Словосочетание «вир туальные предприятия» нередко используют для определения предприятий, действующих на виртуальных рынках и в сети Ин тернет. В некоторых работах виртуальные предприятия обозна чают и другими терминами: «сетевые предприятия» [9, 10], «без граничные предприятия» [10], «виртуальные корпорации» и «виртуальные организации». Как правило, речь идет о динами-ческой сети партнеров (предприятий, организаций, отдельных коллективов и людей), совместно осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту определенной продукции. Существуют различные определения виртуального предпри ятия. 1. «Под виртуальным предприятием понимается сеть самостоятель ных в правовом, но зависимых в экономическом отношении предприя тий, которые на основе общих целей поставляют на рынок определен ную услугу» [3]. 2. «Виртуальное предприятие - это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предпри ятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптими зации системы производства благ бульшую выгоду клиентам» [1]. 3. «Виртуальное предприятие подразумевает сетевую, компьютерно опосредованную организационную структуру, состоящую из неоднород ных компонентов, расположенных в различных местах» [12]. 4. «Виртуальное предприятие (промышленное, коммерческое, эксп луатационное и др.) - это такое предприятие, которое создается из раз личных предприятий на контрактной основе, не имеет единой юридичес кой организационной структуры, но обладает единой информационной структурой с целью создания и использования компьютерной поддержки жизненного цикла конкретного изделия» [2]. 5. «Виртуальное предприятие создается путем отбора требующихся организационно-технологических ресурсов от различных предприятий и их интеграции в гибкую и динамическую структуру, приспособлен ную для скорейшего выпуска новой продукции и ее оперативной постав ки на рынок» [12]. 6. «Виртуальное предприятие - это динамичная открытая бизнес- система на основе прогрессивных интернет-технологий, представляю щая собой совокупность временно объединенных на принципах коопе рации в рамках единого информационного (виртуального) пространства технологических ресурсов автономных экономических агентов, способ ных на основании координации и оперативного распределения произ водить конечный продукт (КП) или услугу» [5]. Обобщив эти определения и не принимая во внимание право вые аспекты виртуальных предприятий, можно выделить в каче стве ключевого момента партнерство (кооперацию) нескольких предприятий для создания, производства и сбыта продукции. С маркетинговой точки зрения цель виртуального предприятия - это получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд и по требностей потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше потенци- 93 альных конкурентов. Очевидно, что данная цель присуща всем ориен тированным на рынок предприятиям. Но виртуальные предприятия, во-первых, достигают этого за счет объединения ресурсов партнеров и, во-вторых, как правило, ориентируются не на удовлетворение нужд и потребностей какого-то «усредненного» сегмента рынка, а на выполне ние определенных рыночных заказов, вплоть до удовлетворения опре деленных запросов конкретных потребителей (заказчиков). Как отмеча ется в [1]; первым импульсом к образованию виртуального предприятия является именно поступление рыночного заказа. Практически обычному предприятию, например, для разработки и выведения нового товара на рынок требуется привлечение значитель ных ресурсов. В отличие от него виртуальное предприятие ищет новых партнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности, т.е. выбираются предприятия (организа ции, отдельные коллективы и люди), обладающие ключевой компетен цией в форме ресурсов и способностей для достижения конкурентного преимущества на рынке. Партнерство заключается, как правило, на определенный срок или до достижения определенного результата (например, выпол нения заказа). Другими словами, партнерство является времен ным, и, например, на определенных этапах жизненного цикла из делия или при изменении рыночной ситуации могут в сеть привлекаться новые партнеры или исключаться старые. Естественно, что предприятия-партнеры для эффективного функ ционирования всей сети должны действовать согласованно. Когда же, например, для наилучшего соответствия рыночным потребно стям в сеть объединяется большое число предприятий, чаще всего удаленных географически, тогда очевидно, что таким предприя тиям трудно согласовать свои действия без оперативной инфор мации и коммуникаций. Следовательно, для решения информаци онных проблем сеть должна иметь единую информационную систему (см.), основанную на широком использовании новых информаци онных и коммуникационных технологий. В некоторых публика циях отмечается, что возможность коренной перестройки деловых процессов вызвана развитием и внедрением информационных и коммуникационных технологий [8, 13]. Также необходимо подчер кнуть, что использование новых компьютерных и информацион ных технологий не является основой виртуального предприятия. Главным служит именно единая информационная система, под ко торой понимается совокупность методов и средств поиска, сбора, 94 хранения, обработки, анализа и передачи внутренней и внешней информации, необходимой для функционирования виртуального предприятия и принятия совместных управленческих решений. С учетом изложенного можно дать такое общее определение. Виртуальное предприятие - это временная кооперационная сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выпол нения рыночного заказа, базирующаяся на единой информаци онной системе. Можно выделить также ключевое достоинство виртуальных форм организаций - это возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими временны ми затратами. Из этого достоинства и из собственно сетевой орга низации вытекают такие основные конкурентные преимущества и возможности виртуальных предприятий, как: скорость выполнения рыночного заказа: снижение совокупных затрат; более полное удов летворение потребностей заказчика; гибкая адаптация к измене ниям окружающей среды; снижение барьеров выхода на новые рынки. При этом основными характеристиками виртуальных форм организации можно считать: открытую распределенную структу ру, гибкость, приоритет горизонтальных связей, автономность и узкую специализацию членов сети, высокий статус информацион ных и кадровых средств интеграции. К недостаткам виртуальных предприятий, вернее, к слабым их сторонам, можно отнести [10]: практическое отсутствие материаль ной и социальной поддержки своих членов вследствие отказа от клас сических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых от ношений; предпочтение специализации, концентрации на ключевых компетенциях, тогда как многие современные направления, напро тив, выступают за многоплановую квалификацию общего профи ля; чрезмерную зависимость от кадрового состава, а поэтому под верженность рискам, связанным с текучестью кадров; опасность чрезмерного усложнения, вытекающую, в частности, из разнород ности членов предприятия, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов виртуального предприятия. В этой связи, кроме вопросов структуры и целей виртуально го предприятия, интересен процесс объединения и совместной деятельности предприятий. 95 Согласно модели на рис. 1 виртуальные предприятия, работа ющие в определенной области, объединяются в динамическую сеть, преследуя общую цель. Далее, в пределах сети по мере поступле ния рыночных заказов формируются динамические связи между предприятиями при выполнении конкретных работ и проектов. Генеральная совокупность предприятий О о Динамическая сеть Оо о о о о ^ о о о о ^о о о о о ^ о ^ о о о о о о Общая цель Динамическая организация о.--Ъ о ' ..Р О 0;^0 О, О о Рыночная возможность или рыночный заказ Рис. 1 Таким образом, виртуальное предприятие формируется на базе некоторой динамической сети при выявлении рыночной возмож ности или поступлении специфического заказа. Другими словами, виртуальные предприятия, получившие заказ или выявившие ры ночную возможность, ищут потенциальных партнеров, в первую очередь среди предприятий, с которыми есть взаимосвязи и дого воренности. Тем более если учесть, что один из ключевых момен тов - это скорость выполнения рыночного заказа, то время на по иск, оценку, отбор, привлечение и объединение партнеров может быть критично.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Определения виртуального предприятия» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»