АВТОМАТИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА СТРУКТУР ЦЕЛЕЙ И ФУНКЦИЙ СИСТЕМ
Изучение процесса формирования и анализа структур ЦФ по казало, что это - сложный, итеративный процесс, требующий уточнения признаков структуризации, классификаторов по этим признакам, изменения их последовательности, обсуждения вари антов структуры и внесения изменений в классификаторы. При использовании различных методик структуризации целей и функ ций (см.) и признаков структуризации можно получить различные варианты структуры ЦФ. Кроме того, если структуру параллель но формируют разные специалисты, то даже при использовании одной и той же методики они, как правило, получают разные ва рианты структуры, что обусловлено проявлением закономер ности целостности (см.) на каждом уровне иерархической струк туры. При сопоставлении вариантов структуры, согласовании мне ний экспертов нужно обеспечить быструю повторяемость фор мирования новых, уточненных структур, что весьма трудоемко. Анализ пошагового формирования структуры ЦФ с исполь зованием методик структуризации позволяет частично формали зовать этот процесс и подготовить возможность автоматизации. Анализ показал, что при помещении рядом составляющих клас сификаторов смежных - вышестоящего и нижележащего - уровней иерархической структуры и при продвижении по струк туре сверху вниз происходит уточнение содержания функций уп равления, т.е. как бы появляется новый смысл помещенных ря дом компонентов (вследствие осмысления формируемых сочетаний человеком, их воспринимающим и оценивающим). Эффект появления нового смысла исследуется в теории мно жеств (при формировании множеств из «пар», «троек», «/7-ок» элементов исходных множеств), в математической лингвистике и теории языков (при создании тезаурусов). В соответствии с лингвистическим представлением рассмат риваемой ситуации можно сформировать списки понятий (клас сификаторы по признакам структуризации) и, помещая рядом составляющие из разных списков (операция конкатенации), по-лучить таким образом все возможные конкретизированные фун кции, которые должны быть в структуре целей и функций при принятой концепции представления системы и соответствующей методике. Сопоставляя такие конкретизированные подцели (функции), можно определить, какие из них в условиях конкретной органи зации являются более значимыми, по каким нужно осуществлять централизованное управление, создавать автоматизированные процедуры поддержки принятия решений и т.п. С математической точки зрения процедура базируется на полу чении размещений с повторениями, число которых согласно извес тной теореме комбинаторики определяется как R - к^ • к^- ...- А:,,, где /ср /с2,... , к^^ - числа элементов в исходных списках (классифи каторах). Если число списков (признаков структуризации), на пример, равно 7 и в каждом классификаторе содержится хотя бы по 7 составляющих, то R- 1 • 1, что много не только для челове ка, но и для ЭВМ, или если элементов и списков больше, то пере бор (хотя число размещений с повторениями меньше, чем число сочетаний) становится практически нереализуемым. Поэтому решение проблемы автоматизации формирования структуры ЦФ оказалось возможным только в диалоговом режиме. Опираясь на основную идею «дерева целей» {см.) - отсечение малозначимых (несущественных или несуществующих) элементов «дерева» на каждом шаге структуризации - можно существенно сократить перебор при автоматизации формирования структу ры ЦФ. Для реализации этой идеи разрабатывают автоматизи рованные диалоговые процедуры анализа целей и функций. Процедура базируется на получении размещений с повторе ниями из исходных списков классификаторов по используемым признакам структуризации (в результате чего возникает эффект появления нового смысла) и позволяет сократить перебор путем отсечения малозначимых или не имеющих смысла размещений на каждом шаге структуризации. Идея организации такой человеко-машинной процедуры ил люстрируется на рисунке, где приводится пример применения ме тодики Уёмова - Кошарского (см. Методика структуризации целей и функций, основанная на двойственном определении систе мы), согласно которой на верхних уровнях иерархической струк туры используются признаки структуризации «объект управле ния» {0U)- «цикл yпpaвлeния»(Z(7). В качестве третьего признака 43 ЭВМ Дисплей Человек ZU ои ПР ПП ТП оп вп МТС ПР_ОП ПР_ВП ПР_МТС ПП__ОП ПП вп ПР^ОП ПП о п т • VP АВТ з/ч тнп ПР_ОП ПР_ВП ПР__МТС пп_оп ПП вп и Перспективное планирование основного производства ПР оп АВТ ПР ОП З/Ч ПР оп тнп ПП оп АВТ ПП оп з/ч пп_оп_тнт - • ПР. ^ ПР 1— ПР_ f ПП ПП ПП ПР оп АВТ ПП оп АВТ ПП оп з/ч оп АВТ оп з/ч оп тнп оп АВТ оп з/ч .оп_тнт Перспективное + — + + -1 *" планирование основного производства запасных частей 44 структуризации - любой другой (напр., признак «виды продук ции» - VP), классификатор которого включает автомобили (АВТ), запасные части (З/Ч), товары народного потребления (ТНП). Классификаторы ZU и OU содержат следующие составляю щие для ZU (ПР - прогнозирование, ПП - перспективное планиро вание, ТП - текущее планирование и т.д.); для 0U (ОП - основ ное производство, ВП - вспомогательное производство, МТС - материально-техническое снабжение и т. д.). Участие человека- эксперта показано ответами по двоичной системе «+» - «-», что осуществляется экспертом в режиме диалога (нажатием клавиш «д»-«н» или «>'»-«/7»). Результаты опроса экспертов хранятся в соответствующих файлах, которые можно редактировать и вы водить на дисплей или принтер (по выбору пользователя). Предусмотрена возможность распределения функций по под разделениям организационной структуры (см.) и инвертирования формируемой структуры взаимосвязей функций и подразделений, чтобы на верхний уровень структуры вынести названия подраз делений, а на нижележащие уровни - выполняемые ими функции. В Санкт-Петербургском государственном политехническом уни верситете (Ленинградском политехническом институте) разрабо тано несколько вариантов автоматизированных диалоговых про цедур формирования и анализа структур целей и функций [2-8].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АВТОМАТИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА СТРУКТУР ЦЕЛЕЙ И ФУНКЦИЙ СИСТЕМ» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»