Описанную выше систему планового ценообразования можно оха-рактеризовать в целом как государственно-нормативную модель. Ей про-тивостоит рыночная модель ценообразования. Эти модели противополож-ны по своему содержанию. Если первая ориентирована на интересы пред-приятия- изготовителя, то вторая – на интересы потребителя, представлен-ные его спросом на рынке. Исходя из этого государственные плановые це-ны максимально стабильны, ориентированы на полный учет затрат, а ры-ночные цены, напротив, отличаются подвижностью и максимальным уче-том потребительских свойств продукции. Как видим, различия в принци-пах ценообразования очень существенны, а потому сильно различаются и уровни цен на аналогичную продукцию при различных моделях ценообра-зования. Поскольку модели планового и рыночного ценообразования так сильно отличаются друг от друга, постольку и переход от одной модели к другой является сложным и болезненным процессом, затрагивающим эко-номические интересы государства, предприятий и населения. Содержани-ем этого процесса является ликвидация тотального государственного кон-троля над ценами, то-есть либерализация. На основе практики рыночных реформ 80-90-х годов ХХ века в бывших социалистических странах сформировались два основных подхода к преобразованию систем цен: 1) радикальная, то-есть быстрая и широкомасштабная, полная либе-рализация цен, выступающая основным элементом реализации так назы-ваемых «шоковых» экономически реформ. 2) постепенная, то-есть поэтапная и рассчитанная на длительный пе-риод времени либерализация цен как элемент концепции осторожных и постепенных реформ. Первый из названных подходов был реализован в Польше и России, а второй – в Китае. Свободное ценообразование является одним из главных отличий рыночной системы от административно-командной. Именно в результате свободного ценообразования достигается рациональное распределение факторов производства и эффективное их использование. Колебания цен, отражая изменения альтернативной стоимости, или издержек упущенных возможностей, подсказывают экономическим агентам, какие факторы про-изводства и в каких пропорциях использовать. При социалистической системе невозможно ни теоретически, ни практически применить категорию издержек упущенных возможностей, так как в условиях государсвенного монополизма вообще не существует проблемы выбора для хозяйствующих субъектов. Цены на все факторы производства и товары определяются административным путем. Так, декретируемая государством заработная плата устанавливается на уровне ниже равновесного, следовательно, дефицит рабочей силы в этих условиях становится неизбежным. Главное средство производства – земля – передается хозяйствующим субъектам в бесплатное пользование, что приводит к расточительному характеру ее использования. Единый вла-стный Центр не может в принципе определить равновесие спроса и пред-ложения. Появление в таких условиях теневой экономики является неиз-бежным и внутренне присущим административно-командной системе. Пе-ремещение ресурсов в теневую экономику ведет к углублению дефицита, бартеризации обмена, криминализации социально-экономических отноше-ний в обществе. Государственная плановая экономика неизбежно порож-дает и постоянно воспроизводит теневую. В России, как и в других постсоциалистических странах, либерали-зация цен явилась важнейшей составной частью институциональных пре-образований. Это означало ее отказ от государственного установления цен как на внутреннем, так и на внешнем рынках, то-есть речь идет о внутрен-ней и внешней либерализации. Для чего необходима либерализация цен? 1) Без нее не включаются рыночные механизмы распределения огра-ниченных ресурсов общества. 2) Она призвана ликвидировать искаженную структуру относитель-ных цен (их занижение или завышение). 3) Либерализация необходима для освобождения бюджета от бреме-ни дотаций, субсидий и прочих атрибутов мягкого бюджетного ограниче-ния; минимизация дефицита – важнейшая предпосылка макроэкономиче-ской стабилизации. 4) Преодоление бесчисленных дефицитов социалистической эконо-мики невозможно в условиях «зажатых» цен. 5) Либерализация цен делает возможной рыночную оценку стоимо-сти государственного имущества, подлежащего приватизации и способст-вует долгосрочным инвестициям. Либерализация цен в России была необходима также для преодоле-ния феномена денежного навеса, свойственного в той или иной мере всем постсоциалистическим странам. Денежный навес – это перенасыщение экономики деньгами относительно номинальных масштабов валового на-ционального продукта; он ведет к усилению инфляции в плановой эконо-мике как в открытой форме (рост цен на черном рынке), так и в подавлен-ной форме (дефицит и очереди). Вопрос о последовательности (что в начале – либерализация или приватизация) и скорости проведения (постепенный отпуск цен или реши-тельное их освобождение) в России был решен в пользу быстрой транс-формации системы ценообразования. Причины такого выбора: 1) тотальный дефицит всех товаров потребительского спроса, соз-давший угрозу социального взрыва; 2) субсидирование государственных предприятий стало непосиль-ным для федерального бюджета и вынуждало прибегать к эмиссионным способам финансирования бюджетного дефицита, что в свою очередь, по-догревало инфляцию. Каковы же основные этапы либерализации внутренних цен в Рос-сии, начавшейся 1.01.1992г.? Рассмотрим наиболее подробно данные за 1992г., так как именно в течение этого года были либерализованы цены на основные товарные группы. Первый этап: январь – апрель 1992г. С января 1992г. стали свобод-ными почти все цены на продовольственные и промышленные товары. В это же время были введены новые уровни цен на энергоресурсы. Цены на нефть повысились в 5 раз, на газ и электроэнергию - в 4,7 раза, на уголь – в 5,5 раза. Перевод инфляции из подавленного в открытый режим привел к то-му, что потребительские цены в январе повысились в 3,5 раза по сравне-нию с декабрем. Ценовой скачок в начале либерализации отражал так на-зываемую корректирующую инфляцию, которая неизбежно сопровождает процесс ликвидации денежного навеса (то есть приводит в соответствие товарную и денежную массу). Номинальная заработная плата в России за указанный период увели-чилась на 40%, а ее реальный уровень в промышленности упал на 60%. Попытки правительства сдержать рост цен путем ограничительной кредитно-денежной политики имели следствием быстрое расширение не-платежей при сохранении практически прежней динамики роста цен. Свободные цены в промышленности и увеличенные, но фиксирован-ные цены в отраслях ТЭК, создали ситуацию, когда отрасли ТЭК утратили возможность дальнейшего развития без повышения своих цен. Новый период (май – сентябрь 1992г.) начался с повышения цен на нефть, газ и уголь. Принципиально иной характеристикой процесса яви-лось установление границ изменения цен и введение прогрессивного налога, отчисляемого в фонд ценового регулирования Министерства финансов. Границы цен на нефть были в пределах 1800-2200 руб./т., на газ – 1100-1600 руб./тыс. м3. При превышении нижней границы цены были преду-смотрены отчисления в фонд ценового регулирования для нефти по ставке от 60 до 90% и для газа от 70 до 90% в зависимости от размеров превыше-ния цены на нефть и газ. В результате нового этапа либерализации цен от-расли, выпускающие конечную потребительскую продукцию, стали еще более ориентироваться на спросовые параметры своей продукции. Третий этап: октябрь 1992г. – декабрь 1995г. Цены на уголь после сентября были повышены на 30%. Были установлены предельные норма-тивы рентабельности на продукцию нефтепереработки. В октябре 1992г. цена на нефть повышена в 3 раза. Регулирование цен в 1992-1993гг. осуществлялось на основе пре-дельного уровня рентабельности. В розничной торговле он был определен в размере 8% к розничному товарообороту, в оптовой – 3% к оптовому то-варообороту. А в отдельных отраслях промышленности – в пределах 25-50% к затратам. Структура свободной оптовой и свободной отпускной цены состоит из следующих элементов: себестоимость, прибыль предприятия – изгото-вителя товара, акциз и налог на добавленную стоимость (НДС). 7 марта 1995г. Правительство РФ приняло Постановление №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в котором определен перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государ-ственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами исполнительной власти. В этот перечень входят: - газ природный (кроме реализованного населению и жилищно-строительным кооперативам); - продукция ядерно-топливного назначения; - электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Фе-деральной энергетической комиссией; перекачка, перевалка и налив нефти; - продукция оборонного значения; - драгоценные металлы, драгоценные камни; - протезно-ортопедические изделия; - перевозка грузов, погрузо-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте; - перевозки пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении); - обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах. В этом Постановлении определены также перечень продукции и ус-луг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутрен-нем рынке РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. Это, в основном, продукция и услуги, отпускаемые населению (газ, электроэнергия и теплоэнергия, лекарства, оплата населением услуг ЖКХ т.д.). К началу 1996г. либерализация цен в России была практически за-вершена. Исключением являлось регулирование цен федеральными и ре-гиональными властями незначительного круга товаров и услуг, в частно-сти, «естественных монополистов». К ним относятся электроэнергия, газ, транспортные тарифы (железнодорожный, городской, трубопроводы), коммунальные услуги. Цены и тарифы в данном случае регулировались путем ограничения рентабельности производства и пересмотром уровней цен в соответствии с темпами инфляции. Либерализация цен в стране, где монополизация производства ис-ключительно высока, несет в себе опасности взвинчивания цен предпри-ятиями – «ценоискателями». Вот почему разработка и проведение анти-монопольной политики является важнейшей составляющей институцио-нальных реформ при переходе к рынку. В Российской Федерации еще в 1991г. был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистиче-ской деятельности». Контроль за деятельностью монополистов в эти годы осуществлял Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Политика регулирования цен в сфере естественных монополий явля-ется важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста – повы-шения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство. Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое или административное вмешательство государства в действую-щие цены означает установление определенных правил ценообразования. В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные це-ны, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государст-венное воздействие на такие цены осуществляется путем разработки реко-мендаций по их обоснованию. Государство определяет порядок исчисле-ния уровня затрат – калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возме-щаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продук-цию предприятий – монополистов. Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования: 1) Общее замораживание цен, которое применяется при высоком уровне инфляции, или замораживание цен на отдельные товары. Так было, например, с тарифами на электроэнергию в 1996-1997гг. 2) Установление фиксированных цен и тарифов. 3) Установление предельного уровня цены (максимального или ми-нимального), выше или ниже которого цена не может подниматься и опус-каться. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефици-та, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению про-изводства. Предельный уровень цены является надежной гарантией насе-лению от «ценового диктата» производителей в условиях отсутствия кон-куренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами вла-сти и управления. Российское правительство в 1996-1998гг. ввело в практику регулиро-вания предельные минимальные цены на алкогольную продукцию крепо-стью свыше 28%. 4) Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В начале 90-х годов в России этот метод регу-лирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, а также на услуги, цены на которые регулируют местные органы власти (например, вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т.д.). В 1992-1993гг. пре-дельные уровни рентабельности на продукцию предприятий-монополистов были утверждены Правительством РФ. Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реа-лизация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня. За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серь-езный недостаток – не заинтересовывает предприятия в снижении издер-жек. 5) Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни этих надбавок на соответствующей тер-ритории. Косвенное регулирование цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Либерализация внутренних цен в России» з дисципліни «Перехідна економіка»