ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Мікроекономіка

Регулирование монополии
Существование монополий и монопольной власти часто провоцирует государ­
ство к всевозможным мерам «справедливого» регулирования.
Регулирование монополий может осуществляться по следующим направле­
ниям:
• налогообложение;
• ограничение размера монополии;
• ограничение цен.
1. Налогообложение. Последствия введения налога на выпуск в условиях мо­
нополии существенно отличаются от тех, которые возникают в условиях чистой
конкуренции. При монополии цена продукта может возрастать на величину, зна­
чительно превышающую размер налога. Рассмотрим это на конкретном приме­
ре (рис. 9.9).
MC + t
D=AR
О 0.2 Qx Q
Рис. 9.9. Последствия введения акцизного налога на продукт монополии
Допустим, единица продукции монополии облагается налогом в t ден. ед. так,
что монополист должен платить государству t ден. ед. за каждую проданную еди­
ницу выпуска. В таком случае издержки {МС) фирмы соответственно возрастают
на t ед. Это приводит к значительному росту цены и падению выпуска.
Регулирование естественных монополий. В последние годы одной из акту­
альных проблем экономической жизни является проблема естественных монопо­
лий. Прежде всего это касается судьбы РАО «ЕЭС России». Единая Энергетиче­
ская Система России остается самым крупным высокоавтоматизированным
комплексом, обеспечивающим производство, передачу и распределение элект­
роэнергии и централизованное оперативно-технологическое управление этими Глава 9. Чистая монополия 273
процессами. В ее состав входят 440 тепловых и гидравлических электростанций
мощностью соответственно 131,3 и 40 млн кВт и АЭС мощностью 21 млн кВт, а
также 2,5 млн км ЛЭП всех классов, в том числе свыше 30 тыс. км основных ЛЭП
напряжением 500,750 и 1150 кВт. 1 Российское акционерное общество энергетики
и электрификации (РАО «ЕЭС России») было учреждено в декабре 1992 г. в ка­
честве головной холдинговой организации, контролирующей основную массу
предприятий электроэнергетики.
РАО «ЕЭС России» является типичной естественной монополией, и ее мик­
роэкономическую модель можно проиллюстрировать при помощи рис. 9.10.
Рис. 9.10. Естественная монополия и регулирование цены
Как уже отмечалось, естественная монополия существует в том случае, когда эко­
номия от масштаба позволяет лишь одному-единственному предприятию удовлет­
ворить весь рыночный спрос. При этом входные барьеры основаны на технологиях,
отражающих естественные законы природы (технологии). На рис. 9.10 экономи­
ческие условия, приводящие к естественной монополии, изображены при помощи
кривых спроса (D), предельного дохода (MR), средних долгосрочных издержек
(LAC) и долгосрочных предельных издержек (LMC). В отсутствие какой-либо регу­
лирующей активности естественная монополия максимизирует прибыль, произво­
дя объем Q^ при цене Р . В этих условиях естественная монополия получит моно­
польную прибыль объемом, равным площади прямоугольника Р В С А.
Допустим, что общество посчитало, что выпуск Q^ «слишком мал», а цена Р т
«слишком высока». Регулирующая альтернатива подразумевает попытку, во-пер­
вых, усилить конкуренцию «сломом» монополии на большое число независимых
фирм или, во-вторых, регулирования монопольной цены.
2. Ограничение размера монополии (Проект Анатолия Чубайса). Данный
вариант уничтожения естественной монополии вряд ли можно считать эффек-
1 См.: Маламед Л. Рыночное трансформирование электроэнергетики России / / Рынки
электроэнергии. Новосибирск, 1999. С. 175. 274 Часть 11. Анализ рыночной структуры. Теория цены
тивным: новые малые фирмы, скорее всего, попытаются снизить свои издержки,
стремясь увеличить размеры собственных предприятий. Кроме того, некоторые
из них неизбежно разорятся и будут вынуждены покинуть отрасль. Чтобы под­
держать все вновь созданные фирмы в отрасли, государство будет вынуждено на­
ложить ограничения на размеры предприятий в данной отрасли и постоянно сле­
дить за тем, чтобы предотвратить стихийное укрупнение фирм (а это стоит денег
налогоплательщиков). Ограничение размеров фирм поднимет рыночную кривую
предложения небольших фирм на искусственно высокий уровень, скажем на уро­
вень S (рис. 9.10).
Вновь созданные мелкие предприятия обречены стать неэффективными. При­
чем цена и выпуск будут примерно такими же, как и в случае нерегулируемой
естественной монополии. Даже если потребители от всего этого ничего не выиг­
рают и ничего не проиграют (а скорее всего, проиграют, так как издержки произ­
водства, а значит и цены, возрастут), издержки общества неизбежно возрастут,
ибо «процесс регулирования» потребует затрат, кроме того, неизбежно неэконо­
мичное дублирование капиталов.
В лучшем случае вместо единой естественной монополии в масштабах государ­
ства сложится множество региональных естественных монополий. Однако единая
энергетическая система страны (важный компонент экономической безопасно­
сти государства) будет утрачена.
Мне нравятся эти Чубайсы,
Что лихо немцуют страну
Под музыку венского вальса,
У всех вызывая «ну, ну...» (1998)
А. М. Марласов
Естественная монополия может исчезнуть вследствие уменьшения размера ми­
нимально эффективного масштаба производства (рис. 9.11). Исчезновение есте­
ственной монополии происходит тогда, когда технологические изменения резко со­
кращают минимально эффективный размер предприятия (сдвиг кривой Л С влево)
при неизменной величине cipoca (D), либо при резком увеличении спроса (сдвиг
кривой спроса D вправо). Среди факторов, способных изменить положение кривой
средних затрат (АС) или спроса (D), можно отметить численность населения, прин­
ципиальную модернизацию технологий, либерализацию экономических отноше­
ний и др.
Рис. 9.11. Исчезновение естественной монополии Глава 9. Чистая монополия 275
3. Регулирование монопольной цены. Допустим, государство решило устано­
вить цену и выпуск на уровне Р и £),, т. е. в соответствии с условием LMC = D
(рис. 9.10). В этом случае монополист будет нести убытки, равные площади пря­
моугольника EFGP V Фирма уйдет из отрасли, если не будет получать соответ­
ствующие субсидии (опять же за счет налогоплательщиков).
Более практичным решением является установление цены на уровне Р 2 (LAC =
= D). При этой цене объем выпуска фирмы равен Q 2 (рис. 9.10). В этих условиях
монополист будет получать нормальную (нулевую экономическую) прибыль.
Необходимость в субсидиях отпадет.
Если установленная административная цена базируется на предельных или
средних издержках, результатом может быть довольно курьезный результат: уста­
новление ценового потолка вынуждает монополиста увеличивать объем выпуска.
Этот эффект совершенно противоположен тому, что имеет место при свободной
конкуренции. Этот кажущийся парадокс объясняется следующим образом. Цено­
вой контроль делает линию спроса (D) пологой, а значит, и линия предельного до­
хода (MR) также становится более пологой. Поэтому величина оптимального вы­
пуска монополиста (Q ra ) как результат пересечения линий МС и MR стремится
вправо — что и приводит к стремлению монополиста расширять производство.
Ценовое регулирование естественной монополии чревато рядом проблем.
Во-первых, каждое регулирование не обходится без издержек. Необходимы уси­
лия аудиторов для оценки деятельности регулируемой монополии. Во-вторых,
регулируемая фирма имеет склонность преувеличивать объем своих издержек.
В-третьих, при ограничении деятельности фирмы ее менеджеры теряют склон­
ность к поиску оптимальных стратегий и т. п.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Регулирование монополии» з дисципліни «Мікроекономіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ТОВАРНИЙ АСОРТИМЕНТ І ЙОГО ПОКАЗНИКИ
ФУНКЦІЇ ГРОШЕЙ
КЛАСИЧНА КІЛЬКІСНА ТЕОРІЯ ГРОШЕЙ
Визначення вартості капіталу
Звіт про прибутки та збитки


Категорія: Мікроекономіка | Додав: koljan (18.10.2011)
Переглядів: 903 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП