МИКРОСОБЫТИЕ, УСИЛЕННОЕ СМИ, СТАНОВИТСЯ МАКРОСОБЫТИЕМ
А любое макрособытие уже является элементом поли- тики. Без реагирования на него политика невозможна. В результате СМИ выводят властные структуры в ситуацию реагирования, выбора того или иного типа поведения из альтернативного набора. Хотя это и основа политики, но это достаточно болезненный процесс из-за не полностью предсказуемых последствий такого выбора. Властные структуры пытаются управлять СМИ, чтобы не оказы- ваться в невыгодных для себя контекстах. А самое глав- ное – принимать решение вне условий давления со сто- роны общественного мнения, заданного освещением события в СМИ. Информационное пространство стало таким же полем ведения боевых действий, как воздушное, морское или сухопутное. Поэтому возникли проблемы его контроля и управления происходящими там процессами. Появление 357 противника в этом пространстве приводит к организации противодействия ему. Защита своих процессов сбора и обработки информации ведется параллельно с вмеша- тельством в такие же процессы со стороны противника. Информационное пространство перестало быть абстракт- ной реальностью тогда, когда оно стало доступно для воз- действия. Ф. Тэйлор подчеркивает, что перед нами чет- вертое измерение (помимо военного, экономического или дипломатического), отражающее "интеллектуальное поле боя", где ведется борьба за сердца и разум 5 . Американские аналитики вводят требование контроля информационной реальности 6 , точно такие же, как при контроле космической, морской, сухопутной, воздушной реальностей: "Информация является следующей реально- стью, которую мы должны контролировать, чтобы дейст- вовать эффективно и с существенной экономией силы". Причем речь идет не только о воздействии на вооружен- ные силы, но и на мирное население. Например, в офи- циальном американском документе, разрабатывающем концептуальные основы информационных операций 7 ут- верждается следующее: "Телевидение и другие масс-ме- диа предоставляют средства для защиты или подрыва во- ли целых народов". Влияние информационных технологий, как считает Т. Томас, приводит к следующим последствиям 8 :
происходит сближение военного и гражданского сек- тора, поскольку военно-техническая революция вы- росла именно из развития коммерческого сектора;
информационные технологии позволяют получение асимметрической атаки от более слабого оппонента;
информационные технологии дают возможность под- держивать присутствие за рубежом с помощью мень- шего объема средств, поскольку позволяет реализо- вывать виртуальное присутствие в любой точке зем- ного шара, а также проведение мониторинга областей потенциального конфликта;
информационные технологии связывают Пентагон с любой точкой на поле боя; 358 информационные технологии помогают в открытии новых нелетальных видов оружия, основанных на физических принципах (акустического, микроволно- вого и др.);
информационные технологии привнесли многочис- ленные изменения в военное искусство;
информационные технологии изменили стратегию: от концентрации сил в определенной точке пространст- ва и времени к поиску уязвимых точек в информаци- онной инфраструктуре и оборудовании;
информационные технологии могут воздействовать на самое слабое звено на поле боя – разум индиви- дуального солдата.
Последний тип цели стал основным в когнитивном на- правлении в информационной войне, разрабатываемом аналитиками ВВС США. Ричард Шафрански говорит об информационной войне как об использовании инфор- мационного оружия для воздействия на системы знаний и представлений противника 9 . Целью информационной войны становится воздействие на выбор противника, оп- ределяющий его поведение. Поскольку речь идет о воз- действии на системы знаний и представлений, то даже примитивные типы обществ становятся объектом воздей- ствия в информационной войне. Этим, кстати, его модель информационной войны отличается от представлений других аналитиков, которые считают, что аграрные обще- ства не имеют равных индустриальным или информаци- онным обществам точек уязвимости. Если в развитых об- ществах информационное оружие может быть направлено на телекоммуникационные системы, то в примитивных обществах объектом воздействия могут стать тотемы и та- бу. В результате уязвимость по отношению к информаци- онному оружию становится универсальной. В другой своей работе Р. Шафрански называет в каче- стве цели информационной войны воздействие на разум лидеров противника и разум граждан их стран 10 . Инфор- мационное оружие трактуется им как воздействие на ра- зум, чтобы заставить противника подчиниться чужой во- 359 ле. В любом случае информационное оружие выгодно для того, кто его применяет, поскольку позволяет при мини- муме исходных усилий получать серьезные последствия, выгодные для себя. Другой представитель этого направления Дж. Стейн (также на тот период представлявший Военно-воздушный университет в Алабаме) говорит, что информационная война имеет дело с тем, как люди думают и принимают решения 11 . В результате он уделяет особое внимание со- зданию фиктивных контекстов, на основании которых бу- дущий противник будет вынужден принимать неверные решения, для чего могут быть использованы даже голли- вудские технологии по созданию псевдореальности. Це- лью информационной войны, по его мнению, становится контроль "инфосферы". В результате своего анализа он приходит к следующим выводам на будущее:
отсутствие контроля за информационными техноло- гиями может быстро привести к уровню США другие страны;
в современном мире потенциальные оппоненты мо- гут просто скопировать чужие технологии, совершив рывок в этом направлении;
пока американские военные подходы неправомерно трактуют информационную войну как усиливающую традиционные подходы, появление новых стратеги- ческих подходов к информационной войне полно- стью поменяет традиционные представления.
В другой своей работе он видит серьезные недостатки в подходах США к проблематике информационного противо- борства 12 . При этом он перечисляет следующие моменты:
открытое общество типа США обладает большим объ- емом точек уязвимости для стратегических информа- ционных атак;
на сегодня не прояснены политические и юридичес- кие вопросы по поводу информационной войны;
плюрализм современных демократических обществ не дает возможности выработки единого мнения по информационной политике; 360 человеческий разум, выступая в качестве субъекта и объекта цели, требует более серьезной предваритель- ной подготовки по изучению национальных характе- ристик целевой аудитории.
При этом возникает ряд неразрешимых проблем. Например, целью информационной войны является "обезглавливание" страны, т.е. разрушение коммуникаций между лидерами и страной. Но, как пишет, Дж. Стейн, в этом случае будет трудно вести последующие переговоры с этими лидерами. Все эти подходы позволяют посмотреть по-иному на информационное пространство, на те методы управле- ния, которые уже получили то или иное развитие в совре- менном мире. Рассмотрим подробнее некоторые из них. Стандартным путем воздействия в рамках психологи- ческих операций является явление, которое мы обозна- чим как информационное сегментирование. В рамках этого подхода воздействие на одно общественное мнение идет посредством другого общественного мнения. Например, во время венгерских событий 1956 г. радиовещание за- падных стран давало высказаться интеллигенции с тем, чтобы ее неудовлетворенность была перенесена на все население. Это, кстати, было общей закономерностью данного типа пропаганды. Вещание во времена вьетнам- ской войны также строилось по этому принципу. Совет- ская схема пропаганды внутри страны делала обратный перенос – перенос удовлетворенности какой-то одной социальной группы на все население. Радио выступает как ретранслятор этой удовлетворенности/неудовлетво- ренности от отдельного сегмента ко всему обществу. Мы можем изобразить это следующим образом:
неудовлетворённый сегмент удовлетворённый сегмент1 ретранслятор удовлетворённый сегмент2 удовлетворённый сегмент3 удовлетворённый сегмент4 361 В прошлом, когда подобных технических средств не было, таким ретранслятором мог быть просто конкрет- ный сегмент общества, например, высший класс, под ко- торый постепенно перестраивалось все общество. Ин- формационное сегментирование присутствует и в этом случае, поскольку информация, исходящая из сегмента общества, покрывает все общество, переводя его на но- вые типы поведения. Сегмент может быть и внешним. Примером может слу- жить известная фраза советских времен "все прогрессив- ное человечество", которое выступает как элемент под- держки тех или иных начинаний. Информационное давление может быть направлено на то, чтобы получить в ответ определенные информацион- ные или иные действия. Например, обвинение может быть представлено следующим ответным действием противо- положной стороны: опровержение, отставка. Позитивное давление может выражаться в виде одобрения. Негативная информация сразу же вызывает более сложную схему взаимодействия. Позитивная информа- ция не вступает в противоречие, если до этого не было введено негативного фактажа. Негативная информация вступает в противоречие, поскольку требует дополнитель- ной аргументации, дополнительных фактов. Информационное пространство сориентировано на не- гативную ситуацию, которая, как правило, скорее попа- дает в масс-медиа. Следовательно, подобное событие труднее замолчать. Это событие более ненормировано, поэтому оно привлечет большее внимание. Точнее мож- но сказать, что есть два варианта нормы. Любое событие реального мира отражает иллюстрацию какого-то правила, оно не выпадает из модели мира. Но событие "встреча премьер-министра с иностранным послом" отражает "грамматику" стабилизации мира. Событие "извержение вулкана Этна" отражает тоже грамматику, но уже дестаби- лизации. И вот подобные дестабилизирующие события в большей степени привлекают внимание, поскольку явля- ются менее частыми. С другой стороны, они психологиче- ски также более привлекательны, поскольку человек может 362 проигрывать отрицательную ситуацию, сидя в кресле у телевизора. А даже по детям видно, что они в определен- ной степени жаждут отрицательной информации, напри- мер, когда требуют рассказать им сказку, которая включает элемент страха. Поэтому набор телевизионных новостей обязательно включит в себя то ли землетрясе- ние, то ли наводнение в далекой стране, о которой до этого зритель мог и вообще не знать. Но событие отри- цательного контекста оказывается столь важным, что оно попадает в глобальную сеть, даже имея своим происхож- дением малоизвестную страну. Последствий природного порядка для других стран это событие не несет, так что его появление обусловлено чисто психологическими при- чинами. Сознательное создание информационного вакуума по какому-то вопросу с последующим распространением ин- формации о нем также можно рассматривать как вариант использования информационного давления. Это доста- точно частый случай косвенного управления масс-медиа в период военных конфликтов. Властные структуры закры- вают информацию по данному вопросу, затем выдают ее в безальтернативном режиме. Нужная информация в этом случае получает максимальное распространение. Еще одним вариантом информационного давления можно считать работу в рамках цикла принятия решений противником. Пока противник анализирует полученные данные, чтобы принять решение, другая сторона своими действиями меняет исходную расстановку сил. В резуль- тате противник все время запаздывает, принимает реше- ние в старом контексте, не соответствующем действи- тельности на данный момент. То есть действия более быстрые, чем у противника позволяют загонять его в угол, не давая ему возможности реального и правильного реагирования. Информационное доминирование имеет задачей не дать противоположной стороне воспользоваться во всей полноте информационным пространством. Право контроля и экс- плуатации его достается только одной стороне. Например, Р. Пфальцграф и Р. Шульц связывают национальную мощь 363 с информационным доминированием: "Национальная мощь может быть оценена по способности достичь инфор- мационного доминирования и возможности лишать врага информации" 13 . Другая часть аналитиков, действуя более осторожно, признает это невозможным, считая, что нельзя заблокировать информационное пространство подобно морскому, например. Поэтому информационное доминиро- вание можно также понимать в аспекте задания приорите- тов, в рамках которых движется массовое сознание. Однако информационное доминирование можно рас- сматривать и не в аспекте блокировки действий другого, а в переходе на более быстрые и качественные способы обработки информации одной стороной и созданию пре- пятствий для этого другой стороне. Тогда информацион- ное доминирование становится суммарной составляющей переигрывания противника на информационном поле. Он также продолжает свои действия, но ни по их интен- сивности, ни по их качественности не может приблизить- ся к победителю. Можно выделить информационное ускорение и инфор- мационное торможение, призванные ускорить/замедлить прохождение события по информационному пространст- ву. Замедление, к примеру, может быть вызвано нежела- нием одной из сторон придавать событию большую зна- чимость, поскольку оно является невыгодным для нее. По этой причине событие не допускается в основные СМИ. А маргинальные СМИ не имеют такого воздейст- вия на массовое сознание. В период подготовки войны в Персидском заливе жур- налисты получили большую свободу действий в описании высадки с моря, чем было создано необходимо информа- ционное ускорение. Когда Ирак был сориентирован именно на этот тип начала боевых действий, реальное вторжение пошло по другому пути. То есть для освеще- ния одного объекта было создано информационное уско- рение, для освещения другого – информационное тор- можение (замедление). Информационное пространство диктует те или иные характеристики пространству реальному. Однако для это- 364 го требуется серьезная поддержка объектов информаци- онного пространства реальными действиями. Листовка о будущей бомбардировке расположения части, которая использовалась как во Вьетнаме, так и в случае войны в Персидском заливе, является информационно действен- ной именно по причине поддержки ее обычными средст- вами в виде предыдущих бомбардировок. С. Коллинс, к примеру, вообще говорит о войне в Боснии (1992-1995) как о борьбе за восприятие, где сухопутная война высту- пала в роли поддерживающего фактора 14 . Еще одной осо- бенностью этой войны, по его мнению, является то, что в то время как сербы направляли свои информационные усилия на внутреннюю аудиторию, боснийские мусуль- мане заботились о влиянии на международную аудито- рию. То есть информационное пространство носит в определенной степени сложный характер, где есть между- народные и национальные компоненты. Вхождение в конкретный сегмент информационного пространства с целью проведения информационного обма- на позволяет манипулировать принятием решений у про- тивника. В результате такого воздействия, как считают американские аналитики 15 , противнику придется управ- лять своими подразделениями с помощью средств девят- надцатого века, в то время как американские вооружен- ные силы будут использовать средства двадцать первого века. Соответственно, информационные технологии предоставляют своим войскам доступ к самым свежим данным разведывательного характера, лишая таких дан- ных противника. Распространенность информационного обмана/мани- пуляции привела Т. Томаса к формулировке определен- ных правил, призванных выявлять подобные ситуации манипулятивной техники 16 :
быть более чувствительным к угрозе манипуляции: получая сообщение, понимать, какие источники могут стоять за ним;
читатели и лица, принимающие решения, должны учитывать контекст, в рамках которого происходит освещение события; 365 какие методы манипуляции могут быть обнаружены;
следует научиться нейтрализовать манипуляцию и оце- нивать привнесенный ею ущерб.
Т. Томас также расширяет применение манипулятив- ных техник, относя их не только к военному времени. Он пишет: "Американцы недооценивают термин манипуля- ция, когда оценивают свою собственную систему, связы- вая этот термин только с методами иностранной пропа- ганды. Но он широко распространен и в нашем обществе, особенно в рекламе, когда компании пытаются убедить вас или манипулировать вами, чтобы заставить купить их продукты. Манипуляция имеет место даже в усилиях пер- сонала Белого дома по формированию имиджа президен- та, чтобы собрать ваши голоса". К сожалению, слово "ма- нипуляция" несет несомненный негативный оттенок, но тут, по сути, речь идет о том, чтобы выстроить тип сооб- щения, который был бы наиболее эффективен. Тогда лю- бое внимание к сообщению должно считаться манипуля- цией: когда Лев Толстой переписывал свой текст, чтобы улучшить его, он тоже занимался манипуляцией. Переход от сырого и случайного текста к более эффективному обя- зательно включает в себя его усиление. С. Дацюк называет манипуляционной коммуникатив- ной стратегией захват смыслового пространства комму- никации для навязывания другому участнику своей ком- муникативной стратегии и своего видения реальности 17 . Манипуляция, по его мнению, имеет место также и тог- да, когда один из участников коммуникации имеет стратегию, а другой ее не имеет. В результате происходит естественное навязывание этой стратегии. Чисто логиче- ски, он выделяет два шага манипуляционной коммуника- тивной стратегии:
захват смыслового пространства;
удержание коммуникации внутри захваченного смыс- лового пространства.
При этом следует признать вполне возможным вариан- том и манипулятивные возможности работы в реальном пространстве с последующим отражением этого в инфор- 366 мационном пространстве. Мировой яркий пример это- го – взрывы на базаре в Сараево в августе 1995 г., кото- рые были объявлены как исходящие от сербов. Через час Си-Эн-Эн передало, что есть свидетельства этому, хотя в настоящий момент так уже не считается. Происходит ин- формационный бум, который приводит к бомбардировкам со стороны НАТО. По этой же модели США вводят свои войска в Сомали после того как Си-Эн-Эн удалось пока- зать голод в Сомали. В Судане ситуация была такой же, но журналистам не дали визы на въезд в страну и собы- тия в Судане не получили должного освещения. Практи- чески по этой же модели взрывы в Москве в 1999 г. приводят к вводу войск в Чечню. Аналогично нет одно- значного доказательства чеченского происхождения этих взрывов. Все это приводит к следующей модели воздей- ствия на реальность с опорой на новостные механизмы данного общества:
Событие, не поддающееся однозначной оценке СМИ, порождающие однозначную оценку Военно- политическое решение
При этом в этой цепочке происходит потеря сомнения. Как при любой устной передаче нечто вопросительное в результате становится утвердительным. Кристофер Лэм, в отличие от многих, не столь катего- ричен в подобных оценках, считая, что сами по себе кад- ры видеоизображений не могут служить аргументом для интервенции Соединенных Штатов. "Более существен- ным является влияние съемок в реальном времени самих операций после того, как решение было принято. Экспо- нентный рост видеоизображений, который не поддается контролю, означает, что военные операции будут привле- кать беспрецедентное внимание к себе в будущем. Начи- ная с Вьетнама, американский народ имея все больший доступ к видеоотражению военных операций США с по- следующим влиянием на политику" 18 . 367 Интересно, что здесь перед нами образовались две ключевые точки такого влияния. Часть аналитиков видит точку уязвимости в период, предшествующий решению, часть – в процессе осуществления военной операции. Но в любом случае речь идет о том, что факт или событие, выносимое в публичную сферу, в данном случае в инфор- мационное пространство, уже не может остаться без вни- мания. Следовательно, информационное событие начи- нает влиять на реальные события, формируя их под себя, под свою интерпретацию, поскольку именно они высту- пают в качестве источника влияния. Можно привести также метод информационного шума, при котором порождение дополнительных сообщений призвано увести от основного сообщения, спрятать его. Но увести внимание можно только порождением более сильных в коммуникативном плане сообщений. Так, Фонд эффективной политики Г. Павловского, пытаясь увести интерес журналистов от критики Г. Зюгановым су- ществующей власти, сообщил, что на пресс-конференции последнего речь пойдет о его сближении с В. Жиринов- ским. Этот "шум" оказался настолько сильным, что Г. Зюганову не удалось адекватным способом рассказать то, что он собирался. Естественно, что в данном случае были также задействованы "свои" журналисты, которые не упоминаются. То есть на один тип организации ком- муникативного события была наложена другая организа- ция, и подготовленная модель проведения пресс-конфе- ренции оказалась неэффективной, поскольку не была готова к альтернативному управлению своим же комму- никативным событием. Близкая к этому ситуация возникает, когда скрывается оригинальный источник сообщения. Спецслужбы при размещении своих сообщений для воздействия на массо- вое сознание меняют тип источника коммуникации у своего сообщения. Многочисленные примеры этого рода, в том числе и работа против Р. Рейгана или М. Тэтчер приводятся в книге Гордиевский О., Эндрю К. Разведыва- тельные операции от Ленина до Горбачева. – М., 1999. Соответствующий отдел КГБ СССР, который занимался 368 дезинформационной деятельностью, был создан еще в 1959 г. и именовался Службой А ("активных мероприя- тий"). Этот метод можно обозначить как смена информа- ционного источника. Те или иные западные журналисты, например, на протяжении десятилетий проводили нуж- ную для СССР информационную политику в западном информационном пространстве. Эти методы используются также для работы в своем собственном информационном пространстве, что явству- ет из слов руководителя управления Президента РФ по связям с общественностью Д. Молчанова: если пресс- служба всегда работает “вбелую” официально, без интриг, то управление по связям с общественностью такие интри- ги себе позволяет, вплетая время от времени в общий ин- формационный поток некоторые сведения без ссылки на ис- точник 19 . Можно построить следующую типологию изменения источника:
исходный источник усиление более авторитетный источник
исходный источник расширение множество источников
исходный источник сокрытие без источника
исходный источник занижение внесение сомнений в источник
В последнем случае, борясь с оппонентом, занижают, например, честность и добропорядочность источника ин- формации, пытаясь тем самым перенести отрицательные характеристики с самого источника на его информацию. Расширение представляет собой достаточно частый для советского времени процесс, когда одно и то же сообще- ние начинает максимальным образом тиражироваться и пересказываться. 369 Информационное пространство стало реальностью, когда возникли практические возможности по его кон- тролю. Воздействие в рамках информационного прост- ранства позволяет решать задачи в рамках реального про- странства, что говорит не только об их зависимости друг от друга, но и об определенной синхронизации некото- рых процессов, имеющих место в пространстве информа- ции и пространстве реальности. При этом возможны си- туации по решению задачи в одном пространстве с помощью изменений, вносимых в другое пространство, что позволяет построить следующую таблицу потенци- альных возможностей:
задача поставлена в пространстве... решение находится в пространстве... информации Информации информации Реальности реальности Реальности реальности Информации
Информационное пространство отлично от пространст- ва реальности тем, что является бесконечным. Можно на- звать три существенных следствия из этого его свойства:
в информационном пространстве нельзя победить большей физической массой, как это имеет место в случае обычной войны;
информационное пространство нельзя заблокировать подобно реальному пространству;
в информационном пространстве всегда возможно открытие новой дополнительной ниши.
Обратным по отношению к бесконечности информа- ционного пространства свойством является отмечаемая А. и Х. Тоффлерами характеристика будущих коммуника- ций как индивидуализированных под каждого из возмож- ных типов потребителей. "Направляя сообщения на ау- диторию в рамках обществ третьей волны, завтрашний манипулятор масс-медиа, как и рекламные агентства бу- дущего, будут демассифицировать сообщения, создавая 370 различные версии для каждого сегмента аудитории – од- на для афро-американцев, другая – для азиатов, еще од- на для докторов, следующая – для одиноких мам, если ситуация требует этого. [...] Такая сегментация, однако, является только первым шагом к конечной цели: индиви- дуализации. Теперь каждое сообщение будет задано так, чтобы произвести максимальное воздействие на отдель- ного человека, а не группу" 20 . В этой области мы можем попытаться разграничить психологические и информационные операции. Работа в области информационного пространства шире, в рамках нее могут решаться задачи не только по психологическо- му воздействию на людей. Это может быть наращивание благожелательной информации об организации/структу- ре в информационном пространстве, как это имеет место в рамках, например, паблик рилейшнз. Психологическое воздействие при этом является косвенной целью. Когда же психологическое воздействие становится целью номер один, когда оно смещается с воздействия на группу на воздействие на одного человека, мы несомненно имеем дело с психологическими операциями. Но и то, и другое можно рассматривать как работу в рамках информацион- ного пространства, только затронутыми при этом оказы- ваются разные его сегменты.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МИКРОСОБЫТИЕ, УСИЛЕННОЕ СМИ, СТАНОВИТСЯ МАКРОСОБЫТИЕМ» з дисципліни «Психологічні війни»