Темперамент. По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей поведения человека. Составляющими темперамента являются активность и эмоциональность. Принято различать следующие типы темперамента: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический. Знание типов темпераментов помогает правильно соотнести возможности конкретного работника с теми требованиями, которые предъявляет та или иная профессия, избрать приемлемые формы и методы общения, эффективнее организовать коллектив. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Речь его громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительными мимикой и жестами. Падок на комплименты по поводу своей умственной незаурядности. Флегматик. Ровен в поведении. Ему чужды невзвешенные и скоропалительные решения, он медленно переключается с одного вида деятельности на другой, долго адаптируется в новых условиях, малоактивен. Для побуждения его к действиям необходим мощный толчок извне. Ему присущи такие качества, как терпение и самообладание. Речь его спокойна, без резко выраженных эмоций. Холерик. Отличается большой работоспособностью, активностью, бьющей через край энергией. Может работать "запоем", с большим подъемом преодолевая затруднения. Нередко вслед за подъемом активности наступает период депрессии, упадка сил. Особенно, когда его усилия не подкрепляются успехом. Настроение холерика неустойчиво. Даже мелочи могут повлиять на него. Холерик вспыльчив, самолюбив, прямолинеен. Речь его быстрая, с колеблющимися интонациями. Меланхолик. Повышенно впечатлителен, отзывчив и легкораним. Медленно осваивается и привыкает к переменам жизни. В экстремальных ситуациях у меланхолика чаще, чем у людей с другими типами темпераментов, возникает паническое состояние, уныние, тоска. Весьма болезненно переносит неудачи. У него сильно развит рефлекс "природной осторожности", а поэтому он стеснителен, боязлив, нерешителен. Как правило, подозрительно относится к шуткам или ироническим высказываниям. Эмоции и чувства. Эмоции - это психический способ отношения человека к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, проявляющийся в форме непосредственного переживания. Человеку свойственно стремление к достижению значимых для него целей. 3. Фрейд обращал внимание, что каждая программа действий человека ориентирована на получение удовольствия. Его наличие или отсутствие фиксируется в людях прежде всего эмоционально. Многообразие жизненных ситуаций сопряжено с разнообразием проявления человеческих эмоций: положительных и отрицательных, глубоких и поверхностных и т. д. Устойчиво мотивационные эмоции, отражающие отношение человека к каким-то предметам или явлениям, следует понимать как чувства. В психологии выделяют группу высших человеческих чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических. · Моральные чувства. Они образуются посредством нравственного переживания человека по поводу поступков своих и других людей. Такие моральные чувства, как общественный долг, честь, гордость, любовь, стыд обостряют самосознание человека, регулируют его поведение, способствуют проявлению уважительного отношения к людям. · Интеллектуальные чувства связаны с удовлетворением творческо-познавательных потребностей и интересов личности. Радость новатора, нашедшего техническое решение, или разочарование ученого в итогах эксперимента - все это проявление интеллектуальных чувств в конкретных ситуациях. Благодаря им аккумулируется умственная энергия, активнее проявляются умственные способности людей. · Эстетические чувства выражают переживание человеком прекрасного в действительности и в искусстве. Они тесно связаны с моральными, интеллектуальными чувствами и все они являются мощным субъективным фактором "подстраховки" личности от возможной стандартизации ее психики, от одномерного восприятия ею действительности. Весьма интересно следующее высказывание академика П.К. Анохина: "... эмоциональная основа для любых действий человека, и в особенности для реализации цели и намерений, является самым существенным "топливом", без которого все начинания человека разбиваются о первые же препятствия". Способности. Это развитое состояние ее природных задатков. Они являются благоприятным субъективным фактором успешной самореализации личности, яркого проживания ею своей жизни. Умелое использование всех способностей позволяет решать многие проблемы вовлечения людей в активную трудовую деятельность. Способности развиваются в процессе обучения и воспитания человека, в его активной общественной деятельности. Различают общие и специальные способности. К первым относятся такие психические свойства человека: внимание, наблюдательность, запоминание, творческое воображение, рассудительность и др. Ко вторым - свойства, которые имеют значение для определенных видов деятельности, например: изобразительные способности (чувство линии, пропорции и др.); математические способности (абстрактность мышления, склонность к анализу и синтезу); организаторские способности и т. п. Общие и специальные способности взаимосвязаны: они элементы одной системы - психики личности. Специальные способности легче и быстрее формируются при развитости общих способностей. Характер. В переводе с греческого он означает "чеканка", "отпечаток". Под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах поведения в подобных условиях. Человек не рождается со сложившимся характером. Характер формируется в процессе его активной разносторонней жизнедеятельности. Общие черты характера проявляются в отношениях личности к гражданским обязанностям, долгу, людям, к самой себе. Отношение к гражданским обязанностям и долгу. Проявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д.И. Писарев писал, что характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот чаще всего остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком. Отношение к людям. Ему свойственны такие черты характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности. Отношение к самому к себе. Это самооценка своих действий. Одно из условий совершенствования личности, помогающее вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем конфликтные ситуации. Воля. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и побуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она проявлется в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как добропорядочных, так и антигуманных целей. Для этого важно выявить мотив поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении человека... и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы.
Интересна классификация характеров Дэвида Керси, согласно которой выделяются: Прометей (интуитивно-рациональный) и девизом: "Быть безупречными во всех начинаниях", Аполлон (интуитивно-эмоциональный) и девизом: "Да будешь ты правдив перед самим собой", Дионис (чувственный сенсорик) с девизом: "Есть, пить и женщин любить", Эпиметей (чувственный оценивателъ) с девизом: "Раньше в кровать, раньше вставать".
Умственная деятельность . Жизнь людей невозможна без понимания ее смысла, постановки целей и задач, поиска результативных способов их решения. Все это возможно благодаря наличию восприятия. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире, а затем благодаря мышлению, памяти и воображению определяется наше сознание и самосознание. Особый интерес представляют такие умственные способности и их направленное развитие: · внимательность, собранность, готовность к напряженной работе; · склонность к постоянному труду, боязнь скуки (по Г. Селье); · быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. Ярким проявлением мыслительной деятельности является воображение. В своем докладе о Ф.М. Достоевском в 1913 году В.М. Бехтерев говорил, что Достоевский своим гениальным чутьем и проникновенной художественной интуицией ясно и метко определил важнейшие черты болезненных явлений душевной жизни, а потому клиническая правда в большинстве случаев совпадает с данными его художественного творчества. Если принять во внимание, что важнейшим предназначением мыслительной деятельности является уменьшение неопределенности, то, как справедливо утверждал американский персонолог Д. Келли, люди главным образом ориентированы на будущее и в попытке предвидеть и проконтролировать будущие события они постоянно проверяют свое отношение к действительности. Вот одно из его положений: "Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится к будущему через окно настоящего".
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Индивидуально-психологические качества личности» з дисципліни «Управлінська антропологія: людська компетентність менеджера»