ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Мікроекономіка

Рынок капитала, процентная ставка и инвестиции
Капитал является одним из основных элементов общественного
богатства.
Капитал
в широком смысле слова - это любой ресурс, созда-
ваемый с целью производства большого количества экономических
благ.
Различают
две

основные формы
капитала:
- физический (материально-вещественный) капитал
(машины,
здания, сооружения, сырье и т.д.);
- человеческий капитал
(общие и специальные здания, трудовые
навыки, производственный опыт и т.д.).
Строго говоря, человеческий капитал - это особая разновидность
трудовых ресурсов. Поэтому под
капиталом в собственном смысле
слова
обычно подразумевают только физические, материальные факто-
ры.
Физический капитал разделяется в свою очередь:
-
на
основной капитал
, куда относятся реальные активы длитель-
ного пользования, такие как здания, сооружения, машины, оборудова-
ние;
- оборотный капитал
, расходуемый на покупку средств для каж-
дого цикла производства: сырья, основных и вспомогательных материа-
лов, а также труда.
Главный вопрос, составляющий общую проблему всех фирм: как
добыть денежный капитал, на который можно купить капитал физиче-
ский?
Поиск способов решения этой проблемы привел человечество к
созданию особого рынка, на котором покупаются именно денежные
средства для коммерческой деятельности, - рынка денежного капитала
или просто рынка капитала.


82

Таким образом,
рынок капитала
- это рынок, на котором про-
даются финансовые ресурсы, необходимые для организации коммерче-
ской деятельности фирм. Его можно схематично представить так, как
показано на рис. 4.1.










Кредитный рынок
. Эту часть рынка обслуживают коммерческие
банки. Капитал, привлекаемый с кредитного рынка, носит характер за-
емного, причем фирма может получить его на срок от нескольких меся-
цев (краткосрочный кредит) до нескольких лет (долгосрочный кредит).
Рынок облигаций
. Фирмы могут привлечь средства путем про-
дажи особого типа ценных бумаг - облигаций.
Облигация
- это ценная
бумага, удостоверяющая, что ее владелец одолжил некоторую сумму
фирме или государству, которые выпустили облигацию, и имеет право,
спустя определенной время, получить свои деньги назад вместе с пре-
мией, величина которой также фиксируется при продаже облигаций.
Капитал, привлекаемый с помощью облигаций, также носит характер
заемного. Облигации несколько удобнее для фирмы, чем банковские
ссуды: здесь условия заимствования предлагает сама фирма и потому
есть шанс, что эти условия окажутся более выгодными для фирмы, чем
при обращении в банк.
Государственные инвестиции
. Этот сегмент рынка особый. И
вот почему. Единственными настоящими владельцами сбережений и
соответственно единственными реальными инвесторами в экономике
рыночного и смешанного типа являются семьи граждан страны. Именно
они приносят в банки, вкладывают в облигации и акции собственные
сбережения. Но в такой экономике переходного типа, как российская,
государство выступает не только как активный, но и, более того, как
один из крупнейших инвесторов. Часть инвестиций государства носит
характер собственного капитала (золотой запас, например, т.е. его стои-
мость, выраженная в деньгах, которыми пользуется государство, вало-
вой национальный доход), а часть - заемного (государство тоже выпус-
кает облигации, например, так называемые облигации государственного
займа, имевшие большое распространение при социализме). Преоблада-
ние государственных инвестиций на рынке капитала свидетельствует о
достаточно слабом развитии следующего сегмента рынка капитала -
рынка акций.
Рис. 4.1. Рынок капитала
Кредитный рынок Рынок акций
Государственные
инвестиции
Рынок облигаций
Рынок
капитала


83

Рынок акций
. Прежде всего, заметим, что
акция
- это ценная
бумага, выдаваемая инвестору в обмен на полученные от него денежные
средства для развития фирмы и подтверждающая его права как совла-
дельца имущества фирмы и ее будущих доходов.
Акции бывают:
- обыкновенными
(ценная бумага, владелец которой имеет право
на участие в управлении акционерным обществом и получение части
его чистой прибыли);
- привилегированными
(ценная бумага, владелец которой имеет
право на дивиденды фиксированной величины независимо от того,
сколько чистой прибыли фирма получила реально, но не имеет права
участвовать в управлении ею).
Акция как инвестиционный товар обладает рядом важных ка-
честв:
- она удостоверяет права владельца на долю в имуществе фирмы
и участие в управлении ею;
- если компания разорится, то к владельцу ценных бумаг нельзя
предъявить никаких претензий: он потеряет лишь ту сумму, на которую
купил эти ценные бумаги;
- если компания будет ликвидирована, то из выручки от распро-
дажи имущества владельцу акции будет возвращена сумма, соответст-
вующая его доле в капитале фирмы;
- в качестве компенсации за риск потери денег, вложенных в де-
ло, акционер приобретает право на получение части прибылей фирмы,
которые будут заработаны ею в будущем. Такие выплаты называются
дивидендами (от англ.
divide - делить
).
Дивиденды
- часть чистой прибыли акционерной фирмы, кото-
рая выплачивается ее акционерам пропорционально стоимости принад-
лежащих им акций. Если фирма ведет дела умело и получает большие
прибыли, то рыночная цена ее акций (т.е. курс акций) может подняться
значительно выше вложенной номинальной суммы. Поэтому владение
акциями может быть довольно выгодным делом.
Сегодняшняя ценность капитала зависит от того, что капитал
может произвести в будущем. Для производства дохода владелец капи-
тала должен отказаться от текущего потребления в надежде получить
более высокое вознаграждение в будущем. Поток будущего дохода
должен стимулировать создание сегодняшнего запаса. Чтобы создать
этот запас, в свою очередь, необходим поток сбережений. Фактор вре-
мени (сравнительность прошлого и настоящего с будущим) приобретает
при анализе капитала первостепенное значение.
Доход на капитал будет произведен лишь в том случае, если соб-
ственник капитала передает его для производительного использования
предпринимателю (или сам станет предпринимателем). При этом капи-
тал, ссужаемый на время, должен вернуться с приращением. Этот при-
рост, возвращаемый собственнику капитала, называется
процентом
.


84

Ссудный процент
- это цена, уплачиваемая собственнику капи-
тала, за использование его средств в течение определенного периода
времени.
Ставка ссудного процента
зависит от спроса и предложения за-
емных средств. Спрос на заемные средства зависит от выгодности пред-
принимательских инвестиций, размеров потребительского спроса на
кредит и спроса со стороны государства, организаций и учреждений.
Для создания и увеличения капитала необходимы вложения де-
нежных средств -
инвестиции
. Инвестирование - это процесс создания
или пополнения запаса капитала, обычно под процессом инвестирова-
ния понимают приток нового капитала в данном году.
Различают валовые и чистые инвестиции.
Валовые инвестиции
- это общее увеличение запаса капитала.
Валовые инвестиции сравниваются с затратами на возмещение.
Возмещение
- это процесс замены изношенного основного капи-
тала, поэтому
чистые инвестиции
- это валовые инвестиции за выче-
том средств, идущих на возмещение.
Если валовые инвестиции больше возмещения, то чистые инве-
стиции положительны (имеет место прирост запаса капитала, производ-
ство расширяется). Если валовые инвестиции меньше возмещения, то
чистые инвестиции отрицательны: «проедается» имеющийся капитал.
И, наконец, если валовые инвестиции равны возмещению, то запас ка-
питала остается на прежнем уровне, имеет место продолжение произ-
водства в тех же самых масштабах (простое воспроизводство).
С рынком капитала связано еще одно понятие - «диверсифика-
ция». Применительно к фирме

диверсификация
означает политику
расширения ассортимента предлагаемых на рынках товаров и мотиви-
руется тем, что снижается зависимость от выпуска немногих товаров.
Диверсификация фирм часто осуществляется путем слияния и поглоще-
ний, при этом утвердившиеся на рынке продукты поглощенной компа-
нии используются для расширения ассортимента товаров поглотившей
ее фирмы.
Диверсификация означает пополнение ассортимента новыми то-
варами, которые с позиций маркетинга весьма схожи с уже выпускае-
мыми и успешно продающимися товарами компании; используется на
рынках со стабильным спросом и предложением и жесткой конкуренци-
ей предложения.
В маркетинге следует различать реальную и мнимую диверсифи-
кацию.
Реальная диверсификация
продукции расширяет и обновляет
товарный ассортимент, что отвечает тем или иным интересам отдель-
ных потребителей, тогда как при
мнимой диверсификации
продукции
качественные характеристики товара остаются неизменными, а меняет-
ся только дизайн и упаковка товара, но на рынке данный товар предла-
гается как якобы новый и по более высокой цене.
В заключение рассмотрим аспекты, связанные с предложением,
спросом и установлением равновесия на рынке капитала.


85

Спрос на капитал
предъявляют фирмы и население. При этом
мотивы поведения их несколько различаются, но в результате они ведут
себя схожим образом: при снижении ставки процента (I) фирмы и по-
требители увеличивают спрос на кредиты (Q).


Поэтому кривая рыночного спроса на капитал имеет отрицатель-
ный наклон (рис. 4.2), как и любая кривая спроса на благо или ресурс.
Это вытекает из поведения фирм и потребителей:
- фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы исполь-
зовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материа-
лов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам заемного
капитала тогда, когда им не хватает своих собственных денег (напри-
мер, вырос спрос на их продукт и фирмы хотят расширить производст-
во). При этом чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем боль-
шее количество денег она захочет взять взаймы;
- потребители берут деньги взаймы не для получения прибыли, а
для покупки каких-либо потребительских благ. Делают они это в не-
скольких случаях: во-первых, они могут брать деньги в долг для обес-
печения текущего потребления в случае непредвиденного уменьшения
дохода; во-вторых, потребители могут брать кредит для покупки капи-
тальных потребительских благ, которые имеют относительно высокую
цену и требуют откладывания денег из дохода в течение длительного
промежутка времени.
Изменение ставки процента, о котором уже говорилось, меняет
выбор потребителей и фирм - чем ниже процент, тем больше потреби-
тели и фирмы решают взять денег в долг и купить благо сразу, а не
ждать того момента, пока накопят нужную сумму сами.
Таким образом, при уменьшении ставки процента спрос на капи-
тал увеличивается, так как и фирмы, и население решают взять больше
денег в долг.
Кривая предложения капитала
имеет положительный наклон
(чем выше ставка процента I, тем больше денег Q предлагает рынок ка-
питала) (рис. 4.3), который тоже определяется поведением потребителей
и фирм:
- фирмы выступают в качестве кредиторов, если у них образуют-
ся временно «лишние» деньги, которые они не могут использовать c
Рис. 4.2. Кривая спроса на капитал
I
Q
D


86

прибылью сами. Одной из причин появления у отдельной фирмы вре-
менно свободных денежных средств может быть необходимость сбере-
гать часть получаемой прибыли в виде амортизационных отчислений,
предназначенных для покрытия затрат на капитальное благо. Другим
источником тоже может быть собственный капитал фирмы - в том слу-
чае, если фирма не может прибыльно его использовать сама;

- потребители имеют мотивы для сбережения части своего дохо-
да, аналогичные тем, которые побуждали их брать взаймы: во-первых,
они могут откладывать деньги, чтобы компенсировать низкий доход в
будущем - делать сбережения на старость; во-вторых, как уже говори-
лось, потребители могут откладывать деньги на покупку капитального
блага. Чем выше будет процент, тем большее количество потребителей
откажутся брать кредит для покупки дорогой вещи и будут сберегать
деньги, то есть выступят на рынке капитала не в качестве покупателей, а
в качестве продавцов.
Таким образом, предложение заемных средств отчасти образует-
ся за счет того, что у фирм и у потребителей образуются временно
«лишние» денежные запасы.
Итак, на рынке капитала существуют некоторые кривые спроса и
предложения. Пересечение этих кривых (точка Е) (рис. 4.4), определяет
равновесную ставку процента

-

I
i
. Эта ставка определяет, какая часть
потребителей и фирм, которые могут быть либо кредиторами, либо за-
емщиками, выступит в качестве первых, а какая - в качестве вторых.


Рис. 4.3. Кривая предложения капитала
I
Q
S
Рис. 4.4. Равновесие на рынке капитала
I
Q
D
S
E I
i

Q
i



87

Потребители тратят взятые в долг деньги на рынках потребитель-
ских благ длительного пользования, а фирмы - на рынках промежуточ-
ных благ.
Можно заметить, что в данном случае произошло как бы пере-
распределение покупательных возможностей среди участников хозяй-
ства. Одни фирмы и потребители, которые обладали возможностью
распорядиться частью общего продукта хозяйства, временно передали
эту возможность другим фирмам и потребителям за плату в виде про-
цента. При этом величина общего спроса на рынках благ не изменяется,
а изменяется только структура.
Равновесие на рынке капитала может измениться при изменении
любого из обстоятельств, определяющих положение кривых спроса и
предложения.
Поскольку одним из основных факторов является информация о
будущем доходе (для потребителей) и спросе (для фирм), относительно
быстро равновесие может изменяться в результате изменения ожиданий
будущих событий. Например, если в хозяйстве распространится инфор-
мация о грядущей депрессии или подъеме в хозяйстве, потребители и
фирмы могут резко изменить свое поведение на рынке капитала.
В более длительном периоде равновесие может смещаться в ре-
зультате изменения менее подвижных факторов, например степени бе-
режливости потребителей (если люди будут менее заинтересованы в
текущем потреблении и захотят больше денег отложить «на потом»,
сохранить для детей и т.д.) или по мере увеличения доходов потребите-
лей (если люди будут становиться богаче, они смогут откладывать
большие суммы, например, собирать деньги не на покупку велосипеда,
а на покупку яхты или самолета), или просто по мере роста хозяйства -
чем больше фирм и потребителей будет в хозяйстве, тем большее коли-
чество участников будет на рынке капитала.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Рынок капитала, процентная ставка и инвестиции» з дисципліни «Мікроекономіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Где центр тяжести летящей ракеты?
Використання стільникових мереж для передачі даних
Методика розрахунку витрат
Аудит збереження запасів
Оцінка і управління процентним ризиком


Категорія: Мікроекономіка | Додав: koljan (18.10.2011)
Переглядів: 1960 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП