ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями

Классификации методов моделирования систем
Постановка
любой задачи заключается в том, чтобы перевести ее словесное,
в е р б а л ь н о е , описание в ф о р м а л ь н о е .
В случае относительно простых задач такой переход осуще­
ствляется в сознании человека, который не всегда даже может
объяснить, как он это сделал. Если полученная формальная мо­
дель (математическая зависимость между величинами в виде фор­
мулы, уравнения, системы уравнений) опирается на фундамен­
тальный закон или подтверждается экспериментом, то этим
доказывается ее адекватность отображаемой ситуации, и модель
рекомендуется для решения задач соответствующего класса.
По мере усложнения задач получение модели и доказатель­
ство ее адекватности усложняются, а применительно к социаль­
но экономическим объектам эксперимент становится практически
нереализуемым, задача переходит в класс п р о б л е м п р и н я ­
т и я р е ш е н и й , и постановка задачи, формирование модели,
т.е. перевод вербального описания в формальное становится важ­
ной составной частью процесса принятия решения.
Перевод вербального описания в формальное, осмысление,
интерпретация модели и получаемых результатов становятся
неотъемлемой частью практически каждого этапа моделирова­
ния сложной развивающейся системы.
Для решения проблемы перевода вербального описания в
формальное в различных областях деятельности стали развивать­
ся специальные приемы и методы. Так, возникли методы типа
«мозговой сипаки», «сценариев», экспертных оценок, «дерева целей»
и т.п.
В свою очередь, развитие математики шло по пути расшире­
ния средств постановки и решения трудноформализуемых задач.
33 Наряду с детерминированными, аналитическими методами
классической математики возникла теория вероятностей и мате­
матическая статистика (см. Статистические методы) как сред­
ство доказательства адекватности модели на основе представи­
тельной (репрезентативной) выборки и понятия вероятности,
правомерности использования модели и результатов моделиро­
вания.
Для задач с большей степенью неопределенности инженеры
стали привлекать теорию миоэ/сеств, математическую логику,
математическую лингвистику, теорию графов, что во многом сти­
мулировало развитие этих направлений. Математика стала по­
степенно накапливать средства работы с неопределенностью, со
смыслом, который классическая математика исключала из объек­
тов своего рассмотрения.
Таким образом, между неформальным, образным мышлением
человека и формальными моделями классической математики сло­
жился как бы «спектр» методов, которые помогают получать и
уточнять (формализовывать) вербальное описание проблемной
ситуации, с одной стороны, и интерпретировать формальные мо­
дели, связывать их с реальной действительностью ~ с другой. Этот
спектр условно представлен на рис. 3, а.
Развитие методов моделирования, разумеется, шло не так пос­
ледовательно, как показано на рис. 3, а. Они возникали и развива­
лись параллельно. Существуют различные модификации сходных
методов. Их по-разному объединяли в группы, т.е. исследователи
предлагали разные классификации (в основном - для формальных
методов). Постоянно возникают новые методы моделирования как
бы на «пересечении» уже сложившихся групп. Однако основную
идею - существование «спектра» методов между вербальным и
формальным представлением проблемной ситуации - этот рису­
нок иллюстрирует.
Первоначально исследователи, развивающие теорию систем,
предлагали классификации систем и старались поставить им в
соответствие определенные методы моделирования, позволяющие
наилучшим об*разом отразить особенности того или иного клас­
са. Такой подход к выбору методов моделирования подобен ис­
пользуемому в прикладной математике. Однако в отличие от пос­
ледней, в основу которой положены классы прикладных задач,
системный анализ может один и тот же объект или одну и ту же
проблемную ситуацию (в зависимости от степени неопределен-
34 Вербальное
описание
I L I I
Мозговая Сценарий Экспертные Дерево
атака оценки целей
J_ J_
Формальная
модель
I
Математи- Теория Статисти- Аналити­
ческая множеств ческие ческие
логика методы методы
Методы моделирования систем
Методы, направленные
на активизацию интуиции
и опыта специалистов (МАИС)
Специальные методы.
Методики постепенной
формализации задачи
Методы формализованного
представления систем
(МФПС)
Методы организации сложных
экспертиз
Экспертные оценки
Имитационное
... j ^ динамическое .
моделированиед
Морфологические методы
Методы структуризации (типа "дерева '
целей', сети и др.)
Методы типа "Дельфи"
Методы типа "сценариев"
Методы типа "мозговой атаки" или
коллективной генерации идей (КГИ)
Структурно- /
\ лингвистическое /
\ моделирование /
^ 1^
Ситуационное
моделирование
Рис.3
\
\ /
Комплек-
сиро-
ванные
методы ,
Графические
Семиотические
^Графо-семио-
тическое мо­
делирование
Лингвистические (мате­
матическая лингвистика)
Логические
(математическая логика)
Теоретико-
множественные
Статистические
Аналитические
Топология
Комбина­
торика ности и по мере познания) отображать разными классами систем
и соответственно различными моделями, организуя таким обра­
зом как бы процесс постепенной формализации задачи, т.е. «вы­
ращивание» ее формальной модели. Неверно выбранный ме­
тод моделирования может привести к неверным результатам, к
невозможности доказательства адекватности модели, к увеличе­
нию числа итераций и затягиванию решения проблемы.
Существует и другая точка зрения. Если последовательно ме­
нять методы приведенного на рис. 3, а «спектра» (не обязательно
используя все), то можно постепенно, ограничивая полноту опи­
сания проблемной ситуации (что неизбежно при формализации),
но сохраняя наиболее существенные с точки зрения цели (струк­
туры целей) компоненты и связи между ними, перейти к формаль­
ной модели.
В то же время анализ процессов изобретательской деятельно­
сти, опыта формирования сложных моделей принятия решений
показал, что практика не подчиняется такой логике, т.е. человек
поступает иначе: он попеременно выбирает методы из левой и
правой частей «спектра»*, приведенного на рис. 3, а.
Поэтому удобно как бы «переломить» этот «спектр» методов
примерно в середине, где графические методы смыкаются с ме­
тодами структуризации, т.е. разделить методы моделирования
систем на два больших класса: методы формализованного пред­
ставления систем (МФПС) и методы, направленные на активиза­
цию использования шппуиции и опыта специалистов, или более крат­
ко - методы активизации интуиции специалистов (МАИС).
Возможные классификации этих двух групп методов представ­
лены на рис. 3, б.
Такое разделение методов находится в соответствии с основ­
ной идеей системного анализа, которая состоит в сочетании в мо­
делях и методиках формальных и неформальных представлений,
что помогает в разработке методик, выборе методов постепенной
формализации отображения и анализа проблемной ситуации. Воз­
можные варианты последовательного использования методов из
групп МАИС и МФПС системного анализа приводятся далее в
примерах методик.
Отметим, что на рис. 3, б в группе МАИС методы расположены
сверху вниз примерно в порядке возрастания возможностей форма-
* См., напр., А д а м а р Ж. Исследование психологии процесса изобре­
тения. - М.: Сов. радио, 1977.
36 лизации, а в группе МФПС - снизу вверх возрастает внимание к
содержательному анализу проблемы и появляется все больше средств
для такого анализа. Такое упорядочение помогает сравнивать ме­
тоды и выбирать их при формировании развивающихся моделей при­
нятия решений, при разработке методик системного анализа.
Классификации МАИС и особенно МФПС могут быть раз­
ными. На рис. 3, б дана классификация МФПС, предложенная
Ф.Е. Темниковым (см. Методы формализованного представления
систем).
Необходимо отметить, что иногда для наименования групп МАИС
и МФПС используются термины - соответственно качественные и
количественные методы*. Однако, с одной стороны, методы,
отнесенные к группе МАИС, могут использовать и формализованные
представления (при разработке сценариев могут применяться статисти­
ческие данные, возможны и некоторые расчеты; с формализацией связа­
ны получение и обработка экспертных оценок, методы морфологическо­
го моделирования), а с другой стороны, в силу теоремы Гёделя о
неполноте, в рамках любой формальной системы, сколь бы полной и
непротиворечивой она ни казалась, есть положения (соотношения, выска­
зывания), истинность или ложность которых нельзя доказать формальны­
ми средствами этой системы; для преодоления же неразрешимой пробле­
мы нужно расширять формальную систему, опираясь на содержательный,
качественный анализ. Поэтому были предложены названия групп мето­
дов МАИС и МФПС, что представляется более предпочтительным.
Специалист по системному анализу должен понимать, что
любая классификация условна. Она лишь средство, помогающее
ориентироваться в огромном числе разнообразных методов и
моделей. Поэтому разрабатывать классификацию нужно обяза­
тельно с учетом конкретных условий, особенностей моделируе­
мых систем (процессов принятия решений) и предпочтений ЛПР,
которым можно предложить выбрать классификацию.
Следует также подчеркнуть, что новые методы моделирова­
ния часто создаются на основе сочетания ранее существовавших
классов методов.
Так, методы, отнесенные на рис. 3 к группе комплексирован-
ных (комбинаторика, топология), начинали развиваться парал­
лельно в рамках линейной алгебры, теории множеств, теории
графов, а затем оформились в самостоятельные направления.
* В о л к о в а В.И. Теория систем и методы системного анализа в уп­
равлении и связи / В.Н. Волкова, В.А. Воронков, А.А. Денисов и др. - М.:
Радио и связь, 1983.
37 Существуют также методы, базирующиеся на сочетании
средств МАИС и МФПС. Эта группа методов представлена на
рис. 1 в качестве самостоятельной группы методов моделирова­
ния, обобщенно названной специальными методами.
Наибольшее распространение получили следующие специаль­
ные методы моделирования систем

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификации методов моделирования систем» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аналізатори протоколів
Аудит доходів і витрат фінансової діяльності
СВІТОВА ТА МІЖНАРОДНА ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ
Теорема іррелевантності
Аудит вилученого капіталу


Категорія: Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями | Додав: koljan (20.10.2011)
Переглядів: 1847 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП