Обращение к проблематике информационных войн происходит в рамках новой парадигмы более общего по- рядка, когда информационная война возникает как ответ на выработанные цивилизацией новые требования. Мож- но перечислить следующий их набор. Во-первых, речь идет о стратегическом переключении на варианты не смертельного (не летального) оружия. Сюда попадет ис- пользование звуков иной частоты, затруднение работ двигателей техники, перекрытие железных и автомобиль- ных дорог определенными полимерами, выводящими их из строя. Все это позволяет приостановить наступление противника, не прибегая к его прямому поражению. Во- вторых, США, к примеру, активно занято изучением воз- можностей асимметрической угрозы. Просчитав, что на ближайшие десять-пятнадцать лет они не будет иметь равных себе противников в области симметричной вой- ны, США всегда будут иметь противников, способных реализовать разные угрозы национальной безопасности на асимметрической основе (самым ярким примером че- го являются террористы). В третьих, осуществляется оп- ределенный перенос стратегии войны в воздухе (из посте- пенного овладения воздушным пространством в прошлом до полного воздушного доминирования в войне в Пер- сидском заливе или Югославии) на войну в информаци- онном пространстве. Все эти три фактора резонируют именно в аспекте информационной войны как возмож- ной реализации этих новых шагов военной науки.
Не смертельное оружие Ассиметричные угрозы Стратегия воздушного доминирования
Информационная война
397 А. и Х. Тоффлеры справедливо связали все эти новые парадигмы с новым информационным основанием циви- лизации: "Отсутствие летального исхода и новые доктри- ны, возникающие у военных, являются продуктами об- щества третьей волны, чьей экономической основой является информация, электроника, компьютеры, ком- муникация и медиатизация – возникающая всеобщность и важность медиа" 1 . Хотя применение этой методологии ведет свое начало из глубокой древности, более системное и технологичес- кое применение ее началось в двадцатом веке. В период первой мировой войны на противника сбрасывались миллионы листовок, в один из месяцев 1918 г. более пя- ти миллионов, что говорит о переходе от случайного к системному процессу воздействия. В эти же годы стано- вятся на ноги сначала рекламные агентства, которые сы- грали большую роль, например, во внутренней пропаган- де в США, а затем и агентства паблик рилейшнз, частично впитавшие в себя в послевоенные годы специ- алистов, пришедших из возникших во время войны про- пагандистских институтов. Кстати, когда партийных со- ветских работников в Москве стали обучать основам паблик рилейшнз (ПР) уже в период перестройки, они отметили про себя, что всю жизнь также занимались ПР (партийной работой). Так что это один и тот же путь пе- рехода из государственной структуры, занятой порожде- нием идеологии для всех, в коммерческие структуры, которые заняты порождением частных вариантов идеоло- гий. Разница состоит лишь в преобладающей безальтер- нативности коммуникации в первом случае и альтерна- тивной коммуникативной среде во втором. Ф. Тэйлор подчеркивает долгий путь, который прошел мир в области применения данного типа методологии воздействия 2 :
"Наиболее стандартные истории военного дела упускают важность этого типа деятельности как на поле боя, так и вне его, несмотря на то, что комбинированное применение ком- муникаций и психологии может быть обнаружено еще в биб- лейские времена. Хотя психологический арсенал, доступный 398 военному командиру, несомненно расширился с развитием информационных технологий в двадцатом столетии, многие из используемых техник прошлого вполне адекватны и сего- дня. Трубы под стенами Иерихона имеют современную па- раллель, когда во время американской операции 1989 г. в Па- наме громкая рок-музыка игралась вокруг территории, где обитал генерал Нориега, включая песню "Время бежать, вре- мя прятаться". И подобно тому, как британский консул в Берне тратил много времени между 1914 и 1918 гг., заталки- вая листовки в бутылки, чтобы они плыли вниз по Рейну, офицеры по психологическим операциям делали то же самое в водах Персидского залива в 1991 г."
Мир постепенно прошел путь от психологической войны (так определялись пропагандистские действия в первую мировую) к психологической операции (так ста- ли определяться эти действия после второй мировой вой- ны, чтобы оправдать их применение в мирный период). Затем начался аналогичный процесс перехода от инфор- мационных операций к информационной войне, которая в полном объеме так и не была реализована. Как разграничить информационные и психологические операции? Есть определенные тенденции, сближающие их, в том плане, что конечной целью и тех и других явля- ется человеческий разум. Вероятным разграничивающим параметром, по нашему мнению, может стать то, что пси- хологические операции имеют тенденцию осуществлять воздействие на сегмент информационного пространства, приближенный к человеку: его собственную коммуника- тивную среду. Для информационных операций более ха- рактерным следует признать ориентацию на общую для всех коммуникативную среду. Это разграничение будет бесконечно количество раз нарушаться в реальной практи- ке, но ориентация на суженное коммуникативное прост- ранство, связанное с данным человеком или группой лю- дей, будет оставаться в основе психологических операций. Роль информации и контроль за ее распространением был не менее важен и в прошлом, о чем пишет историк цивилизаций Ш. Эйзенштадт, который отдает первое ме- сто "контролю за накоплением информации и его влия- 399 нию (так же как влиянию более рассеянных источников власти в обществе) на центры образующихся коллективов и на способ конструирования и характер интерпретации базовых предпосылок вместе с символами культурного и социального порядков" 3 . То есть реально в любом обществе, на любой истори- ческой стадии имеет место поддержание имеющегося ин- формационного порядка или навязывание определенного информационного порядка. Интересно (и показательно) в этом плане навязывание одной точки зрения российски- ми СМИ в случае войны в Чечне в 1999 г. Только обсуж- дение этого вопроса в телепрограмме "Глас народа" (НТВ, 1999, 26 октября) продемонстрировало ущербность подобного подхода, который по сути имеет очень широ- кое распространение. Фиксированная позиция телевиде- ния уже редко подлежит изменению, другая точка зрения практически недоступна аудитории (примером чего мо- жет служить не только освещение событий в Чечне, но и в Беларуси). А зритель сам по себе в принципе не умеет вырабатывать другую точку зрения. Следует также вспомнить, что исследователи массовой культуры всегда подчеркивают роль телевидения в поддер- жании принятого в обществе распределения власти. В этом плане это сильный стабилизирующий фактор, который вводит ту же общественную норму, но в эмоциональном виде. Например, в детективе все равно торжествует закон, но не преступник, хотя в жизни может быть по-другому. Информационная асимметрия покоится на бесконечном характере виртуального пространства. В нем всегда нахо- дится новая ниша. Однако структурно эти ниши должны быть принципиально одинаково организованы. Приме- ром этого может служить структура сказки, предложен- ная в свое время В. Проппом 4 . Сказки многообразны, од- нако структурно они выстроены по одним правилам, т.е. виртуальное пространство сказки носит в сильной степе- ни системный характер, предопределяющий появление тех или иных поступков героев. Х. Олкер попытался в свое время перенести модель В. Проппа для описания со- 400 бытий мировой истории, считая, что Проппом был пред- ложен белее универсальный механизм 5 . Сообщение становится новым на уровне содержания, но оно остается старым структурно, поскольку опирается на те же методы обработки информации, которые суще- ствуют у человека всегда. Новизна формы сильнее новиз- ны содержания, например, художественные школы раз- личаются, в первую очередь, новизной своей формы. Информацию с новой формой очень трудно подвергнуть переработке, поскольку в этом случае имеет место деав- томатизация восприятия. Введение новой информации становится возможным исключительно в ситуации, когда удается снять защиту, выстраиваемую индивидуальным разумом для того, чтобы противостоять коммуникативным возмущениям. Особен- ность психологической операции состоит также в том, что человек получает бесконечное количество взаимоис- ключающей информации. Это может быть, например, идеологическая подготовка гражданина (солдата и т.д.). Поэтому введение новой информации всегда будет встре- чаться "в штыки", поскольку она противоречит уже име- ющейся информации. Снятие защиты может быть направлено на внешние и на внутренние параметры. Внешними параметрами явля- ются факторы (люди и ситуации), стоящие вне индиви- дуального разума. Это могут быть офицеры и генералы для солдата, например. В войне с Японией пропаганда сознательно работала на расшатывание этой сцепки офи- цер – солдат, демонстрируя, к примеру, что офицеры пи- таются по-другому, в то время как солдаты терпят лише- ния. Аналогично эксплуатировались расхождения между разными родами войск. В принципе мы имеем достаточно хаотический про- цесс, который может быть скреплен только подобными "борцами" против искажений. Нечто сходное можно уви- деть в роли графитовых стержней в ядерном реакторе. Эти внешние параметры сохраняют эталонность приня- тых в данном обществе сообщений и текстов, борясь с их искажениями. Любое общество, даже самое примитив- 401 ное, обладает в чем-то похожей схемой "жрецы – боги", где жрецы выступают в роли проводников и толкователей идеальной реальности, созданной богами (и, кстати, при- знаваемой самой справедливой). Протестные отношения направляются именно на ли- нию сдерживания наступления хаотической (с точки зре- ния данного общества) реальности. Ш. Эйзенштадт, на- пример, подчеркивает: "Темы протеста, формирующиеся в каком-либо обществе, имеют тенденцию оспаривать те коды или ориентации, которые наиболее полно институ- ционализированы. Так, если общество в высокой степе- ни рационалистично, протест будет направлен в сторону мистики и чувственных ориентаций" 6 . В период перестройки, к примеру, очень сильная нега- тивная коммуникация была направлена как против богов системы (Ленин, Партия, Комсомол), так и против ее жрецов (партийных и советских работников). Процесс, получивший название гласности, как бы отключил за- щитные свойства данной системы, поскольку снял огра- ничения на критику. Попав под огонь критики, система ничего не смогла ей противопоставить. Если внешние параметры контролируются извне, то внутренние параметры контролируются самим челове- ком. Снятие защиты в данном случае может быть сдела- но за счет активации биологического существа человека, что всегда имеет место в ущерб его социальным характе- ристикам. Листовки, акцентирующие предстоящую бом- бардировку, относятся именно к этому типу.
Внешняя Чужая среда среда
Внутренняя среда
"Жрецы" контролируют объемы и содержание сообще- ний, получаемых внутренней средой. Жрецы не допуска- ют чужие сообщения. Но они выполняют роль не просто 402 фильтра, их задачей является встраивание механизмов для неприятия вражеских сообщений, поскольку они мо- гут проникать в сознание в неконтролируемой ими среде. К примеру, боевой дух японского солдата был столь вы- сок, что сама мысль о плене была для него недопустимой. В подобной ситуации сообщение, призывающее сдавать- ся, попадает на неблагоприятную для него почву. Облегчает подобную ситуацию ориентация пропаган- дистов на стимуляцию обсуждения предлагаемых сооб- щений, поскольку из социальной психологии известно, что обсуждение усиливает имеющиеся в данной среде групповые нормы. То есть в столкновении официальной и неофициальной точек зрения неофициальная должна получить усиление в результате группового обсуждения. При формировании современного общества в его осно- вы, в принципе, закладывается информационная среда. Это и масс-медиа, это и парламент, это и политические партии, это и выборы... Информационная среда выгодна для всех участников, поскольку она может усиливать или ослаблять их другие составляющие (экономические, соци- альные, политические). Усиление информационной со- ставляющей позволяет обыгрывать более сильного эконо- мически или политически противника. Отсюда сама возможность возникновения информационного террориз- ма, демонстрирующая неадекватность информационной и других составляющих. Временно достигнутое информаци- онное доминирование может принести существенные вы- игрыши в других сферах. Достичь постоянного информа- ционного доминирования трудно даже для высокоразвитой страны. Но в принципе информация стала основной коор- динатой современного общества. Уин Швартау подчерки- вает: "Современное общество основано на информации" 7 . Следует также разграничивать информационно-активное и информационно-пассивное поведение. Так, к примеру, иде- ология относится к активной деятельности, поскольку в ней присутствует стремление охватить как можно большее число сторонников. Политические партии действуют в по- добной же парадигме. Другие типы профессиональной де- ятельности, к примеру, производство часов, являются ин- 403 формационно пассивными. Хотя и они в некоторых своих ключевых проявлениях становятся активными, прибегая к профессионалам в области рекламы или паблик рилейшнз. Активность же политиков иная: они не только рассказыва- ют о себе, но и о других, порождая в последнем случае да- же и негативную информацию. Производители же часов, если продолжить этот пример, повествуют только о себе. Эту разницу можно представить в следующем виде:
Информационно- активное поведение Информационно- пассивное поведение объект рассказа о себе и о других о себе модус рассказа позитив и негатив позитив
Переход от патерналистского государства прошлого выталкивает человека на более активную информацион- ную деятельность. Современный человек пассивен в области потребления информации, поскольку ему проти- востоят гораздо более мощные информационные струк- туры, чем раньше. В то же время он активен в плане вы- бора тех или иных информационных механизмов, поскольку перед ним сегодня стоит гораздо больший вы- бор, а выбор предполагает элемент активности. Информационная война также принадлежит к типу информационно-активной деятельности. Д. Деннинг рас- классифицировала типажи тех, кто в настоящее время может вести информационную атаку 8 . Ими оказались собственные работники, хакеры, преступники, корпора- ции, правительства и террористы. Этот список не являет- ся завершенным: "Каждый может провести наступатель- ную информационную операцию, например, с помощью кражи информации, распространения лживых сведений или блокируя законный доступ к информации" (С. 27). У. Швартау разделяет виды информационной войны на три класса 9 :
личная информационная война, когда речь идет о защи- те частной жизни,
корпоративная информационная война, когда речь идет о защите бизнеса, 404 глобальная информационная война, когда речь идет о защите объектов национального уровня.
То есть эту классификацию можно трактовать как ос- нованную на уровне атакуемого объекта. В политической борьбе идет постоянный контроль за информационными механизмами общества. Если Запад более ориентирован на контроль за информационной по- весткой дня, то постсоветское пространство контролиру- ет СМИ прямыми методами управления. Можно привес- ти в качестве примера отрывок из следующей докладной записки В. Костикова, на тот период пресс-секретаря президента, Б. Ельцину 10 :
"Важно восстановить эффект сильного, решительного ли- дера. В практическом плане нужно мощное выступление пре- зидента по телевидению или перед большой аудиторией. Принять быстрые меры к восстановлению единства Прави- тельства. Четко обозначить политическую солидарность пре- зидента, премьер-министра и правительства в целом. Сделать по этому вопросу соответствующее заявление. Нужно твердо дать понять, что президент не допустит ус- тановления контроля со стороны Верховного Совета над те- левидением".
Перед нами такой же вариант информационной вой- ны, который реализуется в прямом контроле над СМИ. Он реализуется и на Западе. Например, ЮАР собиралась покупать пакеты акций западных изданий, чтобы бороть- ся с неблагоприятным освещением страны в прессе. Япо- ния входила во владение киностудиями Голливуда, чтобы изменить образ японца на экране американского кино. Это более облегченный вариант контроля информацион- ного пространства, чем борьба за создание конкурентно- го информационного продукта. Приведем также пример анализа информационного пространства России: "СМИ активно использовались структурами различной степени солидности для опублико- вания "заказной" информации. Откровенно благожела- тельные материалы о деятельности МММ публиковались в различных изданиях, даже в государственных военных га- зетах. Небезызвестная группа "Гермес" успешно использо- 405 вала как электронные, так и печатные СМИ, в том числе ярко выраженной оппозиционной ориентации, а также субсидировала собственную газету. Бизнесмен Артем Та- расов инициировал не только статьи в свою защиту в раз- личных СМИ в 1990-1993 годах, но и создание и трансля- цию по государственному телевидению документального фильма, носившего апологетический характер" 11 . Это пример решения с помощью опоры на информационное пространство экономических задач. Аналогично решаются с помощью управления информационным пространством те или иные политические и социальные задачи. Общим правилом при этом становится следующее: управление ин- формационным пространством приносит изменения в эконо- мическом, политическом и социальном пространствах. Это косвенный метод управления, часто покоящийся на том, что создается соответствующее информационное давление на лиц, принимающих решения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Причины информационной войны» з дисципліни «Психологічні війни»