но если известно, что этот производитель осу-
ществляет строгий контроль качества, то издержки измерения
покупателей будут значительно ниже. Репутация производителя
консервов гарантирует в данном случае, что продукт будет оста-
ваться однородным и хорошего качества. Производитель несет из-
держки, связанные с созданием и поддержанием репутации: это
и издержки контроля качества, и издержки поддержания опреде-
ленного качества в неблагоприятных условиях, когда внешние
* Владельцы прав на добычу минеральных ресурсов обычно не продают
свои права, а соглашаются на долю в доходах, размер которых заранее неизвестен
[Barzel, 1982, p. 34].

83
2.2. Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии
обстоятельства оказывают давление в сторону изменения пока-
зателей качества. Производитель идет на эти затраты, ведь если
будет обнаружен дефектный экземпляр, то под ударом окажется
репутация фирмы, и потери фирмы будут намного больше, чем
экономия на поддержании качества товара. Чем труднее измерить
качество блага в момент обмена и чем сложнее выдать на него га-
рантию, тем более широко будут использоваться фирменные зна-
ки при продаже этого товара.
Метод «сокрытия информации» или «кота в мешке»
В неко-
торых случаях постоянное предоставление потребителю однород-
ных благ может оказаться затруднительным. Товар можно опреде-
лить как неоднородный, если его потребители будут затрачивать
ресурсы, отбирая лучшие экземпляры из числа аналогичных то-
варов, на которые установлена единая цена. В кинотеатры, где на
билетах не указан ряд и номер места, т.е., где все билеты продают-
ся по одной цене, выстраивается очередь перед началом сеанса.
Работодателям приходится проводить отбор среди претендентов
на рабочее место, для которых установлена единая зарплата, а спо-
собности работников различаются. В этом случае возникает явле-
ние, носящие название «избыточное измерение» (oversearching), и
появляется необходимость в рыночной практике, которая позво-
ляла бы его предотвратить [Barzel, 1982, p. 34—35].
Пример 1. Торговля картофелем

Предположим, что мы торгуем картофелем. Некоторые кар-
тофелины очень хорошие, а некоторые обычные. Очень хороший
картофель стоит 20 рублей за килограмм, а обычный — 10 рублей.
Чтобы определить качество картофеля необходимо определен-
ное время, допустим, 5 с на одну картофелину. Мы отобрали 50
картофелин, затратив на это 250 с, и определили, что из них 25
картофелин — хорошие и 25 — отличные. Пакет, содержащий 50
картофелин, будет стоить 15 рублей за килограмм. Как можно ор-
ганизовать продажу картофеля?
1. Сортировку картофеля и измерение его качества осущест-
вляет продавец. Это потребует дополнительных усилий и допол-
нительной оплаты труда продавцов, допустим, на 0,5% за 1 кг.
2. Сортировку осуществляет покупатель. Продавец выкла-
дывает весь картофель на лоток и покупатель сам отбирает себе
лучший картофель. Для этого продавец сначала установит цену в
20 рублей за 1 кг, а затем, когда будет отобран самый хороший кар-

84
Глава 2. Трансакционные издержки
тофель, снизит цену до 10 рублей за 1 кг. Потребитель, осущест-
вляя сортировку, тратит, примерно, по 5 с на одну картофелину.
В данном случае издержки измерения проявляются в виде потери
времени покупателем.
В обоих случаях потери, связанные с измерением качества,
не отражаются на цене картофеля, но реально затрачиваются ре-
сурсы. Можно ли найти способ сэкономить эти трансакционные
издержки? От этого выиграли бы обе стороны — и продавец, и по-
купатель.
3. Можно, не сортируя, положить картофель в пакеты по 3
кг и продавать эти пакеты по 45 рублей. В среднем пакет будет со-
стоять наполовину из обычных картофелин и наполовину из от-
личных картофелин. В данном случае достигается реальная эко-
номия трансакционных издержек измерения качества, так как ни
одна из сторон сделки не занималась сортировкой картофеля: ни
продавец, ни покупатель. Выбор покупателя ограничен — ему не
позволено отбирать картофель из разных пакетов. По сравнению
с первыми двумя способами организации продажи картофеля (со-
ртировка продавцом или сортировка покупателем), третий способ
имеет явные преимущества, так как позволяет экономить трансак-
ционные издержки. Но этот механизм экономии трансакционных
издержек измерения работает только в том случае, если продавец
обладает хорошей репутацией, если он в состоянии убедить поку-
пателя в том, что последний делает случайный выбор из приемле-
мого распределения и что продавец не продает ему обычный кар-
тофель по цене отличного. Этому способствуют различные виды
рыночной практики: инвестиции в торговую марку, в рекламу или
репутацию, зависимость бизнеса продавца от повторяемости сде-
лок с покупателем, обеспечение третьей стороной (например, го-
сударством) некоторых профессиональных стандартов и т.д.
Пример 2. Продажа необработанных алмазов компанией Де Бирс.
Компания Де Бирс использует похожий метод продажи ал-
мазов, который Рой Кенней и Бенджамин Клейн объяснили как
попытку избежать избыточного измерения качества обменивае-
мых благ [Kenny, Klein, 1983]. Десять раз в год избранная группа
покупателей приглашается в штаб-квартиру компании Де Бирс на
Хэрроухаус, 11 в Лондоне. Покупателям предлагается партия не-
обработанных алмазов, не рассортированных по качеству, которая
носит название «сайт» и в общем виде соответствует заявленным

85
2.2. Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии
покупателями интересам. Камни сортируются и оцениваются на
основе довольно грубых характеристик. Де Бирс даже не пытается
точно оценить их стоимость. Сделать это очень непросто, так как
требются значительные издержки. Оценка необработанного алмаза
в значительной степени определяется возможностями его огран-
ки. Сайты предлагаются строго на основе принципа «возьми или
оставь» (take it or leave it). Формула цены основана на этих весьма
грубых оценках качественных характеристик алмазов. Переговоры
о цене не допускаются, не обсуждается содержимое партии (кро-
ме исправления ошибок в сортировке). Если покупатель не берет
предложенные камни, то его исключают из списка покупателей Де
Бирс в будущем, и обычно покупатели берут предложенные им сай-
ты, так как право покупки алмазов у Де Бирс ими ценится высоко.
Если бы были дозволены торги по поводу цены, тогда у по-
купателей был бы стимул к расходованию ресурсов на оценку
качества предложенных алмазов. Чтобы определить ценность не-
обработанного алмаза, они должны были бы определить макси-
мальную цену того бриллианта, который может быть получен в
результате огранки необработанного алмаза. Компания Де Бирс
должна была бы делать то же самое, чтобы обезопасить себя от
потерь. Чтобы избежать избыточного измерения, возникающего
в результате дублирования усилий, и минимизировать издержки
измерения, функция тщательного осмотра и отбора возлагается
на конечного покупателя, который будет заниматься огранкой
алмазов, а не на продавца и промежуточных покупателей. Это по-
зволяет существенно минимизировать расточительные усилия по
оценке качественных характеристик блага. Запрет на любые пере-
говоры и опасность быть вычеркнутым из списка покупателей по-
давляет стимулы покупателей к сортировке камней. Кроме того,
все покупатели могут быть уверены, что другие покупатели не от-
сортировали для себя лучшие камни, и им не нужно тщательно
проверять алмазы, чтобы застраховать себя от обмана со стороны
продавца. Гарантию этого дает репутация компании Де Бирс.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Издержки измерения» з дисципліни «Індустріальна економіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ЗАГАЛЬНІ ПОНЯТТЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЙНІ ОЗНАКИ НОВОГО ТОВАРУ
ПОПИТ НА ГРОШІ
Технічні засоби для організації локальних мереж типу TOKEN RING; ...
ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ВАРТІСНОГО АНАЛІЗУ
Аудит податкової звітності з податку на додану вартість сільськог...


Категорія: Індустріальна економіка | Додав: koljan (19.10.2011)
Переглядів: 2945 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП