Практическое решение задачи по конструированию личного имиджа предполагает понимание восприятия как сложного субъективного механизма принятия человека человеком. Общеизвестно, что из десяти человек, которых мы видим, восемь нам запоминаются по каким-то внешним признакам. Таково первое условие включения механизма восприятия в деятельность. Благодаря ему начинается процесс образования впечатлений, которые фиксируются в памяти. Кроме того, что имеет важное значение для самопрезентации, из-за интенсивного восприятия включаются механизмы личностного и социального взаимопритяжения. Их преднамеренное включение и направленное задействование - основной смысл усилий по созданию личного имиджа вообще и особенно руководителя. Имидж профессионального управленца - не самоцель, а мощное средство воздействия на людей ради совместного достижения решаемых проблем. Чем эффективнее задействованы механизмы взаимопритяжения, тем успешнее преодолеваются эти проблемы, тем выше чувство удовлетворенности как руководителя, так и его подчиненных от работы в одной связке. Механизмы взаимопритяжения можно подразделить на две группы: · личностные: привязанность, симпатия, любовь; · социальные: популизм - популярность, репутация - авторитет, почитание - преклонение. Умелое соотнесение в управленческой практике как личностных, так и социальных механизмов взаимопритяжения позволяет менеджеру добиваться наибольших успехов в общении. Есть личности, которые обладают харизмой, то есть природным даром расположения к себе людей и возвышения над ними. Как правило, харизматических руководителей в жизни крайне мало. По моим данным, примерно из ста руководителей только пять обладают подобным даром. Поэтому многим менеджерам приходится обращаться к имиджелогии. Привязанность (привыкание), симпатия (проявление положительных эмоций к человеку) и любовь (чувство самоотверженной сердечной привязанности) - все это проявляется в ограниченном кругу человеческого общения. Например, в диадном или малогрупповом взаимодействии. Популизм (эмоциональное обыгрывание насущных интересов) и популярность (широко известная), репутация (мнение о ком-то) и авторитет (уважительное отношение), почитание (глубинное расположение) и преклонение (неосознаваемое или осознаваемое подчинение и подражание) - характеристики социального статуса личности, которыми должен разумно воспользоваться руководитель в своем трудовом коллективе. Чтобы активно задействовать названные механизмы взаимопритяжения, следует прежде всего решить главную проблему - войти в "психическое пространство" личности (людей). Схематично это можно представить так: · включить анализаторы ощущения; · задействовать эмоциональный регистр; · вызвать адресное внимание; · актуализировать интерес; · стимулировать коммуникативное взаимодействие. Известный государственный деятель и писатель Ф. Честерфилд выразил это следующими словами: "Если хочешь понравиться людям, обращайся к чувствам: умей ослепить взглядом, усладить и смягчить слух, привлечь сердце, и пусть тогда разум их попробует что-нибудь сделать тебе во вред". Вхождение в "психическое пространство" личности преследует конкретную цель - активизировать ее подсознание, возбудить соответствующие переживания (эмоции и чувства), вызвать направленное внимание, спровоцировать познавательные процессы, обеспечить поддержание с ней прямой (обратной) невербальной и вербальной связи. Технологические позиции самопрезентации. Ознакомление с ними преследует такие практические цели: во-первых, помочь менеджеру ясно представлять, как складывается технологическая цепочка самопрезентации, а потому грамотно выстраивать свой индивидуальный имидж, обходясь без помощи соответствующих специалистов; во-вторых, обезопасить менеджера от непрофессиональной работы имиджа различных приглашенных специалистов - психологов, социологов, политологов, визажистов, модельеров, которые, не будучи профессиональными имиджмейкерами, используют стандартные варианты решения (например, технологии проведения выборных кампаний) данной проблемы, неоправданно при этом завышая цену своих услуг; в-третьих, благодаря изучению реакции окружающих людей на свой имидж, менеджер может продуктивно осуществлять самоконтроль за своим поведением и принимать конкретные меры по его совершенствованию. Привлекательность любой технологии состоит в том, что она объективизирует последовательность выполнения профессиональных действий, благодаря чему в итоге получается заранее программируемый результат. Предметно технология предстает в виде "технологической карты" как логически продуманной, имеющей соответствующее финансовое, материальное и кадровое обеспечение документально оформленной процедуры создания конкретного продукта. Существует общая "технологическая карта" его создания. Имеются и ее составляющие: определенного производственного цикла, конкретного рабочего места, отдельных технологических операций. Чем основательнее научно-профессионально составлены "технологические карты" и чем профессиональнее специалисты, которые по ним работают, тем реальнее достижение желаемого результата. В самопрезентации проблема качества ее результата является проблемой номер один. Важно не оперативное создание имиджа руководителя. Главное, чтобы наиболее визуально были представлены его лучшие личностно-деловые качества. Вот почему менеджеру, который занимается самопрезентацией, полезно всегда помнить пожелание Леонардо да Винчи: "Не столь важно знание фактов, сколько знание связи между ними". Подобное знание можно получить, ознакомившись прежде всего с логикой построения "Общей технологии самопрезентации". Операционно ее можно представить как состоящую из четырех основных технологических позиций. Визуализация облика. Составляющими данной технологической позиции являются три мини-процедуры: · фейсбилдинг: гигиена лица, физиогномика, косметологическая коррекция, макияж (визаж), уход за волосами и подбор прически (париков); · кинесика: пластичность тела, элегантность поз и манер, искусство жеста, здоровый образ жизни; · стиль одежды: современные требования дамской и мужской моды, умение носить одежду, эффект аксессуаров. Внешний вид личности является наиболее наглядным ее проявлением, а потому эффективно воздействует на зрение. Через зрение проще всего войти в психическое пространство личности: предоставить информацию о себе, вызвать определенные эмоции, дать интеллекту "пищу" для размышления.
В одной из крупнейших американских компаний (в Чикаго) было интересно наблюдать, как ее руководители, находясь в возрасте "лета на переходе к осени", и принимая во внимание отрицательный эффект дневного освещения по отношению лица (оно выглядит поблекшим), предпочитали светлой цветовой гамме недорогие костюмы, пастельных тонов рубашки и яркие крупные галстуки. К сему добавлю еще такие две существенные детали: красивые ручные часы и элегантная обувь. В целом же с поставленной на лице доброжелательной улыбкой все они смотрелись весьма привлекательно и с этаким мужским шармом. Если сопоставить ценностные и технологические функции имиджа, то несложно понять, что их реализация прежде всего основана на обеспечении эффекта визуализации облика. Например, на таких как ухоженность лица и удачный макияж. Как говорил основатель макияжа Макс Фактор: "...чем он заметнее на лице, тем ниже мастерство его исполнения". К сожалению, имеется немало руководителей-мужчин, которые недооценивают значение повседневного ухода за своим лицом и подбора в ряде случаев специального макияжа. Безусловно, в самопрезентации велика роль пластичности тела и элегантности манер. Умение правильно сидеть за рабочим столом, достойно смотреться во время деловых переговоров, искусно используя мимику и жесты, соответствовать требованиям моды и конкретной ситуации, не забывая про полезность аксессуаров, - все это придает менеджеру респектабельность и внешнюю уверенность. У Ремарка есть такое выражение: "На женщине, экономящей на себе, хочется сэкономить". Не следует покупать слишком дорогие туалеты, но недопустимо и недооценивать их роль в деловом общении. Коммуникативная механика. Составляющими данной технологической позиции являются следующие мини-процедуры: · закрепление своего облика в психическом пространстве личности: использование интерактивного, коммуникационного и перцептивного общения; · создание "следов памяти" в виде ярких впечатлений у личности, на которую оказывается воздействие; · "не жечь мостов общения", то есть приложить необходимые усилия (такт, тонкий комплимент, намек на заинтересованность в продолжении контактов), чтобы сформировать положительную установку на себя. Коммуникативность - это интеграция всех визуальных средств выражения личности, благодаря которым она активно включается в людское взаимодействие, получает возможность держать кого-то на той дистанции общения, в которой заинтересована. При этом максимально используя "эффект фейсбилдинга". В первой процедуре рассматриваемой технологической позиции все усилия менеджера ориентированы на актуализации внимания к себе. Наиболее результативно это получается благодаря различным видам его взаимодействия с людьми. Если говорить об интерактивном варианте, то здесь имеется ввиду его непосредственное деловое сотрудничество. Например, совместная разработка какого-то делового проекта, то есть, когда общение выступает как разделение и кооперация труда. На коммуникационном уровне - речь идет об умении организовать информационный обмен между менеджером и его сотрудниками. В этой связи полезно использовать различные виды деловых совещаний, проведение "мозговых атак", переговорные процессы, брифинги. Желательно создать в каждом трудовом коллективе определенный ритуал коммуникационного общения. Ритуалу большое значение в свое время придавал Конфуций. Приведем отрывок из "Требований к разговору": "Обращаясь к государю, говори о государственных делах. В беседе с человеком служилым говори о службе государю. В разговоре со старшими веди речь о воспитании юношества, а беседуя с молодыми людьми, говори о сыновнем долге. Когда будешь говорить с чиновником, в начале разговора смотри ему в лицо, чтобы узнать, расположен ли он слушать тебя. В беседе смотри ему в грудь, выражая этим доверие к собеседнику. А опуская глаза, ты показываешь свое почтение. В конце же разговора вновь посмотри ему в лицо, чтобы узнать, каково его впечатление от беседы. Порядок сей неизменен..." Перцептивное общение-это углубленное восприятие человека человеком прежде всего за счет эффекта использования им невербальных средств воздействия. Не случайно в имиджелогии существует формула "80-20", где первая цифра обозначает эффект воздействия в общении людей их визуальных характеристик, а вторая - эффект речевого воздействия. Это еще раз подтверждает, что внешняя выразительность личности является мощным фактором вхождения в психическое пространство. Если принять во внимание, что существует 20 тысяч мимических выражений, 400 разновидностей смеха, огромное разнообразие поз и манер, видов и цветов одежды, то не стоит приводить каких-то особых аргументов о важности умелого использования менеджером перцептивных приемов общения. Очевидцы свидетельствуют, что кто не видел Мейерхольда на репетиции, тот не знает в нем самого ценного, а именно - его удивительного умения перевоплощаться. В 60 лет он создает на репетиции образ 16-летней обманутой девушки, и его ученики, затаив дыхание, смотрят на сцену, не видя пожилого человека, а видят юную девушку с юными женственными движениями, хватающими за сердце интонациями. Значение данного вида мини-технологии в самопрезентации возрастает, если личность наделена даром художественного перевоплощения. Как правило, это связано с выполнением ею определенных профессиональных ролей, проигрыванием каких-то ситуаций. Чем лучше выстроено общение с людьми, тем больше шансов у менеджера создать вокруг себя ореол признания. Самое главное произвести благоприятное впечатление, вызвав откровенные симпатии, желание к дальнейшим деловым и личным контактам. Следует всячески демонстрировать свою готовность к сотрудничеству, располагать к доверительным взаимоотношениям. Для закрепления своего общения можно использовать обмен визитными карточками, в ряде случаев собственноручно вписывая в визитку свой мобильный или домашний телефоны. Как правило, подобный жест воспринимается как искренняя заинтересованность к поддержанию доброжелательных отношений. Особо следует быть бдительным, когда в общении обостряется конфликтная ситуация или возникают деструктивные конфликты. Прежде всего надо воспользоваться соответствующими рекомендациями, которые изложены в главе "Управленческая конфликтология". В этой связи обратимся к мудрому совету Л.Н. Толстого: "Я всегда старался не раздражаться и уступать в ссоре, чем и достигал умиротворения, а потом уже в спокойном состоянии дело улаживалось само собой. Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена вначале". Вербальный эффект. Составляющими данной технологической позиции являются следующие мини-процедуры: · психолого-дидактическое обеспечение; · речевого воздействия; · минимизация дисперсионных потерь; · использование стилей речевого общения; · оснащение речи "риторическими уловками". Несмотря на то, что в имиджелогии вербальному (словесному) воздействию отводится только 20%, следует отметить, что в управленческой деятельности речь руководителя была и остается самым универсальным средством формального и неформального общения, личного и профессионального влияния на людей. В качестве примера, подтверждающего это, приведем такой факт: после второй мировой войны американцы казнили женщину-японку. За что? За то, что во время военных действия она, выступая по радио и обращаясь к американским военным, призывала их своим изумительно сексапильным голосом вернуться как можно скорее домой, где им изменяют жены и невесты. Было немало случаев дезертирства, особенно среди солдат, из-за подобных радиообращений. Ли Якокка в книге "Карьера менеджера" посвятил немало страниц обоснованию того, как важно руководителю уметь держаться перед публикой, научиться думать, стоя перед ней. Кроме того, он обращал внимание на то, что для лучшего контакта со своими сотрудниками надо говорить не с каждым в отдельности, а с целой группой. При этом подчеркивал, что публичная речь, которая является лучшим способом вдохновлять на труд многочисленную группу людей, коренным образом отличается от разговора с человеком наедине. Менеджеру необходимо знать, что людям, перед которыми он держит речь, нравится, когда выступающий: · улавливает их реальное самочувствие и настроение; · говорит о том, что их волнует или имеет для них интерес; · оперативно реагирует на их ожидания и притязания; · соблюдает четкую логику изложения материала; · предлагает варианты решения актуальных проблем; · толково обосновывает свою точку зрения; · демонстрирует умение подвести людей к какому-то выводу; · тонко вплетает в речь шутку и юмор. При разработке данной технологической позиции следует внимательно ознакомиться с материалами, которые изложены в главе "Управленческая риторика", особое внимание при этом уделив трем практическим рекомендациям: Желательно, чтобы менеджер посредством постоянных упражнений мог искусно использовать все рекомендации по обеспечению эффекта своего речевого действия. Вместе с тем в каждой конкретной ситуации (деловое совещание или переговоры, проведение брифинга или телевыступление) необходимо умело расставлять соответствующие акценты в мини-технологии речевого выступления. Например, при выдаче работникам задания возможен и информационный, и менторский вариант речи руководителя. При поиске новых идей лучше всего оправдывает себя конфронтационная манера обмена мнениями. На торжественных мероприятиях эффективнее использовать художественно-одухотворенный стиль речи. Некоторые менеджеры как-то безнадежно относятся к овладению риторическим мастерством. И зря. Работа в этом плане может привести к хорошим результатам. Важно вовремя заняться и постановкой голоса, используя комплекс специальных упражнений: от постановки осанки и освобождения от нерационального использования голоса вплоть до освоения правил дыхательной гимнастики. Полезно записывать свои речи на магнитофон, прослушивать и шлифовать их логику, лексику, аргументацию и тональность звучания. При этом имея в виду следующее высказывание Ф. Ницше: "В речи понятным является не само по себе слово, а тон, сила звука, модуляция голоса и темп речи..." В настоящем руководителе всегда живет желание быть авторитетным и почитаемым. Используя слова П.А. Вяземского, можно сказать, что в самом его труде скрыт источник наслаждения. Наиболее зримым показателем удовлетворения своего профессионального честолюбия для руководителя является доброжелательное принятие его слов подчиненными, проявление с их стороны искреннего интереса к его высказываниям, их расположенность к его речевому внушению и убеждению. Этим обусловлен повышенный интерес современных руководителей к овладению магией слова. В настоящее время многие из них постоянно работают с энциклопедическими и филологическими словарями. Однако еще многое предстоит сделать российскому менеджеру, чтобы овладеть богатством русского языка. Флюидное излучение. Составляющими данной технологической позиции являются следующие мини-технологии: · эмоциональное биополе; · харизматическое воздействие. У каждого человека имеется определенный биоэнергетический потенциал. Источники его образования весьма разнообразны. В качестве таковых прежде всего выступают физические и физиологические энергетические производители нашего биоса. Огромное значение по мере становления личности приобретают такие виды человеческой энергетики как душевное и духовное состояние. Известна концепция русского ученого А.Д. Чижевского о подверженности людей космическим воздействиям, что проявляется в установленной им связи этого воздействия с цикличностью социальных возмущений. Созданные им ионизаторы воздуха помогают многим людям с пониженным тонусом жизни обрести необходимую работоспособность. Не следует забывать, что выступающий может обладать как положительной, так и отрицательной биоэнергетикой. Последнее крайне нежелательно. Причины ее образования могут быть разные: дурной характер или болезное восприятие природных магнитных колебаний, неудачи в личной жизни или в деловой карьере, общее недомогание и повышенная мнительность. Поэтому, зная о своей отрицательной биоэнергетике, следует предпринять соответствующие релаксационные, медитационные и даже медикаментозные усилия по ее выводу из своего биоса. Кроме того, надо прилагать соответствующие волевые усилия и жестко контролировать свои выступления, исходя из психологических особенностей слушателей, ибо такие социальные слои как молодежь, пожилые люди и особенно женщины вообще не приемлют агрессивного общения с ними. Любое выступление - это значительные энергетические затраты. Чем мощнее энергетический потенциал выступающего, тем шире эмоциональное биополе, которое нередко распространяется от него на 15-20 метров. Энергетически сильная личность может эффективно использовать "эриксоновский гипноз", вызывая у людей массовое покачивание, скандирование каких-то слов, размахивание шарфами или флагами. Все это оказывает на людей психическое воздействие, а потому они становятся эмоционально организованными, активно реагирующими на выступление. Менеджеры, обладающие харизмой, являются наиболее профессионально преуспевающими. Им люди охотно доверяют, готовы идти за ними в "огонь и воду". Эффект флюидного излучения повышается, когда руководитель имеет правильно поставленную улыбку, обучен эффектно интонировать, экспрессивно держаться, дарить людям доброжелательный взгляд. Для оценки персонального имиджа два раза в году полезно проводить анкетный опрос работников трудового коллектива по таким характеристикам руководителя: · личностно-деловые качества; · внешний облик; · формальное и неформальное общение; · речевая культура. Наилучшие результаты подобного мониторинга достигаются при проведении сравнительного анкетного опроса: по одним и тем же показателям имиджа руководителя опрашиваются репрезентативное количество и руководителей, и рядовых работников трудового коллектива. Сравнительный анализ и обобщение мнений названных категорий работников позволяет получить не только более объективную оценку имиджа своего руководителя-командора ("первого лица"), но и выявить, насколько завышена или занижена оценка его конкретных характеристик. Подобные мониторинга, проводимые, например, в образовательных учреждениях, выявили устойчивость завышенных самооценок руководителями этих учреждений многих своих характеристик. Например, 30% педагогов считает своих руководителей посредственными профессионалами. И только 2,7 процента руководителей осознают собственное профессиональное несовершенство. Руководители считают, что они справедливы - 77,7% и благородны - 52,7%. Мнение их подчиненных отражено соответственно в таких показателях по названным качествам - 28,7 % и 22,5%. Почти все опрошенные директора считают, что с ними часто советуются их подчиненные. Однако 47,5% педагогов заявили, что у них никогда не возникает такого желания. Имидж как личная безопасность. Одним из недостатков российских руководителей, особенно работающих в бизнесе, является их патологическая недооценка обеспечения должной личной безопасности. Статистика свидетельствует, что если в Европе на эти цели затрачивается 20-25% средств от доходов предприятия, в США- 15%, то в России - 8-10%. Часто личная безопасность руководителя сводится к вооруженно-охранительным мерам и сохранению коммерческой тайны. Чаще всего не придается должного значения "эффекту личного обаяния", который способствует ее обеспечению. Есть немало фактов, когда киллеры не смогли выполнить свое задание, поддавшись очарованию магнетически притягательной жертвы. Есть и другой аспект личной безопасности руководителя, связанный с его честью и достоинством. Несимпатичный руководитель значительно чаще провоцирует по отношению к себе какие-то словесные выпады, иронические колкости и даже оскорбления. Обаятельный руководитель своим визуальным благорасположением как бы упреждает подобные действия или делает их наглядно несовместимыми по отношению к нему как личности. Рассмотрим типичные ошибки, которые допускают менеджеры, когда не соблюдают требований по своей самопрезентации. Первая ошибка - недооценка формы своего лица. В физиогномике описаны пять устойчивых форм лица: прямоугольная, треугольная, трапециевидная, квадратная и круглая. В зависимости от роста и фигуры желательно подобрать стрижку, макияж, форму одежды и т. д., что могло бы "приблизить" форму головы к овальному виду, или сделать лицо менее заметным. Вторая ошибка – неумение приятно улыбаться, использовать корректную или доброжелательную мимику. Третья ошибка – недооценка значения физической тренированности тела, правильных поз и жестов. Говорят, что вместе с выправкой тела выправляется и душа. Как утверждает популярная французская телеведущая Марлен Моро, "когда мужчина идет по жизни пружинистой походкой и уверенно держит свое тело, то нам, женщинам, приятно, что он делает это ради нас". Четвертая ошибка – несоблюдение требований моды к одежде. Однако, по словам французского модельера Жаклин де Паскье: "Если ты оденешься от лучшего портного, ты еще не достигнешь гармонии, тебе нужно научиться двигаться в этой одежде". Пятая ошибка имеет непосредственное отношение к постановке голоса и речи. Плохой голос раздражает людей, а потому "съедает" до 60% имиджа. Как писал В. Шекспир, "лживое лицо скроет все, что задумало коварное сердце". Однако голос чаще всего выдает коварное сердце, ибо речь человека, складываясь как информационный продукт в его голове, первоначально исходит от сердца. По тому, как он звучит, какими словами наполнен, насколько эмоционально окрашен, можно многое узнать о человеке.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Вхождение в "психическое пространство" личности» з дисципліни «Управлінська антропологія: людська компетентність менеджера»