Наряду с такими науками, как этнопсихология 1 и этно- социология 2 необходимо выделение этноинформациологии как науки по этнически значимым способам сбора, обра- ботки и распространения информации. Опыт такого рода уже представлен в ряде работ, среди которых можно упо- мянуть следующие: Этнические стереотипы поведения. – Л., 1985; Эгнопсихолингвистика. – М., 1988; Сорокин Ю.А. Этническая конфликтология. – Самара, 1994. Они положили в свою основание лингво-культурную составля- ющую. Одновременно можно увидеть и чисто коммуника- тивный подход, который А. Эдельстайн обозначил как "Сопоставительные коммуникативные исследования" 3 . Более стандартным обозначением являются также между- народные (межкультурные) коммуникации 4 . Обучение по этой специальности ведется в ряде западных вузов. Именно учет коммуникативных особенностей целевой аудитории при проведении информационных/психологи- ческих операций приводит к эффективным результатам. Так, советская армия в Афганистане использует не лис- товки, а слухи, поскольку население является неграмот- ным. И оформляет эти слухи под сообщения Би-Би-Си, которая трактуется как достоверный источник информа- ции населением. В американском руководстве по психо- логическим операциям приводится следующий пример использования слухов в войне с партизанами на Филип- пинах 5 . Было установлено, что партизаны боятся вампи- ров. На эту тему усиленно распространялись слухи, а за- тем был подброшен труп противника без крови и с двумя дырочками на шее. В результате солдаты противника по- кинули данный район. В целом следует признать, что информационный объект национально специфичен. Невозможно вести эффективную коммуникацию без учета этого факта. Можно выделить внешние и внутренние параметры такой национальной специфичности. Внешние параметры будут отражать осо- 383 бенности канала коммуникации, отбора ключевых ком- муникаторов. Например, в случае войны с Боснией под- разделения по психологическим операциям ошибочно были сориентированы на печатные каналы коммуника- ции, в то время как население отдавало предпочтение телевидению. Внутренние параметры связаны не с пере- дачей, а с содержанием самого сообщения, отбором при- оритетов его тематики. Содержание листовок, например, в военных условиях как экстремальных направлены на восстановление нормы. Это может быть восстановление социальной нормы (те- мы, акцентирующие отрыв от семьи), восстановление би- ологической нормы (темы, акцентирующие смерть). Но разные культуры видят по-разному эти основополагаю- щие характеристики. Следует быть также достаточно чувствительным к вы- ражению оценок по отношению к тем или иным нацио- нальностям. Так, аналитики призывают американских комментаторов обвинять в военных преступлениях не сербов как этническую группу, а исключительно отдель- ные индивидуальности 6 . Учитывая роль столкновения цивилизаций в будущем, данный аспект все время будет оставаться в центре внимания. А. Плуцер-Сарно построил свой анализ информацион- ной войны с Чечней на различном понимании основных концептов модели мира русскими и чеченцами 7 . Он раз- граничивает представления о "русской" и о "кавказской" смерти. Наказать чеченца смертью невозможно, посколь- ку для него смерть с оружием в руках – это важнейший поступок всей его жизни. Погибшими здесь гордятся, их кровь взывает к мщению. Автор предлагает иной вариант пропагандистского воздействия: "Пропаганда эта должна была бы быть сугубо исламизированной, основанной на всевозможных фактах нарушения законов Ислама. Долж- ны были бы освещаться истоки и смысл тех или иных те- чений в исламе, в том числе и ваххабизма. Необходимо было бы создать мусульманскую программу возрождения истинного ислама". Предлагается говорить о "горцах, ко- торых покинул Аллах", "обманутых воинах, поправших 384 закон ислама", "правоверных, надругавшихся над зако- нами шариата". И делается совершенно парадоксальный вывод: "Для "нас" победа – это смерть "врага", но для "врага" смерть – не есть поражение. В то же время, для "них" поражение русской армии – в ее деморализации, а "мы" плевать хотели на мораль, потому что у нас "бро- ня крепка и танки наши быстры". Исходя из этого, вой- ну в Чечне можно считать с военной точки зрения прин- ципиально бесконечной, вялотекущей, так как ни одна из сторон не может "победить" другую из-за совершенно несовместимых культурно-языковых представлений о том, что же такое победа". Филипп Катц говорит в этом плане о работе со всеми носителями подобной информации, включая путешеству- ющих. "Специфическая и детализированная информация необходима по целому множеству вопросов, включая личную безопасность, ограничения на путешествия, по- лицейские методы и способы наблюдения, роль религии и религиозных лидеров, традиционные в противовес "прогрессивным" социальные модели, роль малого пред- принимательства в "новом социальном порядке", запре- щения, имеющие отношение к коммуникативным про- цессам, "тон социального контроля", роль образования в "новом порядке", степень и уровень социальных услуг" 8 . В подобных списках одним из существенным параметров являются принятые в данном обществе коммуникатив- ные модели. Для США основным источником порожде- ния подобной информации являются Центральное разве- дывательное управление и Оборонное разведывательное управление, а также ЮСИА. Приведем примеры некоторых типов вопросов из этой области 9 :
Каковы основные вопросы, волнующие местное на- селение?
Касаются ли эти проблемы всех или только отдель- ных сегментов населения?
Может ли эта проблема использоваться противником? 385
Какие идеи вызывают эмоциональный отклик в об- ществе? Какова сила влияния на коммуникации по- литических доктрин или религиозных догм?
Какие формы музыки, литературы, драмы, живописи и другие культурные символы вызывают эмоциональ- ный отклик в обществе? На какие сегменты общест- ва? Почему именно?
Кто является ключевыми коммуникаторами для рели- гиозного деятеля, политического деятеля, учителя, ра- бочего, фермера, бизнесмена, полицейского, военного?
Каковы надежды людей на будущее? На будущее их детей?
Что считается возможными и принятыми целями жизни?
Все ли жители страны ощущают себя принадлежащи- ми к единому этническому обществу? Если нет, то каковы подгруппы?
Какие ценности оправдывают существование систе- мы социальной стратификации? Как рационализиру- ется разница между идеальным и реально существую- щим обществом?
Какие элементы общества будут против изменений классовой стратификации и почему?
Кто считается виновным за определенные проблемы в стране и почему?
Каково отношение населения к оппоненту в целом? К определенным действиям оппонента?
Какое изменение во мнениях произошло за опреде- ленное время или после определенных действий или событий?
Какие отношения могут быть установлены между из- менениями в общественном мнении и событиями или действиями?
До какой степени эффективна оппозиционная пропа- ганда? Почему?
Как различные подгруппы различаются по их отно- шению к определенным вопросам? 386
Каковы точки уязвимости и чувствительности целе- вых групп с точки зрения мотивирующих тем или тем, которые следует избегать?
Какие СМИ являются эффективными средствами коммуникации для конкретных групп?
Какие коммуникации признаются группой в качестве достоверных?
К каким моделям поведения можно убедить перейти целевую группу? Какое сопротивление должно пре- одолеваться? Каковы возможности переубеждения целевой аудитории?
Есть ли культ героизма по отношению к военным? Каковы позитивы в том, чтобы стать военным? В прошлые войны воздействовали ли на войска психо- логические операции? Какие темы и коммуникации были наиболее эффективными?
Несомненно, что в этом детальном опроснике только часть тем является чисто коммуникативными. Но и ос- тальные также задают ту национальную модель мира, в рамках которой протекает любая коммуникация. Разные народы демонстрируют разный уровень кон- формности, что должно быть использовано при воздейст- вии. Исторически установлено то, что сельскохозяйст- венные культуры направлены на воспитание послушного уступчивого ребенка. Культуры охотников как общества с малыми запасами пищи в целях выживания воспитывают стремление к самоутверждению, к креативности 10 . При- мер из использования слухов войне в Афганистане про- демонстрировал, что для афганцев важны групповые нор- мы, поэтому сообщение, направленное на сдачу ракет, акцентировало то, что ракеты уже сдали представители других деревень, поскольку афганцу тяжело первому со- вершить какой-нибудь поступок. Вероятно, мы должны опираться и на достаточно кос- венные методы выхода на национальную картину мира. Так, нам представляется, россиянин интуитивно стре- мится к централизованным методам управления в проти- вовес демократическим. Мы можем увидеть косвенное 387 подтверждение стремления к централизованным типам коммуникации иерархического порядка, например, в це- лой серии романов, вышедших в России в последнее вре- мя 11 . Все они описывают стоящую за любым решением непрозрачную систему, постулируя ее как данность лю- бого времени российской истории. Те или иные персоналии по-разному воспринимаются разной коммуникативной средой. Так, оценки Горбачева были разными внутри страны и за ее пределами, отноше- ние к диссидентству в советское время также различалось за пределами страны и в рамках принятой официальной точки зрения. Подобная личность проходит через защит- ные слои в одном случае и не проходит в другом. Прове- дены исследования, которые демонстрируют, что воз- можности по увеличению освещения в иностранных СМИ возникают в следующих случаях 12 :
когда две страны имеют общие стремления;
когда имеется конфликт интересов между двумя стра- нами;
актор соответствует стереотипам, исповедуемым СМИ;
информация является полезной для читателей;
в действиях актора присутствует человеческий интерес.
Здесь важным является в принципе попытка поставить подобную зыбкую реальность на объективную почву. Процессы порождения и потребления информации имеют свои этнические особенности. Это отражается как на подборе своего типа ключевых коммуникаторов для данного сегмента аудитории, так и на интересе к той или иной тематике. Каждое общество вырабатывает также свои способы коллективного потребления информации, оформления общественного мнения в те или иные типы информационных продуктов. В результате опоры на уже имеющиеся в данном обществе типы потребления ин- формации возрастает эффективность воздействия. Так, первые американские листовки в период войны с Япони- ей вызывали смех у солдат 13 . Однако после работы над изменением тематического содержания, лингвистическо- го и графического компонентов ситуация изменилась. То 388 есть без учета этих составляющих пропагандистская ком- муникация обречена на провал. Специалисты также под- черкивали, что японцы более серьезно относятся к выбо- ру того или иного слова, чем представители западных цивилизаций. Следует также принимать во внимание разные типы метафоризации действительности, свойственные той или иной культуре. Например, западная культура рассматри- вает время сквозь призму ресурса, сходного с деньгами, цель трактуется в виде движения в определенном направ- лении 14 . Вспомним советскую трактовку многих мирных явлений через метафору войны, например, "битва за уро- жай". Западная метафора "железного занавеса" позволя- ла в результате вести ситуацию до логического предела – "империи зла". В целом каждый тип аудитории обладает своими пред- почтениями в области потребления информации. По этой причине в обстоятельном исследовании психологи- ческих операций в Боснии подчеркивается: "Подразделе- ние по психологическим операциям должно адаптировать свое сообщение под целевую аудиторию. Чтобы сообще- ние было эффективным, кампания по психологическим операциям должна использовать аргументы, существен- ные с точки зрения местной культуры и представлять их в виде, который будет влиять на целевую аудиторию" 15 . В случае войны в Боснии это стало одним из минусов кампании, поскольку не были привлечены местные экс- перты. Первые четыре социологических опроса не учиты- вались для построения кампании. Лишь потом команды вышли на темы, важные для населения, какими оказа- лись две: экономика и полиэтничность. Лишь на послед- нем этапе возникло предварительное тестирование про- пагандистских материалов среди местных жителей, работающих на военных, которое было призвано заме- нить отсутствие экспертов. Как видим, слабое знание ме- стной аудитории прямо ведет к неудаче кампании. В заключение приведем список барьеров, мешающих изучению этнических характеристик потребления и по- рождения информации. Хотя эти барьеры приводит ис- 389 следователь другой сферы, но они вполне применимы и в нашем случае 16 :
высокомерие исследователей из других стран;
отсутствие информации;
отсутствие понимания чужой картины мира, культу- ры, космологии;
неадекватные исследовательские техники;
слабый контакт с местными консультантами;
этноцентризм;
работа с недостаточным объемом ресурсов;
отсутствие сочувствия;
рассмотрение местных жителей как чистый объект для изучения;
необходимость установления взаимовыгодных отно- шений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этноинформациология» з дисципліни «Психологічні війни»