Существование монополий и монопольной власти часто провоцирует государ ство к всевозможным мерам «справедливого» регулирования. Регулирование монополий может осуществляться по следующим направле ниям: • налогообложение; • ограничение размера монополии; • ограничение цен. 1. Налогообложение. Последствия введения налога на выпуск в условиях мо нополии существенно отличаются от тех, которые возникают в условиях чистой конкуренции. При монополии цена продукта может возрастать на величину, зна чительно превышающую размер налога. Рассмотрим это на конкретном приме ре (рис. 9.9). MC + t D=AR О 0.2 Qx Q Рис. 9.9. Последствия введения акцизного налога на продукт монополии Допустим, единица продукции монополии облагается налогом в t ден. ед. так, что монополист должен платить государству t ден. ед. за каждую проданную еди ницу выпуска. В таком случае издержки {МС) фирмы соответственно возрастают на t ед. Это приводит к значительному росту цены и падению выпуска. Регулирование естественных монополий. В последние годы одной из акту альных проблем экономической жизни является проблема естественных монопо лий. Прежде всего это касается судьбы РАО «ЕЭС России». Единая Энергетиче ская Система России остается самым крупным высокоавтоматизированным комплексом, обеспечивающим производство, передачу и распределение элект роэнергии и централизованное оперативно-технологическое управление этими Глава 9. Чистая монополия 273 процессами. В ее состав входят 440 тепловых и гидравлических электростанций мощностью соответственно 131,3 и 40 млн кВт и АЭС мощностью 21 млн кВт, а также 2,5 млн км ЛЭП всех классов, в том числе свыше 30 тыс. км основных ЛЭП напряжением 500,750 и 1150 кВт. 1 Российское акционерное общество энергетики и электрификации (РАО «ЕЭС России») было учреждено в декабре 1992 г. в ка честве головной холдинговой организации, контролирующей основную массу предприятий электроэнергетики. РАО «ЕЭС России» является типичной естественной монополией, и ее мик роэкономическую модель можно проиллюстрировать при помощи рис. 9.10. Рис. 9.10. Естественная монополия и регулирование цены Как уже отмечалось, естественная монополия существует в том случае, когда эко номия от масштаба позволяет лишь одному-единственному предприятию удовлет ворить весь рыночный спрос. При этом входные барьеры основаны на технологиях, отражающих естественные законы природы (технологии). На рис. 9.10 экономи ческие условия, приводящие к естественной монополии, изображены при помощи кривых спроса (D), предельного дохода (MR), средних долгосрочных издержек (LAC) и долгосрочных предельных издержек (LMC). В отсутствие какой-либо регу лирующей активности естественная монополия максимизирует прибыль, произво дя объем Q^ при цене Р . В этих условиях естественная монополия получит моно польную прибыль объемом, равным площади прямоугольника Р В С А. Допустим, что общество посчитало, что выпуск Q^ «слишком мал», а цена Р т «слишком высока». Регулирующая альтернатива подразумевает попытку, во-пер вых, усилить конкуренцию «сломом» монополии на большое число независимых фирм или, во-вторых, регулирования монопольной цены. 2. Ограничение размера монополии (Проект Анатолия Чубайса). Данный вариант уничтожения естественной монополии вряд ли можно считать эффек- 1 См.: Маламед Л. Рыночное трансформирование электроэнергетики России / / Рынки электроэнергии. Новосибирск, 1999. С. 175. 274 Часть 11. Анализ рыночной структуры. Теория цены тивным: новые малые фирмы, скорее всего, попытаются снизить свои издержки, стремясь увеличить размеры собственных предприятий. Кроме того, некоторые из них неизбежно разорятся и будут вынуждены покинуть отрасль. Чтобы под держать все вновь созданные фирмы в отрасли, государство будет вынуждено на ложить ограничения на размеры предприятий в данной отрасли и постоянно сле дить за тем, чтобы предотвратить стихийное укрупнение фирм (а это стоит денег налогоплательщиков). Ограничение размеров фирм поднимет рыночную кривую предложения небольших фирм на искусственно высокий уровень, скажем на уро вень S (рис. 9.10). Вновь созданные мелкие предприятия обречены стать неэффективными. При чем цена и выпуск будут примерно такими же, как и в случае нерегулируемой естественной монополии. Даже если потребители от всего этого ничего не выиг рают и ничего не проиграют (а скорее всего, проиграют, так как издержки произ водства, а значит и цены, возрастут), издержки общества неизбежно возрастут, ибо «процесс регулирования» потребует затрат, кроме того, неизбежно неэконо мичное дублирование капиталов. В лучшем случае вместо единой естественной монополии в масштабах государ ства сложится множество региональных естественных монополий. Однако единая энергетическая система страны (важный компонент экономической безопасно сти государства) будет утрачена. Мне нравятся эти Чубайсы, Что лихо немцуют страну Под музыку венского вальса, У всех вызывая «ну, ну...» (1998) А. М. Марласов Естественная монополия может исчезнуть вследствие уменьшения размера ми нимально эффективного масштаба производства (рис. 9.11). Исчезновение есте ственной монополии происходит тогда, когда технологические изменения резко со кращают минимально эффективный размер предприятия (сдвиг кривой Л С влево) при неизменной величине cipoca (D), либо при резком увеличении спроса (сдвиг кривой спроса D вправо). Среди факторов, способных изменить положение кривой средних затрат (АС) или спроса (D), можно отметить численность населения, прин ципиальную модернизацию технологий, либерализацию экономических отноше ний и др. Рис. 9.11. Исчезновение естественной монополии Глава 9. Чистая монополия 275 3. Регулирование монопольной цены. Допустим, государство решило устано вить цену и выпуск на уровне Р и £),, т. е. в соответствии с условием LMC = D (рис. 9.10). В этом случае монополист будет нести убытки, равные площади пря моугольника EFGP V Фирма уйдет из отрасли, если не будет получать соответ ствующие субсидии (опять же за счет налогоплательщиков). Более практичным решением является установление цены на уровне Р 2 (LAC = = D). При этой цене объем выпуска фирмы равен Q 2 (рис. 9.10). В этих условиях монополист будет получать нормальную (нулевую экономическую) прибыль. Необходимость в субсидиях отпадет. Если установленная административная цена базируется на предельных или средних издержках, результатом может быть довольно курьезный результат: уста новление ценового потолка вынуждает монополиста увеличивать объем выпуска. Этот эффект совершенно противоположен тому, что имеет место при свободной конкуренции. Этот кажущийся парадокс объясняется следующим образом. Цено вой контроль делает линию спроса (D) пологой, а значит, и линия предельного до хода (MR) также становится более пологой. Поэтому величина оптимального вы пуска монополиста (Q ra ) как результат пересечения линий МС и MR стремится вправо — что и приводит к стремлению монополиста расширять производство. Ценовое регулирование естественной монополии чревато рядом проблем. Во-первых, каждое регулирование не обходится без издержек. Необходимы уси лия аудиторов для оценки деятельности регулируемой монополии. Во-вторых, регулируемая фирма имеет склонность преувеличивать объем своих издержек. В-третьих, при ограничении деятельности фирмы ее менеджеры теряют склон ность к поиску оптимальных стратегий и т. п.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Регулирование монополии» з дисципліни «Мікроекономіка»