Издержки поиска информации об альтернативах сделки
Информация об альтернативах сделки в реальной жизни не является бесплатным благом. Ее получение требует времени, за- трат материальных ресурсов и усилий. Кроме того, сбор инфор- мации может оказаться неэффективным. Можно найти более низкие цены, если объездить большое число магазинов, но такое занятие окажется неэффективным, если принять во внимание за- траты бензина, вашу усталость и альтернативные возможности использования времени, затраченного на поиск выгодного вари- анта. Если нам удастся сократить цену, которую мы платим за по- лучение информации, то появятся дополнительные возможности для обмена и его границы расширятся. Люди постоянно ищут и находят способы и средства экономии трансакционных издержек, создают механизмы, которые позволяют сократить их, в том числе и трансакционные издержки получения информации об альтер- нативах сделки. Когда информация о ценах или возможных партнерах собрана, ею может воспользоваться любое количество потенциальных поку- пателей. Вместо того чтобы самому объезжать магазины, вы можете приобрести информационные справочники или рекламные мате-
75 2.2. Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии риалы* или воспользоваться услугами различного рода посредни- ков или специалистов (агентов по торговле недвижимостью, фирм по трудоустройству, рекламных агентств, спекулянтов билетами и т.д.), продающих информацию о ценах. Выгоды, которые при этом возникают, делятся между тем, кто приобретает информацию, тем, кто ее предоставляет, и обществом в целом, поскольку осуществля- ется более эффективное распределение ресурсов. Производитель так же заинтересован в сокращении издер- жек поиска, как и покупатель. Затраты на поиск — это затраты на покупку, поэтому, чем больше разброс цен и, следовательно, больше затраты на поиск, тем меньше будет потребление самого блага. Поэтому продавцы товаров известной торговой марки мо- гут устанавливать единые цены. Устраняя разброс цен, который может служить мерой неосведомленности покупателя на рынке, продавцы тем самым сокращают затраты покупателя на поиск цены [Стиглер, 1995, с. 526]. Рынок сам является важным средством минимизации транс- акционных издержках получения информации о цене. Например, поиск информации о цене фотоаппарата связан с меньшими трансакционными издержками, чем определение цены пружин- ки, используемой в его конструкции, поскольку она приспосо- блена специально для данной марки фотоаппарата и ее рыночной цены просто не существует. «Когда части или компоненты про- дукта, рассматриваемые отдельно, не могут явным образом быть использованы сами по себе, договоренность о цене между произ- водителем и потребителем о цене каждой отдельной детали обна- ружит тенденцию быть более дорогостоящей, чем весь продукт» [Cheung, 1983, p. 7]. До XIII века в средневековой Европе определение цены какого-либо блага было очень сложным, сделки были нерегуляр- * «Реклама…есть метод предоставления потенциальным покупателям знаний о продавцах. Очевидно, что этот инструмент очень важен для ликвидации неосве- домленности, сравнимый по силе с использованием книги вместо устного доклада для передачи знаний. Маленькое 5-долларовое рекламное объявление в городской газете доходит почти до 25000 читателей ( в том смысле, что оно прочитано), или пятьдесят читателей за один цент; даже если крошечная часть этих читателей яв- ляется потенциальными покупателями (или продавцами) их экономия на поиске по сравнению со случаями использования неквалифицированных советов может быть поразительной.» Стиглер Дж. Экономическая теория информации. // Теория фирмы. Сост. Гальперин В.М. М.: Экономическая школа. 1995. С. 520.
76 Глава 2. Трансакционные издержки ными, организованного рынка не было, а, следовательно, не было постоянной информации об относительных ценах. Средневековая практика заключалась в установлении путем торгов уникальных для каждой сделки условий обмена. Трансакционные издержки при этом были чрезвычайно велики. Развитие рынка и появление в XIII веке ярмарок означало возникновение институционального устройства, снабжающего продавцов и покупателей информацией об относительных ценах, а также об условиях спроса и предложе- ния. Ярмарки стали предоставлять обобщенную информацию о ценах не только городам Фландрии и Нидерландов, но и между- народному рынку и существенно сократили стоимость поиска ин- формации о цене и партнере. Это позволило высвободить ресур- сы, которые раньше шли на поиск информации, и направить их на производственные цели. В Нидерландах, начиная с последней четверти XVI века, периодически собирается и публикуется ин- формация о ценах. Амстердамские «price courantе» циркулирова-price courantе» циркулирова- courantе» циркулирова-courantе» циркулирова-е» циркулирова- ли достаточно широко и обеспечивали покупателей и продавцов информацией об условиях, на которых могла быть заключена сделка. Эти прейскуранты можно найти в архивах любого круп- ного европейского города. Они обеспечивали купца исходной информацией, необходимой для ведения переговоров не только в Нидерландах, но и за пределами страны. Ни один из купцов не продавал по ценам ниже, чем в Амстердаме (с учетом издержек транспортировки). Поиск информации о партнере, также как и поиск информа- ции о цене, не является бесплатным, поиск подходящего партнера (например, выяснение его репутации и материального положения) неизбежно связан с издержками. Эти издержки складываются из прямых затрат (на рекламу, визиты к потенциальным клиентам и т. д.) и издержек, которые возникают косвенным образом при созда- нии организованных рынков (бирж, ярмарок и т. д.). К этой катего- рии рыночных трансакционных издержек относятся также издерж- ки коммуникации между партнерами (почтовые расходы, оплата телефонных разговоров и расходы на торговых представителей). Поиск партнеров ведется как продавцами, так и покупателя- ми. На рынке труда работодатели дают объявления об имеющихся вакансиях, посылают заявки в службы занятости, производят те- стирование и отбор кандидатов. Те, кто ищет работу, опрашивают друзей, становятся на учет в службах занятости, рассылают свои
77 2.2. Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии резюме, посещают или обзванивают фирмы. Действенным спосо- бом сокращения издержек поиска информации о партнере явля- ется его репутация, механизм которой будет рассмотрен ниже.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Издержки поиска информации об альтернативах сделки» з дисципліни «Індустріальна економіка»