ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями

ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ (ПНР)
В любой сфере
деятельности человек принимает решения. Однако в тех случаях,
когда решение задачи базируется на законах физики, химии и
других фундаментальных областей знаний или когда задача мо­
жет быть поставлена в терминах конкретного класса прикладных
задач, для которого разработан соответствующий математичес­
кий аппарат, применять термин «проблема принятия решения»
нет необходимости.
Потребность в этом термине возникает в тех случаях, когда
задача настолько усложняется, что для ее постановки и решения
не может быть сразу определен подходящий аппарат формализа­
ции, когда процесс постановки задачи требует участия специа­
листов различных областей знания. Это приводит к тому, что
постановка задачи становится проблемой, для решения которой нужно разрабатывать специальные подходы, приемы, методы. В
таких случаях возникает необходимость определить область П П Р
(проблемную ситуацию); выявить факторы, влияющие на реше­
ния (проблемную ситуацию); подобрать приемы и методы, кото­
рые позволяют сформулировать задачу таким образом, чтобы ре­
шение было принято.
Поясним процесс принятия решения на упрощенном примере - за­
даче по перемещению из одного пункта в другой. Такого рода задачи
возникают при доставке грузов на предприятие, выпускаемой продук­
ции - потребителю, и, наконец, - повседневно перед каждым человеком
при поездке из дома на работу.
В терминах ППР эту задачу можно представить следующим обра­
зом (рис. 1): задана цель - достичь пункта А (или переместить груз из J5 в
А); имеются возможные средства - путь (дорога) и транспорт (различ­
ные транспортные средства передвижения или средства доставки гру­
зов); требуется обеспечить реализацию цели.
Если нет никаких других огово- | •
рок, требований, то задачи нет, по- ° I I ^
скольку безразлично, какой марш­
рут и какие транспортные средства
выбирать. Для того чтобы возник­
ла необходимость принимать реше­
ние (возникла задача), нужно ввес­
ти критерий (или несколько
критериев), отражающий требова­
ния к достижению цели. Аналогич­
но нет задачи и в тех случаях, когда
ЛПР не может задать требования,
сформулировать критерий достиже­
ния цели или неизвестен набор
средств достижения цели, т.е. имеет
место задача с неопределенностью.
В качестве критерия в рассматриваемой задаче можно, например,
принять требование осуществить перемещение «за время t *» или «к та­
кому-то времени /*».
Для решения задачи нужно определить взаимосвязи цели со сред­
ствами ее достижения, что в данной задаче легко сделать путем оценки
средств (дорога оценивается длиной пути L, транспорт - скоростью v
транспортного средства; в простейшем случае - средней скоростью) и
установления связей этих оценок с критерием, характеризующим дости­
жение цели. В данном случае в качестве выражения, связывающего цель
со средствами, можно использовать закон движения, который в случае
равномерного прямолинейного движения имеет вид t = L/v, а в общем
виде t -f(L, v).
Цель: Достичь п. А
Критерий: "За время f*"
Средства: Дорога - L
Транспорт - V
Выражение,
связывающее цель со средствами
f = f(L,v)
Рис. 1
587 Таким образом, для принятия решения нужно получить выражение,
связывающее цель со средствами ее достижения с помощью вводимых
критериев оценки достижимости цели и оценки средств (см. рис. 1).
Если такое выражение получено, задача решена: варьируя либо v
при L = const, либо L при v = const, либо v и L одновременно, можно
получить варианты решения и выбрать из них наиболее приемлемый.
При постановке рассматриваемой задачи могут быть учтены не толь­
ко обязательные, основные требования, отражаемые с помощью крите­
рия, но и дополнительные требования, которые могут выступать в каче­
стве ограничений (в данной задаче это могут быть затраты на создание
или приобретение средств транспортировки грузов, наличие денежных
средств у человека, выбирающего вид транспорта, и т.п.).
Тогда для решения задачи формируется комплекс соотношений,
включающий наряду с основным выражением, связывающим цель со
средствами, соотношения-неравенства, отражающие ограничения. Та­
кая постановка задачи является основой теории оптимизации и матема­
тического программирования (см.).
Таким образом, для принятия решения необходимо получить выра-
лсение, связывающее цель со средствами ее достижения.
Такие выражения получили в параллельно возникавших приклад­
ных направлениях различные названия: критерий функционирования,
критерий или показатель эффективности, целевая или критериальная
функция, функция цели и т.п.
Если удается получить выражение, связывающее цель со сред­
ствами, то задача практически всегда решается.
Такие выражения могут представлять собой не только про­
стые соотношения, подобные рассмотренному, но и более слож­
ные, составные критерии (показатели) аддитивного или мульти­
пликативного вида. Конечно, в этом случае могут возникнуть
вычислительные сложности. Однако полученное формализован­
ное представление задачи позволяет в дальнейшем применять
формализованные методы анализа проблемной ситуации.
Получить такие выражения легко, если известен закон, позво­
ляющий связать цель со средствами (в рассмотренном примере -
закон движения). Если закон неизвестен, то необходимо выбрать
иной способ отображения проблемной ситуации (рис. 2).
Можно определить закономерности на основе статистичес­
ких исследований или исходя из наиболее часто встречающихся
на практике экономических либо функциональных зависимостей.
Если и это не удается, то выбирают или разрабатывают тео­
рию, в которой содержится ряд утверждений и правил, позволя­
ющих сформулировать концепцию и сконструировать на ее ос­
нове процесс принятия решения.
588 г
г
г
г >
Гипотеза.
Имитационная модель
i
Теория. Концепция
1
Закономерность
1
Закон
1
Проблемная ситуация
h
h
- >
Рис.2
Если и теория не суще­
ствует, то выдвигается гипо­
теза, и на ее основе создают­
ся имитационные модели, с
помощью которых исследу­
ются возможные варианты ре­
шения.
В общем виде для ситуа­
ций различной сложности
модель формирования крите­
риальной функции для ото­
бражения проблемной си­
туации можно представить,
воспользовавшись много­
уровневым представлением
типа «слоев» (см.) М. Месаро-
вича.
В наиболее общем случае могут учитываться и варьировать­
ся не только компоненты (средства достижения цели) и критерии
(отражающие требования и ограничения), но и сами цели, если
первоначальная их формулировка не привела к желаемому ре­
зультату, неточно отразила потребности ЛПР.
В то же время при постановке задачи в числе критериев могут
быть и принципиально неформализуемые.
Например, даже в рассмотренной казалось бы простейшей задаче
наряду с критерием времени и ограничением по затратам можно учесть
и такие принципиально неформализуемые критерии, как безопасность
транспортировки грузов для рабочих, удобство приведения в действие
транспортно-распределительных устройств или их остановки; такой
критерий, как «комфорт».
С учетом таких критериев можно даже при коротких расстояниях и
небольшом выигрыше во времени выбрать такси вместо общественно­
го транспорта (если, конечно, позволяют денежные средства) либо при
передвижении между населенными пунктами иногда лучше выбрать
более длинную, но асфальтированную дорогу, чем более короткую, но
ухабистую.
Или можно выбирать транспортное средство с учетом вида груза.
Например, в случае скоропортящейся продукции лучше выбрать бо­
лее дорогостоящий рефрижератор, чем обычный грузовой автомобиль,
и т.д.
589 в этих случаях полностью формализованная постановка за­
дачи оказывается нереализуемой. Возможны и другие реальные
ситуации, затрудняющие формализацию критериев или форми­
рование выражения, связывающего цель со средствами.
При решении задач организации современного производства
требуется учитывать все большее число факторов разнообразной
природы, являющихся предметом исследования различных обла­
стей знаний. В этих условиях один человек не может принять ре­
шение о выборе факторов, влияющих на достижение цели, не мо­
жет определить существенные взаимосвязи между целями и
средствами; в формировании и анализе модели принятия реше­
ния должны участвовать коллективы разработчиков, состоящие
из специалистов различных областей знаний, между которыми
нужно организовать взаимодействие и взаимопонимание, а про­
блема принятия решений становится проблемой коллективного
выбора целей, критериев, средств и вариантов достижения цели,
т.е. проблемой коллективного принятия решения.
Число и сложность подобных проблем, для которых невоз­
можно сразу получить критерий эффективности в аналитической
форме, по мере развития цивилизации возрастают; возрастает так­
же и цена неверно принятого решения.
Для проблем принятия решения характерно, как правило, со­
четание качественных и количественных методов. Принятие ре­
шений в системах управления промышленностью часто связано с
дефицитом времени: лучше принять не самое хорошее решение,
но в требуемый срок, так как в противном случае лучшее реше­
ние может уже и не понадобиться. Поэтому решение часто при­
ходится принимать в условиях неполной информации (ее неопре­
деленности или даже дефицита), и нужно обеспечить возможность
в максимально сжатые сроки определить наиболее значимые для
принятия решений сведения и наиболее объективные предпочте­
ния, лежащие в основе этой операции.
Для того чтобы помочь в более сжатые сроки поставить зада­
чу, проанализировать цели, определить возможные средства, ото­
брать требуемую информацию (характеризующую условия при­
нятия решения и влияющую на выбор критериев и ограничений),
а в идеале получить выражение, связывающее цель со средства­
ми, применяют системные представления, приемы и методы сис­
темного анализа.
С помощью системного анализа можно обеспечить взаимо­
действие и взаимопонимание между специалистами различных
590 областей знания, участвующими в постановке и решении задачи,
помочь исследователям организовать процесс коллективного
принятия решения. Для реализации этого процесса нужно выби­
рать и применять методы системного анализа.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ (ПНР)» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУТЬ ТА ПРЕДМЕТ АУДИТУ, ЙОГО СФЕРА ДІЇ В ЗАРУБІЖНИХ КРАЇНАХ
Інвестиційний ринок та його інфраструктура
ВВЕДЕННЯ В ДІЮ ОБ’ЄКТІВ ІНВЕСТУВАННЯ
Способи залучення капіталу
Теорія оптимізації портфеля інвестицій


Категорія: Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями | Додав: koljan (26.10.2011)
Переглядів: 845 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП