В свое время на смену термина "психологическая вой- на" пришел термин "психологические операции", по- скольку война предполагает действия только в условиях ведения подлинной войны, а операции возможны и в си- туации мира. Здесь могут ставиться как конструктивные, направленные на поддержание стабильности, так и дест- руктивные задачи, направленные на разрушение стабиль- ности системы 1 . Психологические операции входят в ка- честве одной из составных частей в процесс информационной войны. Другой ее составляющей явля- ются разного рода компьютерные варианты разрушения информационных сетей, направленные в числе прочего и на процессы принятия решений. В сумме эти составляю- щие можно представить в следующем виде:
информационная война
компьютерная атака психологическая операция информационная операция
Психологическое состояние является определяющим для избрания того или иного варианта поведения. Напри- мер, Л. Троцкий так характеризовал предреволюционную ситуацию в России: "Рабочий класс борется и растет в непрестанном сознании того, что противник имеет над нами перевес. Это обнаруживается в повседневной жиз- ни на каждом шагу. У противника – богатство, власть, все средства идейного давления, все орудия репрессий. Привычка к той мысли, что враг превосходит нас силой, является составной частью всей жизни и работы револю- ционной партии в подготовительную эпоху. Последствия тех или других неосторожных или преждевременных дей- ствий самым жестоким образом напоминают каждый раз о силе врага. Но наступает момент, когда эта привычка считать врага более сильным превращается в главное пре- пятствие на пути к победе" 2 . Как видим, здесь то или 337 иное психологическое состояние предопределяет буду- щие варианты поведения. Или другой пример: в прези- дентских выборах 1996 г. в России или 1999 г. в Украине штабами действующих президентов активно подогрева- лись амбиции лидеров "третьей силы", чтобы не дать им объединиться. В результате Г. Явлинский и А. Лебедь в России и А. Мороз и Е. Марчук в Украине двигались к финишу самостоятельно. В коммуникативной сфере решаются многие принци- пиальные проблемы политики. Таким феноменом стано- вится рост рейтинга премьера России В. Путина. Андро- ник Мигранян отмечает в "Независимой газете" 3 : "В Америке популярность Рейгана обьяснялась в том числе и тем, что его называли Великим Коммуникатором, то есть человеком, который является посредником между обществом и властью и обьясняет народу смысл и на- правление политики своей администрации. Не обладая харизмой и актерскими способностями Рейгана, Путину удалось за несколько недель превратиться в эффективно- го посредника между обществом и российской властью по чеченскому вопросу. Положительная реакция общест- ва на эту роль Путина говорит о том, насколько общест- во соскучилось по продуктивному диалогу с властями". Но все эти характеристики, в том числе и сознательно подчеркиваемая имиджмейкерами премьера (насколько это возможно) отстраненность Путина от Кремля, созда- ются конкретной командой. "Московский комсомолец" 4 перечислил внушительный список имен, стоящих у про- пагандистской машины премьера. Одновременно тут следует подчеркнуть определенный резонанс, который получают в массовом сознании те или иные высказывания В. Путина, которые выпадают из привычной риторики. Это признают даже критики пре- мьера. Cр. следующее высказывание: "Все эти месяцы не только любое известие об очередном, даже мизерном ус- пехе на чеченском фронте, но и любая достаточно воин- ственная или хотя бы достаточно развязная фраза, демон- стрирующая решимость премьера добиться этого успеха, – вспомним тут намерения "замочить в сортире", 338 обещания "поцеловать, если захотят", советы "жаловать- ся Папе Римскому" и прочие мерзости, – воспринимает- ся российским обществом с каким-то истерическим вос- хищением. А восторг, в свою очередь, так легко конвертируется в вожделенные пункты социологических рейтингов, что толкает власть лишь на новые бессмыс- ленные и безрассудные жестокости, опять порождающие воинственную риторику, в которой все явственнее звучит бандитский жаргон" 5 . Интересно, что эти эпатажные высказывание на вербальном уровне соответствуют в чем-то подобным же ситуациям на уровне поступков, ха- рактерным для "раннего" Ельцина. Вероятно, в чем-то эта модель поведения сходны: ненормированность пове- денческая и ненормированность вербальная. НАТО в своей работе по поддержанию мира в бывшей Югославии использует так называемые информационные операции. Общим элементом между психологическими и информационными операциями является работа в агрес- сивной по отношению к вводимым сообщениям среде. Раз- ницей между ними, вероятно, следует признать позитив- ную или негативную ориентацию этих сообщений. Если информационные операции могут быть сориентированы и на процессы стабилизации, то психологические операции более сориентированы на дестабилизирующие процессы. Естественно, наши стандартные советские представле- ния об идеологической работе вполне мирно уживаются с представлениями о психологических операциях. И в том, и в другом случае речь идет о воздействии на массо- вое сознание: только в случае идеологической работы мы ставили цели стабилизации ситуации, в случае психоло- гической операции, как правило, ставятся цели дестаби- лизирующего характера. При этом можно воздействовать как на всю систему, так и на отдельные ее элементы без желания затронуть системные параметры, а только пыта- ясь избавиться от ее отдельных элементов. Исходя из двух факторов (стабилизация/дестабилиза- ция как цель и воздействие на всю систему или на ее эле- мент) можно построить необходимую типологию воздей- ствующих операций: 339
Цель/Охват система элемент стабилизация кризисные коммуникации информационная операция дестабилизация психологическая операция война компромата
Это несколько условное деление все равно позволяет прояснить направленность того или иного типа воздейст- вия. Еще раз подчеркнем при этом, что речь идет не только об операциях, связанных с военными действиями. Мирное время также полно подобных задач, ведь аксио- мой западного мира стала обязательность информацион- ной поддержки для любого важного действия. К приме- ру, в поддержку прохождения закона или ратификации договора в парламенте в масс-медиа обязательно начина- ется соответствующая информационная кампания, доста- точно системная и в сильной степени эшелонированная, куда включаются поездки по стране с выступлениями, дискуссии в прессе, подготовка соответствующих телепе- редач и фильмов. Ничего не происходит просто так, а требует серьезной подготовки. То есть и мирное время выдвигает задачи, требующие решения. Это не только "война компроматов", которая первой приходит на ум, когда мы слышим слова об информационной войне. Председатель подкомитета по информационной безо- пасности Госдумы России Владимир Лопатин говорит в своем интервью "Комсомольской правде" 6 : "Сейчас на Западе на разработку информационного оружия тратится денег больше, чем на ракетно-ядерные программы. С пя- тидесятых годов в США ведутся военные разработки воз- действия на психику человека. Такие программы прово- дятся в университетах Германии, Австрии, Франции, Италии, Японии, Израиля, Китая". Как показали много- численные современные публикации, в свое время Со- ветский Союз активно занимался исследованиями по разработке психотронного оружия. Определенные манипулятивные возможности масс-ме- диа были продемонстрированы миру в случае военных 340 конфликтов на Фолклендах, в Гренаде и Панаме, во вре- мя войны в Персидском заливе. Была отработана опреде- ленная модель, которая доказала свою эффективность. Как пишут современные исследователи: "Конфликт в Персидском заливе ввел новый фактор – двустороннее использование масс-медиа – как для выдачи дипломати- ческих сигналов, так и для информирования, если не для реальной разведдеятельности" 7 . В свою очередь и Советский Союз в случае начала вой- ны с Германией, и США во время нападения на Пирл- Харбор ощутили роль и значимость проводимых против них кампаний по дезинформации, что заставляет уделять этой сфере более пристальное внимание. Психологическую войну/операции мы определяем как воздействие с помощью изменения психологического кон- текста для влияния на индивидуальное и массовое созна- ние. Изменение информационного контекста является лишь одним из ряда возможных. Примерами других ва- риантов является давление группы на принятие реше- ния, что является решением в области психологии, как в качестве изменения экономического контекста можно рассматривать выплаты задолженности по зарплатам в избирательных технологиях СНГ. То есть мы можем найти решение психологического контекста не только в области собственно психологии, но и в информацион- ной, экономической, социальной, политической облас- тях. Все они могут иметь решающие последствия в психологическом плане. В этом плане неверно, напри- мер, как это пишется в "Комсомольской правде" 8 , гово- рить о свадьбе Басаева как элементе информационной войны, придуманном для поднятия духа боевиков. Это явный элемент психологической войны. Однако инфор- мационный сегмент все равно оказывается задейство- ванным для донесения данной событийной коммуника- ции до населения. То есть данный тип воздействия представим в следующем виде: 341
сегмент ретранслятор цель психологический экономический информационный аудитория политический социальный
Психологические операции активно меняют те или иные контексты, чтобы в результате повлиять на выбор нового типа поведения. Человек сам готов прийти к это- му выбору, психологические операции выступают в роли определенного катализатора событий, необходимых для коммуникатора. Психологические операции своей акцентуацией опре- деленных характеристик объекта не просто меняют их приоритетность в восприятии, но и могут в определенной степени искажать объект. Любой объект обладает как по- зитивными, так и негативными характеристиками, его освещение может выпячивать те или и другие характери- стики. Например, о визите Папы Римского в Грузию скептический голос России говорил следующее: "Мос- ковское телевидение крупно показало пустые места во время папской мессы – но пустые места были только в секторе за алтарем, куда просто никого не сажали, и сре- ди элитарных кресел, а обычные трибуны были забиты до отказа. Кому не досталось билета, молился снаружи под дождем, и восемь священников с чашами вышли и до- вольно долго причащали этих героев. Московские газеты подчеркивали, что папе не дали провести мессу на пло- щади, но надо видеть эту площадь, в центре которой ле- жит пятиметровый макет бутылки вина. На ней бы не уместилось четырнадцать тысяч человек (столько вместил Дворец спорта), не говоря уже о дожде" ("Итоги", 1999, № 46). Возможности позитивного или негативного осве- щения одного и того же события, например, реального визита Путина к выигравшему выборы президенту Тад- жикистана, продемонстрировала программа "Глас наро- да" (НТВ, 1999, 16 нояб.), создав для примера два совер- шенно противоположных сюжета. 342 Поэтому путь, который проходят псиоператоры (есть и такой термин в рамках американской терминологии), мож- но представить себе как состоящий из таких трех этапов:
отбор выгодных для коммуникатора характеристик объекта (чаще всего отрицательных),
постоянная иллюстрация этих характеристик факти- ческими примерами, чем в сознании аудитории случай- ные характеристики становятся закономерными,
самостоятельное принятие решения аудиторией в нуж- ном для коммуникатора направлении.
Все это можно проиллюстрировать на примере войны в Югославии, где выбросы нужной информации шли один за другим. Сначала министр обороны США заявил об убийстве в результате этнических чисток 100 тысяч албан- цев. Затем в этом же духе выступил президент Клинтон. Потом выступил министр обороны Великобритании, явля- ющийся сегодня генсеком НАТО, Дж Робертсон, цифра которого достигла уже 600 тысяч албанцев. Но поскольку слова значат мало в сегодняшнем мире, то телезрителям принялись демонстрировать могилы и трупы. В целом пе- ред нами прошли три последовательных процесса:
Отбор Усиление Иллюстрация
Был создан несомненный контекст второй мировой войны, где сербы заняли нишу фашистов, с активным ис- пользованием обозначений, активирующих именно это прочтение ситуации (этнические чистки, лагеря, массо- вые убийства). Создав подобный контекст, легко можно было оправдать решение о бомбардировках. Но что же оказалось на самом деле? Как пишет сего- дня "Коммерсант-Власть" 9 : "Война закончилась. Оценки массовых убийств становились все скромнее: 44 тысячи, 22 тысячи, 10 тысяч погибших. И вот на прошлой неделе эксперты ООН доложили Международному трибуналу в Гааге, что за пять месяцев работы в Косово им удалось обнаружить 2,5 тысячи трупов. Что же до их этнического происхождения, времени, места и причин смерти – в этом еще надо разбираться". 