ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Управлінська антропологія: людська компетентність менеджера

Маркетинг человековедческих технологий
Томмазо Кампанеллу можно назвать одним из первых человековедческих технологов. В своем сочинении "Город солнца" он приводит интересные примеры применения того, что теперь мы называем человековедческими технологиями. Вот один из них: "Город солнца имеет несколько кругов крепостных стен, чтобы врагам было трудно его захватить. С каждой стороны на них написаны тексты и нарисованы рисунки познавательного характера. Воспитатели водят детей на прогулки таким образом, чтобы, сообразуясь с возрастом дети могли, рассматривая стены, получить определенные знания".
У нас есть памятник хозяйственному руководителю. Его создатель - скульптор М. Антокольский. Памятник находится в Донском монастыре. Кому же этот памятник? Владельцу Раменской ткацкой фабрики Ф.М. Дмитриеву. Возглавляя ее 30лет, он проявлял гуманное отношение к людям, был заботлив и нравственно чист, а потому снискал у них глубокое уважение. Продукция фабрики завоевывала первые призы на российских ярмарках, а уровень организации труда и быта рабочих получает международное признание. Об этом свидетельствует золотая медаль, полученная на Всемирной выставке в 1876г. После его смерти в 1882 г. на свои средства рабочие и служащие поставили ему памятник.
Давний опыт внедрения человековедческих технологий имеется и в нашей стране. Так, русская артель удачно сочетала элементы разумной организации труда и образа жизни. В ней многое было простым и логичным. Сами производители придумали один из методов справедливого материального распределения - коллективный подряд. Русская артель убедительно доказала, что многие проблемы в человеческом общении успешно решаются, когда произведенный продукт принадлежит самим производителям. При самом критическом подходе к практике построения в 20-30-х годах у нас коммун и им подобных общностей можно найти любопытный материал для гуманитарно-технологических размышлений.
Огромен опыт внедрения человековедческих технологий в развитых странах, особенно в США. У американцев сложилась давняя традиция уважительного отношения к человеческому фактору: выделяются значительные средства на привлечение в страну думающих и обладающих талантом людей, на организацию труда, его безопасность, развитие социальной инфраструктуры предприятий и фирм В этой стране денег на толковых людей не жалеют. Однако это не альтруизм бизнесменов и менеджеров, а их трезвый подход, в основу которого положен принцип: опора на инициативных и заинтересованных в работе людей является гарантией реализации своих деловых намерений и собственного благополучия.
Масштабно человековедческие технологии осваиваются на предприятиях ФРГ, Франции, Италии. Оригинален опыт Японии. Думаю, что сегодня недооцениваются успехи по освоению человековедческих технологий в Китае.
Особое внимание в странах азиатского региона уделяют регионально-психологическому фактору, который зачастую не учитывается в должной мере в американских и европейских человековедческих технологиях. С повышением культурно-образовательного уровня активизируется национальное самосознание людей, растут духовные и социальные амбиции национальных меньшинств, находящихся в структуре какой-то нации или обладающие территориальным суверенитетом.
Какие же можно сделать обобщения?
Лучшие умы человечества интуитивно и сознательно постоянно обращались к проблеме гуманной организации людского труда, превращая его в универсальное средство раскрытия "человеческого" в человеке. Чем шире научно-технические возможности производства, тем острее потребность в освоении человековедческих технологий. Объясняется это тем, что, с одной стороны, создаются прекрасные объективные предпосылки для самореализации личности, а с другой, - проявляются негативные явления (рост вредных производств, экологические издержки и т.п.), нейтрализации которых должны способствовать человековедческие технологии.
Этапы внедрения
"Человековедческие технологии" - малоизвестная и малоосвоенная область науки и практики. Познанное и освоенное в них - лишь информативный рубеж. Даже когда-либо полученная польза от их внедрения не гарантирует того, что будет и повторный успех. В этом свидетельствует практика освоения данных технологий. Даже в специализированных дидактических технологиях, например, по обучению компьютерной технике, в каждой новой группе слушателей приходится вносить немало изменений. В педагогических технологиях, связанных с решением воспитательных проблем, в конечном итоге успех предопределяет не их предварительная отработанность, а талант и мастерство педагога. Благодаря им человековедческие технологии становятся эффективным средством духовного и физического преобразования людей.
Любой технологический проект - это творческий эскиз, плановый набросок. Он не догма, а ориентир для человекотворческой деятельности. С этих позиций будем рассматривать этапы внедрения человековедческих технологий.
Первый этап. Его содержание составляют тщательная инвентаризация всей проектной документации, проверка наличия условий для осуществления выбранного технологического варианта. На этом этапе желательно удостовериться в состоянии агентов технологического процесса. Если в качестве такого выступает отдельная личность, то надо собрать дополнительный "анамнез" о ее здоровье и настроении, установить, какие изменения произошли в ней со времени сбора информации на период разработки проектной документации. Если речь идет о коллективе, то надо выявить его морально-психологическое самочувствие. Конечно, это сделать нелегко, возникает масса новых проблем. Однако есть жесткое требование: при внедрении человековедческой технологии необходимо владеть "свежей информацией" об ее объекте и условиях его жизнедеятельности.
Второй этап. Конструируется первоначальная - исходная ситуация. Для этого используются разработанная в проекте ее модель, соответствующий технологический инструментарий. Фиксируется вид ситуации: возникающая на ходу, сложившаяся, промежуточная - итоговая для данной процедуры. По мере достижения последней начинается конструирование последующей ситуации. Так, шаг за шагом - к завершающей ситуации, венчающей все технологические усилия. Не исключено, что по ходу исполнения проекта могут возникнуть незапрограммированные ситуации или "перескок" каких-то. Важно не упустить из-под контроля сам технологический процесс.
Третий этап. Это своего рода ударный этап, на котором должны быть достигнуты фиксируемые результаты, свидетельствующие об освобождении агента технологического процесса от нежелательных стереотипов, ценностных ориентации, мотивов поведения. Он становится как бы "очищенным" изнутри и психологически настроенным к освоению нового образа своего поведения. Прилагаются усилия по возбуждению у него личного интереса в самосовершенствовании. Здесь широко применяются меры материального и духовного стимулирования.
Четвертый этап. В основном посвящен тренингам. Обучаемый включается в заранее продуманную систему упражнений. Они разнообразны и занимательны, со значительными возможностями использования игрового метода. Эффективны психологически подобранные меры поощрения и роста чувства личного достоинства. Итог этого этапа - закрепление в сознании агента технологического процесса того класса духовных ценностей и манер поведения, которые соответствуют его измененной роли, запрограммированной в технологическом проекте. Конечно, степень достижения этого весьма условна.
Пятый этап. Создается ряд ситуаций самоконтрольного плана. То есть агенту предоставляется серия возможностей продемонстрировать свое изменившееся поведение. Проверяется, насколько оно согласуется с примерными параметрами технологического проекта. Чем лучше показатели реального поведения агента согласуются с предполагаемыми, тем выше эффект внедрения человековедческой технологии.
Шестой этап. Подводятся итоги внедрения. Вносятся коррективы (при удачном завершении внедрения). Возможны неполные или частичные результаты его внедрения. Естественно, они требуют серьезной аналитической работы, детального разбора всего технологического процесса.
Корректность внедрения технологий. Внедрение технологий сопряжено с оказанием прямого или косвенного воздействия на человеческий организм, на душевный и духовный склад личности. Активизируя мыследеятельность, человековедческие технологии затрагивают различные отношения и общности. Нередко это ведет к разрушению каких-то групп и коллективов, привносит в них нечто для них непривычное. Еще Н. Макиавелли предупреждал, что люди, привыкнув к определенному укладу жизни, не любят его менять. Культура внедрения человековедческих технологий - это уважительное отношение к национальным и групповым традициям, духовным ценностям и настроениям.
Б. Пастернак говорил, что культура первому встречному в объятия не падает. В чем нетрудно убедиться, познакомившись с методами работы современных руководителей. Многие из них с трудом расстаются с авторитарно-командными методами управления, некоторые увлеклись тоталитарно-демократическими методами: беспредел обещаний, апелляция к демонстрациям и митингам, взятие на вооружение лозунга "Вся власть стачкомам". К сожалению, выброшены за борт такие оправдавшие себя технологические методы, как трудовое соревнование, наставничество, социальное планирование. В зарубежном предпринимательстве они успешно осваиваются.
Человековедческие технологии выходят на сознание людей, что придает им особый антропологический статус. Выбор методов воздействия на сознание людей и мастерство их использования - важный показатель культуры внедрения человековедческих технологий.
В этой связи важно не только создавать новые технологии, но и бережно использовать ранее нами созданные.
Представим некоторые из этих человековедческих технологий.
Трудовое соревнование способствует росту профессионального мастерства миллионов людей, созданию для них режима общественного признания, формированию у них искренней удовлетворенности трудовой деятельностью.
Наставничество. Это преемственность поколений, изумительная возможность для старших приобрести авторитет у младших, практическое познание, говоря словами Сент-Экзюпери, роскоши человеческого общения. Это-живое сбережение лучшего производственного опыта, а потому создание условий для обретения молодежью технических и экономических знаний.
Социальное планирование "вывело в люди" многие трудовые коллективы, и это лучшая его аттестация. В наше время, когда набирает обороты конкуренция, мыслящие бизнесмены и менеджеры стремятся сделать максимально удобными рабочие места производства, его инфраструктуру, создать благоприятные условия для жизнедеятельности персонала. Без комплексного плана социального развития этого не добиться. Это - многоцелевое средство координации и целенаправленного осуществления человековедческих технологий в масштабе предприятия (фирмы) и его регионе.
Менеджер должен уважать опыт жизни своего народа. Это - богатейшая экспериментальная практика. Т.Н. Грановский отмечал, что жизнь народов слагается из борьбы противоположных сил: чем могущественнее народ, тем сильнее борьба. Как историк и общественный деятель он хорошо знал свой народ, поэтому следует прислушаться к его словам. Они имеют прямое отношение к культуре внедрения человековедческих технологий.
Одно из неудобств, с которыми постоянно приходится сталкиваться при внедрении человековедческих технологий, - недопустимость шаблона. Многие технотехнологии - акции многократного повторения, даже при внесении в них каких-то изменений. В этом их экономическая выгодность, этим объясняется возможность массового профессионализма при их выполнении. В человековедческих технологиях, объектом которых выступают психика людей, их разнообразные отношения, шаблон особенно недопустим. В каждом случае создается оригинальная технология и разрабатывается индивидуальная методика ее реализации.
В этом можно убедиться на примере таких человековедческих технологий, как психотерапевтические. В основу многих из них положен метод психоанализа, разработанный 3. Фрейдом. Он представляет собой "зеркальную" логику и систему способов и приемов, с помощью которых врач и пациент восстанавливают подобным образом картину переживаний и дискомфортных состояний, обусловивших дистресс, которые затем просматриваются в обратной последовательности, вырабатываются меры по их преодолению. Однако этот метод редко используется и доступен не для многих квалифицированных врачей: обращение к душе человека требует не только основательных профессиональных знаний, но и обостренной эмпатии, личного обаяния, мгновенной ориентации в выборе приемов общения. Каждая попытка соприкоснуться с ней - открытие. Каждая удача помочь ей - событие.
Педагогический такт. К.Д. Ушинский отмечал, что любому воспитателю должны быть присущи повышенная чуткость к людям и умение найти такую форму обращения с ними, которая оберегает их достоинство. По мнению А.С. Макаренко, суть педагогического такта состоит в искренности мнения воспитателя, в требовательности и уважении к каждой личности. Педагогический такт - это терпение и выдержка, принятие недостатков людей, владение психолого-этическими методами общения с ними.
В 40-х годах психолог К. Левин предложил трехфазную схему процесса перестройки человеческой деятельности. Это фазы "размораживание" - "действие" -"замораживание". На первой фазе осуществляется разрушение старых стереотипов деятельности, усиление чувства неудовлетворенности ею. На второй - субъект принимает предложенную ему новую модель поведения и начинает действовать. На последней - новый образ действия "замораживается" в результате упражнений.
Несмотря на схематизм приведенной модели психологической перестройки человека, она помогает определить педагогу, какой дидактика-воспитательный инструментарий надо иметь и когда его применять. Это имеет прямое отношение к логике и культуре внедрения человековедческих технологий. Если принять во внимание, что во многих этих технологиях психологическая перестройка ее агентов - обязательное условие, то необходимость в ее соответствующей человековедческой оснащенности и очередности использования соответствующего инструментария сама по себе очевидна.
Обратимся еще раз к схеме К. Левина. В ней должны быть использованы психолого-дидактические методы - внушение и убеждение. Их назначение - обеспечить "эффект ощущения", "эффект впечатления", "эффект осознания" информации, адресованной личности. Для достижения "эффекта ощущения" необходимо активно задействовать органы чувств. Затем вызвать "эффект впечатления", что позволит чувственную информацию подвергнуть первоначальной логической обработке. После чего возможно получение "эффекта осознания" - мировоззренческой самооценки и самостоятельного определения к ней своего отношения.
Физическая и психологическая подготовленность. Профессиональный шахматист за сеанс турнирной игры теряет 2-3 килограмма веса. Умственное напряжение, мучительные переживания оказывают на людей огромное физическое давление, выдерживать которые может тот, кто постоянно следит за своим физическим состоянием.
Внедрение человековедческих технологий - трудоемкий процесс. Это требует от тех, кто ими занимается, физической тренированности. Театральный режиссер и педагог Мария Кнебель писала: "Педагогика требует от человека качеств, близких материнским. Так же, как мать отдает своим детям лучшее, чем она владеет, так и педагоги вкладывают свою душу в ученика. В этом внутренний смысл профессии. Отдавать душу и трудно и радостно. Трудно потому, что это требует огромной затраты не только душевных, но и физических сил".
В жизни немало примеров, свидетельствующих, что физически детренированные руководители нетерпимы к человеческим недостаткам, им не хватает выдержки в общении. Они менее расположены к юмору и шутке, трудно выдерживают напряжение индивидуальной работы с подчиненными, стандартно действуют в экстремальных и конфликтных ситуациях. Руководители, не соблюдающие ортобиоз, субъективно предрасположены к низкому культурному обращению с человековедческими технологиями.
В человековедческих технологиях есть принцип таксономии, обозначающий систематизацию объектов по их естественной связи. В таком состоянии находятся физическая и психологическая подготовка делового человека. Они помогают ему, взаимодействуя друг с другом.
Каковы слагаемые психологической подготовки тех, кто занимается человековедческими технологиями?
Во-первых, это умение управлять своими эмоциями. И.П. Павлов говорил, что люди - самые сильные раздражители. В чем неоднократно убеждались менеджеры, общаясь с людьми. Добавим к этому стереотипность сознания и нередко низкий культурный уровень многих людей. Неудивительно, что при контактах с ними часто приходится преодолевать различные психологические барьеры: неприятия, нежелания, а нередко - активное противоборство. В этих ситуациях выдержка и оптимизм - лучшие помощники. А.С. Макаренко считал недопустимым появление озабоченного педагога на работе. По его мнению, он призван всегда передавать своим подопечным мажорность настроения и заряд уверенности. Кстати, и взрослым импонируют люди, обладающие выдержкой и оптимизмом.
Во-вторых, овладение специальными методами организации собственной психики, включение в деятельность своих интеллектуальных и волевых данных. А.П. Чехов как-то сказал, что метод составляет половину таланта. В нашем случае умелое подключение таких психологических методов, как аутотренинг, медитация, рефлексия полезно для выявления потенциала незаурядности каждого, кто обладает таковым и желает им разумно пользоваться. Также полезно познакомиться с рекомендациями персонологов по интервальному и экстернальному локусу контроля, ориентация в которых позволит с помощью таких методов, как самонаблюдение, самооценка, самоконтроль реально заниматься саморегулированием, осуществлять прогноз собственного поведения.
В-третьих, квартильность (степень согласия) участников технологического процесса зависит от магнетизма привлечения к себе его куратора. "Эффект обаяния", "язык жестов", "флюидное излучение" - это лишь некоторые из способов воздействия на людей, которыми призваны обладать менеджеры. Они должны владеть техникой визуальной самопрезентации, т.е. уметь подавать себя, привлекая к себе и очаровывая собой. Все это основывается на глубоком и разностороннем знании психологии людей, на самопознании собственных природных возможностей и их искусном использовании.
В-четвертых, это активный нравственный самонастрой менеджера на достойное обращение с людьми. Во время празднования 60-летия Макса Планка выступивший с речью А. Эйнштейн использовал такое понятие как "внутренние мотивы", которые приводят людей в храм науки. Их составляющими, по его мнению, являются: удовлетворение честолюбия, достижение практических результатов и стремление скрыться от обыденной повседневности. Принимая во внимание реальность подобных мотивов и у менеджеров, работающих с людьми, добавим еще четвертый мотив - стремление помочь людям эффективно реализовать в практической деятельности свои лучшие личностно-деловые качества.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Маркетинг человековедческих технологий» з дисципліни «Управлінська антропологія: людська компетентність менеджера»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Договір на проведення аудиторської перевірки
ПОХОДЖЕННЯ ГРОШЕЙ. РОЛЬ ДЕРЖАВИ У ТВОРЕННІ ГРОШЕЙ
ВИДИ ГРОШОВИХ СИСТЕМ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ
Путешествие на деревянном коне
Аналіз використання основного та оборотного капіталів позичальник...


Категорія: Управлінська антропологія: людська компетентність менеджера | Додав: koljan (05.10.2011)
Переглядів: 1017 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП