В отличие от краткосрочного периода в длительном периоде все факторы про изводства являются переменными. 2 В модели совершенной конкуренции дли тельного периода объем выпуска может быть изменен либо за счет количества фирм в отрасли, либо за счет масштабов уже существующих предприятий. В связи с этим необходимо различать краткосрочное и долгосрочное равновесие. Краткосрочное равновесие: состояние экономики, при котором выпуск всех фирм в конкурентной отрасли обеспечивает максимизацию прибыли при условии Р = МС. Долгосрочное равновесие: стабильное состояние, в котором все фирмы в отрас ли получают нормальную или нулевую экономическую прибыль (л = 0), в связи с чем отсутствуют стимулы для входа в отрасль или выхода из отрасли новых фирм. 1 Здесь мы не удержались: к эпиграмме великого римского поэта Марциала добавили свое образный комментарий румынского поэта. Современный румынский язык действительно весьма похож на латынь. Мы же, русские, вынуждены читать Марциала в переводе, пусть и в таком блестящем, какой нам предлагает прекрасный знаток латыни Ф. А. Петровский. 2 В краткосрочном периоде производственные мощности каждого предприятия фикси рованы, но выпуск может быть изменен за счет увеличения или уменьшения объема пере менных факторов. При этом общее число предприятий в отрасли постоянно. 250 Часть И. Анализ рыночной структуры. Теория цены Если в условии краткосрочного равновесия существующие фирмы получают экономическую прибыль (я > 0), то эта прибыль стимулирует вхождение новых фирм в отрасль; напротив, если фирмы несут убытки (я < 0), то некоторые фирмы рано или поздно будут вынуждены покинуть отрасль. Процесс отраслевого входа- выхода продолжается до тех пор, пока экономические прибыли и убытки ограни чатся, т. е. не будет достигнута ситуация нулевой экономической прибыли (я = 0). Исследуем последствия отраслевого входа и выхода на примере двух экономи ческих моделей: 1. В первой модели все фирмы в отрасли идентичны, т. е. тождественны во всех отношениях: ни одна из фирм не имеет преимуществ или недостатков. Лю бая из данных фирм является репрезентативной (типичной). Репрезентативная фирма; фирма, кривые издержек которой условно считаются «типичными» для всех фирм отрасли. Если все репрезентативные фирмы в краткосрочном периоде несут убытки, то не которые будут вынуждены покинуть отрасль, и этот процесс выхода будет продол жаться до тех пор, пока остающиеся фирмы не смогут покрывать свои альтернатив ные издержки (достигнут состояния я = 0). В данном случае невозможно определить, какие именно фирмы должны остаться, а какие будут вынуждены уйти. Да и в этом нет особой необходимости: ведь все фирмы являются совершенными близнецами. 2. Во второй модели, более сложной (менее абстрактной), предполагается, что все фирмы в отрасли различаются как с точки зрения издержек, так и эффектив ности производства. В этих условиях сравнительно неэффективные фирмы бу дут покидать отрасль до тех пор, пока экономическая прибыль из отрицательной не превратится в нулевую.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Цена и выпуск в долгосрочном периоде» з дисципліни «Мікроекономіка»