343 Следует отметить, что пропагандисты должны были за- планировать также и развитие событий во времени; созда- вая определенную драматургию нарастания, чтобы бом- бардировки выступили в роли снятия напряжения, которое искусственно было поднято до заоблачных высот. Возьмем другой пример: слушания в Совете Безопас- ности ООН по поводу вторжения Ирака в Кувейт. Имен- но там главным был рассказ о зверствах иракских солдат и проводилась параллель между Саддамом Хуссейном и Гитлером. В результате оказалось, что пятеро из семи свидетелей выступали не под своими именами, ибо все они были подготовлены и выставлены известной фирмой по паблик рилейшнз Hill & Knowlton 10 . Здесь вновь со- здается контекст зверств со стороны противника, что оп- равдывает применение против него силы. При этом псиоператор должен принимать во внимание то, что его действия не проходят в пустом пространстве. Сторона, на которую он воздействует, защищается своей пропагандистской и контрпропагандистской деятельнос- тью. Например, американцам достаточно тяжело было воздействовать на японских солдат, поскольку те считали себя выше противника, для которого самым главным бы- ли материальные основания, тогда как для японцев – ду- ховные. Контрпропагандистская деятельность в ответ мо- жет носить даже чисто шумовой эффект, тем самым "отвлекая" аудиторию от получения "чужих" сообщений. Можно привести следующий пример из практики бывше- го СССР 11 :
"Постановление Комиссии ЦК КПСС "О борьбе с враж- дебной пропагандой" от 16 января 1959 г.
Совершенно секретно
В целях борьбы с враждебной пропагандой и лучшего ог- раждения от нее населения СССР, ЦК КПСС постановляет: 1. Обязать Государственный комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР резко улучшить качество программ радиовещания во время массированных сеансов враждебной радиопропаганды, имея в виду передачу в эти часы по центральным и местным радиостанциям мно- 344 гих разнообразных музыкальных и информационных про- грамм. 2. Рекомендовать ЦК компартий союзных республик, об- комам и крайкомам КПСС взять под особый контроль про- граммы республиканского, краевого и областного радиове- щания в часы массированных сеансов враждебной пропаган- ды на языках народов СССР"
То есть перед нами тот же метод качественного реше- ния проблемы, который в другом варианте существует на Западе в виде понятия "информационной повестки дня", когда идет борьба за попадание в приоритеты СМИ в нужном ракурсе и нужных для освещения объектов. Одновременно следует помнить о создании наиболее эффективных коммуникативных цепочек для продвиже- ния нужных контекстов к аудитории. Например, в США активно занимаются этим, ища пути выхода на население вне такого инструментария, как журналисты. Уже Ни- ксон в одном из первых своих меморандумов после при- хода к власти говорил о задействовании тех, кто активно участвовал в кампании, а затем был реально "потерян". Он призывал к тому, чтобы этот отряд активистов писал письма в редакции газет, создавая благоприятный для своей администрации контекст 12 . Никсон как бы допол- нял стандартную схему:
журналист СМИ население
схемой
население СМИ население
Подобная схема уже могла создавать информационное давление нужного вида. К этому же типу принадлежит и внимание к местным журналистам, которых американ- ская администрация рассматривает как инструментарий в противовес столичным журналистам. Внимание к устной среде распространения информа- ции характерно и для разработок ЦРУ по партизанской войне, где требуется создание из партизан, обладающих 345 наилучшими коммуникативными навыками, определен- ных пропагандистских команд 13 . Все это явления одного порядка, хотя бы потому, что чисто физически простран- ство уже заполняется нужными сообщениями. Оппонен- ту уже надо либо более качественно создавать свое собст- венное сообщение, либо спорить с введенным ранее. Он перестает быть монополистом. Подготовленный пропагандистами продукт распрост- раняется максимально возможным образом многоканаль- но. Советские примеры такого рода известны нам всем, когда идеологически нужный текст становился обязатель- ным в школе и вузе, по нему снимались фильмы, стави- лись пьесы и даже писались оперы или балеты. В военных условиях, под которые подпадают также и избирательные технологии, активно используются слухи. Например, в случае президентских выборов в Украине в 1999 г. активно поддерживался слух со стороны штаба Л. Кучмы, что "все схвачено, все куплено, подстроено пре- зидентом – лучше не дергаться". Вот что подчеркивает команда российских политтехнологов, работавших в Дне- пропетровске 14 :
"Руководители кампании набрали штат распространите- лей слухов. Все из разных слоев общества: студент несет слух своим товарищам, домохозяйка – соседям, старушки "рабо- тают" в очередях за пенсией и т.д. С каждым распространи- телем слухов провели психологический тренинг. Раз в неде- лю "сексоты" отчитывались о проделанной работе. Каждый получал по $10 в неделю. Всего слухи обошлись заказчику в $10 000.
Когда в Украине заговорили о том, что Кучма немного по- высил пенсии, желая усыпить бдительность народа, а на самом деле огромные деньги потратил на свою предвыборную кампа- нию, политтехнологи пустили ответный слух: "Виноват не президент, а неподконтрольная ему бюджетная комиссия, в которой собрались отъявленные казнокрады – враги Кучмы".
То есть используется наиболее психологически близ- кий аудитории канал, который к тому же позволяет не стесняться в средствах. На него не может последовать оп- ровержение. 346 Американские аналитики называют ряд составляющих, которые следует принимать во внимание при планирова- нии пропагандистской кампании:
реалистические цели,
анализ существующей военной и политической ситу- ации,
источники информации,
уточнение целевой аудитории и ее достижимость,
темы, которые следует использовать для достижения целей психологической операции,
темы, которых следует избегать,
каналы коммуникации, которые будут использоваться,
подбор людей и координация с другими, необходимая для выполнения данного плана.
Есть также набор ошибочных шагов, которые следует избегать для наиболее эффективного проведения психо- логической операции. Они следующие:
в чужой стране не следует подчеркивать ее зависимую роль,
не следует использовать термины, названия мер, не- ясных для целевой аудитории,
не следует просто переводить с английского на ино- странный язык, вместо этого следует дать лингвисту общую идею, а затем попытаться перефразировать ее на местном языке,
не добавляйте веры вражеской пропаганде словами или делами,
создавайте конкретные позитивные сообщения,
избегайте негатива,
не порождайте неопределенность,
при подготовке сообщения для распространения по- мните, все, что может быть неправильно понято, бу- дет понято неправильно,
не распространяйте такой пропаганды, которую про- тивник, путем изменения, может использовать в свою пользу, 347 избегайте тем, являющихся одинаково уязвимыми для страны нахождения и для вражеских войск,
не раздражайте целевую аудиторию,
не используйте сильных угроз, они должны только возбуждать потребности,
не используйте рассказы о вражеских зверствах внут- ри страны, опирайтесь на них за рубежом,
выполняйте обещания,
если есть возможность, предупреждайте гражданских лиц о будущих бомбардировках.
Как видим, сообщения в рамках психологических опе- раций готовятся с особой тщательностью, поскольку ре- ально они поступят не в благоприятную, а в агрессивную среду. И в этой среде им предстоит выиграть. Психологические войны/операции направлены, в пер- вую очередь, на помощь в выполнении военных функ- ций. Они могут помочь войскам выиграть битву нетради- ционным способом, без применения оружия. Именно такой была аргументация, например, по поводу примене- ния психологических операций в войне против Японии, когда говорилось, что каждый сдавшийся в плен япон- ский солдат уменьшает кровопролитие с двух сторон. Психологические операции могут также решать задачи легитимизации применения силы в разрешении кон- фликта, они столь же необходимы и в поствоенный пе- риод, когда их используют для уменьшения волнений среди местного населения. Каждый из этих этапов имеет свои собственные цели, которые можно представить в следующем виде:
Этап до применения силы военная ситуация послеконфликтная ситуация Цель легитимизация
применения силы уменьшение
боевого духа противника гармонизация
отношений с войсками Пример демонизация противника демонстрация
превосходящей военной мощи раздача
гуманитарной помощи 348 Как видим, все эти типы действий имеют место в пе- риод второй чеченской войны в России. Именно внима- ние к этому аспекту кардинальным образом поменяло от- ношение к военным, чего не было в первую чеченскую кампанию. Пропагандистское сообщение на вербальном уровне формулирует границы эталонного поведения, которое должно затем реализовываться на реальном уровне. И мир видел множество примеров этого рода. Как отмечает Филипп Тэйлор: "Коммуникации прошли долгий путь с тех пор, как этот тип деятельности был впервые реализо- ван на базе научного и системного подхода во время пер- вой мировой войны. Тогда психологическая война велась с помощью печатных материалов. Во время второй миро- вой войны к арсеналу было добавлено радио, а через де- сятилетия – и спутниковое телевидение, и компьютеры, и другие виды высокотехнологичных коммуникаций. Техники психологической войны были характерны для малых войн времен холодной войны, особенно в Корее и Вьетнаме, а также в конфликтах с повстанцами в Кении, Малайе и повсюду. В таком соперничестве психологиче- ская война рассматривается в основном как боевая пропаганда. Однако при биполярной и глобальной сути международного соперничества, идеологическом проти- востоянии, при котором общественное мнение стало оп- ределяющим, а массовые коммуникации стали достигать любых точек, потребовались новые и более широкие кон- цепции психологической войны" 15 . При этом в ряде случаев психологическая война ус- кользает из рук своих создателей, и этот инструментарий начинает работать в пользу оппонентов. Мартин Либиц- ки описывает ситуацию в Сомали: "Сомалийский лидер Мохаммед Аидид предстал в качестве мастера по приме- нению психологической войны. В столкновении, которое стоило жизни девятнадцати американским рейнджерам, сторона Аидида потеряла в пятнадцать раз больше – треть своей мощи. Фотографии глумящихся над трупами американских солдат, которых тащили по улицам Мога- дишо сомалийцы, передавались Си-Эн-Эн в Соединен- 349 ные Штаты, что привело телеаудиторию США к вопросу о целесообразности нахождения американских сил в Со- мали. Вооруженные силы покинули страну, а Аидид по сути выиграл информационную войну" 16 . М. Либицки также видит четыре возможных направле- ния психологической войны:
– операции против национальной воли,
– операции против командования противника,
– операции против вооруженных подразделений,
– культурный конфликт.
Он отмечает по поводу первого вида применения: "Ис- пользование психологической войны против националь- ной воли с помощью как бархатной перчатки ("относи- тесь к нам по-дружески") или железного кулака ("или по-другому") является известным и уважаемым прило- жением к военным операциям с примерами, которые мо- гут быть найдены в текстах Фукидида. Периодические "мирные инициативы" и советские парады Первого Мая демонстрируют, что им были известны эти применения, как и нам". Операции против командиров приведут к "обезглавливанию" войск, против солдат – к потере ими боевого духа. Культурный конфликт трактуется как более болезненный для всех стран, кроме США, поскольку Америка живет в рамках единства политического, но не культурного. Другие страны также подвергаются более серьезной культурной экспансии. Психологические операции носят широкое распрост- ранение, в ряде случаев реализуясь, к примеру, в виде книг-комиксов, что говорит о все расширяющемся инст- рументарии этого рода. Если проанализировать способы применения психоло- гических операций, то можно выявить два таких основ- ных типа их применения. С одной стороны, это акценту- ация определенной потребности с демонстрацией возможного пути для ее удовлетворения. Например, страх перед будущей бомбардировкой и бегство с позиций как избавление от этого страха. С другой, это введение ин- формации для принятия решения в рамках уже имеюще- гося стереотипа. Например, демонизация врага, что оп- 350 равдывает применение силы против него. Обобщенно можно сказать, что первый путь – это внедрение стерео- типа, второй – введение информации под готовый сте- реотип. Мы можем представить их в следующей таблице:
Тип Структура Пример введение стереотипа потребность, разрешение потребности сообщение о будущей бомбардировке введение инфор- мации в рамках стереотипа позитивная/ негативная информация демонизация врага, героизация своей стороны
Подчеркнем, что это только основные варианты. Но они охватывают достаточный объем случаев, включая вполне мирные. Например, выброс отрицательной ин- формации о Черномырдине был приурочен к конкретной дате: "Наблюдатели отметили немаловажное обстоятель- ство: к моменту проведения этого заседания правитель- ства В. Черномырдин в срочном порядке убыл в двух- дневный отпуск. А накануне в средствах массовой информации прошла серия скандальных публикаций о миллиардах премьера, нажитых им якобы на связи с ес- тественными монополиями" 17 . Понятны стереотипные ассоциации, связанные с подобными обвинениями. Реальные случаи могут объединять две структуры во- едино. Перестройку мы также можем трактовать таким образом. В рамках нее активно вводилась потребность в демократизации, хотя до этого на всех перекрестках гово- рили о самой демократичной сталинской (потом – бреж- невской) конституции. Введенная потребность была удовлетворена путем наращивания большого объема нуж- ной информации. Можно также говорить о блокировке/разблокировке определенного типа поведения как задаче психологичес- кой операции. Набор вариантов поведения присутствует в сознании заранее, речь идет об акцентуации того типа поведения, которое на данный момент выгодно для ком- муникатора. То ли дезертирство, то ли голосование за 351 кандидата X является уже существующей формой поведе- ния. Психологическая операция актуализирует контекс- ты, которые ведут к данному типу поведения. В ходе развития ситуации может быть несколько несо- впадающих целей психологических операций. Перед вы- садкой войск на Гаити в 1994 г. целью было принудить военных вернуть к власти свергнутого ими законно из- бранного президента Аристида. Для этого применялось как международное давление, включая санкции, так и внутреннее давление. Высадка произошла в сентябре, но еще с января 4-я военно-воздушная группа по психоло- гическим операциям начала подготовку. Например, с 13 по 17 сентября было распространено 7 миллионов листо- вок. После одиннадцати часов переговоров военные со- гласились на ультимативные требования. В результате ра- диовещание и телевещание стало готовить гаитянцев к высадке межнациональных сил в соответствии с введен- ным новым типом задачи. Таким образом, первой зада- чей можно считать информационное давление на уход военных, второй – на приход межнациональных сил. И именно психологические операции позволили осущест- вить оба эти решения в мирной манере. Логика психологической войны требует проведения действий в виде следующего набора шагов:
определение цели/задач,
определение целевой аудитории,
определение точек уязвимости,
определение каналов коммуникации,
создание пропагандистского сообщения,
тестирование пропагандистского сообщения,
распространение пропагандистского сообщения,
оценка эффективности операции.
Психологическая война не всегда переживала расцвет, она проходила конкретные взлеты и падения. Ф. Тэйлор связывает ее очередное возрождение с войной в Персид- ском заливе. Планирование операции началось сразу же после вторжения Ирака в Кувейт. Мир сегодня признал 352 значимость этого инструментария как в военной, так и в мирной жизни. К примеру, Р. Баудиш подчеркивает, что в контексте уменьшения военных бюджетов и увеличения числа конфликтов в мире психологические операции ста- новятся важным инструментом внешней политики 18 . Од- новременно звучат предостережения, что традиционные структуры слабо адаптируются к новым задачам и техно- логиям 19 . Но несомненно и то, что мир всегда движется именно к новым технологиям, не зная в этом исключений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Логика психологической войны» з дисципліни «Психологічні війни»