ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Психологічні війни

Примеры применения психологических операций
Любой военный конфликт сегодня строится на инфор-
мационных/психологических операциях. Это норма для
западного варианта поведения и в мирной жизни, когда
любое событие может наступить только после соответст-
вующей информационной подготовки. Без нее нет смыс-
ла вообще готовить событие.
Р. Баундиш из военно-морских сил США предложил
следующий набор преимуществ и ограничений примене-
ния психологических операций 1 :

ПРЕИМУЩЕСТВА

 усиление эффективности военных операций;

 информирование аудитории, к которой нет доступа;


 преодоление цензуры, неграмотности;

 предоставление поддержки изолированным аудиториям;

 уменьшение боевого духа оппонента;

 поддержка боевого духа сражающихся;

 эксплуатация этнических, культурных, религиозных и
экономических различий;

 предоставление оппонентам альтернативы конфликту;

 введение местной поддержки для восставших;

 поддержка операций по обману противника;

 проекция благоприятного американского имиджа;

 использование всех имеющихся средств для измене-
ния поведения целевой аудитории.


ОГРАНИЧЕНИЯ

 большое время для планирования и размещения;

 недостаточное информирование со стороны разведы-
вательных органов;

 трудность координации между военными подразделе-
ниями и гражданскими агентствами дает время для
контрпропаганды;

 законы войны;

 доступность потенциальным целевым аудиториям.
431
Каждое общество имеет свои варианты информацион-
ного воздействия, поэтому выгоднее направлять свое сооб-
щение по имеющимся потокам, а не создавать новые, ко-
торым еще следует завоевать доверие. Правда, если такая
возможность имеется. Она менее надежна в случае воен-
ного конфликта, хотя более обычна в контексте мирного
времени. Нам встретился интересный пример карьерного
роста в соответствии с умением пользоваться информаци-
онными потоками. Речь вдет об А. Шелепине, который,
как считалось мог занять место Л. Брежнева. В студенчес-
кие годы он учился в ИФЛИ (Московский институт исто-
рии, философии и литературы). И нелюбовь к нему выпу-
скников связана с его работой в качестве комсорга ИФЛИ,
куда он попал в результате следующей ситуации:

"Вначале Саша поразил всех необычным занятием – он
усиленно тренировал голос. И вскоре пустил окрепшие лег-
кие и связки в дело. На комсомольском собрании, проходив-
шем долго и бурно, с галерки раздался выкрик Шелепина:
"Великому Сталину – ура!" Товарищи из райкома Сашу за-
метили и уже на втором курсе рекомендовали к избранию в
комитет комсомола. А товарищи по учебе решили: убежден-
ный сталинист и карьерист" 2 .

Советские схемы воздействия активно эксплуатирова-
ли страх. Нечто подобное постулировал и Геббельс, ког-
да заявлял, что пропаганда тогда работает хорошо, когда
за ней стоит остро отточенный меч. Но один из аспектов
советских схем воздействия остается непревзойденным и
сегодня – это высокий уровень патриотизма населения,
позволяющий им переносить тяготы ежедневной жизни.
Население легко включалось в те или иные инициативы
властных структур (целина, БАМ и т.д.). Позитивным ме-
тодом воздействия тут была героизация действительности,
когда те или иные "живые" персонажи тут же мифологи-
зировались. Сталин не зря называл писателей "инжене-
рами человеческих душ", поскольку разработка именно
этого художественного, символического типа действи-
тельности удавалась СССР наиболее хорошо. Наверное, и
вся эта сфера может быть затерминологизирована как
"инженерия человеческих душ".
432
Пропагандистский аппарат Советского Союза также ак-
тивно использовал неэквивалентность информационного
пространства и пространства реальности. В голове у обыч-
ного человека записана их полная эквивалентность, поэто-
му информационная реальность начинает восприниматься
им как реальность подлинная. Поэтому усиливая те или
иные аспекты объекта в информационной плоскости, мож-
но получать нужные результаты в плоскости реальной, что
в целом следует признать более "дешевым" методом управ-
ления, чем строительство подлинной реальности: воздви-
жение "воздушного замка" всегда обходится дешевле, чем
замка подлинного. Тем более, что воздушный замок может
удовлетворять всем мыслимым и немыслимым потребнос-
тям, будучи идеальной сущностью, а в реальном замке все-
гда можно обнаружить мешающий чему-то гвоздь.
И первая, и вторая мировые войны дали сильный тол-
чок развитию данной методологии. Можно перечислить,
ряд существенных параметров, демонстрирующих выход
этой методологии на совершенно новые горизонты:

 объемы воздействия – число используемых листовок
измерялось миллионами, что говорит об определен-
ной технологичности всех процессов;

 изучение аудитории – особенно это касается второй
мировой войны, появилось исследование аудитории с
помощью глубинных интервью (такие опросы прово-
дились, например, с военнопленными немцами);

 демонизация противника – уже с первой мировой вой-
ны был наработан конкретный опыт по демонизации
противника, который используется вплоть до сего-
дняшнего дня;

 расширение воздействия – появился опыт работы с
нейтральной аудиторией, а не только с противником;

 каналы воздействия – листовки, которые активно ис-
пользовались и в первую, и вторую мировую войны,
активно реализуются до сегодняшнего дня, постепен-
но к ним были добавлены радио и телевиденье как
каналы воздействия.
433
Опыт, отработанный в одном военном конфликте, ак-
тивно переносится на следующий. США, получив опыт
работы с немецкими войсками, перенесли этот опыт на
войну с Японией.
Япония представляет собой интересный пропагандист-
ский объект из-за того, что ее солдаты получили хоро-
шую психологическую подготовку. Так, считается, что
японские солдаты обладали следующими характеристика-
ми, которые усиливали их боевой дух 3 :

 преданность императору;

 расовая гордость;

 вера в японскую божественную миссию;

 доверие лидерам.

Сама пропагандистская кампания покоилась на двух
"китах": стратегии правды и стратегии ухода от критики
японского императора. Первая стратегия воспитывала до-
верие к пропагандистскому источнику, в рамках нее наи-
более активно включались в информационные потоки та-
кие сообщения, достоверность которых солдат мог сам
проверить. Вторая стратегия выросла из досконального
изучения своей аудитории. Она покоилась на том, что
именно этому аспекту японский солдат продолжает со-
хранять верность. Поэтому пропагандистские сообщения
строились таким образом, чтобы показать, что в войне
виноваты японские генералы-милитаристы, которые об-
манывают хорошего японского императора.
Совершенно новой задачей стала борьба с идеологией
"смерть почетнее плена", которая не позволяла японским
солдатам сдаваться в плен. Здесь использовались не только
рассказы о хорошем обращении с военнопленными, но и
публикация фотографий, где японцы содержались все вме-
сте, когда стало известно, что они боятся оказаться в пле-
ну в одиночном заключении, но и рассказы о тех японцах,
которые вернулись из плена после русско-японской войны
и заняли достойное место в послевоенном обществе.
Главной схемой коммуникации стало распространение
новостей, что позволяло максимальным образом привле-
кать внимание солдат. Это было связано как с тем, что на
434
фронте солдат ощущает нехватку новостей, так и с тем, что
солдат может убедиться в их достоверности, чего нельзя,
например, сказать о рассказе о хорошем обращении с во-
еннопленными, что не могло быть проверено солдатами.
Японские солдаты были защищены от воздействия также
принадлежностью к другому типу культуры. Например,
Т. Григорьева подчеркивает: "Японцы привыкли к недого-
воренности и умеют слышать непроизнесенное. По их
представлениям, истина постигается в молчании, – в мо-
мент паузы между словами рождается то, что невыразимо в
слове. Недаром закон недосказанности, намека – едзе
(сверх-чувство) определяет их поэтику" 4 . В этой же области
лежит и следующее решение пропагандистов: учет реакции
аудитории заставил заменить слоган листовки "Я сдаюсь"
на "Я прекращаю сопротивление". На первых вариантах
листовок лица военнопленных также прикрывали прямо-
угольники, чтобы их нельзя было идентифицировать.
Для анализа результативности использовались допросы
военнопленных. Среди методов оценки был и анализ
дневников японских солдат: отраженная там их реакция на
пропагандистские листовки позволяла давать более объек-
тивный анализ действенности пропаганды. Обрабатыва-
лись также официальные коммуникации между команди-
рами. В результате удалось установить различия между
разными сегментами аудитории: морские силы имели бо-
лее высокий дух, чем сухопутные войска, как и солдаты из
сельской местности по сравнению с солдатами из городов,
менее образованные солдаты обладали большим оптимиз-
мом и уверенностью, чем более образованные.
Пропаганда принимала четыре формы: пропаганда отча-
яния, пропаганда разделения, пропаганда разрушения и пропа-
ганда просвещения. Пропаганда отчаяния акцентировала
превосходство союзников, потери японцев. Пропаганда
разделения использовала трения между разными родами
войск, например, между военно-морскими силами и сухо-
путными войсками, между солдатами и офицерами. Пропа-
ганда разрушения работала против японской милитарист-
ской идеологии, против идеала "смерть почетнее позора".
Пропаганда просвещения пыталась дать японским солда-
435
там более точное понимание возможностей союзников, их
индустриальной мощи, отношения к военнопленным.
При этом специалисты призывали особенно не эксплу-
атировать идею материального превосходства Америки,
поскольку это было на руку японским пропагандистам,
которые подчеркивали зависимость американцев от мате-
риального фактора, в то время как японцы больше зави-
сели от духовного начала.
Вьетнам как следующий этап применения пропаган-
дистских технологий интересен своим отрицательным
опытом. США не удалось снять с себя клеймо "иностран-
ного захватчика", как не удалось прикрыть пропаган-
дистские слабости южновьетнамского правительства 5 .
Хотя массивы воздействия были достаточно большими,
позитивных результатов было немного.
В качестве целевой аудитории были определены следу-
ющие:

 коммунисты и их сторонники на юге, на которых
воздействовали в целях прекращения борьбы;

 массы и элиты Северного Вьетнама, которым внуша-
лось, что правящая коммунистическая партия преда-
ла интересы народа;

 поддержка некоммунистов на юге, симпатизировав-
ших своему правительству.

Объяснением неудачи стало, в числе прочего и то, что
трудно выиграть битву пропагандистскую, если на поле
боя проигрывается реальная битва. Однако США смогли
вынести из этой пропагандистской войны серьезные уро-
ки. Одним из них стало более серьезное внимание к "до-
машнему фронту", где, как оказалось, также могут про-
игрываться битвы.
Вьетнам продемонстрировал потерю доверия со сторо-
ны аудитории к пропагандистскому сообщению. Пропа-
ганда была часть стратегии по эскалации для достижения
максимального психологического воздействия на Север-
ный Вьетнам. Американская пропаганда базировалась на:

 использовании значительных внутренних трудностей;

 усилении страха и недовольства населения;

 понижении способности Ханоя поддерживать Вьетконг.
436
При определении аудитории для воздействия учитыва-
лось, кто именно имеет доступ к радиоприемникам. Это
были чиновники, офицеры, интеллектуалы, студенты,
другими словами представители малочисленного средне-
го класса. Пропаганда должна была обеспечивать переда-
чу недовольства одного сегмента общества на все обще-
ство. Особое внимание уделялось крестьянству. Хотя оно
и не имело свободного доступа к радиоприемникам, но
считалось, что сказанное "Голосом Америки" все равно
достигнет их, хотя бы и в манере из уст в уста. Такое вни-
мание к крестьянству объяснялось тем, что власть не
сможет не реагировать на распространение недовольства
в среде крестьянства. Вещание осуществлялось одновре-
менно на территорию Южного и Северного Вьетнама.
В результате долгой продолжительности войны посте-
пенно росло недовольство войной дома. Следовало также
создавать образ справедливой войны для международного
общественного мнения, а также обеспечивать поддержку
со стороны властей Южного Вьетнама и его населения.
Как пишет Г. Вонсли: "Чтобы успешно достичь этих мно-
гочисленных целей на множестве фронтов, "Голос Амери-
ки" должен был гарантировать доверие, что означает не-
обходимость рассказа как о поражениях, так и о победах,
в то время как поражения становились все более частыми.
Необходимость сохранения доверия часто вступала в про-
тиворечие с обязательствами "Голоса Америки" действо-
вать в роли рупора американского правительства, что тре-
бовало объяснения и оправдания американской политики
и передачи ее в наиболее благоприятном виде" (Р. 161).
Результирующая потеря доверия разрушала эффектив-
ность пропагандистских сообщений.
Планирование психологических операций в случае вой-
ны в Персидском заливе началось одновременно с вторже-
нием Ирака в Кувейт. За месяц до вторжения план был
уже утвержден. 16 миллионов долларов было затрачено на
то, чтобы захватить в плен 87 тысяч иракских солдат, а
160 тысяч солдат убедить дезертировать. При затратах
0,03% от общей суммы в 60 миллиардов долларов 44%
иракской армии было выведено из строя. Британский
план освещения войны также был разработан группой во
437
главе с руководителем армейских паблик рилейшнз, кото-
рый еще в октябре 1990 г. посетил Саудовскую Аравию 6 .
В британских инструкциях по освещению кампании тре-
бовалось не поставлять сведений, которые могут добавить
достоверности сообщениям вражеской пропаганды.
При этом важно подчеркнуть, что задача состояла и в
том, чтобы не вносить разногласий между США и арабским
миром. По этой причине подчеркивалось, что США дейст-
вуют не против иракского народа, а против иракской поли-
тики. В этом подходе нет ничего нового. В случае войны с
Германией работал довод, что Германия поставила перед
собой хорошие цели, но с данным типом руководителей их
будет трудно достичь. В случае войны с Японией был нало-
жен запрет на критику фигуры японского императора: кри-
тиковались неправильные действия генералов-агрессоров,
которые обманывают императора. В случае войны в Пер-
сидском заливе также акцентировалось, что в результате во-
енных операций арабское единство будет восстановлено.
Т.е. была установка не вводить новых линий напряжения.
Для работы в рамках психологических операций в вой-
не в Персидском заливе было задействовано 650 участни-
ков, 66 команд занималось вещанием с громкоговорите-
лями. Они имели в своем распоряжении один самолет
С-130 для распространения листовок и два самолета EC-
130 для радио- и телевещания. Подобные самолеты могут
также глушить чужие передачи, что немаловажно в про-
пагандистской борьбе.
Уже с начала войны было сброшено 5 миллионов листо-
вок, к концу войны их было 29 миллионов, что составляло
по 2 листовки на каждого иракского жителя или 50-60 ли-
стовок на каждого иракского солдата 7 .
Интересной особенностью предварительного этапа кам-
пании, помимо стандартной задачи по демонизации лиде-
ра, в данном случае Саддама Хуссейна, были две цели:

 преувеличение военной мощи противника;

 обман противника по поводу места начала вторжения.

Правительственные источники порождали информа-
цию о 250 тысячах солдат, потом их стало 540 тысяч. Гло-
бальные информационные сети поддержали правительст-
438
во в этом вопросе, хотя были и обратные точки зрения, в
том числе основанные и на данных, полученных с совет-
ских спутников.
Освещение кампании по телевизионному каналу на-
толкнулось на дефицит видеоматериалов из-за введенной
системы журналистских пулов, которая давала возмож-
ность контролировать поток информации в СМИ, но
уменьшала количество разнообразной информации, что
особенно было заметно в случае видеоматериалов. Теле-
визионный канал не мог не вступить в противоречие с
предлагаемой моделью освещения. В результате на экра-
не был создан компьютерный вариант войны. Рисован-
ные ракеты заменили настоящие. Тем более, что рисо-
ванные ракеты всегда более удачно попадают в цель. Дж
Макартур написал по этому поводу: "Никогда ранее тща-
тельно созданное электронное изображение так не доми-
нировало в освещении конфликта" 8 . Директор новостной
графики NBC заявил в этом плане: "Я заботился о своих
детях и о том, чтобы война выглядела занимательно".
Мы можем представить такие этапы этой кампании (ес-
тественно, со стороны исследователя, поэтому у разработ-
чиков кампании последовательность может быть другой):

Этап цель
преувеличение военной мощи
и демонизация противника
легитимизация применения во-
енной силы против противника
изоляция противника лишение противника помощи
союзников
преувеличение собственной
военной мощи (точечные
удары и т.д.)
уменьшение желания противни-
ка сражаться
Акцентирование
дезертирства
уменьшение военных сил про-
тивника без применения силы
демонстрация трений в руко-
водстве Ирака, оппозицион-
ных течений внутри Ирака
отторжение руководства Ирака
от его населения
акцентуация победы преувеличение собственных
успехов для внутренней и внеш-
ней аудитории
439
Листовки, акцентирующие будущую бомбардировку рас-
положения данной части, оказались наиболее эффектив-
ными. Например: "16-ю пехотную дивизию завтра подверг-
нут бомбардировке. Оставь местоположение своей части
сейчас и спаси себя ". Или: "Буря в пустыне приближается к
твоей части. Беги немедленно". Можно представить себе,
что залогом эффективности подобных текстов является, с
одной стороны, опора на невербальную реальность, с дру-
гой, повторяемость, заложенная в сообщении. Так идея
бомбардировки в этой конструкции звучит трижды:

 бомбардировка, которую уже ощущали ранее;

 бомбардировка, которая состоится завтра;

 избежать бомбардировки можно с помощью дезертиро-
вания.

Это серьезный удар по противнику, поскольку ожида-
емое отрицательное событие имеет куда более воздейст-
вующую силу, чем событие, которое происходит реально.
Не менее активной в пропагандистском плане была и
иракская сторона. Саддам Хуссейн выступил с речью, где
назвал происходящее "Матерью всех битв". Его сын заявил
от имени тех, кто идет на фронт, что они жертвуют себя
Саддаму, символу Ирака и его лидеру. Но естественно, что
возможности иракской стороны для воздействия на между-
народное общественное мнение оказались куда меньшими.
Косвенным подтверждением успешности американской
"раскрутки" этого события является то, что уходящий в от-
ставку генерал Норман Шварцкопф подписал контракт на
свои мемуары на сумму пять миллионов долларов, а нью-
йоркский специалист по паблик рилейшнз Пегги Сигал на-
звала его "самой большой знаменитостью мира" 9 . Естест-
венно, что подобное внимание отражает конкретную точку
пространства и времени, но именно так и планировалась
кампания, которая должна иметь свои пики, в том числе и
пики внимания к главным действующим лицам.
Ситуация с введением вооруженных сил в Сомали в
1993 г. началась с освещения СМИ ситуации в стране, что,
как считается, привело к принятию решения о введении
войск. На следующем этапе войска (военно-морские сипы
США) высаживались под прицелом камер, что придавало
440
определенный знаковый характер происходящему. На по-
следнем этапе войска были выведены, когда кадры телеви-
дения разнесли по всему миру, как под ликование толпы
был протащен труп американского солдата. Эти три этапа
влияния СМИ на происходящие события в случае Сомали
можно представить себе следующим образом:

этапы освещения результат в области политики
кризисная ситуация
в Сомали
решение о военном
вмешательстве
высадка войск знаковый характер военной
мощи
протащенный улицами труп
американского солдата
уход войск

Непосредственно перед началом высадки в Сомали бы-
ло сброшено 220 тысяч листовок, раскрывающих цели сил
ООН. Первоначально возникли сложности с языком, по-
скольку в американской армии был найден только один
моряк, говоривший на языке страны. К нему были прида-
ны гражданские лингвисты. В результате было распрост-
ранено 7,2 миллиона листовок 34 видов. Было два основ-
ных типа листовок: "пожимание рук", где американский
солдат обменивался рукопожатием с сомалийцем, и "бе-
зопасность", где подчеркивалось, что для охраны колонн
автотранспорта будет, если нужно, применена сила.
"Рукопожатие" и "Возможное применение силы" как те-
мы оказались ключевыми моментами модели мира, кото-
рая строилась в рамках данных психологических опера-
ций. Хотя они и противоположны, но по сути взаимно
дополняют друг друга, поскольку второе действие вступа-
ет в силу в случае нарушения первого. Т.е. в данной мо-
дели заданы две поведенческие ситуации: войны и мира.
При этом право выбора как бы предоставлено другой сто-
роне, но ей сразу же продемонстрированы отрицательные
последствия не иного выбора.
Издавалась газета "Rojo" (Надежда): 116 выпусков об-
щим тиражом 2,1 миллиона экземпляров. Существовали
и две радиостанции: одна американская, одна итальян-
441
ская. Однако в результате ООН сократил число персона-
ла, задействованного в психологических операциях, с 100
до 5. Это отражает постоянную динамику отношения об-
щества к психологическим операциям.
Психологические операции в Боснии были направлены
на воздействие на местное население и воюющие фрак-
ции с целью достижения взаимопонимания с действиями
НАТО. Мы можем представить себе концепт этой опера-
ции как попытку облегчить вхождение "инородного" объ-
екта в конкретный социальный организм. Кампания была
запланирована как многоканальная. Помимо газеты более
3 миллионов листовок и плакатов были распространены
на данной территории с декабря 1995 г. по ноябрь 1997 г.
3 самолета ЕС-130Е боролись с вещанием сербской сто-
роны, создавали свою собственную программу МИР.
Одной из важных составляющих информационных
операций в Боснии стал учет пропагандистских действий
другой стороны. Как подчеркивается в одном из обстоя-
тельных исследований уроков данной кампании: "Воору-
женные силы (и их гражданские партнеры) не будут
единственными действующими силами. В случае кон-
фликтной, близкой к конфликту или постконфликтной
ситуациях, весьма вероятно, что и другие участники будут
использовать медиа и другой пропагандистский инстру-
ментарий для распространения сообщений, противо-
положных интересам международного сообщества.
Подразделения по психологическим операциям должны
одновременно фиксировать, анализировать и противо-
действовать этим пропагандистским усилиям" 10 .
Знание местных информационных контекстов стано-
вится основой успешных психологических операций. Не
менее важным становится знание национальных особен-
ностей, поскольку именно они позволяют более точно ус-
танавливать точки уязвимости данной целевой аудито-
рии. В ряде случаев следует помнить и о страшных
последствиях, к которым может вести выполнение целей,
закладываемых коммуникатором. В этом плане интересен
пример, приведенный, хотя и по другому поводу,
Дж. Стейном: "Многие члены японского военного сооб-
442
щества в 1945 г., включая самого военного министра, бы-
ли готовы к тому, что Япония совершит национальное
самоуничтожение "как прекрасный цветок" 11 .
Психологические операции строятся на принципиаль-
ном подчеркивании интересов получателя, а не отправи-
теля информации, что позволяет облегчить вхождение
информации от чуждого для аудитории источника.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Примеры применения психологических операций» з дисципліни «Психологічні війни»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Слово і його ознаки
Аудит малоцінних і швидкозношуваних предметів
ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ВАРТІСНОГО АНАЛІЗУ
Windows Debugging Tools: диагностика и исправление BSOD
Дохідність залученого капіталу


Категорія: Психологічні війни | Додав: koljan (02.10.2011)
Переглядів: 1118 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП