ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Мікроекономіка

Особенности рыночных отношений в сфере обороны. Военное производство и его структура
Прежде всего, необходимо выделить военное производство из
всего общественного производства, для чего следует определить глав-
ные критерии, выражающие сущность военного производства и отли-
чающие его от гражданского.


123

Сущность военного производства заключается в его особом
предназначении, каковым является создание оружия и другой продук-
ции (товаров, услуг), необходимой для обеспечения военной безопасно-
сти государства.
Современное военное производство имеет очень сложную струк-
туру, которую принято рассматривать в различных направлениях – в
зависимости от того, какая цель преследуется при ее анализе. Рассмот-
рим лишь некоторые, особо важные, направления анализа и классифи-
кации.
I. Исходя из известных нам форм собственности, в структуру во-
енного производства можно включить
три

составляющие
:
- государственный сектор;
- частный сектор (акционерные общества без государственного
участия);
- смешанный сектор (акционерные общества с участием государ-
ства). По изменениям в соотношении элементов данной структуры
можно судить о том, как идет процесс приватизации, сокращения доли
государственного сектора в сфере военной экономики России в пере-
ходный период или как видоизменяются социально-экономические от-
ношения в условиях войны и мира. Как свидетельствует исторический
опыт, во время войны обычно резко возрастает доля государственного
сектора во всей экономике, и особенно в военной, за счет строительства
новых государственных предприятий, выкупа и национализации суще-
ствующих. В мирное время преобладает частный сектор.
Подобные структурные сдвиги обусловлены в значительной мере
спецификой военной экономики, которая наиболее полно проявляется в
условиях войны (и форсированной подготовки к ней). Необходимость
учета этой специфики вынуждает государство активнее включатся в
регулирование как самой военной, так и гражданской экономики, кото-
рая переводится на военные рельсы и передает значительную часть сво-
их структур (в тех или иных формах) в распоряжение государственных
органов. Эта объективная закономерность, и о ней надо помнить. При-
ватизация и конверсия военного производства, проводимые в первой
половине 90-х гг., осуществлялись поспешно и непродуманно. Это на-
несло большой вред не только военно-экономической, но и военной,
экономической, политической и в целом национальной безопасности
государства.
II. Исходя из возникающих военно-экономических проблем,
можно выделить следующие
элементы структуры военного произ-
водства
(так называемой функциональной структуры):
- конечное военное производство (КВП), продукция которого
идет непосредственно в Вооруженные Силы и потребляется ими;
- производство средств производства для выпуска военной про-
дукции;
- производство предметов потребления для работников военного
производства.


124

Сбалансированность всех секторов функциональной структуры -
важнейшее условие эффективности военного производства. Между ни-
ми существуют четкие взаимосвязи. Так, чтобы увеличить масштабы
производства конечной военной продукции, необходимо прежде увели-
чить масштабы второго и третьего секторов, а для этого надо заблаго-
временно осуществить целый комплекс военно-хозяйственных меро-
приятий, привести в движение весь военно-хозяйственный механизм,
перераспределить материальные, людские, и финансовые ресурсы, из-
менить производственные связи и пропорции и т.д.
Для примера конкретизируем структуру конечного военного про-
изводства. Ее можно разделить на
две

группы элементов
:
материаль-
но-вещевую
и
личную
, воспроизводству и поддержанию функциониро-
вания которых служит конечная военная продукция. Основное содер-
жание первой группы составляют предметы вооружения и военной тех-
ники (например, расход материальных средств, приходящихся на одно-
го военнослужащего в сутки, возрос с 6 кг в первой мировой войне до
20 кг во второй мировой войне и в еще большей степени увеличился в
локальных войнах ХХ в.), второй - предметы довольствия личного со-
става (они растут лишь по мере увеличения численности войск и улуч-
шения их довольствия, что мало сказывается на рассматриваемой про-
порции).
Анализ сдвигов в соотношении этих элементов (а затем и струк-
туры каждого из них) позволяет выявить существенные объективные
взаимосвязи в экономическом обеспечении обороны, а их сопоставле-
ние со структурой реального военного бюджета выявляет вектор воен-
но-экономической и военно-технической политики государства на рас-
сматриваемом этапе.
Каждая из двух групп КВП имеет сложную отраслевую структу-
ру, а в составе отраслей - множество различных производств. Особенно
многообразна группа вооружения и военной техники (В и ВТ). Чем вы-
ше ранг соединения (воинской части), тем шире номенклатура необхо-
димых ему видов вооружения и военной техники. Так, в батальоне их
200, в полку - более 700, в дивизии - более 1,5 тыс., в армии - 5 тыс., во
фронте - до 40 тыс. наименований. Отсюда сложность отраслевой
структуры военной промышленности. Каждая ее отрасль: авиационно-
космическая, атомная, военная радиоэлектроника, автобронетанковая,
артиллерийско-стрелкового вооружения, кораблестроение и другие –
своеобразная экономика, которая рождает свою отраслевую военно-
экономическую дисциплину с ее специфическими проблемами и реше-
ниями. Это повышает методологическую роль теории военной эконо-
мики и обостряет проблему единства военно-технической политики.
Военно-экономический процесс не заканчивается созданием
оружия и других предметов военного назначения. Производственные
предметы нужно еще распределить, доставить тем, кому они предназна-
чены, и обеспечить эффективное использование по прямому назначе-
нию. Следовательно, военное производство является исходной фазой


125

этого процесса, который предполагает также распределение, обмен (об-
ращение) и потребление военной продукции.
Система распределения экономических ресурсов, выделяемых
для обеспечения всех видов безопасности, является многоуровневой.
Каждый уровень распределения имеет свои особенности.
Первый уровень распределения
- это экономическая мощь го-
сударства, включающая две составляющие:
- первая обеспечивает собственно экономику;
- вторая – экономику безопасности.
Данная задача является предметом традиционной экономической
науки. Распределение ресурсов на первом уровне определяется содер-
жанием исторической эпохи, геополитическим положением страны,
высшими стратегическими интересами и возможностями государства.
Взвешивая и ранжируя всю совокупность общественных потребностей
и возможностей, общество в лице его высших органов власти определя-
ет основные пропорции распределения, используя прямые и косвенные
средства, важнейшим из которых является федеральный бюджет. В ре-
альной действительности оно оказывается в значительной мере подвер-
жено стихийному действию рыночных механизмов.
Второй уровень распределения
- это распределение экономиче-
ских ресурсов между функциональными подсистемами, обслуживаю-
щими различные виды безопасности (экономическая, правовая, между-
народная, военная и т.п.). Распределение на втором уровне отражает
присущие данному государству особенности: сложившийся баланс
структур могущества и безопасности, а также характер и степень внут-
ренних и внешних угроз в обозримой перспективе, сочетание нацио-
нальных интересов с интересами других стран.
Третий уровень распределения
связан с движением экономиче-
ских ресурсов внутри каждой подсистемы экономического обеспечения
безопасности, в том числе в военной экономике. Распределение ресур-
сов на низшем уровне, то есть внутри каждой подсистемы, например в
военной экономике, зависит прежде всего от конкретных задач, стоя-
щих перед нею, и затрат, необходимых для их выполнения. Однако это
лишь один из определяющих факторов. Другим фактором является объ-
ем ресурсов, выделенных для данной подсистемы. Их может быть не-
достаточно для обеспечения военной и военно-экономической безопас-
ности, что в условиях жестких бюджетных ограничений может приво-
дить даже к пересмотру задач и целей военно-экономический политики
государства, так как в противном случае они не будут достигнуты, а
система безопасности не выполнит своего предназначения.
Таким образом, распределение военно-экономических ресурсов
четко субординировано. Но существуют и обратные связи от низших
звеньев к высшим, приводящие к коррекции решений, принимаемых в
высших звеньях.
Распределительные отношения в военной экономике охватывают
распределение и обмен военно-экономических ресурсов и продукции


126

секторов военного производства: средств производства, предметов по-
требления и конечной военной продукции. Содержанием данных отно-
шений является определение доли различных потребителей путем фор-
мирования фондов денежных средств и доведение до каждого потреби-
теля его доли в виде конкретных предметов военного назначения.
Суть отношений распределения средств производства в том, что-
бы обеспечить этими средствами в соответствии с платежеспособным
спросом на них каждое предприятие во всех функциональных секторах
военного производства. Любое отклонение от этого требования ведет к
недоиспользованию части ресурсов, выделяемых на оборону. Конкрет-
ные отношения здесь определяются экономическими закономерностя-
ми, а влияние законов войны на распределение средств производства
осуществляется через особые требования к качеству оборудования, сы-
рья и материалов, к мобильности и мобилизационной готовности.
Распределение и обмен предметов потребления для работников
военного производства не имеет существенных отличий от гражданско-
го, осуществляется в соответствии с их платежеспособным спросом.
Некоторые особенности этой сферы связаны с существующими приори-
тетами производимой продукции, квалификационным составом рабочей
силы, секретностью, конверсионными процессами.
Наиболее специфичны распределение и обмен конечной продук-
ции - это система военно-экономических отношений, складывающихся
в связи с доведением конечной военной продукции до непосредствен-
ных ее потребителей: воинских частей, подразделений, отдельных воен-
нослужащих. При этом, во-первых, определяется доля каждого потреби-
теля, во-вторых, обеспечивается доведение до потребителей их доли в
виде конкретных предметов довольствия, оружия.
Распределение и обмен (обращение) военно-экономических ре-
сурсов и военной продукции в условиях рыночных отношений предпо-
лагает функционирование
рынка военных товаров
, который представ-
ляет собой систему хозяйственных связей по поводу купли-продажи
товаров и услуг военного назначения.
Рынку военных товаров присуща особая природа, специфика
объектов и субъектов, функций и механизма. На нем большую, а иногда
и определяющую, роль играют военно-политические интересы, а не
только стремление получить прибыль. Это накладывает отпечаток на
его природу, роль в военно-экономическом воспроизводственном про-
цессе и на основные потоки – товарно-материальные, денежно-
финансовые и рабочей силы, являющиеся объектами данного рынка.
Своеобразны и его субъекты: продавцы и покупатели, в качестве кото-
рых выступают и мощные государственные структуры, и крупные мо-
нополии, и мелкие торговцы.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности рыночных отношений в сфере обороны. Военное производство и его структура» з дисципліни «Мікроекономіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ФУНКЦІЇ ГРОШЕЙ
Врахування забезпечення при визначенні чистого кредитного ризику
ПОХОДЖЕННЯ ТА РОЗВИТОК ЦЕНТРАЛЬНИХ БАНКІВ
Маятник в воде
Фонетика, звуки і мовні органи


Категорія: Мікроекономіка | Додав: koljan (18.10.2011)
Переглядів: 2301 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП