Наблюдение неравновесных условий полезно для установления структуры кон-цепции и ее границ, которые позволяют разделить исторические ситуации на три катего-рии: статически неравновесные, состояния, близкие к равновесию, и динамически нерав-новесные состояния. Возможность статического равновесия была исключена в силу того факта, что участники всегда основывают свои решения на предвзятом толковании реаль-ности. Таким образом, мы получаем три варианта. Один из возможных вариантов состоит в том, что рефлексивное взаимодействие между когнитивной функцией и функцией участника не дает нашим представлениям и ре-альности уйти друг от друга слишком далеко. Люди учатся на своем же опыте; они дейст-вуют на основании предвзятых представлений, но происходит и процесс критического ос-мысления, который стремится скорректировать это предвзятое мнение. Совершенное зна-ние остается недоступным, но по крайней мере существует тенденция к равновесию. Функция участника означает, что реальный мир — как в этом убеждаются на своем опыте участники — постоянно меняется, но у людей все же есть достаточно оснований — в виде ряда фундаментальных ценностей, гарантирующих им, что предвзятое мнение участников не может слишком сильно расходиться с реальными событиями. Именно это я и называю состоянием, близким к равновесию. Такое положение характерно для открытого общества, каким является современный западный мир. Это общество ассоциируется с критическим образом мышления. Мы называем этот образ мышления «нормальным» отношением меж-ду мышлением и реальностью, поскольку мы знакомы с ним на основе собственного опы-та. Мы можем также оказаться в ситуации, когда представления участников значи-тельно удалены от реального положения вещей, и при этом тенденции к их сближению не наблюдается. В некоторых случаях они могут даже еще дальше уходить друг от друга. Внутри одной крайности существуют режимы, оперирующие предвзятыми идеологиче-скими представлениями, они не хотят приспосабливаться к меняющимся условиям. Они пытаются заставить реальность втиснуться в рамки их концепций, несмотря на то, что это недостижимо. Под давлением господствующей догмы общественные условия могут стать достаточно суровыми, но реальность по-прежнему остается далекой от официальной идеологии. В отсутствие корректирующего механизма реальность и официальная интер-претация могут разойтись еще дальше, поскольку никакое сдерживание или принуждение не может предотвратить изменений в реальном мире. Такое положение характерно для за-крытого общества, такого, как Древний Египет или Советский Союз. Его можно описать как статическое неравновесие. Внутри другой крайности события могут разворачиваться настолько стреми-тельно, что понимание участников за ними не поспевает, и ситуация выходит из-под кон-троля. Расхождение между господствующими представлениями и реальными условиями может стать настолько большим, что ускорит наступление революции или какой-либо другой формы распада. И опять возникает значительное расхождение между мышлением и реальностью, но оно является временным. Старый, сметенный режим будет в конечном итоге заменен новым. Это можно описать как случай изменения режима, или как динами-ческое неравновесие. Деление реальных условий на три предложенные мною категории можно срав-нить с тремя состояниями, в которых вода находится в природе: жидкое, твердое и газооб-разное. Аналогия может быть далекой, но она интригует. Для того чтобы наполнить ее со-держанием, мы должны найти две разделительные линии, которые отделяют условия, близкие к равновесию, от условий, далеких от равновесия. В случае с историей эти разде-лительные линии не могут быть очень четкими, кроме того, их также трудно описать ко-личественными параметрами, но они должны быть ясно различимы, иначе вся концепту-альная структура остается не более чем полетом фантазии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Структура концепции» з дисципліни «Криза світового капіталізму»