Бюджетно-налоговая политика проводится правительством страны при помощи бюджетов различных уровней. Государственный бюджет в соответствии с определением Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. В России бюджетная система страны трехуровневая. Первый уровень включает в себя федеральный бюджет и федеральные государственные внебюджетные фонды. Второй уровень составляют бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды. К третьему уровню бюджетной системы относят местные бюджеты. Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ. В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта РФ и местные бюджеты. Государственные внебюджетные фонды — это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет, а поступающие в государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога (ЕСН). В настоящее время в России действуют три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) — ФОМС. Эти фонды формируются посредством начислений на фонды оплаты труда юридических лиц. Доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений — от 70 до 95% доходов бюджета в разных странах и в различные временные периоды. Налоговые доходы включают поступления закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней). К неналоговым доходам бюджета, согласно БК РФ, относятся: ■ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Эти доходы включают: арендную плату за временное владение и пользование государственным или муниципальным имуществом; проценты ю остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности под залог; проценты за кредиты, предоставленные бюджетам других уровней, иностранным государствам или юридическим лицам; прибыль, приходящуюся на доли в уставных капиталах хозяйствующих товариществ и обществ; дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям; часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов; ■ доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; ■ доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; ■ средства, получаемые в виде штрафов, конфискаций, компенсаций, а также в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям; ■ доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, кроме бюджетных кредитов, а также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; ■ доходы от внешнеэкономической деятельности (чистый экспорт); ■ доходы от приватизации (в развитых странах до 10% доходной части бюджета). Расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы обеспечивают функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п. Капитальные расходы направлены на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности. Расходы бюджетов осуществляются в следующих формах: ■ ассигнования на содержание бюджетных учреждений; ■ средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным заказам; ■ трансферты населению; ■ бюджетные кредиты (в том числе налоговые кредиты и другие отсрочки по уплате налогов) юридическим лицам; ■ субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; ■ бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней и внебюджетным фондам; ■ кредиты иностранным государствам; ■ средства на обслуживание государственного долга, включая выданные государственные и муниципальные гарантии. Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов. Субвенция — средства, предоставляемые безвозмездно как бюджетам других уровней, так и юридическим лицам на строго определенные цели (например, Москва получает от федерального правительства субвенцию в 4 млн дол. в год за выполнение функций столицы Российской Федерации). Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Бюджетный кредит — предоставление средств другому бюджету или юридическому лицу на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев. Организация может получить также инвестиционный налоговый кредит (на срок от одного года до пяти лет) — это кредит, предоставляемый в случае технического перевооружения предприятия, внедрения им новой техники и технологии или в случае выполнения им особо важного заказа, связанного с социально-экономическим развитием региона или предоставлением особо важных услуг населению. За инвестиционный налоговый кредит взимаются проценты в пределах от У2 до 3/4 ставки рефинансирования Банка России. Структура доходов и расходов федерального бюджета на 2006 г. представлена в табл. 8.1. Таблица 8.1 Федеральный бюджет Российской Федерации 2006 и 2007 гг. (млрд руб.) Доходы бюджета Расходы бюджета Статья доходов 2006 г. 2007 г. Статья расходов 2006 г. 2007 г. Доходы — всего 5 046,1 6 964,8 Расходы — всего 4 270,1 5 463,5 Налоги на при- 344,8 580,4 Общегосударст- 638,9 808,2 быль, доходы венные вопросы организаций Налоги и взносы 302,3 368,2 Национальная 666,0 822,0 на социальные оборона нужды (единый социальный налог) Налоги на товары (работы, услуги), 1 212,2 1 485,0 Национальнаябезопасность 541,6 662,9 реализуемые и правоохрани- на территории РФ тельная деятель- ность В том числе налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1 123,7 1 378,7
Доходы бюджета Расходы бюджета Статья доходов 2006 г. 2007 г. Статья расходов 2006 г. 2007 г. Национальная экономика 339,3 497,2 Налоги на товары, 532,3 713,4 Жилищно-ком- 38,9 53,0 ввозимые на тер- мунальное риторию РФ хозяйство Налоги, сборы 753,3 1 069,0 Охрана окружа- 6,3 8,1 и регулярные ющей среды платежи за поль- зование природ- ными ресурсами Государственная 23,1 26,3 Образование 201,6 277,9 пошлина, сборы Доходы от внеш- 1 662,9 2 455,1 Культура, кине- 51,3 67,8 неэкономической матография деятельности и средства массовой информации Доходы от исполь- 85,8 99,8 Здравоохранение 149,1 206,4 зования имущест- и спорт ва, находящегося в государственной и муниципальной собственности Платежи при поль- 29,5 37,4 Социальная 205,3 215,6 зовании природ- политика ными ресурсами Доходы от плат- 89,8 118,7 Межбюджетные 1 431,8 1 844,3 ных услуг и ком- трансферты пенсации затрат государства Доходы от прода- 1,3 2,2 жи материальных и нематериальных активов Административ- 3,5 3,8 ные платежи и сборы Штрафы, санкции, 2,0 2,2 возмещение ущерба
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Структура и функции государственного бюджета» з дисципліни «Макроекономіка»