Ограниченность классической модели потребительского поведения заключа ется в том, что она базируется на субъективной информации. Предпочтения по отношению к различным товарам (даже если товары идентичны) субъективны; объективная информация ограничивается такими показателями, как цена и до ход. Задача этого параграфа — исследовать проблему потребления на основе бо лее объективных параметров. Новый подход к потребительской теории был впер вые предложен Кельвином Ланкастером. 1 Подход Ланкастера основан на трех предпосылках: 1) всем благам присущи измеряемые характеристики, или атрибуты; 2) атрибуты могут быть измерены объективными параметрами; 3) полезность блага, основанная на атрибутах, объективно измерима. Например, два главных атрибута (характеристики), протеин (Z t ) и жир (Z 2 ), содержатся в мясе и в его заменителях. Если бы это были единственные атрибу ты, которые имеют существенное значение для потребителя, то функция полез ности имела бы вид: U = U (Z,, Z 2 ). Функция полезности остается субъективной (разные люди имеют различные предпочтения относительно жира и протеина), 1 См.: Lancaster К. Change and Innovation in the Technology and Consumption //American Economic Review. May. 1966; A New Approach to Consumer theory //Journal of Political Economy. April. 1967. Глава 4. Теория индивидуального потребления ]59 но теперь к объективным характеристикам «цена» и «доход» добавляются не ме нее объективные «жир» и «протеин». На рис. 4.31 каждый вид продукта класси фицирован по параметрам: «жир-протеин» в соответствии с удельным весом каждого из двух компонентов в товаре. Относительные количества жира и протеина представлены с помощью накло нов «атрибутивных лучей», исходящих из осей координат. В данном случае пше ница и креветки являются двумя крайними случаями сочетаний протеина и жи ров. Содержание жира увеличивается при переходе от пшеницы к рыбе, птице и т. п. Цены и доход определяют достижимую величину сочетаний жира и протеина и формируют границу характеристик: ABCDEF. Граница характеристик (characteristic frontier): положение потребительского мак симума продуктовых характеристик, которые определяются доходом потребителя, рыночными ценами и набором атрибутов, содержащихся в товарах. Угол атрибутивного луча указывает удельный вес протеина и жира и объем данного блага, который может получить потребитель, если он потратит весь свой продуктовый бюджет на его покупку. К примеру, предположим, что 1 кг рыбы содержит 10 ед. протеина и 1 ед. жира. Если продуктовый бюджет потребителя составляет 100 р. в неделю, а цена рыбы 2,5 р. за килограмм, то потребитель может купить максимально 40 кг рыбы в неделю, что соответствует 400 ед. протеина и 40 ед. жира. Это определяет положение точки В на рис. 4.31. Положение прочих точек (С, D, Е, F) определяется аналогично. Рис. 4.31. Граница характеристик Помимо этого, возможно комбинирование нескольких товаров и получение сочетаний «жир-протеин», т. е. точек, лежащих между исходными А, В,С, D, E, F. Например, если точка С представляет 300 ед. протеина и 100 ед. жира, то точка В', лежащая между точками В и С, — 350 ед. протеина и 70 ед. жира. В последнем случае потребитель тратит половину своего продуктового бюджета на рыбу, а вто рую половину — на домашнюю птицу. При этом достижимой является любая ком бинация продуктов, лежащих между двумя соседними точками (например В и С). Пшеница Рыба В Домашняя птица 160 Часть I. Основы рыночного анализа Комбинация же между не соседними точками (например точка D') неэффективна, так как она обеспечивает меньшее количество протеина и жира и рациональный потребитель не изберет подобные комбинации, если его интересуют только жир и протеин. В данной модели потребление индивида основано на выборе объективных параметров с учетом дохода. При осуществлении выбора неэффективные набо ры исключаются из рассмотрения. Кроме того, при изменении относительных цен и появлении новых товаров совокупность эффективных и неэффективных наборов также способна измениться. Это явление называется свойством эффек тивной замены. Свойство эффективной замены вызвано ценовыми изменениями, которые меня ют набор товаров, лежащих на границе характеристик. Например, если цена на говядину возрастет существенно, то точка D перемес тится в положение D' и говядина исчезнет с границы характеристик. Рис. 4.32. Эффекты замены и дохода на границах характеристик Модель Ланкастера приобретает особую значимость, если границы характе ристик совместить с кривыми безразличия. На рис. 4.32 изображен пример с тремя благами (X, Y и W), которые включают две характеристики в изменяемых пропорциях. При наложении карты безразличия на характеристическую границу точка Е мак симизирует полезность, которой соответствует определенный набор благХ, 7 и W. Если цена товара У снизится, то для потребления станет доступной точка С и граница характеристик сместится в положение ABC. Для сравнительно малых ценовых изменений приемлемыми отрезками явля ются ВС и ВС. Более пологий наклон линии ВС по сравнению с ВС вызывает эффект замены по отношению к большему Y и меньшему X. Компенсирующее уменьшение дохода, которое оставляет потребителя на первоначальной кривой безразличия, сдвинет границу характеристик в положение A"D"C", и потребитель переместится из £ в Е'. Полный эффект, который также включает перемещение от Е" к Е, завершает аналогию. Глава 4, Теория индивидуального потребления 161 Крупное изменение цен приводит к появлению эффекта замены эффективно сти. Снижение цены Y изменит границу характеристик, которая приобретет вид AD, и индивид получит возможность купить набор товаров F, состоящий из Wn Y. При этом товар X исключится из потребления.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Модель потребления Ланкастера» з дисципліни «Мікроекономіка»