ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Психологічні війни

Логика психологической войны
В свое время на смену термина "психологическая вой-
на" пришел термин "психологические операции", по-
скольку война предполагает действия только в условиях
ведения подлинной войны, а операции возможны и в си-
туации мира. Здесь могут ставиться как конструктивные,
направленные на поддержание стабильности, так и дест-
руктивные задачи, направленные на разрушение стабиль-
ности системы 1 . Психологические операции входят в ка-
честве одной из составных частей в процесс
информационной войны. Другой ее составляющей явля-
ются разного рода компьютерные варианты разрушения
информационных сетей, направленные в числе прочего и
на процессы принятия решений. В сумме эти составляю-
щие можно представить в следующем виде:

информационная война

компьютерная
атака
психологическая
операция
информационная
операция

Психологическое состояние является определяющим
для избрания того или иного варианта поведения. Напри-
мер, Л. Троцкий так характеризовал предреволюционную
ситуацию в России: "Рабочий класс борется и растет в
непрестанном сознании того, что противник имеет над
нами перевес. Это обнаруживается в повседневной жиз-
ни на каждом шагу. У противника – богатство, власть,
все средства идейного давления, все орудия репрессий.
Привычка к той мысли, что враг превосходит нас силой,
является составной частью всей жизни и работы револю-
ционной партии в подготовительную эпоху. Последствия
тех или других неосторожных или преждевременных дей-
ствий самым жестоким образом напоминают каждый раз
о силе врага. Но наступает момент, когда эта привычка
считать врага более сильным превращается в главное пре-
пятствие на пути к победе" 2 . Как видим, здесь то или
337
иное психологическое состояние предопределяет буду-
щие варианты поведения. Или другой пример: в прези-
дентских выборах 1996 г. в России или 1999 г. в Украине
штабами действующих президентов активно подогрева-
лись амбиции лидеров "третьей силы", чтобы не дать им
объединиться. В результате Г. Явлинский и А. Лебедь в
России и А. Мороз и Е. Марчук в Украине двигались к
финишу самостоятельно.
В коммуникативной сфере решаются многие принци-
пиальные проблемы политики. Таким феноменом стано-
вится рост рейтинга премьера России В. Путина. Андро-
ник Мигранян отмечает в "Независимой газете" 3 : "В
Америке популярность Рейгана обьяснялась в том числе
и тем, что его называли Великим Коммуникатором, то
есть человеком, который является посредником между
обществом и властью и обьясняет народу смысл и на-
правление политики своей администрации. Не обладая
харизмой и актерскими способностями Рейгана, Путину
удалось за несколько недель превратиться в эффективно-
го посредника между обществом и российской властью
по чеченскому вопросу. Положительная реакция общест-
ва на эту роль Путина говорит о том, насколько общест-
во соскучилось по продуктивному диалогу с властями".
Но все эти характеристики, в том числе и сознательно
подчеркиваемая имиджмейкерами премьера (насколько
это возможно) отстраненность Путина от Кремля, созда-
ются конкретной командой. "Московский комсомолец" 4
перечислил внушительный список имен, стоящих у про-
пагандистской машины премьера.
Одновременно тут следует подчеркнуть определенный
резонанс, который получают в массовом сознании те или
иные высказывания В. Путина, которые выпадают из
привычной риторики. Это признают даже критики пре-
мьера. Cр. следующее высказывание: "Все эти месяцы не
только любое известие об очередном, даже мизерном ус-
пехе на чеченском фронте, но и любая достаточно воин-
ственная или хотя бы достаточно развязная фраза, демон-
стрирующая решимость премьера добиться этого
успеха, – вспомним тут намерения "замочить в сортире",
338
обещания "поцеловать, если захотят", советы "жаловать-
ся Папе Римскому" и прочие мерзости, – воспринимает-
ся российским обществом с каким-то истерическим вос-
хищением. А восторг, в свою очередь, так легко
конвертируется в вожделенные пункты социологических
рейтингов, что толкает власть лишь на новые бессмыс-
ленные и безрассудные жестокости, опять порождающие
воинственную риторику, в которой все явственнее звучит
бандитский жаргон" 5 . Интересно, что эти эпатажные
высказывание на вербальном уровне соответствуют в
чем-то подобным же ситуациям на уровне поступков, ха-
рактерным для "раннего" Ельцина. Вероятно, в чем-то
эта модель поведения сходны: ненормированность пове-
денческая и ненормированность вербальная.
НАТО в своей работе по поддержанию мира в бывшей
Югославии использует так называемые информационные
операции. Общим элементом между психологическими и
информационными операциями является работа в агрес-
сивной по отношению к вводимым сообщениям среде. Раз-
ницей между ними, вероятно, следует признать позитив-
ную или негативную ориентацию этих сообщений. Если
информационные операции могут быть сориентированы и
на процессы стабилизации, то психологические операции
более сориентированы на дестабилизирующие процессы.
Естественно, наши стандартные советские представле-
ния об идеологической работе вполне мирно уживаются
с представлениями о психологических операциях. И в
том, и в другом случае речь идет о воздействии на массо-
вое сознание: только в случае идеологической работы мы
ставили цели стабилизации ситуации, в случае психоло-
гической операции, как правило, ставятся цели дестаби-
лизирующего характера. При этом можно воздействовать
как на всю систему, так и на отдельные ее элементы без
желания затронуть системные параметры, а только пыта-
ясь избавиться от ее отдельных элементов.
Исходя из двух факторов (стабилизация/дестабилиза-
ция как цель и воздействие на всю систему или на ее эле-
мент) можно построить необходимую типологию воздей-
ствующих операций:
339

Цель/Охват система элемент
стабилизация кризисные
коммуникации
информационная
операция
дестабилизация психологическая
операция
война компромата

Это несколько условное деление все равно позволяет
прояснить направленность того или иного типа воздейст-
вия. Еще раз подчеркнем при этом, что речь идет не
только об операциях, связанных с военными действиями.
Мирное время также полно подобных задач, ведь аксио-
мой западного мира стала обязательность информацион-
ной поддержки для любого важного действия. К приме-
ру, в поддержку прохождения закона или ратификации
договора в парламенте в масс-медиа обязательно начина-
ется соответствующая информационная кампания, доста-
точно системная и в сильной степени эшелонированная,
куда включаются поездки по стране с выступлениями,
дискуссии в прессе, подготовка соответствующих телепе-
редач и фильмов. Ничего не происходит просто так, а
требует серьезной подготовки. То есть и мирное время
выдвигает задачи, требующие решения. Это не только
"война компроматов", которая первой приходит на ум,
когда мы слышим слова об информационной войне.
Председатель подкомитета по информационной безо-
пасности Госдумы России Владимир Лопатин говорит в
своем интервью "Комсомольской правде" 6 : "Сейчас на
Западе на разработку информационного оружия тратится
денег больше, чем на ракетно-ядерные программы. С пя-
тидесятых годов в США ведутся военные разработки воз-
действия на психику человека. Такие программы прово-
дятся в университетах Германии, Австрии, Франции,
Италии, Японии, Израиля, Китая". Как показали много-
численные современные публикации, в свое время Со-
ветский Союз активно занимался исследованиями по
разработке психотронного оружия.
Определенные манипулятивные возможности масс-ме-
диа были продемонстрированы миру в случае военных
340
конфликтов на Фолклендах, в Гренаде и Панаме, во вре-
мя войны в Персидском заливе. Была отработана опреде-
ленная модель, которая доказала свою эффективность.
Как пишут современные исследователи: "Конфликт в
Персидском заливе ввел новый фактор – двустороннее
использование масс-медиа – как для выдачи дипломати-
ческих сигналов, так и для информирования, если не для
реальной разведдеятельности" 7 .
В свою очередь и Советский Союз в случае начала вой-
ны с Германией, и США во время нападения на Пирл-
Харбор ощутили роль и значимость проводимых против
них кампаний по дезинформации, что заставляет уделять
этой сфере более пристальное внимание.
Психологическую войну/операции мы определяем как
воздействие с помощью изменения психологического кон-
текста для влияния на индивидуальное и массовое созна-
ние. Изменение информационного контекста является
лишь одним из ряда возможных. Примерами других ва-
риантов является давление группы на принятие реше-
ния, что является решением в области психологии, как
в качестве изменения экономического контекста можно
рассматривать выплаты задолженности по зарплатам в
избирательных технологиях СНГ. То есть мы можем
найти решение психологического контекста не только в
области собственно психологии, но и в информацион-
ной, экономической, социальной, политической облас-
тях. Все они могут иметь решающие последствия в
психологическом плане. В этом плане неверно, напри-
мер, как это пишется в "Комсомольской правде" 8 , гово-
рить о свадьбе Басаева как элементе информационной
войны, придуманном для поднятия духа боевиков. Это
явный элемент психологической войны. Однако инфор-
мационный сегмент все равно оказывается задейство-
ванным для донесения данной событийной коммуника-
ции до населения. То есть данный тип воздействия
представим в следующем виде:
341

сегмент ретранслятор цель
психологический
экономический информационный аудитория
политический
социальный

Психологические операции активно меняют те или
иные контексты, чтобы в результате повлиять на выбор
нового типа поведения. Человек сам готов прийти к это-
му выбору, психологические операции выступают в роли
определенного катализатора событий, необходимых для
коммуникатора.
Психологические операции своей акцентуацией опре-
деленных характеристик объекта не просто меняют их
приоритетность в восприятии, но и могут в определенной
степени искажать объект. Любой объект обладает как по-
зитивными, так и негативными характеристиками, его
освещение может выпячивать те или и другие характери-
стики. Например, о визите Папы Римского в Грузию
скептический голос России говорил следующее: "Мос-
ковское телевидение крупно показало пустые места во
время папской мессы – но пустые места были только в
секторе за алтарем, куда просто никого не сажали, и сре-
ди элитарных кресел, а обычные трибуны были забиты до
отказа. Кому не досталось билета, молился снаружи под
дождем, и восемь священников с чашами вышли и до-
вольно долго причащали этих героев. Московские газеты
подчеркивали, что папе не дали провести мессу на пло-
щади, но надо видеть эту площадь, в центре которой ле-
жит пятиметровый макет бутылки вина. На ней бы не
уместилось четырнадцать тысяч человек (столько вместил
Дворец спорта), не говоря уже о дожде" ("Итоги", 1999,
№ 46). Возможности позитивного или негативного осве-
щения одного и того же события, например, реального
визита Путина к выигравшему выборы президенту Тад-
жикистана, продемонстрировала программа "Глас наро-
да" (НТВ, 1999, 16 нояб.), создав для примера два совер-
шенно противоположных сюжета.
342
Поэтому путь, который проходят псиоператоры (есть и
такой термин в рамках американской терминологии), мож-
но представить себе как состоящий из таких трех этапов:

 отбор выгодных для коммуникатора характеристик
объекта (чаще всего отрицательных),

 постоянная иллюстрация этих характеристик факти-
ческими примерами, чем в сознании аудитории случай-
ные характеристики становятся закономерными,

 самостоятельное принятие решения аудиторией в нуж-
ном для коммуникатора направлении.

Все это можно проиллюстрировать на примере войны в
Югославии, где выбросы нужной информации шли один
за другим. Сначала министр обороны США заявил об
убийстве в результате этнических чисток 100 тысяч албан-
цев. Затем в этом же духе выступил президент Клинтон.
Потом выступил министр обороны Великобритании, явля-
ющийся сегодня генсеком НАТО, Дж Робертсон, цифра
которого достигла уже 600 тысяч албанцев. Но поскольку
слова значат мало в сегодняшнем мире, то телезрителям
принялись демонстрировать могилы и трупы. В целом пе-
ред нами прошли три последовательных процесса:

