ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Центры анализа информации. По мере осознания роли инфор мации как важнейшего ресурса развития общества и исследова ния ее основных особенностей, в том числе таких, как тиражиру- емость и многократность использования, старение и нередко связанное с этим «загрязнение» (pollution) информационного про странства, неаддитивность, некоммуникативность, кумулятив- ность, зависимость реализуемости и эффективности от степени использования информации и т.п., все больше осознавалась не обходимость работ по систематизации, оценке и обобщению ин формации. Поэтому в 60-е гг. XX в. стали создаваться центры анализа информации. Термин «Informations Analysis Center» (lAC) был предложен Дж. Симпсоном (США) в 1964 г. В 1967 г. при консультативном Комитете по научно-технической информации президента США была создана Секция по центрам анализа информации (Panel of lAC). Эквивалентом этому термину в немецком языке служит Wissensbewertungsstelle (центр по оценке знаний), а во французс ком - Centre d'analyse de Tinformation. В практике создания таких центров сложились 2 их вида, за нимающиеся: • сбором, индексированием, хранением, поиском и распрос транением информации; • содержательной оценкой и интерпретацией научной инфор мации. К числу центров первого вида относят: научно-технические библиотеки; издательства, торговые ассоциации или профессио нальные организации, занимающиеся изданием и распростране нием научных книг и журналов; информационные центры, зани мающиеся подготовкой библиографических и реферативных изданий; центры, занимающиеся сбором, хранением и распрост ранением документальной информации по собственной инициа тиве или по запросам потребителей. Центры второго вида являются по сути научными учрежде ниями и организациями, занимающимися оценкой и обобщени ем информации. Такие центры создавались по отдельным отрас лям фундаментальной науки (биология, физика, химия, науки об окружающей среде) или даже по научным направлениям. 260 Сначала центры организовывали независимо, часто дублируя работу друг друга. Например, в США к середине 60-х гг. XX в. было создано более 100 центров разного вида, причем иногда по нескольку в одной и той же области знаний (см. табл. в [5, С. 329]). Затем стала наблюдаться тенденция к их объединению. Так: • в 1965 г. Министерство здравоохранения, образования и социальной политики США объединило 18 IAC в Информаци онный центр по ресурсам образования (Educational Resources Informational Center - ERIC); • в 1966 г. был создан Комитет по научно-техническим дан ным (Committee on Data for Science and Technology - CODATA), в который вошли представители международных союзов и ряда ведущих в тот период стран - СССР, США, Великобритании, ФРГ, Канады, Японии и др.; • в 1970 г. три крупных информационных центра США (BioScience Information Service of Biological Abstracts - BIOSIS, Chemical Abstracts Service - CAS, Engineering Index Inc. - EI) объе динились для изучения проблем дублирования обработки одних и тех же публикаций и возможностей устранения или хотя бы со кращения такого дублирования путем кооперации и обмена ин формационными массивами на машинных носителях. Примерами такого рода центров в нашей стране являются: • организованный в 1952 г. Всесоюзный институт научной и технической информации (ВИНИТИ); • созданная в 1965 г. Государственная система стандартных справочных данных (ГСССД), которая должна была обеспечи вать не только сбор, обработку и предоставление информации о свойствах веществ и материалов, но и качественную переработ ку информации, оценку ее достоверности; при этом ГСССД сра зу создавалась как разветвленная многоуровневая система с де централизованным получением и распространением научной информации; • центральные научно-исследовательские институты техни ко-экономической информации (ЦНИИТЭИ), которые создава лись для ведущих отраслей промышленности (ЦНИИТЭИ При боростроения, ЦНИИТЭИ Автопрома и т.п.). Интегральные информациоипые системы. Для того чтобы пре одолеть проблемы дублирования работ по индексированию, хранению и обработке НТИ, а также «загрязнения» информаци онного пространства, была выдвинута [5, 7] идея создания интег ральных информационных систем. 261 Интегральная информационная система (ИИС) - это совокуп ность методов и средств, позволяющих при однократном описа нии, индексировании и реферировании научных документов обеспечить многоаспектную обработку содержащейся в них ин формации и многократное ее использование для удовлетворения разнообразных информационных потребностей [5, С. 344]. Принцип одноразового ввода и многократного использования информации, разумеется, реализовывался и в ряде зарубежных центров анализа информации. Но они, как правило, создавались для отдельных отраслей: по физике (в Американском физическом институте и в Институте инженеров-электриков в Великобрита нии), по ядерной физике и технике (Международное агентство по атомной энергии. Центр информации и документации Евратома), по медицине, химии и химической технологии и т. д. В СССР замысел ИИС подразумевал не просто создание мно гоаспектных информационных банков или баз данных, а получе ние эффекта целостности (см. Закономерность целостности), т.е. новых эмердэ/сентных свойств, которых не было у элементов, объединяемых в ИИС. Получение эффекта целостности базировалось на создании условий для совместной работы ученых и специалистов, как тех, кто обеспечивает подготовку сигнальной информации и рефери рование (осуществляемое высококвалифицированными учеными и специалистами, работающими, как правило, на внештатной основе), так и пользователей, которые влияют на возникновение новых системных свойств посредством обратной связи в режиме избирательного распространения информации. Для того чтобы реализовать этот замысел, была предложена принципиальная схема функционирования ИИС (см. рис. на с. 265) и с 1971 г. в ВИНИТИ начала разрабатываться интегральная ин формационная система АССИСТЕНТ (Автоматизированная Справочно-информационная СИСТЕма по Науке и Технике), в функции которой входило оказание помощи ученым и специали стам в решении не только научно-исследовательских, но и про изводственных, организационных, управленческих задач. С ос новными задачами и особенностями этой системы можно позна комиться в [5, С. 361-377]. Государственная система научно-технической информации. Для более полной реализации замысла целостной интегральной системы в 70-е гг. XX в. в СССР было начато создание Государ- 262 ственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) и поставлена задача разработки Единой автоматизированной сис темы научно-технической информации, в последующем переиме нованной в государственную - ГАСНТИ. Руководил созданием ГСНТИ и ГАСНТИ Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике. В соответствии с принятыми в тот период принципами разра ботки автоматизированных систем были подготовлены и утвер ждены техническое задание [6] и единый порядок [1] разработки государственной системы НТИ. С применением принципов системного анализа была разработана структура этой системы, в которой предусмотрены: • головной институт ГСНТИ - ВИНИТИ, в функции которого вхо дили подготовка и издание реферативной (реферативный журнал - РЖ), экспресс-информации ВИНИТИ, обзорной и иных видов вторичной информации; проведение научно-исследовательской работы по пробле мам НТИ: организация справочно-информационного обслуживания руководящих органов страны; • общегосударственные органы НТИ (общегосударственные орга ны регистрации отчетов по НИР, диссертаций и другой научной про дукции и т.п.); • центральные отраслевые органы информации как подсистемы АСНТИ; • межотраслевые территориальные (региональные) органы НТИ в республиках; • отделы или бюро научно-технической информации (ОНТИ, БТИ) на предприятиях, в научно-исследовательских институтах и в других организациях. В число основных задач отраслевых, региональных органов НТИ и органов НТИ предприятий и организаций входили: • сбор и аналитико-синтетическая обработка (АСО) научно-техни ческой информации; • создание справочно-информационных фондов (СИФ), включаю щих разнообразные неопубликованные первичные издания (депониро ванные рукописи, отчеты о выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, чертежно-конструкторская докумен тация, диссертации и т.п.) и вторичные источники информации (эксп ресс-информации, реферативные обзорные информации и аналитичес кие обзоры, информационные издания по патентам, стандартам и промышленным каталогам и т.п.); • справочно-информационное обслуживание (СИО), включая анализ информационных потребностей и запросов потребителей инфор мации; 263 • организация научно-технической пропаганды и промышленной рек ламы, в том числе путем проведения конференций, семинаров, издания специальных видов технической информации (стандарты, технические условия и тому подобная нормативно-методическая и нормативно-тех ническая документация), подготовки и распространения патентно-лицен зионной документации и информации об изобретениях и открытиях, про мышленных каталогов и информационных листков и т.п. Основу системы НТИ любого уровня составляют информаци онно-поисковые системы (см.). Информационно-поисковые системы отраслевых и террито риальных органов НТИ создавались как интегральные ИС с об меном информацией вначале в форме документов и/или на ма шинных носителях, а в последующем предусматривалось создание сетей НТИ. Опыт реализации ГАСНТИ выявил определенные проблемы в разграничении функций отраслевых и региональных органов НТИ, ОНТИ и научно-технических библиотек. Однако дискус сии, которые регулярно организовывались в ГКНТ, способство вали обмену опытом и развитию как органов НТИ, так и биб лиотек. Распад СССР внес существенные изменения в состав и осо бенности функционирования ГСНТИ и ГАСНТИ, однако их ин формационные ресурсы и некоторые принципы организации со хранились в системе НТИ, которую в настоящее время условно называют Российской ГСНТИ (РГСНТИ). В 1992 г. Министерством науки РФ была утверждена и нача ла реализовываться государственная научно-техническая про грамма (ГНТП) «Федеральный информационный фонд по науке и технике», в рамках которой поддерживаются и регули руются работы по созданию и эксплуатации общедоступных фондов НТИ; по каталогизации информационных фондов; по формированию и использованию баз данных; по разработке и внедрению современных информационных и библиотечных тех нологий и др. [3]. Возникают также консалтинговые центры, которые не могут эффективно функционировать без ИПС НТИ. Для их создания и организации взаимодействия полезен опыт ГАСНТИ и РГСНТИ. В новых условиях в структуру РГСНТИ входят следующие хранители ее документальных информационных фондов [3, 8], см. показанные на рисунке. 264 Комитет по политике информатизации НТЦ "Информрегистр" ВИМИ "Созвездие" X . . . . \ -^-^ ^ ^ Государственные информационные центры и библиотеки ГПНТБ ВИНИТИ ВНТИЦентр РОСПАТЕНТ ВНИИКИ Отраслевые ЦНТИ ЦНТБ ЦНТИ1 ЦНТИп ЦНИИ оборонных отраслей промышленности ? Система территориальных ЦНТИ ОНТИ (БТИ) государственных организаций и предприятий, библиотеки и фонды на территории, обслуживаемой территориальным ЦНТИ (всего - более 100 тыс.) 1. Государственные информационные центры и библиотеки, основными из которых являются: • Государственная публичная научно-техническая библиоте ка России (ГПНТБ России) - головной орган научно-техничес ких библиотек, фонды которой составляют отечественные и за рубежные научные издания, неопубликованные переводы, авторефераты диссертаций и другие источники НТИ; • Всероссийский институт научной и технической информа ции (ВИНИТИ), фонды которого содержат отечественные и за рубежные периодические издания, сборники трудов, рефератив ные журналы и ряд др.; • Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦентр), формирующий и сохраняющий документы госу- 265 дарственной регистрации НИОКР, отчеты по НИР и ОКР, дис сертации, фонды алгоритмов и программ; • НПО «РОСПАТЕНТ», накапливающее фонды отечествен ной и зарубежной патентной литературы, товарные знаки; • Всероссийский научно-исследовательский институт класси фикации, терминологии и информации по стандартизации и ка честву (ВНИИКИ), разрабатывающий и собирающий стандарты и другую нормативно-техническую документацию; • НТЦ «Информрегистр» Комитета по политике информати зации, занимающийся регистрацией и предоставлением сведений об имеющихся в стране информационных ресурсах на машинных носителях, в том числе библиографических и справочных БД. 2. Система территориальных центров НТИ (ЦНТИ) объеди нения Росинформресурс, включающая 69 центров. Каждый из территориальных ЦНТИ включает научно-техни ческие библиотеки, располагает уникальными фондами опубли кованных и неопубликованных информационных изданий, отра жающих сведения о научных и технических разработках, материальных и сырьевых ресурсах своих регионов, об органи зациях и предприятиях региона, его экономике и т.п. ЦНТИ вза имодействует с НТИ государственных организаций и предприя тий, частных фирм на территории обслуживаемых регионов, имеющих свои библиотеки и фонды документов, отражающие производственную, коммерческую и иную информацию (всего более 100 тыс. организаций). 3. Система НТИ министерств и ведомств России. Центральные научно-технические библиотеки (ЦНТБ) и от раслевые ЦНТИ оборонных отраслей промышленности, объеди няемые автоматизированной информационной системой «Созвез дие» с центральным звеном во Всероссийском научном институте межотраслевой информации (ВИМИ) Комитета по политике ин форматизации. ВИМИ выполняет функции методического и координацион ного центра для ведущих отраслевых ЦНТИ. Отраслевые ЦНТИ взаимодействуют с информационными подразделениями пред приятий и организаций своей отрасли и создают справочно- информационные фонды (СИФы), содержащие техническую, от раслевую нормативную, технологическую и другие виды доку ментации. Важную роль в объединении информационных центров в еди ную систему играет Автоматизированная система Российского 266 Сводного Каталога (АС РСК), которая представляет собой мно гофункциональную информационно-библиотечную сетевую си стему, основанную на взаимодействии библиотек, органов НТИ, библиотечных и информационных сетей и организаций ведом ственного и территориально-административного уровня, имею щих фонды научной и технической литературы. Участниками АС РСК являются более 400 крупных библио тек и информационных органов. АС РСК содержит библиогра фические описания и адреса (сведения о местонахождении) науч но-технических документов по естественным наукам, технике и технологиям, экономике, маркетингу, социологии, бизнес-инфор мации и ряду других направлений (предусмотрена возможность расширения или видоизменения состава тематических направле ний). В соответствии с Соглашением о межгосударственном об мене НТИ, принятым Советом глав Правительств СНГ 26.06.92, АС РСК является базой сводного каталога стран СНГ. АС РСК может интегрироваться с другими международными системами [8].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»