Избирательные технологии в аспекте психологических/информационных операций
Современные избирательные технологии имеют много общего с психологическими операциями. На сегодня на- коплен уже серьезный опыт в этой сфере, позволяющий видеть ее именно как информационную технологию по воздействию на массовой сознание. Можно привести список книг, вышедших за последние два года (см.: лите- ратура по избирательным технологиям). Что общего можно увидеть в этих двух сферах? Можно сформулировать следующий набор близких параметров:
сближение в объекте воздействия, которое и тут, и там можно определить как массовое сознание;
метод воздействия, определяемый как информацион- ные технологии, поскольку введение нового типа по- ведения обеспечивается чисто коммуникативно;
работа в альтернативной коммуникативной среде, требующей учета порождения сообщений со стороны оппонента.
Все эти параметры говорят о серьезном сближении данных технологий, которые однотипным образом орга- низовываются в кампании по воздействию с ограничен- ным сроком и конкретной целевой аудиторией. В этом плане также прав Р. Шафрански, который не видит особых различий между "маркетингом" и "пропа- гандой", между "рекламой" и "психологическими опера- циями" 1 . Хотя большая часть окружающих нас специали- стов старательно выпячивает те или иные различия между ними, видя именно в этом право на специализацию. Ф. Тэйлор напоминает о различии пропаганды как на- правленной на гражданское население и о психологичес- ких операциях, направленных на солдат, подчеркивая, что сегодня это различие стирается 2 . Жак Сегела, известный французский специалист по избирательным технологиям, сформулировал свои восемь заповедей успешной избирательной кампании, считая их универсальными 3 : 415 голосуют за человека, а не за партию;
голосуют за идею, а не за идеологию,
голосуют за будущее, а не за прошлое,
голосуют за образ социальный, а не политический,
голосуют за человека-легенду, а не за посредствен- ность,
голосуют за судьбу, а не за обыденность,
голосуют за победителя, а не за неудачника,
голосуют за ценности подлинные, а не мнимые.
То, что подается как главная аксиома Сегелы, вполне соответствует и аксиоматике психологических операций:
"В отличие от области потребительского рынка, в котором каждый шаг задан его многочисленными исследованиями, электоральная идея может быть создана лишь на основе чи- стого воображения. Нет ничего примитивнее, чем политиче- ская мысль. Выбор ограничивается несколькими основными вариантами: бедные против богатых, прогресс против кон- серватизма, свобода против угнетения. Только полное изме- нение условий может вызвать сбой этого самоблокирующего механизма "добро – зло".
Кандидат должен соответствовать потребностям элек- тората: именно эти характеристики начинают акцентуи- ровано подаваться в рамках интенсивных коммуникаций. В качестве примера можно посмотреть на набор факто- ров, которыми объясняют рост популярности премьера России В. Путина (программа "Глас народа", НТВ, 1999, 12 октября). Е. Киселев в качестве ведущего говорил о хлестких фразах типа "будем мочить и в туалете". И. Бу- нин подчеркнул появление в обществе новой потребнос- ти (после Дагестана, Чечни и взрывов в Москве). Рост рейтинга Примакова объясняется потребностью в покое, рост рейтинга Путина – новой потребностью в безопас- ности. Л. Радзиховский увидел В. Путина на фоне двух войн: чеченской, которую он ведет, и информационной, которую ведет группа Лужкова против Кремля. Успех в первой войне дает ему очки, неучастие во второй дает тот же результат. Практически все три интерпретации данной ситуации построены в одном ключе: Путин выигрывает, 416 получив выгодный именно для него ситуативный кон- текст военных действий. Совпадает с подобным мнением и интерпретация в журнале "Итоги" 4 :
"Премьеру, а также его имиджмейкерам, как продюсерам по- пулярного телесериала, необходимо постоянное действие на Кавказе, которое не позволило бы зрителю отвлечься от сюже- та. Сам Владимир Путин руководит процессом из Москвы. Он то проводит совещание в Совбезе, то обсуждает проблемы ВПК и перевооружения армии, то вызывает политических лидеров для совета, то зачем-то встречается со всеми забытыми депута- тами чеченского парламента, выбранными при Завгаеве и по- спешно бежавшими из Чечни после подписания хасавьюртов- ского соглашения (советники премьера признают, что никакой пользы в борьбе с нынешними властями в Грозном это ранде- ву им не принесло – зато в телеэфире оно обсуждалось не- сколько дней, а значит, пропагандистский эффект достигнут)".
В подтверждение подобной интерпретации можно при- вести слова Эрика Хоффера, который считал, что люди действия более едины по своей сути и они легче объеди- няются друг с другом, чем люди мысли 5 . Отсюда следует для нашего контекста, что интеллектуалу сложнее повес- ти за собой толпу. Не это должно стать определяющей ха- рактеристикой лидера. Одним из возможных вариантов является косвенное воз- действие, против которого у человеческого мозга мало воз- можностей для сопротивления. Так. в период президент- ских выборов в Украине в 1999 г. такими косвенными целями со стороны команды действующего президента бы- ли две: чеченская тема в России и антидемократические методы Беларуси. И то, и другое при освещении в СМИ косвенно улучшало позиции действующего Президента. Ситуация в Беларуси даже позволяла наносить точечный удар по сторонникам противоположной точки зрения. То есть воздействуя на внешнюю цель, можно оказывать воз- действие на цель внутреннюю, поскольку они оказались взаимосвязанными. Мы можем изобразить направленность этого коммуникативного воздействия в следующем виде:
внутренняя цель внешняя цель
417 Человек, получая подобную информацию, не ощу- щает ее воздействия, направленного на себя самого. Анало- гичный пример наблюдался во время войны с Японией, когда пропагандистские сообщения не затрагивали япон- ского императора в отрицательном контексте. Вина за вой- ну была перенесена на окружавших его японских генералов. В принципе таким же косвенным методом является пе- ренос вины в развернувшейся ситуации на иностранных ее участников (иногда даже мифических). Например, ок- тябрьская (1999 г.) демонстрация в Беларуси оценивалась властями как подготовленная из-за рубежа, на что было якобы получено 300 тысяч долларов. Такая же, хотя и не- состоявшаяся демонстрация в Киеве была "привязана" к российским имиджмейкерам. Это интересный феномен, когда внутренний процесс моделируют как внешний. Об- разуется болевая точка перехода извне вовнутрь, что бы- ло также одним из инструментариев во времена Сталина, Когда любое отклонение от принятой точки зрения обя- зательно обьяснялось внешним воздействием. Интересной схемой воздействия, применяемой спин- докторами, является смена контекста для лидера. Чтобы увеличить воздействие, необходимо выполнить деавтома- тизацию восприятия фигуры лидера (если воспользовать- ся терминами русского формального литературоведения). Можно привести следующие примеры этого явления. Венгерский премьер-министр говорит, что люди удивля- ются, увидев известного политика, который играет в фут- бол или пьет пиво. Сам премьер как раз и играет в фут- бол. Соответственно, британские спиндокгора ввели Т. Блэра в школу и усадили его вместе со школьником перед монитором компьютера. Водя мышкой, англий- ский премьер набирал очки популярности. Как видим, смена контекста позволяет по-новому взглянуть на объ- ект (в данном случае – премьер-министра). Избирательные технологии являются таким же комму- никативным процессом, как и все остальные, поэтому они подчиняются всем вышеотмеченным закономернос- тям информационных/психологических операций. Мож- но привести структуру команды 6 , поскольку она во мно- гом повторяет структуру по психологическим операциям: 418 информационно-аналитический сектор, состоящий и- политолога, социолога, политгеографа;
сектор агитации и пропаганды, состоящий из журнали- ста, спичрайтера, креатившика, специалиста по орга- низации массовых мероприятий;
рекламно-полиграфический сектор, состоящий из специ- алистов по листовкам, плакатам, рекламным роликам;
сектор контрпропаганды.
Перед нами реальная "информационная машина", предназначенная для воздействия на разум избирателей, подобно тому как команды по психологическим операци- ям нацелены на разум солдат противника. В заключение можно привести два способа действия Ди- ка Морриса, "гуру" избирательных технологий, который привел Клинтона к победе. С одной стороны, он четко по- лагается на результаты опросов, а не на ощущения, считая, что качественное исследование ключевых вопросов помо- гает двигать электорат в предсказуемом направлении. С другой стороны, он является поклонником событийной информации, предполагая, что люди реагируют не на сло- ва, какими бы прекрасными они ни были, а на события. Реально перед нами те же методы, тот же инструмента- рий, что и в любой другой рассмотренной выше и ниже ситуации. Единственно, что защищает, например, амери- канских избирателей, это постоянное подчеркивание в американских военных документах того, что данная мето- дология применяется только против иностранной аудито- рии (правительств, организаций, групп, отдельных людей). Но это чисто формальная защита, поскольку эффектив- ную технологию не могут остановить никакие запреты.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Избирательные технологии в аспекте психологических/информационных операций» з дисципліни «Психологічні війни»