ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями

МЕТОД РЕШАЮЩИХ МАТРИЦ И ЕГО МОДИФИКАЦИИ
Например, при создании сложных производственных комп­
лексов, реализации крупных проектов и организации решения
других аналогичных проблем нужно определить влияние на про­
ектируемый объект фундаментальных научно-исследовательских
работ, чтобы запланировать эти работы, предусмотреть их фи­
нансирование и распределить средства между ними.
Получить от экспертов объективные и достоверные оценки
влияния фундаментальных НИР на проектирование сложного
объекта практически невозможно.
Чтобы облегчить экспертам эту задачу, можно вначале спро­
сить их, какие направления (области) исследований могут быть
полезны для создания комплекса (или какие подпроблемы нужно
решить для реализации всей проблемы), и попросить определить
относительные веса этих направлений (подпроблем) а^, ... , а^^^^.
ЗатСхМ составить план опытно-конструкторских работ для полу­
чения необходимых результатов по названным направлениям и
оценить их вклад Z?p ... , Z?^^. Далее нужно определить перечень
прикладных научных исследований и их относительные веса gj,
... , g . И, наконец, получить оценки влияния фундаментальных
НИР на прикладные ^,, ... , d^^^.
Таким образом, область работы экспертов представляется в
виде нескольких уровней: направления (подпроблемы) —> ОКР ->
прикладные НИР -> фундаментальные НИР (рис. 1).
Относительные веса по всем уровням должны быть нормиро­
ваны. В методе решающих матриц (МРМ) для удобства опроса
экспертов относительные веса определяются не в долях едини­
цы, а в процентах, и нормируются по отношению к 100:
па
Ха^. = 100.
Непосредственно экспертами оцениваются только веса на­
правлений (подпроблем), остальные относительные веса вычис­
ляются. Эксперты оценивают вклад каждой альтернативы (ОКР,
НИР) в реализацию элементов более высокого уровня, непосред­
ственно предшествующего уровню данной альтернативы.
377 Проблема
Подпроблемы а^, а^, ... , а., ... , а^
К"Х1> па
ОКР Ь,. Ь^ Ь. Ь„,
• • . / \ i/xi;- Прикладные НИР д^ д^, ... ,д^ д^^
Фундаментальные НИР d^ с/^, ... , с/ , ... , д^^
Рис. 1
Так, вклад ОКР в реализацию направления (подпроблемы)
оценивается некоторой величиной р... При этом относительные
^ пЬ
веса /?•• для каждойу-й подпроблемы нормированы: X А/ = ^^^•
/ = 1
Таким образом, каждая строка решающей матрицы характе­
ризует относительный вклад /-й ОКР в реализацию каждой из
j-x подпроблем.
Оценив предварительно д,, ... , (7^^^ и используя решающую
матрицу ||р..||, можно получить относительные веса ОКР:
па
Аналогично, зная Z?. и оценив ||/?^у||, можно получить относи­
сь
тельные веса ^^ ~ 2) PJ>i прикладных НИР, контролируя усло-
' = А ^ ng
ВИЯ нормирования Z Р^. = ЮО и £ g^ = 100, а затем и веса d фун­
даментальных НИР.
В результате при использовании МРМ оценка относительной
важности сложной альтернативы сводится к последовательнос­
ти оценок более частных альтернатив, что обеспечивает их боль­
шую достоверность при прочих равных условиях.
378 Иными словами, большая неопределенность, имевшая место
в начале решения задачи, как бы разделена на более «мелкие»,
более обозримые, лучше поддающиеся оценке, что соответству­
ет одной из основных идей системного анализа.
В случае применения МРМ в особо сложных ситуациях целе­
сообразно создавать и накапливать базы данных о возможных
фундаментальных, прикладных НИР и ОКР, проводимых в стра­
не и за рубежом по проблемам, аналогичным или смежным с рас­
сматриваемой, и анализировать их влияние одна на другую в со­
ответствии с методом решающих матриц.
Этот метод применялся для реализации крупных дорогостоя­
щих проектов (космос, оборона, фундаментальные научные
исследования и т.п.), при создании, реконструкции, конверсии
предприятий или научно-исследовательских организаций, инве­
стируемых государством, т.е. в ситуациях, для которых повыша­
ются требования к тщательности анализа факторов, влияющих
на принятие решений.
Используя МРМ и сформировав многоуровневую структуру
факторов, влияющих на создание и функционирование предпри­
ятий (организаций), можно провести более тщательный анализ
вклада конкретных факторов нижнего уровня этой структуры
(многие из которых могут быть количественно оценены с помо­
щью детерминированных или вероятностных характеристик) в
процесс проектирования и функционирования предприятия.
Приведем некоторые примеры модификации метода решаю­
щих матриц.
Оценка возмолсностей посреднической фирмы. Для обеспечения эф­
фективности функционирования посреднической фирмы необходимо
оценивать, с одной стороны, потребности в продукции и возможности
потребителей, а с другой - возможность получения товара от произво­
дителей.
Для моделирования этой задачи можно модифицировать метод ре­
шающих матриц Г.С. Поспелова следующим образом.
В исходном варианте метода расчленерше большой неопределенно­
сти на более обозримые для эксперта проводилось в форме стратифици­
рованной модели, уровни которой выделены в соответствии с «жизнен­
ным циклом» решения проблемы: «фундаментальные НИР- прикладные
НИР - ОКР - изделие (или иной результат решения подпроблемы)», и
оценивалась степень влияния самого нижнего уровня модели (фундамен­
тальные НИР) на верхний (проблему). Оценки получали в ходе последо­
вательного продвижения по стратифицированной модели «сверху вниз»,
379 т.е. вначале оценивали относительную важность подпроблем; затем -
влияние ОКР на решение подпроблем; далее оценивали влияние при­
кладных НИР на выполнение ОКР и, наконец, фундаментальных НИР -
на прикладные.
В рассматриваемой задаче положение посреднической фирмы опре­
деляется характером ее деятельности. Поэтому необходимо изменить
последовательность получения оценок по сравнению с исходным мето­
дом и получать оценки относительно среднего уровня стратифициро­
ванной модели, чтобы осуществлять на основе полученных оценок вы­
бор поставщиков и потребителей.
Можно предварительно оценить относительные потребности, а за­
тем уже - возможности приобретения продукции. Тогда в модели могут
быть сформированы следующие страты (сверху вниз): потребители с
относительными оценками г/,, г/^,... , г/,... , а^^^, заказы - /?,, /?^,... ,/?,,... ,
^,/,' поставщики -^,, g^,... , ^^.,... , ^„^(рис. 2)*.
Потребители а^ а^, ... , а., ... , а^^
К XI.
Ь., Ь^, ... ,Ь. 1/XI,
\ /
Заказы Ь., Ь^, ... , Ь., ... , Ь .
V 2' ' / ' ' пЬ
\/ I
Поставщики д^ д^ д^^, ... ,д^^
Рис.2
Такая модель удобна, когда посредническая фирма комплектует за­
казы из продукции, получаемой от поставщиков, и затем реализует эти
заказы потребителю.
Возможен также вариант применения модели для посреднических
предприятий, обеспечивающих город или район сельскохозяйственной
продукцией, товарами широкого потребления и т.п.
В такой задаче прежде всего необходимо оценить относительную
значимость заказчиков а., выполняя условие нормирования как приня-
' па
ТО в исходном варианте метода, т.е. по отношению к 100%: Z ^у = ЮО
па J=]
либо ПО отношению К 1: 2 ^у = U как принято в методике ПАТТЕРН (см.)
7=1
И чаще используется на практике.
* Данную постановку задачи предложили и реализовали в 1997 г. сред­
ствами языка Турбо-Си студенты А.А. Кошкина и А.П. Саньков.
380 Оценки {а.} можно получить не только непосредственно экспертным
способом, но и на основе имеющейся (или накапливаемой) статистики
реализации заказов.
Затем нужно оценить возможность (вероятность) реализации
заказов. На рис. 2 вероятности /;.. продаж заказов (собственной и кон­
курирующими фирмами) нормированы для каждого у-го потребителя:
nh
Е Ay = 100.
Теперь, зная а^,... , а^^^ и используя решающую матрицу ||/?..||, можно
па '
согласно (1) получить относительные веса заказов: / "" -^ ^n^J'
7=1
Далее нужно оценить возможность (вероятность) приобретения то­
варов для комплектования заказов. На рис. 2 эти оценки вероятности
приобретения продукции собственной и конкурирующими фирмами
обозначены/;д.. Естественно, для каждой фирмы-посредника относитель-
".?
ные веса у;^. также нормированы: £ р =100.
А ' = 1 ^''
Каждая строка этой решающей матрицы характеризует относитель­
ную возможность (вероятность в широком смысле) приобретения /-й
фирмой-посредником желаемого вида продукции (товаров) для комп­
лектования заказов.
Теперь, зная Ь. и оценив ||/?д.,||, подобно (1) можно получить относи-
nh
тельные веса g = Х р Ь-^ контролируя соответствующие условия нор-
._, ki '
п^ ' - » ng
мирования J^ р = 1 0 0 и £^ =100.
А ' = 1 ^'' А - = 1 ^'
В рассматриваемой модели (см. рис. 2) верхнюю и нижнюю страты
можно поменять местами, подчеркнув в модели приоритет поставщиков.
Например, это может оказаться удобным, если фирма занимается по­
ставкой зарубежной вычислительной техники на отечественный рынок.
Модель для решения проблемы обеспечения эффективности функ­
ционирования такой фирмы путем выбора поставщиков и потребите­
лей в каждый конкретный период времени приведена на рис. 3 (собствен­
ная фирма здесь выделена рамкой).
В такой постановке задачи вначале оценивается значимость (пре­
стижность, надежность) поставщиков г/.. Эти оценки могут быть полу­
чены не только экспертным путем. Во-первых, при оценке относитель­
ной значимости поставщиков можно организовать процедуру типа
используемой в методике ПАТТЕРН, т.е. определить критерии оценки
(престиж, надежность фирмы и т.п.), ввести их весовые коэффициенты и
381 I/XI.
Поставщики a^, a^, ... , a. a^^ \\x\x\
Посреднические фирмы Ь^, I bJ ... , b., ... , b^^^
Потребители g^, Sj- "• • S'* ^ng
Л Л Л Л
1 2 3 4 у y+1 nd Рис.3
получить более точные оценки с учетом весовых коэффициентов крите­
риев. А во-вторых, можно учесть косвенные количественные оценки (на­
пример, на основе имеющегося опыта общения с той или иной фирмой
оценить надежность поставок, вероятность продажи ее изделий и т.п.).
Можно также использовать смешанный подход - графически сопо­
ставить экспертные и косвенные количественные оценки, выявить про­
тиворечивые и провести более тщательный анализ рынка изделий этой
фирмы или рынка товара соответствующего вида с учетом влияния ана­
логичных товаров других фирм, для чего можно применить информа­
ционные модели рыночной ситуации [1, 2] (см. Информационный подход
к анализу систем).
Далее нужно оценить возможность (вероятность) приобретения то­
вара (в рассматриваемом примере - компьютеров разных типов, прин­
теров, модемов и т.п.). На рис. 3 эти оценки вероятности продаж про­
дукции собственной и конкурирующими фирмами обозначены р...
Естественрю, для каждой фирмы-поставщика относительные веса
nh
также нормированы: Х д =100, а каждая строка решающей матрицы
характеризует относительную возможность (вероятность в широком
смысле) приобретения /-й фирмой-посредником желаемого вида това­
ров соответствующей фирмы.
Теперь, зная а^, ... , а^^^ и используя решающую матрицу ||/^,-1|, можно
согласно (1) получить относительные возможности фирм-посредников
(включая собственную): Ь. = ^ P..^j-
В отличие от традиционного метода решающих матриц в данной
модификации процедуру получения {^.} интересно повторить для раз­
личных видов приобретаемой продукции, чтобы выбрать наиболее вы­
годный вариант для собственной фирмы. При этом такой анализ полез-
382 но дополнить экономическими оценками затрат на тот или иной вари­
ант взаимодействия с фирмами-поставщиками. Можно также рассмот­
реть варианты взаимовыгодных соглашений с конкурирующими фир­
мами и учесть это в модели.
Далее нужно оценить возможность реализации конкретных видов
изделий, опросив потребителей (что, естественно, не всегда возможно)
или оценив вероятность продаж аппаратуры того или иного вида груп­
пам потребителей (предприятия, вузы, школы и т.п.) на основе либо пред­
шествующего опыта, либо мнений экспертов, изучавших рынок соот­
ветствующего вида товаров. Эти оценки на рис. 3 обозначены /?^..
Аналогично рассмотренному, зная Ь^ и оценив ||/^д.,||, подобно (1) мож-
пЬ
но получить относительные веса g = Y, р Ь^.
/=1 ^'
Можно дополнить модель четвертой стратой, детализировав груп­
пы потребителей, и получить уточненные оценки вероятности продаж d .
При этом в отличие от традиционного метода нижний уровень следует
формировать не в виде неупорядоченного набора потребителей {d } , а в
виде элементов предшествующего уровня иерархии, объединяемых в
узлы gf., и оценивать вначале относительную возможность (например,
покупательную способность) конкретных потребителей в рамках груп­
пы (например, вероятность приобретения компьютеров коммерчески­
ми школами может быть больше вероятности приобретения тех же ком­
пьютеров школами с государственным финансированием), а затем для
net
выполнения условия нормирования S dy = 100 умножить эти оценки на
оценки соответствующей группы потребителей, т.е. на соответствующие
оценки компонентов из множества {g,,}.
Если удовлетворительный вариант не получен, то следует повторить
всю процедуру, изменив виды приобретаемых товаров, а возможно, и
соглашения с конкурирующими фирмами-посредниками.
В случае прихменения рассматриваемого подхода формирова­
ние и расположение страт зависят от конкретной задачи, от кон­
кретной проблемной ситуации. В реальных условиях необходимо
создавать и накапливать базы данных о возможных поставщиках
и их характеристиках, о потенциальных возможностях потреби­
телей, в перспективе - с учетом сведений о их оснащенности соот­
ветствующими средствами (в данном случае - вычислительной тех­
никой), о конкурирующих предприятиях-посредниках и т.п., а
также сохранять варианты решений, полученные в процессе мо­
делирования, чтобы анализировать тенденции изменения рыноч­
ной ситуации.
383 Реализация рассматриваемого подхода - достаточно трудо­
емкая задача, требующая автоматизации. Поэтому разрабатыва­
ют соответствующие автоматизированные диалоговые процеду­
ры, с примерами которых можно познакомиться в [2].
Планирование деятельности предприятий малых форм, про­
изводящих товары широкого потребления, В условиях рыночной
экономики необходимо планировать деятельность предприятия,
производящего новые технические средства широкого потреб­
ления.
Например, для предприятия, занимающегося сборкой изделий вы­
числительной или аудио-видеотехники из приобретаемых комплектую­
щих, в том числе зарубежных, модель должна позволять (рис. 4) опреде­
лить вначале платежеспособный спрос на продукцию потребителей, а
затем - возможности приобретения необходимых комплектующих, учтя
конкурентов (собственная фирма на рис. 4 выделена рамкой).
Потребители а^ а^, ... , а., ... , а^^
• - - V I 1\Х1.
Производители новой техники Ь^, \bJ ... , b., ... , Ъ^^ i/xiri
Поставщики комплектующих д^, 92» ••' ^9f^ S'^o
Рис.4
Можно также поставить задачу и для производящей фирмы, кото­
рая использует кредиты для изготовления изделий, ставя задачу возвра­
щения кредита и получения дополнительных средств от реализации из­
делий для развития предприятия*.
В этой задаче на верхней страте расположены банки (рис. 5), к кото­
рым можно обратиться для получения кредита. Банки можно оценивать
с позиции их рейтинга, надежности, возможностей получения кредита и
других аналогичных характеристик. Оценки получают экспертным пу­
тем и на основе накапливаемого опыта общения с банками рассматри­
ваемого предприятия и других конкурирующих с ним.
Затем, в отличие от предыдущих примеров, нижняя страта реализу­
ется в форме двух как бы параллельных, поскольку необходимо оценить
степень влияния на эффективную деятельность предприятий как постав­
щиков комплектующих, так и потребителей производимых изделий.
* Пример подготовили в 1997 г. студенты СПбГТУ М. Науменко и
Д. Лукин.
384 Банки
Pj/\ 1\Х1/
Фирмы by
Поставщики gj б'з/Ч' ^к'/-^^пд
Потребители d^ d^, ... , d^, ... , д^^
Рис.5
Программная процедура может быть подобна рассмотренной, с уче­
том того, что нужно дважды повторять обращение к модулю оценки
взаимоотношений предприятия с нижележащим уровнем рис. 5, оцени­
вая взаимоотношения с поставщиками и с потребителями.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕТОД РЕШАЮЩИХ МАТРИЦ И ЕГО МОДИФИКАЦИИ» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУТНІСТЬ ТА СТРУКТУРА КРЕДИТУ
Сдвинуть земной шар
Основні види систем комп’ютерної телефонії
СТАНОВЛЕННЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ В УКРАЇНІ
Діалектна лексика


Категорія: Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями | Додав: koljan (20.10.2011)
Переглядів: 2067 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП