Особенности рыночных отношений в сфере обороны. Военное производство и его структура
Прежде всего, необходимо выделить военное производство из всего общественного производства, для чего следует определить глав- ные критерии, выражающие сущность военного производства и отли- чающие его от гражданского.
123
Сущность военного производства заключается в его особом предназначении, каковым является создание оружия и другой продук- ции (товаров, услуг), необходимой для обеспечения военной безопасно- сти государства. Современное военное производство имеет очень сложную струк- туру, которую принято рассматривать в различных направлениях – в зависимости от того, какая цель преследуется при ее анализе. Рассмот- рим лишь некоторые, особо важные, направления анализа и классифи- кации. I. Исходя из известных нам форм собственности, в структуру во- енного производства можно включить три
составляющие : - государственный сектор; - частный сектор (акционерные общества без государственного участия); - смешанный сектор (акционерные общества с участием государ- ства). По изменениям в соотношении элементов данной структуры можно судить о том, как идет процесс приватизации, сокращения доли государственного сектора в сфере военной экономики России в пере- ходный период или как видоизменяются социально-экономические от- ношения в условиях войны и мира. Как свидетельствует исторический опыт, во время войны обычно резко возрастает доля государственного сектора во всей экономике, и особенно в военной, за счет строительства новых государственных предприятий, выкупа и национализации суще- ствующих. В мирное время преобладает частный сектор. Подобные структурные сдвиги обусловлены в значительной мере спецификой военной экономики, которая наиболее полно проявляется в условиях войны (и форсированной подготовки к ней). Необходимость учета этой специфики вынуждает государство активнее включатся в регулирование как самой военной, так и гражданской экономики, кото- рая переводится на военные рельсы и передает значительную часть сво- их структур (в тех или иных формах) в распоряжение государственных органов. Эта объективная закономерность, и о ней надо помнить. При- ватизация и конверсия военного производства, проводимые в первой половине 90-х гг., осуществлялись поспешно и непродуманно. Это на- несло большой вред не только военно-экономической, но и военной, экономической, политической и в целом национальной безопасности государства. II. Исходя из возникающих военно-экономических проблем, можно выделить следующие элементы структуры военного произ- водства (так называемой функциональной структуры): - конечное военное производство (КВП), продукция которого идет непосредственно в Вооруженные Силы и потребляется ими; - производство средств производства для выпуска военной про- дукции; - производство предметов потребления для работников военного производства.
124
Сбалансированность всех секторов функциональной структуры - важнейшее условие эффективности военного производства. Между ни- ми существуют четкие взаимосвязи. Так, чтобы увеличить масштабы производства конечной военной продукции, необходимо прежде увели- чить масштабы второго и третьего секторов, а для этого надо заблаго- временно осуществить целый комплекс военно-хозяйственных меро- приятий, привести в движение весь военно-хозяйственный механизм, перераспределить материальные, людские, и финансовые ресурсы, из- менить производственные связи и пропорции и т.д. Для примера конкретизируем структуру конечного военного про- изводства. Ее можно разделить на две
группы элементов : материаль- но-вещевую и личную , воспроизводству и поддержанию функциониро- вания которых служит конечная военная продукция. Основное содер- жание первой группы составляют предметы вооружения и военной тех- ники (например, расход материальных средств, приходящихся на одно- го военнослужащего в сутки, возрос с 6 кг в первой мировой войне до 20 кг во второй мировой войне и в еще большей степени увеличился в локальных войнах ХХ в.), второй - предметы довольствия личного со- става (они растут лишь по мере увеличения численности войск и улуч- шения их довольствия, что мало сказывается на рассматриваемой про- порции). Анализ сдвигов в соотношении этих элементов (а затем и струк- туры каждого из них) позволяет выявить существенные объективные взаимосвязи в экономическом обеспечении обороны, а их сопоставле- ние со структурой реального военного бюджета выявляет вектор воен- но-экономической и военно-технической политики государства на рас- сматриваемом этапе. Каждая из двух групп КВП имеет сложную отраслевую структу- ру, а в составе отраслей - множество различных производств. Особенно многообразна группа вооружения и военной техники (В и ВТ). Чем вы- ше ранг соединения (воинской части), тем шире номенклатура необхо- димых ему видов вооружения и военной техники. Так, в батальоне их 200, в полку - более 700, в дивизии - более 1,5 тыс., в армии - 5 тыс., во фронте - до 40 тыс. наименований. Отсюда сложность отраслевой структуры военной промышленности. Каждая ее отрасль: авиационно- космическая, атомная, военная радиоэлектроника, автобронетанковая, артиллерийско-стрелкового вооружения, кораблестроение и другие – своеобразная экономика, которая рождает свою отраслевую военно- экономическую дисциплину с ее специфическими проблемами и реше- ниями. Это повышает методологическую роль теории военной эконо- мики и обостряет проблему единства военно-технической политики. Военно-экономический процесс не заканчивается созданием оружия и других предметов военного назначения. Производственные предметы нужно еще распределить, доставить тем, кому они предназна- чены, и обеспечить эффективное использование по прямому назначе- нию. Следовательно, военное производство является исходной фазой
