Отказы (провалы, фиаско) рынка (market failures) — неспособность рыночного механизма в определенных условиях обеспечивать эффективность по Парето. Глава 15. «Отказы рынка» и государство 407 Отказы рынка ставят вопрос о необходимости воздействия государства на эко номическую сферу, и степень этого воздействия зависит от чрезвычайно большо го количества факторов: как от состояния рыночной экономики в целом, так и от стратегии государственного экономического развития. Роль государства в эко номике — это наиболее спорная и деликатная проблема экономической науки (в связи с тем, что она затрагивает политику — инстинкты тех или иных классов и сфер общества в самом обнаженном виде). Кроме того, это лакмусовая бумаж ка эффективности политики управления того или иного государства (а значит, критерий адекватности конкретных политических фигур). Феноменальные эко номические успехи в XX в. Японии, Южной Кореи и Китая объясняются в пер вую очередь именно выбором оптимальной экономической стратегии государства. Бестолковость «перестройки», унизительный демонтаж СССР и последующие конвульсии российской экономики — нравоучительные примеры совсем иного рода. В курсе макроэкономики 1 мы выясним, что существующие экономические школы по-разному обосновывают степень государственного экономического воздействия. При этом следует различать государственную экономическую по литику на микро-, макро- и мезоуровне. В данной главе мы ограничиваемся рассмотрением причин отказов рынка и особенностей государственного вме шательства с точки зрения микроэкономики. Основные причины сводятся к следующему. 1. Монопольная власть. В главе 14 (параграф 14.1) мы выяснили, что Паре- то-эффективное равновесие в производстве и потреблении может возник нуть только на рынке совершенной конкуренции. Однако реальные рынки весьма далеки от подобного состояния. В связи с этим нам необходимо рассмотреть проблему монополии и выбор адекватной реакции государ ства. 2. Внешние эффекты. Второй проблемой являются так называемые «внешние эффекты». До сих пор мы рассматривали рыночные события лишь с точки зрения продавцов и покупателей. Однако, как правило, рыночная деятель ность контрагентов этим не ограничивается. Взять, к примеру, проблему окружающей среды. 3. Общественные блага. Большинство экономических благ является частны ми. Они покупаются частными лицами и потребляются частным обще ством. Однако имеются и многочисленные и очень важные общественные блага, которые не ограничиваются лишь сферой частных интересов (оборо на государства, коммуникации, поддержание общественного правопорядка и многое другое). 4. Асимметричность информации. Достижение Парето-эффективности под разумевает абсолютную информированность покупателей и продавцов о свойствах приобретаемых благ. Но на практике подобная информирован ность недостижима.
Ви переглядаєте статтю (реферат): ««ОТКАЗЫ РЫНКА» И ГОСУДАРСТВО» з дисципліни «Мікроекономіка»