В широком смысле ИС - это любое хранилище информации: архивы, библиотеки, картотеки, досье документов, наборы ста тистических данных и т.п. Однако до распространения механизации и автоматизации хранения и поиска информации для совершенствования систем управления предприятиями и организациями понятие ИС обыч но не использовалось. В истории становления понятия ИС относительно независи мо развивалось несколько направлений. При этом, поскольку понятие ИС начало переосмысливаться и формироваться в связи с автоматизацией хранения и поиска информации, история эта практически неотделима от понятий Автоматизированная информационная система (см.) и Mi^opjua- ционно-ноисковая система (см.). При переходе к рыночной экономике, к правовому государ ству возрастает роль важного вида информации - нормативно- правовой и нормативно-методической, регламентирующей деятельность предприятий при предоставлении им большей са мостоятельности, для чего разрабатываются системы норматив но-методического обеспечения управления (СНМОУ) и их авто матизированный вариант - АСНМОУ. Этот вид информации занимает как бы промежуточное место между фактографическими и документальными ИС, поскольку законодательные нормативно-методические документы (законы, постановления, уставы, стандарты, инструкции и т.п.) представ ляют собой тексты, но, как правило, достаточно хорошо струк турированные, что облегчает извлечение из них фактографичес- 283 кой информации - правовых норм, статей, функций управления и т.п. Поэтому СНМОУ разрабатываются как документально- фактографические информационные системы. В настоящее время, учитывая важную роль нормативно-пра вовой информации при внедрении рыночных принципов управле ния экономикой, создаются автоматизированные системы норма тивно-правовой документации (АС НПД) разного рода и назначения (типа систем «Консультант», «Кодекс», «Гарант» и т.п.). В последнее время появился широкий спектр специализиро ванных ИС - экономические (ЭИС), бухгалтерские (БУИС), бан ковские (БИС), ИС рынка ценных бумаг, маркетинговые ИС (МИС) и т.п. Обобщенная классификация приведена на рисунке. Для целей анализа и создания ИС, используемых в сфере эко номики, удобен широко используемый на Западе следующий пе речень разновидностей (типов) этих систем, отличающихся сте пенью сложности [6]. • Системы электронной обработки данных, или просто сис темы обработки данных (СОД). • Информационные системы управления (ИСУ). Используют ся для слабоструктурированных задач. Обеспечивают возмож ность манипулирования данными за счет системы управления базой данных (СУБД). Осуществляют не только поиск, но и об работку входной информации. Выходную информацию можно представлять в виде специальных управленческих отчетов. Реше ния в таких системах принимает человек. ИСУ могут использо ваться на уровне стратегического планирования, управленческо го и оперативного контроля. • Системы поддерэ/ски принятия решений (СППР). Использу ются для решения в режиме диалога плохо структурированных задач, для которых характерна неполнота входных данных, час тичная ясность целей и ограничений. Участие человека в работе системы велико, он может вмешиваться в ход решения, хмодифици- ровать входные данные, процедуры обработки, цели и ограниче ния задачи, выбирать стратегии оценки вариантов решений. Помимо СУБД СППР включает в себя базу моделей и систему уп равления этой базой, а также систему управления диалогом. СППР используется на уровне стратегического планирования, оператив ного и управленческого контроля. 284 Классификация информационных систем I ~ Фактографические I Г сод U степ U назн 1 степ г техн L стру г реш 1 степ Г обр^ L- стег еньав ачени( еньис ическк ктурир аемых ень це зботки еньуп АИС и АСУ томати э систе пользо IX сред ованнс пробл( нтрал^ инфор равлеь зации мы вания ств )СТЬ эм 1зации мации 1ИЯ Документальные ИПС I Информа ционно- логические системы Информа ционно-се мантические системы П р и з н а к и к л а с с и ф и к а ц и и I I U уровень АСНТИ L вид ИПС (ИЛС, ИСС) и ИПЯ U структура ИПС (ИЛС, ИСС) |- вид системы индексирования тип категории поиска (КСС) L- режим обслуживания 1 Документально-фактографические I АДФИПС НТИ U назначение ИС АДФИПС в АСНМОУ АДФИПС специального назначения Виды АДФИПС специ ального назначения I U АС НДП логико-семантические средства I структурированность текстовой информации U режим обслуживания вид системы класси фикации и кодирования ЭИС Н БуИС БИС Н МИС Ч ИСМ • Экспертные системы (ЭС). Основываются на модели ровании процесса принятия решения человеком-экспертом с ис пользованием компьютера и разработок в области искусствен ного интеллекта (см.). ЭС основываются на использовании не только данных и информации, но и знаний, улучшающих прини маемое человеком решение. Назначение ЭС - консультировать пользователя при принятии решения, обеспечивать экономию за счет замены высокооплачиваемого эксперта сравнительно низ кооплачиваемым специалистом. Существуют различные ЭС. Они могут использоваться на разных уровнях управления. • Гибридные экспертные системы (ГЭС). Являются гибридом ЭС и СППР. ГЭС обеспечивает доступ человека к решению зада чи на любой стадии, и решение в ней принимает человек, а ис пользуется она на уровне стратегического планирования и уп равленческого контроля. • Информационные системы мониторинга (ИСМ).Предназна чены для обеспечения высших звеньев системы управления важ ной укрупненной информацией о состоянии среды и деятельнос ти фирмы. ИСМ помогают оперативно выявлять проблемы, требующие принятия решений, а также полезны при анализе раз ного рода управленческих ситуаций. Все виды ИС на практике могут существовать одновременно, выполняя свои специфические функции в процессе принятия ре шений. Таким образом, сложился спектр разнообразных ИС, кото рые в настоящее время разрабатываются в основном как авто- матизированные информационные системы (см.)
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ИС)» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»