125
этого процесса, который предполагает также распределение, обмен (об- ращение) и потребление военной продукции. Система распределения экономических ресурсов, выделяемых для обеспечения всех видов безопасности, является многоуровневой. Каждый уровень распределения имеет свои особенности. Первый уровень распределения - это экономическая мощь го- сударства, включающая две составляющие: - первая обеспечивает собственно экономику; - вторая – экономику безопасности. Данная задача является предметом традиционной экономической науки. Распределение ресурсов на первом уровне определяется содер- жанием исторической эпохи, геополитическим положением страны, высшими стратегическими интересами и возможностями государства. Взвешивая и ранжируя всю совокупность общественных потребностей и возможностей, общество в лице его высших органов власти определя- ет основные пропорции распределения, используя прямые и косвенные средства, важнейшим из которых является федеральный бюджет. В ре- альной действительности оно оказывается в значительной мере подвер- жено стихийному действию рыночных механизмов. Второй уровень распределения - это распределение экономиче- ских ресурсов между функциональными подсистемами, обслуживаю- щими различные виды безопасности (экономическая, правовая, между- народная, военная и т.п.). Распределение на втором уровне отражает присущие данному государству особенности: сложившийся баланс структур могущества и безопасности, а также характер и степень внут- ренних и внешних угроз в обозримой перспективе, сочетание нацио- нальных интересов с интересами других стран. Третий уровень распределения связан с движением экономиче- ских ресурсов внутри каждой подсистемы экономического обеспечения безопасности, в том числе в военной экономике. Распределение ресур- сов на низшем уровне, то есть внутри каждой подсистемы, например в военной экономике, зависит прежде всего от конкретных задач, стоя- щих перед нею, и затрат, необходимых для их выполнения. Однако это лишь один из определяющих факторов. Другим фактором является объ- ем ресурсов, выделенных для данной подсистемы. Их может быть не- достаточно для обеспечения военной и военно-экономической безопас- ности, что в условиях жестких бюджетных ограничений может приво- дить даже к пересмотру задач и целей военно-экономический политики государства, так как в противном случае они не будут достигнуты, а система безопасности не выполнит своего предназначения. Таким образом, распределение военно-экономических ресурсов четко субординировано. Но существуют и обратные связи от низших звеньев к высшим, приводящие к коррекции решений, принимаемых в высших звеньях. Распределительные отношения в военной экономике охватывают распределение и обмен военно-экономических ресурсов и продукции
126
секторов военного производства: средств производства, предметов по- требления и конечной военной продукции. Содержанием данных отно- шений является определение доли различных потребителей путем фор- мирования фондов денежных средств и доведение до каждого потреби- теля его доли в виде конкретных предметов военного назначения. Суть отношений распределения средств производства в том, что- бы обеспечить этими средствами в соответствии с платежеспособным спросом на них каждое предприятие во всех функциональных секторах военного производства. Любое отклонение от этого требования ведет к недоиспользованию части ресурсов, выделяемых на оборону. Конкрет- ные отношения здесь определяются экономическими закономерностя- ми, а влияние законов войны на распределение средств производства осуществляется через особые требования к качеству оборудования, сы- рья и материалов, к мобильности и мобилизационной готовности. Распределение и обмен предметов потребления для работников военного производства не имеет существенных отличий от гражданско- го, осуществляется в соответствии с их платежеспособным спросом. Некоторые особенности этой сферы связаны с существующими приори- тетами производимой продукции, квалификационным составом рабочей силы, секретностью, конверсионными процессами. Наиболее специфичны распределение и обмен конечной продук- ции - это система военно-экономических отношений, складывающихся в связи с доведением конечной военной продукции до непосредствен- ных ее потребителей: воинских частей, подразделений, отдельных воен- нослужащих. При этом, во-первых, определяется доля каждого потреби- теля, во-вторых, обеспечивается доведение до потребителей их доли в виде конкретных предметов довольствия, оружия. Распределение и обмен (обращение) военно-экономических ре- сурсов и военной продукции в условиях рыночных отношений предпо- лагает функционирование рынка военных товаров , который представ- ляет собой систему хозяйственных связей по поводу купли-продажи товаров и услуг военного назначения. Рынку военных товаров присуща особая природа, специфика объектов и субъектов, функций и механизма. На нем большую, а иногда и определяющую, роль играют военно-политические интересы, а не только стремление получить прибыль. Это накладывает отпечаток на его природу, роль в военно-экономическом воспроизводственном про- цессе и на основные потоки – товарно-материальные, денежно- финансовые и рабочей силы, являющиеся объектами данного рынка. Своеобразны и его субъекты: продавцы и покупатели, в качестве кото- рых выступают и мощные государственные структуры, и крупные мо- нополии, и мелкие торговцы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности рыночных отношений в сфере обороны. Военное производство и его структура» з дисципліни «Мікроекономіка»