Что мы можем сказать о разделительной линии между близкими к равновесию и далекими от равновесия условиями и о роли общественных ценностей? Для целей настоя-щего изложения мы можем выделить два вида ценностей: фундаментальные принципы, которых люди придерживаются независимо от последствий, и практическая целесообраз-ность, когда люди полностью руководствуются ожидаемыми последствиями своих дейст-вий. Люди, верящие в фундаментальные ценности, часто полагают, что они происходят от другого источника, а не от их собственного мышления, тогда действенность ценностей не зависит от одобрения или неодобрения конкретного человека. Обычно фундаментальные ценности ассоциируются с религиозными верованиями, хотя эпоха Просвещения превра-тила разум и науку в два самостоятельных и высоко авторитетных источника. Практиче-ская целесообразность не имеет поддержки со стороны внешнего авторитета; наоборот, она часто вступает в конфликт с господствующими в обществе правилами, поэтому в го-лове конкретного человека она может ассоциироваться с чувством неполноценности и да-же вины. Те, кто действует из соображений практической целесообразности, постоянно ищут общественную поддержку. Если их действия не находят одобрения у тех, кто имеет для них важное значение, они вряд ли будут считаться практически целесообразными. (Крайний случай — никто не значим.) Когда ничем неограниченное стремление к удовле-творению личного интереса и своекорыстия находит широкое одобрение, тогда корысть становится практически целесообразной и оправданной. Дихотомия фундаментальных принципов и практической целесообразности со-вершенно явно является искусственной, но именно это и делает ее полезной. Обе катего-рии, очевидно, являются крайностями: между ними что-то должно быть. И на самом деле между этими двумя крайними точками — фундаментализмом и практической целесооб-разностью — лежат близкие к равновесию условия открытого общества, которые я пыта-юсь определить и обрисовать. Нам нужны две разграничительные линии: одна отделяет состояние, близкое к равновесию, от состояния статического неравновесия; другая отделя-ет статическое неравновесие от динамического неравновесия. Первая линия имеет отно-шение к фундаментальным принципам, вторая — к практической целесообразности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Два вида ценностей» з дисципліни «Криза світового капіталізму»