Существуют 4 фактора, каждый из которых или их сочетание приводит к тому, что фирма становится монополией. Во-первых, монополия может стать результатом нововведений и новаций. Не все индивиды обладают одинаково творческими или инициативными каче ствами. Принципиальное открытие нового товара или технологии, защищенное патентом, дающим исключительное право получения выгоды на всех стадиях ис пользования изобретения, порождает монополию. Пока кто-то способен произ водить принципиально новый и уникальный продукт, держать технологию его создания «в секрете» — до тех пор существует возможность монополии. Вторая экономическая сила, которая имеет возможность создать монопо лию, — это экономия от масштаба. Как уже отмечалось в главе 6 (параграф 6.4.1), существуют отрасли, в которых рыночный спрос может быть недостаточным для поддержания большого числа (или даже нескольких) эффективных фирм. Возмож на ситуация, при которой в отрасли способен эффективно работать лишь один про изводитель. Такая ситуация получила название «естественной монополии» и ха рактерна для многих общественных благ (энергетика, железнодорожный транспорт и т. п.). К примеру, в городе самым эффективным решением будет создание одной водопроводной городской сети, а не двух-трех конкурирующих между собой: не возможно представить ситуацию, при которой, к примеру, четные дома на Невском проспекте обслуживались бы одной водопроводной компанией, а нечетные — ее конкурентом. Если такая ситуация и возникнет, то двум конкурирующим между собой фирмам все же выгоднее будет слиться, превратиться в монополию, так как при этом они способны существенно снизить свои издержки производства. Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет од ной фирме удовлетворять весь рыночный спрос. Другими словами, экономия от масштаба настолько значительна по отношению к рыночному спросу, что на рынке не может эффективно существовать больше одного производителя. В параграфе 6.4.1 мы отмечали особенность формы кривой долгосрочных средних издержек (LAC) естественной монополии (рис. 6.16): кривая представ ляет собой нисходящую линию. А это значит, что самый дешевый способ удов летворить потребности в продукции отрасли заключается в том, чтобы сконцент рировать производство данного продукта в руках одной фирмы. Например, на рис. 9.1 отражено, что единственная фирма может производить Q* единиц продукции при средних издержках LAC(Q*), в то время как если бы тот же рынок поделили между собой две фирмы, то долгосрочные средние издержки выросли бы до величины LAC (Q*/2). 1 Третьим фактором возникновения монополии является исключительная соб ственность на важнейшие средства и приметы производства. Одним из наглядных примеров такой монополии является деятельность фирмы «Де Бирс Даймонд Майнз», которая контролирует большинство мировых разработок по добыче и поставке необработанных алмазов. Монополистами данного рода можно считать и владельцев виноградников в провинции Шампань. 1 В дальнейшем (уже в данной главе) мы рассмотрим феномен естественной монополии более подробно. 262 Часть II, Анализ рыночной структуры. Теория цены Р LAC(Q*/2) LAC(Q*) О Q*A Q* Q Рис. 9.1. Естественная монополия Четвертым фактором существования монополии является государственная политика. Государство может создавать и поддерживать монополии, предостав ляя исключительные права экономической деятельности определенным фирмам. Это достигается путем предоставления таким фирмам лицензий .или определен ных привилегий.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Факторы возникновения монополии» з дисципліни «Мікроекономіка»