Представление объекта или процесса принятия решения в виде ХОС возможно в тех случаях, когда исследователю удается опре делить все элементы системы и их взаимосвязи между собой и с целями системы в виде детерминированных (аналитических, гра фических) зависимостей. На представлении этим классом систем основано большинство моделей физических процессов и техни ческих систем. Однако для сложных объектов формирование та ких моделей существенно зависит от лица, принимающего реше ния (ЛПР), «наблюдателя» (см.). Например, работу сложного механизма приходится отобра жать в виде упрощенной схемы или системы уравнений, учиты вающих наиболее существенцые (с точки зрения автора модели и назначения механизма, цели его создания) элементы и связи меж ду ними. Атом может быть представлен в виде планетарной мо дели, состоящей из ядра и электронов, что упрощает реальную картину, но достаточно для понимания принципов взаимодей ствия элементов этой системы. Строго говоря, простейшие математические соотношения, отображающие реальные ситуации, также не являются абсолют но детерминированными, поскольку, например, при суммирова нии яблок не учитывается, что они не бывают абсолютно одина ковыми, а вес можно измерить только с некоторой точностью. Иными словами, для отображения сложного объекта в виде ХОС приходится вьаделять существенные и не учитывать относи тельно не существенные для конкретной цели или задачи компо ненты. При необходимости более детального описания нужно уточнить цель, указав, с какой степенью глубины ЛПР интересу ет исследуемый объект, и построить новую (отображающую его) систему с учетом уточненной цели. Например, при описании атома можно учесть протоны, нейт роны, мезоны и другие микрочастицы, не рассматриваемые в планетарной модели системы. При исследовании сложного ра диоэлектронного устройства после предварительного его отобра жения с помощью обобщенной блок-схемы разрабатывают прин- 768 ципиальную схему, проводят соответствующие расчеты для оп ределения номиналов элементов, входящих в нее и реализующих необходимый режим ее функционирования, и т.д. При представлении объекта в виде ХОС задачи выбора целей и определения средств их достижения (элементов, связей) не раз деляются. Проблемная ситуация может быть описана в виде выраже ний, связывающих цель со средствами (т.е. в виде критерия функционирования, критерия или показателя эффективности, целевой функции и т.п.), которые могут быть представлены урав нениями, формулами, системами уравнений или сложными ма тематическими моделями, включающими и уравнения, и нера венства, и т.п. При этом иногда говорят, что цель представляется в виде кри терия функционирования или критерия эффективности, в то вре мя как в подобных выражениях объединены и цель, и средства ее достижения. Представление объекта в виде ХОС используется в тех случа ях, когда может быть предложено детерминированное описание и экспериментально показана правомерность его применения, т.е. экспериментально доказана адекватность модели реальному объекту или процессу. Попытки применить класс ХОС для представления сложных многокомпонентных объектов или многокритериальных задач, которые приходится решать при совершенствовании управления предприятиями и организациями и т.д., практически безрезультат ны. Это не только требует неприемлемо больших затрат времени на формирование модели, но часто нереализуемо, так как не уда ется поставить эксперимент, доказывающий адекватность моде ли. Поэтому в большинстве случаев при представлении сложных объектов и проблем, особенно в социально-экономических систе мах, на начальных этапах исследования их отображают классами плохо организованных (см.) и самоорганизующихся (см.) систем.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ХОРОШО ОРГАНИЗОВАННАЯ СИСТЕМА (ХОС)» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»