Отбор Усиление Иллюстрация

Был создан несомненный контекст второй мировой
войны, где сербы заняли нишу фашистов, с активным ис-
пользованием обозначений, активирующих именно это
прочтение ситуации (этнические чистки, лагеря, массо-
вые убийства). Создав подобный контекст, легко можно
было оправдать решение о бомбардировках.
Но что же оказалось на самом деле? Как пишет сего-
дня "Коммерсант-Власть" 9 : "Война закончилась. Оценки
массовых убийств становились все скромнее: 44 тысячи,
22 тысячи, 10 тысяч погибших. И вот на прошлой неделе
эксперты ООН доложили Международному трибуналу в
Гааге, что за пять месяцев работы в Косово им удалось
обнаружить 2,5 тысячи трупов. Что же до их этнического
происхождения, времени, места и причин смерти – в
этом еще надо разбираться".
343
Следует отметить, что пропагандисты должны были за-
планировать также и развитие событий во времени; созда-
вая определенную драматургию нарастания, чтобы бом-
бардировки выступили в роли снятия напряжения,
которое искусственно было поднято до заоблачных высот.
Возьмем другой пример: слушания в Совете Безопас-
ности ООН по поводу вторжения Ирака в Кувейт. Имен-
но там главным был рассказ о зверствах иракских солдат
и проводилась параллель между Саддамом Хуссейном и
Гитлером. В результате оказалось, что пятеро из семи
свидетелей выступали не под своими именами, ибо все
они были подготовлены и выставлены известной фирмой
по паблик рилейшнз Hill & Knowlton 10 . Здесь вновь со-
здается контекст зверств со стороны противника, что оп-
равдывает применение против него силы.
При этом псиоператор должен принимать во внимание
то, что его действия не проходят в пустом пространстве.
Сторона, на которую он воздействует, защищается своей
пропагандистской и контрпропагандистской деятельнос-
тью. Например, американцам достаточно тяжело было
воздействовать на японских солдат, поскольку те считали
себя выше противника, для которого самым главным бы-
ли материальные основания, тогда как для японцев – ду-
ховные. Контрпропагандистская деятельность в ответ мо-
жет носить даже чисто шумовой эффект, тем самым
"отвлекая" аудиторию от получения "чужих" сообщений.
Можно привести следующий пример из практики бывше-
го СССР 11 :

"Постановление Комиссии ЦК КПСС "О борьбе с враж-
дебной пропагандой" от 16 января 1959 г.

Совершенно секретно

В целях борьбы с враждебной пропагандой и лучшего ог-
раждения от нее населения СССР, ЦК КПСС постановляет:
1. Обязать Государственный комитет по радиовещанию и
телевидению при Совете Министров СССР резко улучшить
качество программ радиовещания во время массированных
сеансов враждебной радиопропаганды, имея в виду передачу
в эти часы по центральным и местным радиостанциям мно-
344
гих разнообразных музыкальных и информационных про-
грамм.
2. Рекомендовать ЦК компартий союзных республик, об-
комам и крайкомам КПСС взять под особый контроль про-
граммы республиканского, краевого и областного радиове-
щания в часы массированных сеансов враждебной пропаган-
ды на языках народов СССР"

То есть перед нами тот же метод качественного реше-
ния проблемы, который в другом варианте существует на
Западе в виде понятия "информационной повестки дня",
когда идет борьба за попадание в приоритеты СМИ в
нужном ракурсе и нужных для освещения объектов.
Одновременно следует помнить о создании наиболее
эффективных коммуникативных цепочек для продвиже-
ния нужных контекстов к аудитории. Например, в США
активно занимаются этим, ища пути выхода на население
вне такого инструментария, как журналисты. Уже Ни-
ксон в одном из первых своих меморандумов после при-
хода к власти говорил о задействовании тех, кто активно
участвовал в кампании, а затем был реально "потерян".
Он призывал к тому, чтобы этот отряд активистов писал
письма в редакции газет, создавая благоприятный для
своей администрации контекст 12 . Никсон как бы допол-
нял стандартную схему:

журналист СМИ население

схемой

население СМИ население

Подобная схема уже могла создавать информационное
давление нужного вида. К этому же типу принадлежит и
внимание к местным журналистам, которых американ-
ская администрация рассматривает как инструментарий в
противовес столичным журналистам.
Внимание к устной среде распространения информа-
ции характерно и для разработок ЦРУ по партизанской
войне, где требуется создание из партизан, обладающих
345
наилучшими коммуникативными навыками, определен-
ных пропагандистских команд 13 . Все это явления одного
порядка, хотя бы потому, что чисто физически простран-
ство уже заполняется нужными сообщениями. Оппонен-
ту уже надо либо более качественно создавать свое собст-
венное сообщение, либо спорить с введенным ранее. Он
перестает быть монополистом.
Подготовленный пропагандистами продукт распрост-
раняется максимально возможным образом многоканаль-
но. Советские примеры такого рода известны нам всем,
когда идеологически нужный текст становился обязатель-
ным в школе и вузе, по нему снимались фильмы, стави-
лись пьесы и даже писались оперы или балеты.
В военных условиях, под которые подпадают также и
избирательные технологии, активно используются слухи.
Например, в случае президентских выборов в Украине в
1999 г. активно поддерживался слух со стороны штаба Л.
Кучмы, что "все схвачено, все куплено, подстроено пре-
зидентом – лучше не дергаться". Вот что подчеркивает
команда российских политтехнологов, работавших в Дне-
пропетровске 14 :

"Руководители кампании набрали штат распространите-
лей слухов. Все из разных слоев общества: студент несет слух
своим товарищам, домохозяйка – соседям, старушки "рабо-
тают" в очередях за пенсией и т.д. С каждым распространи-
телем слухов провели психологический тренинг. Раз в неде-
лю "сексоты" отчитывались о проделанной работе. Каждый
получал по $10 в неделю. Всего слухи обошлись заказчику в
$10 000.

Когда в Украине заговорили о том, что Кучма немного по-
высил пенсии, желая усыпить бдительность народа, а на самом
деле огромные деньги потратил на свою предвыборную кампа-
нию, политтехнологи пустили ответный слух: "Виноват не
президент, а неподконтрольная ему бюджетная комиссия, в
которой собрались отъявленные казнокрады – враги Кучмы".

То есть используется наиболее психологически близ-
кий аудитории канал, который к тому же позволяет не
стесняться в средствах. На него не может последовать оп-
ровержение.
346
Американские аналитики называют ряд составляющих,
которые следует принимать во внимание при планирова-
нии пропагандистской кампании:

 реалистические цели,

 анализ существующей военной и политической ситу-
ации,

 источники информации,

 уточнение целевой аудитории и ее достижимость,

 темы, которые следует использовать для достижения
целей психологической операции,

 темы, которых следует избегать,

 каналы коммуникации, которые будут использоваться,

 подбор людей и координация с другими, необходимая
для выполнения данного плана.

Есть также набор ошибочных шагов, которые следует
избегать для наиболее эффективного проведения психо-
логической операции. Они следующие:

 в чужой стране не следует подчеркивать ее зависимую
роль,

 не следует использовать термины, названия мер, не-
ясных для целевой аудитории,

 не следует просто переводить с английского на ино-
странный язык, вместо этого следует дать лингвисту
общую идею, а затем попытаться перефразировать ее
на местном языке,

 не добавляйте веры вражеской пропаганде словами
или делами,

 создавайте конкретные позитивные сообщения,

 избегайте негатива,

 не порождайте неопределенность,

 при подготовке сообщения для распространения по-
мните, все, что может быть неправильно понято, бу-
дет понято неправильно,

 не распространяйте такой пропаганды, которую про-
тивник, путем изменения, может использовать в
свою пользу,
347
 избегайте тем, являющихся одинаково уязвимыми
для страны нахождения и для вражеских войск,

 не раздражайте целевую аудиторию,

 не используйте сильных угроз, они должны только
возбуждать потребности,

 не используйте рассказы о вражеских зверствах внут-
ри страны, опирайтесь на них за рубежом,

 выполняйте обещания,

 если есть возможность, предупреждайте гражданских
лиц о будущих бомбардировках.

Как видим, сообщения в рамках психологических опе-
раций готовятся с особой тщательностью, поскольку ре-
ально они поступят не в благоприятную, а в агрессивную
среду. И в этой среде им предстоит выиграть.
Психологические войны/операции направлены, в пер-
вую очередь, на помощь в выполнении военных функ-
ций. Они могут помочь войскам выиграть битву нетради-
ционным способом, без применения оружия. Именно
такой была аргументация, например, по поводу примене-
ния психологических операций в войне против Японии,
когда говорилось, что каждый сдавшийся в плен япон-
ский солдат уменьшает кровопролитие с двух сторон.
Психологические операции могут также решать задачи
легитимизации применения силы в разрешении кон-
фликта, они столь же необходимы и в поствоенный пе-
риод, когда их используют для уменьшения волнений
среди местного населения.
Каждый из этих этапов имеет свои собственные цели,
которые можно представить в следующем виде:

Этап до применения
силы
военная
ситуация
послеконфликтная
ситуация
Цель легитимизация

применения
силы
уменьшение

боевого духа
противника
гармонизация

отношений
с войсками
Пример демонизация
противника
демонстрация

превосходящей
военной мощи
раздача

гуманитарной
помощи
348
Как видим, все эти типы действий имеют место в пе-
риод второй чеченской войны в России. Именно внима-
ние к этому аспекту кардинальным образом поменяло от-
ношение к военным, чего не было в первую чеченскую
кампанию.
Пропагандистское сообщение на вербальном уровне
формулирует границы эталонного поведения, которое
должно затем реализовываться на реальном уровне. И
мир видел множество примеров этого рода. Как отмечает
Филипп Тэйлор: "Коммуникации прошли долгий путь с
тех пор, как этот тип деятельности был впервые реализо-
ван на базе научного и системного подхода во время пер-
вой мировой войны. Тогда психологическая война велась
с помощью печатных материалов. Во время второй миро-
вой войны к арсеналу было добавлено радио, а через де-
сятилетия – и спутниковое телевидение, и компьютеры,
и другие виды высокотехнологичных коммуникаций.
Техники психологической войны были характерны для
малых войн времен холодной войны, особенно в Корее и
Вьетнаме, а также в конфликтах с повстанцами в Кении,
Малайе и повсюду. В таком соперничестве психологиче-
ская война рассматривается в основном как боевая
пропаганда. Однако при биполярной и глобальной сути
международного соперничества, идеологическом проти-
востоянии, при котором общественное мнение стало оп-
ределяющим, а массовые коммуникации стали достигать
любых точек, потребовались новые и более широкие кон-
цепции психологической войны" 15 .
При этом в ряде случаев психологическая война ус-
кользает из рук своих создателей, и этот инструментарий
начинает работать в пользу оппонентов. Мартин Либиц-
ки описывает ситуацию в Сомали: "Сомалийский лидер
Мохаммед Аидид предстал в качестве мастера по приме-
нению психологической войны. В столкновении, которое
стоило жизни девятнадцати американским рейнджерам,
сторона Аидида потеряла в пятнадцать раз больше –
треть своей мощи. Фотографии глумящихся над трупами
американских солдат, которых тащили по улицам Мога-
дишо сомалийцы, передавались Си-Эн-Эн в Соединен-
349
ные Штаты, что привело телеаудиторию США к вопросу
о целесообразности нахождения американских сил в Со-
мали. Вооруженные силы покинули страну, а Аидид по
сути выиграл информационную войну" 16 .
М. Либицки также видит четыре возможных направле-
ния психологической войны:

– операции против национальной воли,

– операции против командования противника,

– операции против вооруженных подразделений,

– культурный конфликт.

Он отмечает по поводу первого вида применения: "Ис-
пользование психологической войны против националь-
ной воли с помощью как бархатной перчатки ("относи-
тесь к нам по-дружески") или железного кулака ("или
по-другому") является известным и уважаемым прило-
жением к военным операциям с примерами, которые мо-
гут быть найдены в текстах Фукидида. Периодические
"мирные инициативы" и советские парады Первого Мая
демонстрируют, что им были известны эти применения,
как и нам". Операции против командиров приведут к
"обезглавливанию" войск, против солдат – к потере ими
боевого духа. Культурный конфликт трактуется как более
болезненный для всех стран, кроме США, поскольку
Америка живет в рамках единства политического, но не
культурного. Другие страны также подвергаются более
серьезной культурной экспансии.
Психологические операции носят широкое распрост-
ранение, в ряде случаев реализуясь, к примеру, в виде
книг-комиксов, что говорит о все расширяющемся инст-
рументарии этого рода.
Если проанализировать способы применения психоло-
гических операций, то можно выявить два таких основ-
ных типа их применения. С одной стороны, это акценту-
ация определенной потребности с демонстрацией
возможного пути для ее удовлетворения. Например, страх
перед будущей бомбардировкой и бегство с позиций как
избавление от этого страха. С другой, это введение ин-
формации для принятия решения в рамках уже имеюще-
гося стереотипа. Например, демонизация врага, что оп-
350
равдывает применение силы против него. Обобщенно
можно сказать, что первый путь – это внедрение стерео-
типа, второй – введение информации под готовый сте-
реотип. Мы можем представить их в следующей таблице:

Тип Структура Пример
введение
стереотипа
 потребность,
 разрешение
потребности
 сообщение о будущей
бомбардировке
введение инфор-
мации в рамках
стереотипа
 позитивная/
негативная
информация
 демонизация врага,
 героизация своей
стороны

Подчеркнем, что это только основные варианты. Но
они охватывают достаточный объем случаев, включая
вполне мирные. Например, выброс отрицательной ин-
формации о Черномырдине был приурочен к конкретной
дате: "Наблюдатели отметили немаловажное обстоятель-
ство: к моменту проведения этого заседания правитель-
ства В. Черномырдин в срочном порядке убыл в двух-
дневный отпуск. А накануне в средствах массовой
информации прошла серия скандальных публикаций о
миллиардах премьера, нажитых им якобы на связи с ес-
тественными монополиями" 17 . Понятны стереотипные
ассоциации, связанные с подобными обвинениями.
Реальные случаи могут объединять две структуры во-
едино. Перестройку мы также можем трактовать таким
образом. В рамках нее активно вводилась потребность в
демократизации, хотя до этого на всех перекрестках гово-
рили о самой демократичной сталинской (потом – бреж-
невской) конституции. Введенная потребность была
удовлетворена путем наращивания большого объема нуж-
ной информации.
Можно также говорить о блокировке/разблокировке
определенного типа поведения как задаче психологичес-
кой операции. Набор вариантов поведения присутствует
в сознании заранее, речь идет об акцентуации того типа
поведения, которое на данный момент выгодно для ком-
муникатора. То ли дезертирство, то ли голосование за
351
кандидата X является уже существующей формой поведе-
ния. Психологическая операция актуализирует контекс-
ты, которые ведут к данному типу поведения.
В ходе развития ситуации может быть несколько несо-
впадающих целей психологических операций. Перед вы-
садкой войск на Гаити в 1994 г. целью было принудить
военных вернуть к власти свергнутого ими законно из-
бранного президента Аристида. Для этого применялось
как международное давление, включая санкции, так и
внутреннее давление. Высадка произошла в сентябре, но
еще с января 4-я военно-воздушная группа по психоло-
гическим операциям начала подготовку. Например, с 13
по 17 сентября было распространено 7 миллионов листо-
вок. После одиннадцати часов переговоров военные со-
гласились на ультимативные требования. В результате ра-
диовещание и телевещание стало готовить гаитянцев к
высадке межнациональных сил в соответствии с введен-
ным новым типом задачи. Таким образом, первой зада-
чей можно считать информационное давление на уход
военных, второй – на приход межнациональных сил. И
именно психологические операции позволили осущест-
вить оба эти решения в мирной манере.
Логика психологической войны требует проведения
действий в виде следующего набора шагов:

 определение цели/задач,

 определение целевой аудитории,

 определение точек уязвимости,

 определение каналов коммуникации,

 создание пропагандистского сообщения,

 тестирование пропагандистского сообщения,

 распространение пропагандистского сообщения,

 оценка эффективности операции.

Психологическая война не всегда переживала расцвет,
она проходила конкретные взлеты и падения. Ф. Тэйлор
связывает ее очередное возрождение с войной в Персид-
ском заливе. Планирование операции началось сразу же
после вторжения Ирака в Кувейт. Мир сегодня признал
352
значимость этого инструментария как в военной, так и в
мирной жизни. К примеру, Р. Баудиш подчеркивает, что в
контексте уменьшения военных бюджетов и увеличения
числа конфликтов в мире психологические операции ста-
новятся важным инструментом внешней политики 18 . Од-
новременно звучат предостережения, что традиционные
структуры слабо адаптируются к новым задачам и техно-
логиям 19 . Но несомненно и то, что мир всегда движется
именно к новым технологиям, не зная в этом исключений.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Логика психологической войны» з дисципліни «Психологічні війни»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ПЛАТІЖНИЙ БАЛАНС ТА ЗОЛОТОВАЛЮТНІ РЕЗЕРВИ В МЕХАНІЗМІ ВАЛЮТНОГО ...
ІНВЕСТИЦІЙНІ РИЗИКИ. Концепція і вимірювання ризиків
БАНК МІЖНАРОДНИХ РОЗРАХУНКІВ
МАРКЕТИНГОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ІННОВАЦІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ФІРМИ
Повседневный опыт и научное знание


Категорія: Психологічні війни | Додав: koljan (02.10.2011)
Переглядів: 1045 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП