ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Управлінська антропологія: людська компетентність менеджера

Этика популярности руководителя
Реабилитация понятий. Продолжительное время в нашем управленческом лексиконе такие понятия, как карьера, предприимчивость, коммерция не употреблялись. Если к ним и обращались, то робко и с оглядкой. Необходимо придать этим общепринятым в мировом бизнесе и менеджменте понятиям нравственный смысл, определить их значение для характеристики стиля работы руководителя.

"Всякий режим плох, - категорически утверждал Иван Ильин, - если при нем правят худшие. Демократия, не умеющая выделить лучших, не оправдывает себя. Дорогу честным и умным патриотам".
· Карьера. В переводе с французского - успешное продвижение по службе в общественной, научной и прочей деятельности. Перспектива карьеры имеет большое психологическое значение для тех, кто достоин продвижения по иерархической лестнице управления в трудовом коллективе и в обществе. Это мощный фактор духовного самодвижения личности со всеми вытекающими отсюда позитивными последствиями. В практике - создание "эффекта привлекательности" трудовой деятельности для молодых специалистов, фактор углубления личного интереса к ней у тех, кто является человеком с незаурядным личностным и служебным потенциалом.
· Предприимчивость. Каждый руководитель заявляет о себе профессионально. Особым признанием пользуется такое его деловое качество, как предприимчивость - смелость, изобретательность и мастерство в осуществлении деловых акций. Слагаемыми предприимчивости являются также инициативность, нравственный подход к делу, высокая ответственность. А.С. Макаренко, говоря о деловитости, подчеркивал, что эти явления не только экономического, но и нравственного порядка. Через нее утверждаются личное достоинство человека, его профессиональная честь.
· Коммерция. В переводе с латинского - торговля. Когда говорят, что у человека есть коммерческая жилка, то имеют в виду склонность и умение его "делать" деньги, прибыльно вести бизнес. Администратор-хозяйственник должен быть коммерсантом. Это одно из специфических деловых качеств, в разумном проявлении которого огромное значение имеет его нравственная подготовка.
Слагаемые служебной репутации. Стиль работы руководителя - это цепочка повседневных поступков. В них проявляется его отношение к людям, обществу, своей деятельности. Эта триада отношений должна основываться на таких моральных ценностях, как человеколюбие, гражданская совесть и профессиональная честь. Чем последовательнее в поведении руководителя проявляются названные моральные ценности, тем благороднее его повседневные поступки.
Поведение руководителя - это реально воспринимаемый нравственный ориентир для подчиненных. Своим поведением он не только просвещает, но и приучает их вести себя достойно или плохо. Это обязывает его быть нравственно ответственным, безупречно выполнять свой гражданский и профессиональный долг. Умения и привычки - это те компоненты, из которых складываются реальные поступки людей, это устойчивые индикаторы их моральных позиций и убеждений. Люди оценивают руководителя не потому, какой этически образован и как рассуждает, а по тому, каковы его нравственные умения и привычки.
Репутация как определенное мнение людей о каких-то качествах руководителя или о нем в целом, является той морально-психологической позицией, при наличии которой он может занимать прочные лидерские позиции. Именно с них начинается его успешное продвижение к тому, к чему призван стремиться каждый руководитель: приобретению авторитета как обобщенного подтверждения того, что ему оказывают полное доверие. Оно-то наиболее сближает людей, говоря словами А. Моруа, выявляет родство их душ.
Итак, можно представить следующую технологию утверждения авторитета руководителя: репутация - лидерство - авторитет.
Ключ к успешному освоению данной технологии - внимание к людям.
Нравственный облик руководителя. Его можно представить в трех измерениях: как систему общих, конкретных и специфических нравственных качеств.
· Общие нравственные качества являются базовыми, а все последующие предметно их раскрывают. Общие нравственные качества: верность своему Отечеству, соблюдение лучших традиций своего народа, бережное природопользование; признание суверенности личности и неприкосновенности ее достоинства, вера в неиссякаемость человеческого добра; справедливость как объективная оценка личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость к общению, самокритичность. Указанные нравственные качества - это те духовные опоры, которые помогают формированию нравственного облика руководителя. Их стабильность и содержательность определяют его нравственное здоровье, характер действий в условиях морального выбора.
· Конкретные нравственные качества: гражданская совесть - обостренное чувство личной ответственности; нравственная воля - умение завоевывать уважение людей, развитый самоконтроль; честность - деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду "в глаза"; коллективизм - социальная организованность; самообладание - умение переносить личные неприятности и служебные неудачи; принципиальность - последовательность в соблюдении своих нравственных позиций.
Обладание названными нравственными качествами позволяет руководителю, дорожащему своим моральным обликом, предметно ориентироваться в них, понять, какие нравственные качества он должен у себя вырабатывать.
· Специфические нравственные качества: трудолюбие - увлеченность работой; скромность - разумное использование власти, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам; ответственность-единство слова и дела, "вкус" к деловому риску; бескорыстность в оказании помощи людям; великодушие - терпимость к недостаткам людей, умение прощать обиды, не быть злопамятным.
Все названные нравственные качества взаимосвязаны, воспроизводят в целом модель нравственного облика руководителя. Ее составляющими являются:
· Общая культура и воспитанность руководителя предопределяют уровень развития его нравственных качеств. Духовность - вот тот внутренний личностный резервуар, из которого проистекают человеколюбие и душевность, совестливость и честность, мужество и великодушие и т. д.
· Развитое самообладание является надежным гарантом нравственного поведения людей. Л.М. Леонов писал, что все победы начинаются с побед над самим собой. Вот почему руководителю надо постоянно тренировать свою нравственную волю.
· Взвешенная самокритичность, которая проявляется в виде возвышенной нравственной требовательности к себе. Как правило, таким качеством обладают руководители с обостренным профессиональным честолюбием и чувством совести. Благодаря этим характеристикам они не плодят вокруг себя подхалимов, не поддаются лести, не останавливаются в духовном самосовершенствовании.
К.Д. Ушинский разработал такие правила для развития воли:
· совершенное спокойствие в любых ситуациях, по крайней мере внешнее;
· прямота в словах и поступках;
· обдуманность действий;
· решительность и уверенность в себе;
· немногословие о себе;
· свобода в действиях, но разумная;
· создание для себя приятного и необходимого, но "не по страсти";
· каждый вечер добросовестно давать отчет о своих поступках.
Этикометрия. Данное понятие введено в научный и практический оборот автором в книге "Управленческая этика" (1989).
В трудовом коллективе целесообразно периодически (например, два раза в год) проводить этикометрию, т. е. специальный мониторинг о нравственных качествах руководителей трудовых коллективов, начиная от полевых менеджеров и завершая командным составом управления. Этикометрия является прекрасным диагностическим инструментом определения нравственного здоровья как отдельных работников, так и конкретных подразделений трудового коллектива и его в целом. Таким образом, этикометрия проводится:
· по показателям нравственного здоровья личности;
· по показателям нравственного здоровья конкретного социума;
· по показателям, представляющим деловой интерес при выявлении конкретных нравственных характеристик.
При проведении этикометрии можно параллельно использовать социально-психологические методы исследования - социометрию и референтометрию. Это позволяет одновременно выяснить состояние как нравственных, так и психологических отношений в коллективе, объективно выявить причины, которые влияют на их состояние.
Этикометрия предполагает, например, оценку в баллах (из расчета десяти баллов) общих, конкретных и специфических нравственных качеств руководителя. Это проводится в виде анкетного опроса в коллективе и как самооценка самого руководителя. Затем делается сопоставление полученных обобщенных данных.
Проведение этикометрии свидетельствует, что изучение мнений людей помогает руководителю объективно оценить свою этическую подготовку, что необходимо для укрепления его авторитета в трудовом коллективе.
Весьма полезны этикометрические тесты. Например, в тесте спрашивается: "Отказались бы вы: от своей работы, от репутации порядочного человека, от повышения зарплаты, от улучшения жилищных условий ради семьи, ради общества, ради товарища, ради трудового коллектива?"
Предлагается в определенном временном режиме выразить, исходя из десятибалльной системы, свои количественные предпочтения. По итогам такого тестирования получается интересная информация для нравственного размышления.
Деликатность общения. Нравственные взаимоотношения, как никакие другие, требуют тонкости в обращении, умения чувствовать и сочувствовать, щадить самолюбие людей. В деликатности проявляется вежливость общения, которая, по словам немецкого философа Артура Шопенгауэра, для человека то же, что тепло для воска.
Деликатность - это особая, свойственная нравственно воспитанным людям форма проявления корректности и такта в общении. Нас привлекают такие люди. Они не задумываются, кому первому поздороваться. Их элегантная манера одеваться вызывает восхищение. Им свойственно умение тонко разбираться в настроении людей.
Многие это хорошо понимают, однако не всегда уделяют должное внимание овладению техникой деликатности. У некоторых не хватает волевой собранности или мешает претензия на исключительность. Овладение деликатной манерой общения требует специальных знаний по этикету вообще и управленческому в частности. Но главное состоит в практическом умении быть деликатным. Поэтому необходимо постоянно упражняться в овладении формами и приемами этикета.
В странах Европы и США происходит унификация правил делового этикета. По мнению зарубежных специалистов, можно утверждать, что сегодня сложился единый кодекс хорошего поведения, включащий четыре основных правила: вежливость - простота - достоинство - воспитанность.
Моральный конфликт. В конфликтологии моральный конфликт - вид нештатной ситуации, широко распространенный в деловой практике. Он может быть вызван рядом причин, по-разному протекать в различных социальных группах. Моральный конфликт - своеобразная драматическая ситуация, возникающая в сознании и поведении личности или какой-либо общности. Специфика морального конфликта состоит в том, что он является одной из форм обнажения нравственных противоречий в человеческом общении.
Невозможно представить трудовой коллектив без моральных конфликтов. Они наглядно фиксируют состояния нравственной несовместимости людей, преодоление которых зависит от внутренней силы их развития. Руководитель должен быть психологически и этически готов к "встрече" с моральными конфликтами, профессионально владеть технологией конфликтологии.
Моральные конфликты имеют свою классификацию:
· между руководителями;
· руководителем и подчиненным;
· руководителем и коллективом;
· руководителем и органом общественного самоуправления;
· между членами коллектива.
Как правило, эти конфликты вызваны нарушением конкретных моральных принципов и норм, нравственных устоев организации и управления. Конфликтные ситуации возникают и на безмотивной почве, без желания людей обострить взаимоотношения. В одних случаях их подводят привычки или неправильные манеры поведения, а в других - искаженные представления о морали, заложенные в их сознании нелучшим семейным и школьным воспитанием.
Моральные конфликты - это не "антагонистические" противоречия между людьми. Они жизненны и реально преодолимы. Руководителю не надо "терять головы", оказавшись в конфликтной ситуации, следует при этом быть коммуникабельным и тактичным, проявлять терпение и настойчивость в поиске вариантов их решения. Без этого невозможно успешное преодоление морального конфликта. Рассмотрим следующую модель подхода к решению моральных конфликтов:
· дается этическая оценка содержания конфликта и причин, его вызвавших;
· определяется нравственное отношение к конфликту;
· делается моральный выбор - как достойно и разумно поступить;
· разрабатывается технология преодоления или погашения конфликта;
· искусно реализуется технология преодоления или погашения конфликта.
Такова логика подхода к решению моральных конфликтов. Кроме того, имеются два взаимосвязанных ключа реализации данного методологического подхода:
"теория решения" - концептуальное его преодоление;
"практика решения" - технологическое его разрешение.
В целом изложенная логика и два методологических ключа подхода и преодоления моральных конфликтов могут помочь руководителю самостоятельно их использовать в своей практической деятельности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этика популярности руководителя» з дисципліни «Управлінська антропологія: людська компетентність менеджера»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит неоплаченого капіталу
ПОНЯТТЯ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЯ КОМЕРЦІЙНИХ БАНКІВ
Аудит балансу підприємства
Процес кредитування клієнтів банку
Планування аудиту нематеріальних активів


Категорія: Управлінська антропологія: людська компетентність менеджера | Додав: koljan (05.10.2011)
Переглядів: 1767 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП