ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Мікроекономіка

Модель потребления Ланкастера
Ограниченность классической модели потребительского поведения заключа­
ется в том, что она базируется на субъективной информации. Предпочтения по
отношению к различным товарам (даже если товары идентичны) субъективны;
объективная информация ограничивается такими показателями, как цена и до­
ход. Задача этого параграфа — исследовать проблему потребления на основе бо­
лее объективных параметров. Новый подход к потребительской теории был впер­
вые предложен Кельвином Ланкастером. 1
Подход Ланкастера основан на трех предпосылках:
1) всем благам присущи измеряемые характеристики, или атрибуты;
2) атрибуты могут быть измерены объективными параметрами;
3) полезность блага, основанная на атрибутах, объективно измерима.
Например, два главных атрибута (характеристики), протеин (Z t ) и жир (Z 2 ),
содержатся в мясе и в его заменителях. Если бы это были единственные атрибу­
ты, которые имеют существенное значение для потребителя, то функция полез­
ности имела бы вид: U = U (Z,, Z 2 ). Функция полезности остается субъективной
(разные люди имеют различные предпочтения относительно жира и протеина),
1 См.: Lancaster К. Change and Innovation in the Technology and Consumption //American
Economic Review. May. 1966; A New Approach to Consumer theory //Journal of Political
Economy. April. 1967. Глава 4. Теория индивидуального потребления ]59
но теперь к объективным характеристикам «цена» и «доход» добавляются не ме­
нее объективные «жир» и «протеин». На рис. 4.31 каждый вид продукта класси­
фицирован по параметрам: «жир-протеин» в соответствии с удельным весом
каждого из двух компонентов в товаре.
Относительные количества жира и протеина представлены с помощью накло­
нов «атрибутивных лучей», исходящих из осей координат. В данном случае пше­
ница и креветки являются двумя крайними случаями сочетаний протеина и жи­
ров. Содержание жира увеличивается при переходе от пшеницы к рыбе, птице и т. п.
Цены и доход определяют достижимую величину сочетаний жира и протеина и
формируют границу характеристик: ABCDEF.
Граница характеристик (characteristic frontier): положение потребительского мак­
симума продуктовых характеристик, которые определяются доходом потребителя,
рыночными ценами и набором атрибутов, содержащихся в товарах.
Угол атрибутивного луча указывает удельный вес протеина и жира и объем
данного блага, который может получить потребитель, если он потратит весь свой
продуктовый бюджет на его покупку. К примеру, предположим, что 1 кг рыбы
содержит 10 ед. протеина и 1 ед. жира. Если продуктовый бюджет потребителя
составляет 100 р. в неделю, а цена рыбы 2,5 р. за килограмм, то потребитель может
купить максимально 40 кг рыбы в неделю, что соответствует 400 ед. протеина и
40 ед. жира. Это определяет положение точки В на рис. 4.31. Положение прочих
точек (С, D, Е, F) определяется аналогично.
Рис. 4.31. Граница характеристик
Помимо этого, возможно комбинирование нескольких товаров и получение
сочетаний «жир-протеин», т. е. точек, лежащих между исходными А, В,С, D, E, F.
Например, если точка С представляет 300 ед. протеина и 100 ед. жира, то точка В',
лежащая между точками В и С, — 350 ед. протеина и 70 ед. жира. В последнем
случае потребитель тратит половину своего продуктового бюджета на рыбу, а вто­
рую половину — на домашнюю птицу. При этом достижимой является любая ком­
бинация продуктов, лежащих между двумя соседними точками (например В и С).
Пшеница
Рыба
В Домашняя птица 160 Часть I. Основы рыночного анализа
Комбинация же между не соседними точками (например точка D') неэффективна,
так как она обеспечивает меньшее количество протеина и жира и рациональный
потребитель не изберет подобные комбинации, если его интересуют только жир и
протеин.
В данной модели потребление индивида основано на выборе объективных
параметров с учетом дохода. При осуществлении выбора неэффективные набо­
ры исключаются из рассмотрения. Кроме того, при изменении относительных
цен и появлении новых товаров совокупность эффективных и неэффективных
наборов также способна измениться. Это явление называется свойством эффек­
тивной замены.
Свойство эффективной замены вызвано ценовыми изменениями, которые меня­
ют набор товаров, лежащих на границе характеристик.
Например, если цена на говядину возрастет существенно, то точка D перемес­
тится в положение D' и говядина исчезнет с границы характеристик.
Рис. 4.32. Эффекты замены и дохода на границах характеристик
Модель Ланкастера приобретает особую значимость, если границы характе­
ристик совместить с кривыми безразличия. На рис. 4.32 изображен пример с
тремя благами (X, Y и W), которые включают две характеристики в изменяемых
пропорциях.
При наложении карты безразличия на характеристическую границу точка Е мак­
симизирует полезность, которой соответствует определенный набор благХ, 7 и W.
Если цена товара У снизится, то для потребления станет доступной точка С и
граница характеристик сместится в положение ABC.
Для сравнительно малых ценовых изменений приемлемыми отрезками явля­
ются ВС и ВС. Более пологий наклон линии ВС по сравнению с ВС вызывает
эффект замены по отношению к большему Y и меньшему X. Компенсирующее
уменьшение дохода, которое оставляет потребителя на первоначальной кривой
безразличия, сдвинет границу характеристик в положение A"D"C", и потребитель
переместится из £ в Е'. Полный эффект, который также включает перемещение от
Е" к Е, завершает аналогию. Глава 4, Теория индивидуального потребления 161
Крупное изменение цен приводит к появлению эффекта замены эффективно­
сти. Снижение цены Y изменит границу характеристик, которая приобретет вид
AD, и индивид получит возможность купить набор товаров F, состоящий из Wn Y.
При этом товар X исключится из потребления.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Модель потребления Ланкастера» з дисципліни «Мікроекономіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Період окупності
Цифрові стільникові мережі
Технічні засоби захисту інформації
Граматичні ознаки іменника
Неоінституційна теорія фінансування


Категорія: Мікроекономіка | Додав: koljan (18.10.2011)
Переглядів: 2483 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП