Организация и управление виртуальными предприятиями
Определение виртуального предприятия как временной коопера ционной сети предприятий, обладающих ключевыми компетен циями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирует ся на единой информационной системе, описывает в общем виде только организационно-структурную сторону виртуальных пред приятий, но, несмотря на определенный положительный опыт функционирования виртуальных предприятий, остаются откры тыми вопросы, касающиеся социальных, правовых, общехозяй ственных, управленческих, технических и других аспектов орга низации и функционирования виртуальных предприятий. В этой связи встает вопрос о трансформации определенных положений теории управления [10, 17, 20, 21]. Виртуальная организация может быть изображена как целеу стремленная система, которая состоит из набора взаимосвязан ных элементов. Характеристики ее элементов и отношений меж ду элементами определяют свойства системы. Образующие элементы виртуальной организации - это набор независимых организаций и их взаимоотношений, обладающих характеристи ками (ключевыми компетенциями), которые позволяют им функ ционировать как отдельная организация для достижения общей цели. На рис. 3 показана концептуальная модель организации и функционирования виртуального предприятия. 99 Генеральная совокупность предприятий Динамическая сеть о о Создани! о ^ о о о о Динамическая организация и функционирование Реорганизация туриза- . I K ^ - v о ция УоА о о-о.-о о%''^°(9..9. •*..о о оОо ° о ••<.!.? ° - - - о' Цель (резуль-! тат) Общая цель Рыночная возможность или рыночный заказ Динамическая конкуренция Рис. 3 Легко заметить, что при создании виртуальных предприятий могут быть такие, которые концентрируют свои усилия исклю чительно на управлении компетенциями третьей стороны. Так, в [20] автор, на теоретические разработки которого ссылается ряд других исследователей, отмечает, что виртуальная организация - это предприятие, работающее под метаменеджментом, который характеризует управление виртуально организованной задачей. Виртуально организованная задача - это целенаправленная дея тельность, которая осуществлена соответствующим распределе нием или перераспределением конкретных удовлетворителей (ис полнителей, ресурсов) по абстрактным требованиям задачи. Основными функциями метаменеджмента являются [21]: 1. Анализ абстрактных требований, т.е. определение задач. 2. Выделение возможных удовлетворителей (исполнителей, ресурсов) - определение потенциальных исполнителей (органи заций, предприятий, коллективов, отдельных людей), которые наилучшим образом могут выполнить задачу (обладают ключе вой компетенцией). 3. Переключение и отслеживание распределения удовлетво рителей к требованиям. 4. Поддержание и, возможно, пересмотр процедуры распре деления удовлетворителей к требованиям. 5. Пересмотр и наладка оптимальных или удовлетворяющих критериев процедуры распределения. 100 Другими словами, метаменеджмент виртуальных предприятий заключается в определении абстрактных требований (задач), вы делении возможных исполнителей, которые соответствуют зада чам, распределении, постоянном отслеживании и перераспреде лении (если это необходимо) исполнителей по задачам. Описанный подход в большей степени затрагивает вопросы динамической организации и функционирования сети исходя из поступившего рыночного заказа, что больше подходит для вре менных и централизованно управляемых сетей. Многие виды вир туальных предприятий, такие, как централизованно управляемые сети, создаваемые вокруг крупных предприятий, сети для выпол нения отдельных заказов практически не сталкиваются с пробле мами разработки долгосрочной стратегии развития и функциони рования сети. Это объясняется относительной кратковременностью существования таких организаций и ориентацией на выполнение конкретных заказов либо зависимостью от стратегии и решений головного предприятия. Однако долгосрочным сетевым пулам, междисциплинарным сетям знаний, целевым сетевым объедине ниям и др. необходимо разрабатывать стратегию развития сети (виртуального предприятия) в целом. В условиях объединения разнородных предприятий (групп, объединений, людей), имеющих различные цели, стратегии и воз можное время «жизни» в сети и ориентированных на постоян ный поиск и выполнение различных заказов и проектов, созда ются определенные трудности в выработке и согласовании целей, разработке различных стратегических решений и, главное, реа лизации долгосрочной стратегии. Главные составляющие долгосрочных виртуальных предпри ятий: наличие корпоративного духа доверия, который может спло тить людей под некоторое общее пространство или среду работы; наличие связанных между собой контрагентов, составляющих узлы виртуальной сети такой корпорации; выделение проектной груп пы (групп), разрабатывающей и продвигающей проекты. Такие виртуальные предприятия могут осуществлять различные проек ты, не являясь структурированной ни под один из них. Анализ практической деятельности виртуальных предприя тий показывает, что в данной ситуации возможны: 1) создание стратегического управленческого центра, в состав которого вхо дят представители основных предприятий, либо 2) привлечение 101 в сеть предприятия, обладающего соответствующими ключевы ми компетенциями. Основные функции (ключевые компетенции) такой группы (предприятия), которая концентрирует свои усилия на стратеги ческом планировании и управлении компетенциями других уча стников сети, можно разбить на три основных блока. 1. Организационно-управленческие функции - разработка стратегий, организация и управление хозяйственным процессом, выполнение отдельных заказов и проектов. 2. Маркетинговые функции - организация поиска рыночных заказов, привлечения клиентов, реализации продуктов или услуг. 3. Функции управления знаниями - идентификация, накопле ние и привлечение ключевых компетенций. После формирования корпоративной виртуальной системы эти укрупненные функции уточняются на основе применения ме тодик структуризации целей и функций и методов (см.) организа ции СЛ0Э1СНЫХ экспертиз (см.) для оценки степени влияния функ ций на реализацию целей системы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Организация и управление виртуальными предприятиями» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»