Любой военный конфликт сегодня строится на инфор- мационных/психологических операциях. Это норма для западного варианта поведения и в мирной жизни, когда любое событие может наступить только после соответст- вующей информационной подготовки. Без нее нет смыс- ла вообще готовить событие. Р. Баундиш из военно-морских сил США предложил следующий набор преимуществ и ограничений примене- ния психологических операций 1 :
ПРЕИМУЩЕСТВА
усиление эффективности военных операций;
информирование аудитории, к которой нет доступа;
преодоление цензуры, неграмотности;
предоставление поддержки изолированным аудиториям;
уменьшение боевого духа оппонента;
поддержка боевого духа сражающихся;
эксплуатация этнических, культурных, религиозных и экономических различий;
использование всех имеющихся средств для измене- ния поведения целевой аудитории.
ОГРАНИЧЕНИЯ
большое время для планирования и размещения;
недостаточное информирование со стороны разведы- вательных органов;
трудность координации между военными подразделе- ниями и гражданскими агентствами дает время для контрпропаганды;
законы войны;
доступность потенциальным целевым аудиториям. 431 Каждое общество имеет свои варианты информацион- ного воздействия, поэтому выгоднее направлять свое сооб- щение по имеющимся потокам, а не создавать новые, ко- торым еще следует завоевать доверие. Правда, если такая возможность имеется. Она менее надежна в случае воен- ного конфликта, хотя более обычна в контексте мирного времени. Нам встретился интересный пример карьерного роста в соответствии с умением пользоваться информаци- онными потоками. Речь вдет об А. Шелепине, который, как считалось мог занять место Л. Брежнева. В студенчес- кие годы он учился в ИФЛИ (Московский институт исто- рии, философии и литературы). И нелюбовь к нему выпу- скников связана с его работой в качестве комсорга ИФЛИ, куда он попал в результате следующей ситуации:
"Вначале Саша поразил всех необычным занятием – он усиленно тренировал голос. И вскоре пустил окрепшие лег- кие и связки в дело. На комсомольском собрании, проходив- шем долго и бурно, с галерки раздался выкрик Шелепина: "Великому Сталину – ура!" Товарищи из райкома Сашу за- метили и уже на втором курсе рекомендовали к избранию в комитет комсомола. А товарищи по учебе решили: убежден- ный сталинист и карьерист" 2 .
Советские схемы воздействия активно эксплуатирова- ли страх. Нечто подобное постулировал и Геббельс, ког- да заявлял, что пропаганда тогда работает хорошо, когда за ней стоит остро отточенный меч. Но один из аспектов советских схем воздействия остается непревзойденным и сегодня – это высокий уровень патриотизма населения, позволяющий им переносить тяготы ежедневной жизни. Население легко включалось в те или иные инициативы властных структур (целина, БАМ и т.д.). Позитивным ме- тодом воздействия тут была героизация действительности, когда те или иные "живые" персонажи тут же мифологи- зировались. Сталин не зря называл писателей "инжене- рами человеческих душ", поскольку разработка именно этого художественного, символического типа действи- тельности удавалась СССР наиболее хорошо. Наверное, и вся эта сфера может быть затерминологизирована как "инженерия человеческих душ". 432 Пропагандистский аппарат Советского Союза также ак- тивно использовал неэквивалентность информационного пространства и пространства реальности. В голове у обыч- ного человека записана их полная эквивалентность, поэто- му информационная реальность начинает восприниматься им как реальность подлинная. Поэтому усиливая те или иные аспекты объекта в информационной плоскости, мож- но получать нужные результаты в плоскости реальной, что в целом следует признать более "дешевым" методом управ- ления, чем строительство подлинной реальности: воздви- жение "воздушного замка" всегда обходится дешевле, чем замка подлинного. Тем более, что воздушный замок может удовлетворять всем мыслимым и немыслимым потребнос- тям, будучи идеальной сущностью, а в реальном замке все- гда можно обнаружить мешающий чему-то гвоздь. И первая, и вторая мировые войны дали сильный тол- чок развитию данной методологии. Можно перечислить, ряд существенных параметров, демонстрирующих выход этой методологии на совершенно новые горизонты:
объемы воздействия – число используемых листовок измерялось миллионами, что говорит об определен- ной технологичности всех процессов;
изучение аудитории – особенно это касается второй мировой войны, появилось исследование аудитории с помощью глубинных интервью (такие опросы прово- дились, например, с военнопленными немцами);
демонизация противника – уже с первой мировой вой- ны был наработан конкретный опыт по демонизации противника, который используется вплоть до сего- дняшнего дня;
расширение воздействия – появился опыт работы с нейтральной аудиторией, а не только с противником;
каналы воздействия – листовки, которые активно ис- пользовались и в первую, и вторую мировую войны, активно реализуются до сегодняшнего дня, постепен- но к ним были добавлены радио и телевиденье как каналы воздействия. 433 Опыт, отработанный в одном военном конфликте, ак- тивно переносится на следующий. США, получив опыт работы с немецкими войсками, перенесли этот опыт на войну с Японией. Япония представляет собой интересный пропагандист- ский объект из-за того, что ее солдаты получили хоро- шую психологическую подготовку. Так, считается, что японские солдаты обладали следующими характеристика- ми, которые усиливали их боевой дух 3 :
преданность императору;
расовая гордость;
вера в японскую божественную миссию;
доверие лидерам.
Сама пропагандистская кампания покоилась на двух "китах": стратегии правды и стратегии ухода от критики японского императора. Первая стратегия воспитывала до- верие к пропагандистскому источнику, в рамках нее наи- более активно включались в информационные потоки та- кие сообщения, достоверность которых солдат мог сам проверить. Вторая стратегия выросла из досконального изучения своей аудитории. Она покоилась на том, что именно этому аспекту японский солдат продолжает со- хранять верность. Поэтому пропагандистские сообщения строились таким образом, чтобы показать, что в войне виноваты японские генералы-милитаристы, которые об- манывают хорошего японского императора. Совершенно новой задачей стала борьба с идеологией "смерть почетнее плена", которая не позволяла японским солдатам сдаваться в плен. Здесь использовались не только рассказы о хорошем обращении с военнопленными, но и публикация фотографий, где японцы содержались все вме- сте, когда стало известно, что они боятся оказаться в пле- ну в одиночном заключении, но и рассказы о тех японцах, которые вернулись из плена после русско-японской войны и заняли достойное место в послевоенном обществе. Главной схемой коммуникации стало распространение новостей, что позволяло максимальным образом привле- кать внимание солдат. Это было связано как с тем, что на 434 фронте солдат ощущает нехватку новостей, так и с тем, что солдат может убедиться в их достоверности, чего нельзя, например, сказать о рассказе о хорошем обращении с во- еннопленными, что не могло быть проверено солдатами. Японские солдаты были защищены от воздействия также принадлежностью к другому типу культуры. Например, Т. Григорьева подчеркивает: "Японцы привыкли к недого- воренности и умеют слышать непроизнесенное. По их представлениям, истина постигается в молчании, – в мо- мент паузы между словами рождается то, что невыразимо в слове. Недаром закон недосказанности, намека – едзе (сверх-чувство) определяет их поэтику" 4 . В этой же области лежит и следующее решение пропагандистов: учет реакции аудитории заставил заменить слоган листовки "Я сдаюсь" на "Я прекращаю сопротивление". На первых вариантах листовок лица военнопленных также прикрывали прямо- угольники, чтобы их нельзя было идентифицировать. Для анализа результативности использовались допросы военнопленных. Среди методов оценки был и анализ дневников японских солдат: отраженная там их реакция на пропагандистские листовки позволяла давать более объек- тивный анализ действенности пропаганды. Обрабатыва- лись также официальные коммуникации между команди- рами. В результате удалось установить различия между разными сегментами аудитории: морские силы имели бо- лее высокий дух, чем сухопутные войска, как и солдаты из сельской местности по сравнению с солдатами из городов, менее образованные солдаты обладали большим оптимиз- мом и уверенностью, чем более образованные. Пропаганда принимала четыре формы: пропаганда отча- яния, пропаганда разделения, пропаганда разрушения и пропа- ганда просвещения. Пропаганда отчаяния акцентировала превосходство союзников, потери японцев. Пропаганда разделения использовала трения между разными родами войск, например, между военно-морскими силами и сухо- путными войсками, между солдатами и офицерами. Пропа- ганда разрушения работала против японской милитарист- ской идеологии, против идеала "смерть почетнее позора". Пропаганда просвещения пыталась дать японским солда- 435 там более точное понимание возможностей союзников, их индустриальной мощи, отношения к военнопленным. При этом специалисты призывали особенно не эксплу- атировать идею материального превосходства Америки, поскольку это было на руку японским пропагандистам, которые подчеркивали зависимость американцев от мате- риального фактора, в то время как японцы больше зави- сели от духовного начала. Вьетнам как следующий этап применения пропаган- дистских технологий интересен своим отрицательным опытом. США не удалось снять с себя клеймо "иностран- ного захватчика", как не удалось прикрыть пропаган- дистские слабости южновьетнамского правительства 5 . Хотя массивы воздействия были достаточно большими, позитивных результатов было немного. В качестве целевой аудитории были определены следу- ющие:
коммунисты и их сторонники на юге, на которых воздействовали в целях прекращения борьбы;
массы и элиты Северного Вьетнама, которым внуша- лось, что правящая коммунистическая партия преда- ла интересы народа;
поддержка некоммунистов на юге, симпатизировав- ших своему правительству.
Объяснением неудачи стало, в числе прочего и то, что трудно выиграть битву пропагандистскую, если на поле боя проигрывается реальная битва. Однако США смогли вынести из этой пропагандистской войны серьезные уро- ки. Одним из них стало более серьезное внимание к "до- машнему фронту", где, как оказалось, также могут про- игрываться битвы. Вьетнам продемонстрировал потерю доверия со сторо- ны аудитории к пропагандистскому сообщению. Пропа- ганда была часть стратегии по эскалации для достижения максимального психологического воздействия на Север- ный Вьетнам. Американская пропаганда базировалась на:
использовании значительных внутренних трудностей;
усилении страха и недовольства населения;
понижении способности Ханоя поддерживать Вьетконг. 436 При определении аудитории для воздействия учитыва- лось, кто именно имеет доступ к радиоприемникам. Это были чиновники, офицеры, интеллектуалы, студенты, другими словами представители малочисленного средне- го класса. Пропаганда должна была обеспечивать переда- чу недовольства одного сегмента общества на все обще- ство. Особое внимание уделялось крестьянству. Хотя оно и не имело свободного доступа к радиоприемникам, но считалось, что сказанное "Голосом Америки" все равно достигнет их, хотя бы и в манере из уст в уста. Такое вни- мание к крестьянству объяснялось тем, что власть не сможет не реагировать на распространение недовольства в среде крестьянства. Вещание осуществлялось одновре- менно на территорию Южного и Северного Вьетнама. В результате долгой продолжительности войны посте- пенно росло недовольство войной дома. Следовало также создавать образ справедливой войны для международного общественного мнения, а также обеспечивать поддержку со стороны властей Южного Вьетнама и его населения. Как пишет Г. Вонсли: "Чтобы успешно достичь этих мно- гочисленных целей на множестве фронтов, "Голос Амери- ки" должен был гарантировать доверие, что означает не- обходимость рассказа как о поражениях, так и о победах, в то время как поражения становились все более частыми. Необходимость сохранения доверия часто вступала в про- тиворечие с обязательствами "Голоса Америки" действо- вать в роли рупора американского правительства, что тре- бовало объяснения и оправдания американской политики и передачи ее в наиболее благоприятном виде" (Р. 161). Результирующая потеря доверия разрушала эффектив- ность пропагандистских сообщений. Планирование психологических операций в случае вой- ны в Персидском заливе началось одновременно с вторже- нием Ирака в Кувейт. За месяц до вторжения план был уже утвержден. 16 миллионов долларов было затрачено на то, чтобы захватить в плен 87 тысяч иракских солдат, а 160 тысяч солдат убедить дезертировать. При затратах 0,03% от общей суммы в 60 миллиардов долларов 44% иракской армии было выведено из строя. Британский план освещения войны также был разработан группой во 437 главе с руководителем армейских паблик рилейшнз, кото- рый еще в октябре 1990 г. посетил Саудовскую Аравию 6 . В британских инструкциях по освещению кампании тре- бовалось не поставлять сведений, которые могут добавить достоверности сообщениям вражеской пропаганды. При этом важно подчеркнуть, что задача состояла и в том, чтобы не вносить разногласий между США и арабским миром. По этой причине подчеркивалось, что США дейст- вуют не против иракского народа, а против иракской поли- тики. В этом подходе нет ничего нового. В случае войны с Германией работал довод, что Германия поставила перед собой хорошие цели, но с данным типом руководителей их будет трудно достичь. В случае войны с Японией был нало- жен запрет на критику фигуры японского императора: кри- тиковались неправильные действия генералов-агрессоров, которые обманывают императора. В случае войны в Пер- сидском заливе также акцентировалось, что в результате во- енных операций арабское единство будет восстановлено. Т.е. была установка не вводить новых линий напряжения. Для работы в рамках психологических операций в вой- не в Персидском заливе было задействовано 650 участни- ков, 66 команд занималось вещанием с громкоговорите- лями. Они имели в своем распоряжении один самолет С-130 для распространения листовок и два самолета EC- 130 для радио- и телевещания. Подобные самолеты могут также глушить чужие передачи, что немаловажно в про- пагандистской борьбе. Уже с начала войны было сброшено 5 миллионов листо- вок, к концу войны их было 29 миллионов, что составляло по 2 листовки на каждого иракского жителя или 50-60 ли- стовок на каждого иракского солдата 7 . Интересной особенностью предварительного этапа кам- пании, помимо стандартной задачи по демонизации лиде- ра, в данном случае Саддама Хуссейна, были две цели:
преувеличение военной мощи противника;
обман противника по поводу места начала вторжения.
Правительственные источники порождали информа- цию о 250 тысячах солдат, потом их стало 540 тысяч. Гло- бальные информационные сети поддержали правительст- 438 во в этом вопросе, хотя были и обратные точки зрения, в том числе основанные и на данных, полученных с совет- ских спутников. Освещение кампании по телевизионному каналу на- толкнулось на дефицит видеоматериалов из-за введенной системы журналистских пулов, которая давала возмож- ность контролировать поток информации в СМИ, но уменьшала количество разнообразной информации, что особенно было заметно в случае видеоматериалов. Теле- визионный канал не мог не вступить в противоречие с предлагаемой моделью освещения. В результате на экра- не был создан компьютерный вариант войны. Рисован- ные ракеты заменили настоящие. Тем более, что рисо- ванные ракеты всегда более удачно попадают в цель. Дж Макартур написал по этому поводу: "Никогда ранее тща- тельно созданное электронное изображение так не доми- нировало в освещении конфликта" 8 . Директор новостной графики NBC заявил в этом плане: "Я заботился о своих детях и о том, чтобы война выглядела занимательно". Мы можем представить такие этапы этой кампании (ес- тественно, со стороны исследователя, поэтому у разработ- чиков кампании последовательность может быть другой):
Этап цель преувеличение военной мощи и демонизация противника легитимизация применения во- енной силы против противника изоляция противника лишение противника помощи союзников преувеличение собственной военной мощи (точечные удары и т.д.) уменьшение желания противни- ка сражаться Акцентирование дезертирства уменьшение военных сил про- тивника без применения силы демонстрация трений в руко- водстве Ирака, оппозицион- ных течений внутри Ирака отторжение руководства Ирака от его населения акцентуация победы преувеличение собственных успехов для внутренней и внеш- ней аудитории 439 Листовки, акцентирующие будущую бомбардировку рас- положения данной части, оказались наиболее эффектив- ными. Например: "16-ю пехотную дивизию завтра подверг- нут бомбардировке. Оставь местоположение своей части сейчас и спаси себя ". Или: "Буря в пустыне приближается к твоей части. Беги немедленно". Можно представить себе, что залогом эффективности подобных текстов является, с одной стороны, опора на невербальную реальность, с дру- гой, повторяемость, заложенная в сообщении. Так идея бомбардировки в этой конструкции звучит трижды:
бомбардировка, которую уже ощущали ранее;
бомбардировка, которая состоится завтра;
избежать бомбардировки можно с помощью дезертиро- вания.
Это серьезный удар по противнику, поскольку ожида- емое отрицательное событие имеет куда более воздейст- вующую силу, чем событие, которое происходит реально. Не менее активной в пропагандистском плане была и иракская сторона. Саддам Хуссейн выступил с речью, где назвал происходящее "Матерью всех битв". Его сын заявил от имени тех, кто идет на фронт, что они жертвуют себя Саддаму, символу Ирака и его лидеру. Но естественно, что возможности иракской стороны для воздействия на между- народное общественное мнение оказались куда меньшими. Косвенным подтверждением успешности американской "раскрутки" этого события является то, что уходящий в от- ставку генерал Норман Шварцкопф подписал контракт на свои мемуары на сумму пять миллионов долларов, а нью- йоркский специалист по паблик рилейшнз Пегги Сигал на- звала его "самой большой знаменитостью мира" 9 . Естест- венно, что подобное внимание отражает конкретную точку пространства и времени, но именно так и планировалась кампания, которая должна иметь свои пики, в том числе и пики внимания к главным действующим лицам. Ситуация с введением вооруженных сил в Сомали в 1993 г. началась с освещения СМИ ситуации в стране, что, как считается, привело к принятию решения о введении войск. На следующем этапе войска (военно-морские сипы США) высаживались под прицелом камер, что придавало 440 определенный знаковый характер происходящему. На по- следнем этапе войска были выведены, когда кадры телеви- дения разнесли по всему миру, как под ликование толпы был протащен труп американского солдата. Эти три этапа влияния СМИ на происходящие события в случае Сомали можно представить себе следующим образом:
этапы освещения результат в области политики кризисная ситуация в Сомали решение о военном вмешательстве высадка войск знаковый характер военной мощи протащенный улицами труп американского солдата уход войск
Непосредственно перед началом высадки в Сомали бы- ло сброшено 220 тысяч листовок, раскрывающих цели сил ООН. Первоначально возникли сложности с языком, по- скольку в американской армии был найден только один моряк, говоривший на языке страны. К нему были прида- ны гражданские лингвисты. В результате было распрост- ранено 7,2 миллиона листовок 34 видов. Было два основ- ных типа листовок: "пожимание рук", где американский солдат обменивался рукопожатием с сомалийцем, и "бе- зопасность", где подчеркивалось, что для охраны колонн автотранспорта будет, если нужно, применена сила. "Рукопожатие" и "Возможное применение силы" как те- мы оказались ключевыми моментами модели мира, кото- рая строилась в рамках данных психологических опера- ций. Хотя они и противоположны, но по сути взаимно дополняют друг друга, поскольку второе действие вступа- ет в силу в случае нарушения первого. Т.е. в данной мо- дели заданы две поведенческие ситуации: войны и мира. При этом право выбора как бы предоставлено другой сто- роне, но ей сразу же продемонстрированы отрицательные последствия не иного выбора. Издавалась газета "Rojo" (Надежда): 116 выпусков об- щим тиражом 2,1 миллиона экземпляров. Существовали и две радиостанции: одна американская, одна итальян- 441 ская. Однако в результате ООН сократил число персона- ла, задействованного в психологических операциях, с 100 до 5. Это отражает постоянную динамику отношения об- щества к психологическим операциям. Психологические операции в Боснии были направлены на воздействие на местное население и воюющие фрак- ции с целью достижения взаимопонимания с действиями НАТО. Мы можем представить себе концепт этой опера- ции как попытку облегчить вхождение "инородного" объ- екта в конкретный социальный организм. Кампания была запланирована как многоканальная. Помимо газеты более 3 миллионов листовок и плакатов были распространены на данной территории с декабря 1995 г. по ноябрь 1997 г. 3 самолета ЕС-130Е боролись с вещанием сербской сто- роны, создавали свою собственную программу МИР. Одной из важных составляющих информационных операций в Боснии стал учет пропагандистских действий другой стороны. Как подчеркивается в одном из обстоя- тельных исследований уроков данной кампании: "Воору- женные силы (и их гражданские партнеры) не будут единственными действующими силами. В случае кон- фликтной, близкой к конфликту или постконфликтной ситуациях, весьма вероятно, что и другие участники будут использовать медиа и другой пропагандистский инстру- ментарий для распространения сообщений, противо- положных интересам международного сообщества. Подразделения по психологическим операциям должны одновременно фиксировать, анализировать и противо- действовать этим пропагандистским усилиям" 10 . Знание местных информационных контекстов стано- вится основой успешных психологических операций. Не менее важным становится знание национальных особен- ностей, поскольку именно они позволяют более точно ус- танавливать точки уязвимости данной целевой аудито- рии. В ряде случаев следует помнить и о страшных последствиях, к которым может вести выполнение целей, закладываемых коммуникатором. В этом плане интересен пример, приведенный, хотя и по другому поводу, Дж. Стейном: "Многие члены японского военного сооб- 442 щества в 1945 г., включая самого военного министра, бы- ли готовы к тому, что Япония совершит национальное самоуничтожение "как прекрасный цветок" 11 . Психологические операции строятся на принципиаль- ном подчеркивании интересов получателя, а не отправи- теля информации, что позволяет облегчить вхождение информации от чуждого для аудитории источника.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Примеры применения психологических операций» з дисципліни «Психологічні війни»