ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Психологічні війни

Этноинформациология
Наряду с такими науками, как этнопсихология 1 и этно-
социология 2 необходимо выделение этноинформациологии
как науки по этнически значимым способам сбора, обра-
ботки и распространения информации. Опыт такого рода
уже представлен в ряде работ, среди которых можно упо-
мянуть следующие: Этнические стереотипы поведения. –
Л., 1985; Эгнопсихолингвистика. – М., 1988; Сорокин
Ю.А. Этническая конфликтология. – Самара, 1994. Они
положили в свою основание лингво-культурную составля-
ющую. Одновременно можно увидеть и чисто коммуника-
тивный подход, который А. Эдельстайн обозначил как
"Сопоставительные коммуникативные исследования" 3 .
Более стандартным обозначением являются также между-
народные (межкультурные) коммуникации 4 . Обучение по
этой специальности ведется в ряде западных вузов.
Именно учет коммуникативных особенностей целевой
аудитории при проведении информационных/психологи-
ческих операций приводит к эффективным результатам.
Так, советская армия в Афганистане использует не лис-
товки, а слухи, поскольку население является неграмот-
ным. И оформляет эти слухи под сообщения Би-Би-Си,
которая трактуется как достоверный источник информа-
ции населением. В американском руководстве по психо-
логическим операциям приводится следующий пример
использования слухов в войне с партизанами на Филип-
пинах 5 . Было установлено, что партизаны боятся вампи-
ров. На эту тему усиленно распространялись слухи, а за-
тем был подброшен труп противника без крови и с двумя
дырочками на шее. В результате солдаты противника по-
кинули данный район.
В целом следует признать, что информационный объект
национально специфичен. Невозможно вести эффективную
коммуникацию без учета этого факта. Можно выделить
внешние и внутренние параметры такой национальной
специфичности. Внешние параметры будут отражать осо-
383
бенности канала коммуникации, отбора ключевых ком-
муникаторов. Например, в случае войны с Боснией под-
разделения по психологическим операциям ошибочно
были сориентированы на печатные каналы коммуника-
ции, в то время как население отдавало предпочтение
телевидению. Внутренние параметры связаны не с пере-
дачей, а с содержанием самого сообщения, отбором при-
оритетов его тематики.
Содержание листовок, например, в военных условиях
как экстремальных направлены на восстановление нормы.
Это может быть восстановление социальной нормы (те-
мы, акцентирующие отрыв от семьи), восстановление би-
ологической нормы (темы, акцентирующие смерть). Но
разные культуры видят по-разному эти основополагаю-
щие характеристики.
Следует быть также достаточно чувствительным к вы-
ражению оценок по отношению к тем или иным нацио-
нальностям. Так, аналитики призывают американских
комментаторов обвинять в военных преступлениях не
сербов как этническую группу, а исключительно отдель-
ные индивидуальности 6 . Учитывая роль столкновения
цивилизаций в будущем, данный аспект все время будет
оставаться в центре внимания.
А. Плуцер-Сарно построил свой анализ информацион-
ной войны с Чечней на различном понимании основных
концептов модели мира русскими и чеченцами 7 . Он раз-
граничивает представления о "русской" и о "кавказской"
смерти. Наказать чеченца смертью невозможно, посколь-
ку для него смерть с оружием в руках – это важнейший
поступок всей его жизни. Погибшими здесь гордятся, их
кровь взывает к мщению. Автор предлагает иной вариант
пропагандистского воздействия: "Пропаганда эта должна
была бы быть сугубо исламизированной, основанной на
всевозможных фактах нарушения законов Ислама. Долж-
ны были бы освещаться истоки и смысл тех или иных те-
чений в исламе, в том числе и ваххабизма. Необходимо
было бы создать мусульманскую программу возрождения
истинного ислама". Предлагается говорить о "горцах, ко-
торых покинул Аллах", "обманутых воинах, поправших
384
закон ислама", "правоверных, надругавшихся над зако-
нами шариата". И делается совершенно парадоксальный
вывод: "Для "нас" победа – это смерть "врага", но для
"врага" смерть – не есть поражение. В то же время, для
"них" поражение русской армии – в ее деморализации,
а "мы" плевать хотели на мораль, потому что у нас "бро-
ня крепка и танки наши быстры". Исходя из этого, вой-
ну в Чечне можно считать с военной точки зрения прин-
ципиально бесконечной, вялотекущей, так как ни одна из
сторон не может "победить" другую из-за совершенно
несовместимых культурно-языковых представлений о
том, что же такое победа".
Филипп Катц говорит в этом плане о работе со всеми
носителями подобной информации, включая путешеству-
ющих. "Специфическая и детализированная информация
необходима по целому множеству вопросов, включая
личную безопасность, ограничения на путешествия, по-
лицейские методы и способы наблюдения, роль религии
и религиозных лидеров, традиционные в противовес
"прогрессивным" социальные модели, роль малого пред-
принимательства в "новом социальном порядке", запре-
щения, имеющие отношение к коммуникативным про-
цессам, "тон социального контроля", роль образования в
"новом порядке", степень и уровень социальных услуг" 8 .
В подобных списках одним из существенным параметров
являются принятые в данном обществе коммуникатив-
ные модели. Для США основным источником порожде-
ния подобной информации являются Центральное разве-
дывательное управление и Оборонное разведывательное
управление, а также ЮСИА.
Приведем примеры некоторых типов вопросов из этой
области 9 :

 Каковы основные вопросы, волнующие местное на-
селение?

 Касаются ли эти проблемы всех или только отдель-
ных сегментов населения?

 Может ли эта проблема использоваться противником?
385

 Какие идеи вызывают эмоциональный отклик в об-
ществе? Какова сила влияния на коммуникации по-
литических доктрин или религиозных догм?

 Какие формы музыки, литературы, драмы, живописи
и другие культурные символы вызывают эмоциональ-
ный отклик в обществе? На какие сегменты общест-
ва? Почему именно?

 Кто является ключевыми коммуникаторами для рели-
гиозного деятеля, политического деятеля, учителя, ра-
бочего, фермера, бизнесмена, полицейского, военного?

 Каковы надежды людей на будущее? На будущее их
детей?

 Что считается возможными и принятыми целями
жизни?

 Все ли жители страны ощущают себя принадлежащи-
ми к единому этническому обществу? Если нет, то
каковы подгруппы?

 Какие ценности оправдывают существование систе-
мы социальной стратификации? Как рационализиру-
ется разница между идеальным и реально существую-
щим обществом?

 Какие элементы общества будут против изменений
классовой стратификации и почему?

 Кто считается виновным за определенные проблемы
в стране и почему?

 Каково отношение населения к оппоненту в целом?
К определенным действиям оппонента?

 Какое изменение во мнениях произошло за опреде-
ленное время или после определенных действий или
событий?

 Какие отношения могут быть установлены между из-
менениями в общественном мнении и событиями
или действиями?

 До какой степени эффективна оппозиционная пропа-
ганда? Почему?

 Как различные подгруппы различаются по их отно-
шению к определенным вопросам?
386

 Каковы точки уязвимости и чувствительности целе-
вых групп с точки зрения мотивирующих тем или
тем, которые следует избегать?

 Какие СМИ являются эффективными средствами
коммуникации для конкретных групп?

 Какие коммуникации признаются группой в качестве
достоверных?

 К каким моделям поведения можно убедить перейти
целевую группу? Какое сопротивление должно пре-
одолеваться? Каковы возможности переубеждения
целевой аудитории?

 Есть ли культ героизма по отношению к военным?
Каковы позитивы в том, чтобы стать военным? В
прошлые войны воздействовали ли на войска психо-
логические операции? Какие темы и коммуникации
были наиболее эффективными?

Несомненно, что в этом детальном опроснике только
часть тем является чисто коммуникативными. Но и ос-
тальные также задают ту национальную модель мира, в
рамках которой протекает любая коммуникация.
Разные народы демонстрируют разный уровень кон-
формности, что должно быть использовано при воздейст-
вии. Исторически установлено то, что сельскохозяйст-
венные культуры направлены на воспитание послушного
уступчивого ребенка. Культуры охотников как общества с
малыми запасами пищи в целях выживания воспитывают
стремление к самоутверждению, к креативности 10 . При-
мер из использования слухов войне в Афганистане про-
демонстрировал, что для афганцев важны групповые нор-
мы, поэтому сообщение, направленное на сдачу ракет,
акцентировало то, что ракеты уже сдали представители
других деревень, поскольку афганцу тяжело первому со-
вершить какой-нибудь поступок.
Вероятно, мы должны опираться и на достаточно кос-
венные методы выхода на национальную картину мира.
Так, нам представляется, россиянин интуитивно стре-
мится к централизованным методам управления в проти-
вовес демократическим. Мы можем увидеть косвенное
387
подтверждение стремления к централизованным типам
коммуникации иерархического порядка, например, в це-
лой серии романов, вышедших в России в последнее вре-
мя 11 . Все они описывают стоящую за любым решением
непрозрачную систему, постулируя ее как данность лю-
бого времени российской истории.
Те или иные персоналии по-разному воспринимаются
разной коммуникативной средой. Так, оценки Горбачева
были разными внутри страны и за ее пределами, отноше-
ние к диссидентству в советское время также различалось
за пределами страны и в рамках принятой официальной
точки зрения. Подобная личность проходит через защит-
ные слои в одном случае и не проходит в другом. Прове-
дены исследования, которые демонстрируют, что воз-
можности по увеличению освещения в иностранных
СМИ возникают в следующих случаях 12 :

 когда две страны имеют общие стремления;

 когда имеется конфликт интересов между двумя стра-
нами;

 актор соответствует стереотипам, исповедуемым СМИ;

 информация является полезной для читателей;

 в действиях актора присутствует человеческий интерес.

Здесь важным является в принципе попытка поставить
подобную зыбкую реальность на объективную почву.
Процессы порождения и потребления информации
имеют свои этнические особенности. Это отражается как
на подборе своего типа ключевых коммуникаторов для
данного сегмента аудитории, так и на интересе к той или
иной тематике. Каждое общество вырабатывает также
свои способы коллективного потребления информации,
оформления общественного мнения в те или иные типы
информационных продуктов. В результате опоры на уже
имеющиеся в данном обществе типы потребления ин-
формации возрастает эффективность воздействия. Так,
первые американские листовки в период войны с Япони-
ей вызывали смех у солдат 13 . Однако после работы над
изменением тематического содержания, лингвистическо-
го и графического компонентов ситуация изменилась. То
388
есть без учета этих составляющих пропагандистская ком-
муникация обречена на провал. Специалисты также под-
черкивали, что японцы более серьезно относятся к выбо-
ру того или иного слова, чем представители западных
цивилизаций.
Следует также принимать во внимание разные типы
метафоризации действительности, свойственные той или
иной культуре. Например, западная культура рассматри-
вает время сквозь призму ресурса, сходного с деньгами,
цель трактуется в виде движения в определенном направ-
лении 14 . Вспомним советскую трактовку многих мирных
явлений через метафору войны, например, "битва за уро-
жай". Западная метафора "железного занавеса" позволя-
ла в результате вести ситуацию до логического предела –
"империи зла".
В целом каждый тип аудитории обладает своими пред-
почтениями в области потребления информации. По
этой причине в обстоятельном исследовании психологи-
ческих операций в Боснии подчеркивается: "Подразделе-
ние по психологическим операциям должно адаптировать
свое сообщение под целевую аудиторию. Чтобы сообще-
ние было эффективным, кампания по психологическим
операциям должна использовать аргументы, существен-
ные с точки зрения местной культуры и представлять их
в виде, который будет влиять на целевую аудиторию" 15 .
В случае войны в Боснии это стало одним из минусов
кампании, поскольку не были привлечены местные экс-
перты. Первые четыре социологических опроса не учиты-
вались для построения кампании. Лишь потом команды
вышли на темы, важные для населения, какими оказа-
лись две: экономика и полиэтничность. Лишь на послед-
нем этапе возникло предварительное тестирование про-
пагандистских материалов среди местных жителей,
работающих на военных, которое было призвано заме-
нить отсутствие экспертов. Как видим, слабое знание ме-
стной аудитории прямо ведет к неудаче кампании.
В заключение приведем список барьеров, мешающих
изучению этнических характеристик потребления и по-
рождения информации. Хотя эти барьеры приводит ис-
389
следователь другой сферы, но они вполне применимы и
в нашем случае 16 :

 высокомерие исследователей из других стран;

 отсутствие информации;

 отсутствие понимания чужой картины мира, культу-
ры, космологии;

 неадекватные исследовательские техники;

 слабый контакт с местными консультантами;

 этноцентризм;

 работа с недостаточным объемом ресурсов;

 отсутствие сочувствия;

 рассмотрение местных жителей как чистый объект
для изучения;

 необходимость установления взаимовыгодных отно-
шений.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этноинформациология» з дисципліни «Психологічні війни»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ПЛАТІЖНИЙ БАЛАНС ТА ЗОЛОТОВАЛЮТНІ РЕЗЕРВИ В МЕХАНІЗМІ ВАЛЮТНОГО ...
Аудит звітності з податку з власників транспортних засобів та інш...
Дохідність залученого капіталу
Інвестиційний процес у державі з ринковою економікою
Лексикографія і словники


Категорія: Психологічні війни | Додав: koljan (02.10.2011)
Переглядів: 958 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП