Истоки имиджелогии. Понятие "имидж" известно давно. В прагматическом аспекте первыми начали работать зарубежные экономисты, занимающиеся предпринимательством. Так, американский экономист Болдуинг в 60-х годах ввел в оборот понятие "имидж" и обосновал его необходимость в деловом преуспеянии. Затем "имидж" стала активно использовать политология, специалисты которой увидели в имиджировании важное направление своей работы. Кроме того, им хорошо были известны работы Никколо Макиавелли "Государь" и Г. Лебона "Психология социализма", в которых было дано научно-прикладное обоснование практической полезности данного феномена. Первый автор подробно говорил о значении для государственного лица обладать соответствующей "личиной" (маской), а второй - весьма удачно раскрыл смысл имиджирования как средства достижения политического успеха благодаря созданию эффекта "личного обаяния". Феномен имиджа, а точнее, психологическое обоснование имиджирования, в последующем стали объектом и предметом исследования социальных и прежде всего политологических психологов. Владея знаниями законов процесса социального восприятия и осознания внешнего образа, они сумели придать данной проблеме необходимое теоретико-прикладное обоснование. Визуальный эффект личности является предметом многих исследований. К этой проблеме обращались Гиппократ, который предлагал использовать мимику для определения темперамента. Аристотель в своих работах "О возникновении животных" и "Риторика" размышлял о психологии выразительности человеческих движений. Древнеримский врач Гален создал учение, которому дал название "физиогномика". Известный врач Парацельс при диагностике больных использовал многие физиогномические данные. Из более поздних исследований, относящихся к изучению внешнего вида людей, следует назвать работы Артура Шопенгауэра "О физиогномике" и "О выражении эмоций у человека и животных" Ч. Дарвина. Как утверждал Ф. Ницше, всякий гений носит маску. В наше время имидж стал ходким товаром у всех, кто занимается предпринимательством и особенно политической деятельностью. Благодаря имиджу одной из развитых сервисных индустрии стала политическая и торговая реклама. В связи с возрастающим спросом на имиджирование появилась новая профессия - имиджмейкер. Таковым является специалист по конструированию имиджа личности и различных деловых и политических структур, например, политической партии или общественной организации. Имидж в переводе с английского - образ, изображение. На самом же деле - это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. При этом оговоримся, что именно впечатление, а не оценка как рациональный факт деятельности сознания. Имидж чаще всего заканчивается на такой первоначальной познавательной операции как представление. Таким образом, как правило, имидж располагается в низших этажах нашей психики - в подсознании или в обыденном сознании. Этим и объясняется его необычайная доступность для восприятия людьми и наличие в их сознании. Если об имидже говорить как о конкретной психологической продукции, то он выступает как социальная установка, как ценностный стереотип, как зовущая мечта. Не исключено, что возможно его одновременное проявление во всех названных образованиях психики человека. В политической рекламе имидж часто выступает как образ, наделенный характеристиками, лежащими за пределами реальной сущности личности. Не случайно есть понимание его как "легенды" или идола времени, или представителя какого-то социального страта. Например, плейбой, супермен, "звезда". Все это неприемлемо для управленческой практики. Данный вид профессиональной деятельности - это не театральные подмостки и не политическая арена. В ней другие правила общения с людьми и оказания на них целевого воздействия. Однако это не освобождает менеджера, особенно высших административных уровней (командоров), от недооценки роли личного имиджа в деловой практике и необходимости кропотливой работы над ним. Имиджелогия - отечественное произведение. Управление - это власть. Обладающие ею, стремятся привлекать к себе внимание людей. Так возникает извечная актуальная проблема для руководителя - создание личного ореола. Этакого свечения вокруг себя: проявление флюидного воздействия на людей, чтобы завоевать общественное признание. В современном мире, а это делалось и ранее, трудно найти крупного политического деятеля, который специально не привлекал бы имиджмейкеров. Имидж таких личностей буквально отшлифован. Вплоть до мелочей. Например, на старых лицах мимика больше фиксирует возрастные изменения, а потому при телепередачах подобные лица подаются на определенном расстоянии от съемочной камеры. Или такой факт: весьма важен фон, на котором смотрится личность. Маргарет Тетчер было трудно получить политическое признание в стране с консервативными порядками и поклонением королеве. И ее имиджмейкеры большое внимание уделяли выбору интерьеров: большинство ее телевыступлений были отсняты в домашней обстановке на фоне зажженного камина. Что чисто в английском классическом духе. О том, что имиджелогия не случайно имеет российское происхождение свидетельствует и такой факт: изобретатель макияжа Макс Фактор родился 5 августа 1872 года в России, был гримером императорского театра при Николае II. В 1895 году открыл в Рязани собственный парфюмерный магазин. В 1904 году эмигрировал с семьей в Америку, где стал "Голливудским волшебником". Скончался в 1938 году. Своему достойному имиджу придают важное значение многие деловые люди и профессиональные руководители. Вспомним русского предпринимателя Савву Морозова, Маршала Советского Союза И.С. Конева, американского менеджера Ли Якокку. Это - энциклопедически образованные люди, талантливые организаторы и обладатели эффекта личного обаяния. Вот почему их личностное дарование, имея "товарный" вид, пользовалось огромным признанием и помогало им решать многие деловые проблемы. В книге Лассаля "Лицегадание" есть такие слова: "Каждая профессия налагает на физиономию особый отпечаток, который обыкновенно настолько характеричен, что по наружному виду почти безошибочно можно определить, с кем мы имеем дело: адвокатом ли, художником, врачом, торговцем и т. п.". Управленческая деятельность в буквальном смысле слова вытачивает облик руководителя. Объясняется это особым профессиональным видом деятельности и постоянным контактом его с людьми. Им-то нельзя не отдать должное в активном социализирующем воздействии, которое они вольно или невольно оказывают на своего руководителя. В силу того что люди бывают разные, то и последствия подобного взаимодействия для руководителя оказываются не однозначными. Наиболее заметно они отражаются на его лице. Как птицу видно по полету, так по лицу руководителя можно определить, какую управленческую должность он занимает или занимал. И не только по лицу. Каждая управленческая должность - административный, штабной, полевой руководитель - формирует определенный стиль поведения. Конкретно это проявляется в манере общения, в лексике и тональности речи, характере одежды. Таким образом, с одной стороны, руководитель должен выдерживать определенный управленческий стиль поведения, а с другой стороны - его корректировать и оптимизировать в процессе общения с людьми. Другими словами, речь идет о необходимости конструирования личностно- делового имиджа руководителя, как о важной составляющей его профессиональной деятельности. Возможно, это и имел в виду американский экономист Болдуинг, предлагая в свое время создать специальное научно-практическое направление "Имиджеведение". Как таковое оно не состоялось из-за растаскивания феномена имиджа по разным теоретико-прикладным дисциплинам и направлениям. И автор, занимаясь многие годы проблемой внешнего эффекта проявления руководителя, создал "Имиджелогию", понимая под ней систему научных и иных знаний о технологии личного обаяния. (Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М.: ЮНИТИ, 1992). Имиджелогия - общеобразовательная научно-технологическая дисциплина. Создание этой новой отрасли теоретико-прикладного назначения в нашей стране не случайно. Разрабатывая имиджелогию, автор определил ряд ее основных отраслевых направлений: семейная, школьная и вузовская, воинская, производственно-отраслевая (промышленного предприятия, торговли, сервиса, право-силовой сферы и т.д.), дипломатическая. По специфике научно-прикладных подходов следует выделять имиджелогию педагогическую, медицинскую, средств массовой информации и управленческую. Несколько лет в одном из Институтов повышения профессиональной квалификации г. Москвы преподается авторский учебный предмет "Технология личного обаяния" и готовятся специалисты по имиджелогии и имиджмейкеры. В Российской таможенной академии введен авторский курс "Имидж таможенного служащего". Создана первая в России Лига профессиональных имиджмейкеров. Функции имиджа. Имиджелогия - наука о том, как придать своему облику эффект личного обаяния. Счастлив тот, кому Бог дал подобный дар. Увы, далеко не все являются его обладателями. Вот почему многие руководители обрели интерес к имиджелогии, стремятся создать привлекательный индивидуальный облик. Без него невозможно достичь крупных успехов в любой деятельности, а тем более в управленческой, обрести уверенность в достоинстве своего властного положения по отношению к людям. Имидж - некое увеличительное стекло, которое позволяет наиболее зрительно проявиться личностным и деловым качествам человека. Благодаря ему можно привнести в повседневное общение комфорт, создать доброжелательную обстановку в трудовом коллективе. Управленческая деятельность немыслима без личного обаяния того, кто занимается организацией и воспитанием людей. Сегодня очень сложно стать магнетически привлекательным руководителем, но необходимо. Имиджелогия - сугубо прагматическая дисциплина. Блез Паскаль как-то писал о соотношении "способа убеждать" и "способа понравиться", отмечая при этом, что из двух этих способов воздействия на людей наиболее эффективный последний. И весьма искренне сожалел, что не владеет им в должной мере. Пользуясь данным рассуждением известного математика, можно определить, чем отличается управленческая имиджелогия от других ей родственных направлений. Принимая во внимание приоритетную роль в деятельности каждого руководителя социально организаторской функции, умения увлекать людей своими целями и задачами, то владение им "способом понравиться" имеет весьма существенное значение в управлении и предваряет продуктивность использования "способа убеждать". В управленческой имиджелогии проблема создания притягательного облика менеджера, а тем более руководителя, стоящего во главе трудового коллектива, обеспечение его личностного воздействия на тех, с кем он соприкасается и кто является реализатором его идей и установок, является центральной проблемой. Имидж может быть индивидуальным, а также групповым, например, фирмы или государственного учреждения. Как правило, имидж - это положительное явление. Однако личность порой использует эпатажные модели поведения, привлекая к себе внимание, получая доступ к средствам массовой информации, для которых "жареные факты" и одиозные личности имеют устойчивый спрос. Важным разделом имиджелогии является концепция о функциях имиджа. Их четкое понимание помогает менеджеру правильно определить свое отношение к имиджелогии, серьезно заниматься работой над своим обликом как самостоятельно, так и с помощью привлекаемых для этой цели имиджмейкеров. Следует различать две группы функций имиджа: ценностные и технологические. Ценностные функции имиджа: · личностно-возвышающая: благодаря положительному имиджу создается облик личности, выразительно подчеркивающий ее духовное достоинство, визуально опредмечивающий ее лучшие душевные характеристики, а в целом демонстрирующий ее индивидуальную незаурядность; · психотерапевтическая: личность, обладающая обаянием, обречена на людское внимание и признание, что пополняет, а в ряде случаев восстанавливает ее биоэнергетику, о чем свидетельствуют ее устойчивое мажорное настроение, оптимизм в достижении своих целей, уверенность в себе. Реализация ценностных функций имиджа ориентирована прежде всего на активизацию своеобразной подъемной силы, благодаря которой она с меньшими психофизическими затратами общается с людьми и добивается жизненного успеха. Это - субъективное предназначение ценностных функций имиджа. Создание выразительного личного облика, располагающего к себе людей, а потому облегчающего им общение с таким человеком, стимулирует их выражать ему симпатии, доверять свои взгляды и желания, рассчитывать на понимание своих душевных состояний. Это - объективное предназначение ценностных функций имиджа. Исходное положение имиджелогии таково: "светиться людям" может каждый. В этом утверждении нет никакого лукавства. Визуальная доброжелательность и техника расположения к себе - подвластны каждому, кто настойчиво упражняется в мастерстве овладения технологией самопрезентации. Самопрезентация - это умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим видео-аудио качествам. Широко используется самопрезентация в театре и эстрадном шоу-бизнесе. В этих сферах недостаточно иметь художественное или музыкальное дарование, надо обязательно уметь нравиться публике. В государственной сфере самопрезентация способствует успеху политических деятелей. Не случайно рейтинг популярности тех, кто работает на публику, во многом определяется эффектом их самопрезентации. В умении создавать подобный успех профессионально заинтересован каждый менеджер. Его достижения или неудачи в овладении самопрезентацией имеют непосредственное отношение к выстраиванию управленческого общения, а потому к утверждению лидерских позиций в трудовом коллективе, к обретению личного авторитета. Прежде чем заниматься самопрезентацией необходимо уяснить взаимосвязь ценностных и технологических функций имиджа. Даже их спонтанная реализация уже выступает как личностная самопрезентация. Ее результативность возрастает по мере осознанного овладения этими функциями и перевода знаний о них в соответствующие умения. Достижение последнего решающим образом определяется практическим владением технологическими функциями имиджа. Технологические функции имиджа: · социальной адаптации, то есть благодаря правильно избранному имиджу возможно быстрое вхождение в конкретную социальную среду, расположение к себе людей, установление с ними доброжелательных контактов; · высвечивания лучших личностно-деловых характеристик, то есть проявить свои наиболее привлекательные качества, вызывая у людей симпатию, обращая их внимание на свои профессиональные достоинства; · затенения негативных личностных данных, то есть посредством макияжа, прически (парика), одежды, манер отвлечь внимание людей от своих недостатков; · концентрации внимания людей на себя, то есть умение "светиться" людям невольно способствует проявлению интереса к такой личности, а потому они на нее смотрят и слушают; · расширения возрастного диапазона общения, то есть незамыкание личности в своем возрастном имидже, визуальное свидетельство современных манер общения и соблюдения моды-все это позволяетрасширить круг людских контактов, успешно заниматься трудовой и общественной деятельностью в разновозрастных социумах:. Ценностные и технологические функции имиджа - приоритетные составляющие самопрезентации. Зная эти функции и упражняясь в их реализации самостоятельно или с помощью имиджмейкера, руководитель выстраивает свой индивидуально-личностный и профессиональный имидж. Чем заметнее проявляются в "типовом имидже" руководителя его самобытные характеристики, способствующие достижению устойчивого общительного и делового успеха, тем колоритнее предстает он перед людьми как персона особого внимания. В политической деятельности необходимость подобной работы над собой - бесспорный факт. Неудивительно, что затраты в предвыборных кампаниях даже на городском уровне в российской глубинке оцениваются в пределах двух миллионов долларов. При этом 15% этих средств уходит на услуги команды имиджмейкера. Вместе с тем есть интересные зарубежные данные: из 100% политиков - 85% женщин проявляют интерес к созданию имиджа и только 15% мужчин. Эстетическая изысканность и индивидуальная контурность имиджа руководителя во многом помогают ему обрести популярность и иметь хороший рейтинг. В этой связи интересны данные исследования: с чем ассоциируется у школьников облик "обаятельного педагога": у младших учащихся - добрый; у подростковых учащихся - справедливый; у старших учащихся - современный. У А.Ф. Лосева есть высказывание о том, что человеческая личность целиком отражает в себе всеобщую стихию божества. Ф. Ницше, наоборот, утверждал, что многое внутри человека похоже на устрицу - отвратительную и скользкую, а потому благородная скорлупа должна за нее заступиться. И он призывал словами одного из своих литературных героев учиться искусству: "...иметь скорлупою прекрасный признак и мудрое ослепление". Самопрезентация - это такое искусство, владея которым руководитель может визуально выразить присущее ему личностное величие и скрыть то примитивное и обыденное, что неизбежно имеет место в каждом человеке. Пусть его облик располагает людей говорить о нем как о добром, справедливом и современном педагоге-наставнике. Обаятельный имидж руководителя - это проявление его интеллектуальности и воспитанности. В целом же по отношению руководителя к имиджелогии можно судить о его нравственной ответственности как профессионального управленца, деловые успехи которого напрямую связаны с поддержкой и искренним его почитанием теми, с кем он раздел-чет победы и поражения в совместной трудовой деятельности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Введение в имиджелогию» з дисципліни «Управлінська антропологія: людська компетентність менеджера»