Теперь мы уже кое-что знаем о свойствах коэффициента прямой эластичности спроса по цене. Отметим теперь основные правила данного вида эластичности. Правило № 1. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар. Другими словами, товар настолько необходим покупателю, что он согласен купить его практически по любой цене. Посмотрим на табл. 3.2, представляющую ценовую эластичность спроса на некоторые товары. Как видно из табл. 3.2, наименьшей эластичностью спроса (в краткосрочном периоде) для американцев обладало электричество и международные путеше ствия (г) = 0,1). Это значит, что повышение цен на эти блага мало сократят объем спроса. На втором месте — посещение театра, оперы и услуги междугороднего автобуса (г| = 0,3). Эластичность спроса картофеля находится на третьем месте (г\ = 0,3). Самая высокая эластичность у свежих помидоров. Поэтому снижение цен на них приведет к существенному увеличению объема продаж и выручки, а повышение цен, напротив, к снижению выручки. Безусловно, если бы мы имели соответствующие данные по современной Рос сии, то они резко контрастировали бы с американскими. Во всяком случае, можно сказать, что международные путешествия и междугородний транспорт обладали бы более высоким коэффициентом эластичности по спросу. Практически нулевой эластичностью обладает, к примеру, инсулин — лекар ство для больных диабетом, а также наркотики. Правило № 2. Спрос становится более эластичным на долгосрочных отрезках времени. Например, как видно из табл. 3.2, эластичность в длительном периоде на междугородный транспорт в 11 раз превышает тот же показатель в краткосрочном периоде, а по электричеству этот разрыв составляет 18 раз. Чем это объяснить? При изменении цены частному потребителю требуется некоторое время, чтобы пере строить свой обычный объем спроса. То же самое относится и к фирмам: им требу-Глава 3. Эластичность 101 Таблица 3.2 Ценовая эластичность спроса на ряд товаров Категория Продукты питания: картофель горох свежий горох консервированный помидоры свежие помидоры консервированные Товары недлительного пользования: обувь газеты и журналы автопокрышки и т. п. Услуги (1): автосервис ремонт радио и ТВ Развлечения: театр и опера кино зарубежные путешествия американцев Общественный транспорт: такси городской общественный транспорт междугородный автобус Услуги (2): электричество телефон Ювелирные изделия и часы Т] в краткосрочном периоде -0,3 -2,8 -1,6 -4,6 -2,5 -0,9 -0,4 -0,8 -1,4 -0,5 -0,2 -0,87 -0,1 -0,6 -0,6 -0,2 -0,1 -0,25 -0,4 Г) в долгосрочном периоде -1,2 -3,8 -0,31 -3,7 -1,8 -1,2 -2,2 -1,8 -0,6 Источник: Miller R.L. Intermediate microeconomics. N.Y., 1978. P. 120. ется время для перестройки своих традиционных технологий и поисков новых ре шений при изменившейся ситуации на рынках факторов производства. Правило № 3. Эластичность спроса падает при увеличении насыщенности по требности в том или ином благе. Сейчас трудно поверить в то, что в конце 1980-х гг. в российских газетах довольно часто встречались объявления о желании обме нять однокомнатную квартиру на видеомагнитофон, и наоборот. Зато теперь, ког да видеоаппаратурой никого не удивишь, встречаются семьи, в которых два и бо лее видеомагнитофона. Но если, к примеру, семья состоит из трех человек и у каждого члена семьи имеется «видеодвойка», то семья приобретет четвертый ви деомагнитофон, вероятно, только в случае очень существенного снижения цены. Разновидностью этого правила является ситуация дефицита. Здесь приводил ся пример с видеомагнитофоном, однако в прежней советской экономике было немало товаров, доступ к которым был ограниченным в той или иной степени. Эластичность спроса тем ниже, чем большими запасами данного товара рас полагает потребитель. 102 Часть I. Основы рыночного анализа Правило № 4. Эластичность спроса на товар увеличивается по мере роста числа товаров-заменителей. В этом случае поле выбора потребителя расширяется. Потре битель более не привязан к одному виду товара. При отсутствии заменителей спрос обычно неэластичен. Правило № 5. Агрегированность товарной продукции снижает эластичность спроса (агрегированной группы в целом). В данном случае экономисты трактуют агрегированность (на микроуровне) как возможность объединения товара с ана логичной продукцией. В агрегированные группы мы можем объединить всю хле бобулочную, молочную, пивную и подобную продукцию. В данном случае элас тичность спроса распространяют на всю группу в целом. 1 Правило № 6. Эластичность спроса тем выше, чем больший удельный вес то вара в расходах потребителя при условии высокой значимости данного товара для потребителя. Заядлый курильщик вряд ли решится бросить курить лишь по причине повышения цены на сигареты (хотя ценовой произвол на табачном рын ке способен в некоторой мере внести сумятицу и в ряды курильщиков, и некото рые из них могут даже покончить со своей вредной привычкой в знак протеста). Но гораздо в более серьезной ситуации окажется семья, если повысятся цены на мясо. Многие семьи принялись вести вегетарианский образ жизни во время «шо ковой терапии» в 1992 г., но мало кто бросил курить. Правило № 7. Эластичность спроса зависит от универсальности использова ния данного товара. Это должна учитывать фирма при определении своей специ ализации. Так, определенный риск берет на себя магазин, торгующий, к примеру, духовыми инструментами. Его бизнес может оказаться под угрозой, если, к при меру, в обществе снизился интерес к духовой музыке. Правило № 8. Эластичность спроса зависит от психологии потребителя. И это учитывают в своей деятельности фирмы. К примеру, считается, что объем спроса сни жается при ценах, выраженных круглыми цифрами. Именно поэтому мы часто видим, как туристическая фирма предлагает поездку за рубеж за $399, а не за $400. Ну и конечно, здесь следует упомянуть о моде. Ценовая эластичность спроса на особо модные товары резко снижается.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Правила прямой эластичности спроса по цене» з дисципліни «Мікроекономіка»