Модели генерации стратегий на основе матриц Б КГ, Ансоф- фа, Портера, или методы портфельного анализа
Основным при емом портфельного анализа является построение двумерных мат риц, по одной оси которых фиксируются значения внутренних факторов (оценка конкурентоспособности подразделений орга низации), по другой - внешних (оценка перспектив развития рын ка). С помощью этих матриц продукты (или иные бизнес-едини цы) можно сравнивать один с другим по ряду критериев (темпы продаж, конкурентная позиция, стадия жизненного цикла, доля рынка, привлекательность и т.п.). Главными достоинствами портфельного анализа являются возможность некоторого логического структурирования и на глядность отображения стратегических проблем, относительная простота представления результатов при использовании каче ственных критериев анализа. Наиболее известна и универсальна матрица Ансоффа [1] со значениями осей, приведенными в табл. 1. Достоинством ее яв ляется применимость ко всем видам бизнеса. Таблица 1 Рынки Освоенные Новые Продукты Освоенные Совершенствование деятельно сти (обработка рынка) Развитие рынка Новые Развитие продукта Диверсификация Дальнейшим этапом развития портфельного анализа стали работы Брюса Хендерсона, основателя Бостонской консалтин говой группы (БКГ). Осями первой матрицы БКГ были рост рын ка/доля рынка (табл. 2). Для большей наглядности элементам «Звезды» - это предприятия, завоевавшие большую долю рынка в растущих отраслях экономики, «Дойные коровы» ~ в зрелых отраслях, «Собаки» - предприятия, завоевавшие неболь шую долю рынка в отраслях, переживающих стагнацию. «Знак вопроса» (или их иногда называют «Телята») характеризует предприятия, завоевавшие небольшую долю рынка в быстро развивающихся отраслях. Т а б л и ц а 2 Степень расши рения рынка Высокая Низкая Относительная доля рынка \ Высокая «Звезды» «Дойные коровы» Низкая «Знак вопроса» «Собаки» Модель Портера [16] учитывает факторы, наиболее значимые для конкурентной позиции предприятия (табл. 3). Т а б л и ц а 3 1 Стратегическая цель Для отрасли Для сегмента рынка Стратегическое преимущество Неповторимость продукта с точки зрения покупателя Дифференцирование Преимущества в себестоимости Лидерство в части затрат Концентрация на сегменте 1 В последующем на идеях матриц БКГ были предложены трех мерные матрицы [3, 6], оси которой образуют комплексные по казатели: привлекательность рынка, конкурентная позиция пред приятия, конкурентоспособность товара. На идеях матриц разрабатываются формализованные моде ли и автоматизированные процедуры для их реализации [6].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Модели генерации стратегий на основе матриц Б КГ, Ансоф- фа, Портера, или методы портфельного анализа» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»