Коммуникативные составляющие психологической операции
Если психологическая операция, это в первую очередь коммуникация, то нас должен интересовать тот тип ком- муникативного процесса, который наиболее эффективно подходит для ее целей. Кстати, по поводу самого терми- на "операция". Как оказалось, в США с 1957 г. измени- ли термин "психологическая война" на "психологические операции", что позволяет применять этот инструмента- рий не только в ситуации формально объявленной вой- ны. Г. Джоветт и В. О’Донеллл определяют пропаганду как манипуляцию символическим окружением, которая может идти как вне физического окружения, так и с его помощью 1 . В последнем случае и возникает воздействие новых коммуникативных технологий на суть пропаганды, т.е. изменения условий передачи сообщения диктуют те или иные характеристики самому сообщению. Собствен- но, на эту тему говорил и Ю. Лотман, когда рассматривал явления непереводимости между текстами, написанными на разных языках культуры. Опыт психологических операций имеет достаточно давнюю историю. Как пишет Д. Маклахан о первом ру- ководителе организации-предшественнице ЦРУ У. Доно- ване: "В 1939 году Донован сказал, что, по его убежде- нию, "то, что мы сейчас называем необычной или психологической войной", займет важное место в буду- щих битвах. Донован считал, что такую необычную вой- ну могут организовать (и руководить ею) только разведы- вательные органы. Такой путь обеспечил бы сохранение тайны, нужные денежные средства и защиту от полити- ческих нападок и шумихи в печати, а также дал бы воз- можность самому Доновану стать во главе этого дела" 2 . В 1940 г. Госдепартамент должен был с помощью посольств обеспечить сбор информации среди прочего по таким во- просам 3 : моральный дух (военнослужащих, руководите- лей, гражданского населения), распространяемые слухи, 312 эффективность английской пропаганды (число слушаю- щих передачи, качество приема и др.), основные настро- ения (например, недовольство продолжающейся войной, страх перед США и т.п.). 10 июня 1941 г. У. Донован обратился с памятной за- пиской к президенту, где говорилось: "В современной войне есть еще один элемент, то есть психологическое воздействие на моральный дух населения страны. В этом важная роль принадлежит радио. Использование радио как оружия, к которому эффективно прибегает Германия, должно совершенствоваться" 4 . Один из основателей и руководителей ЦРУ А. Даллес в своей книге "Искусство разведки" 5 рассматривает разные варианты политической дезинформации, которые также основаны не только на хорошей аналитике, но и на чет- ком знании законов психологического воздействия. Важной составляющей психологических операций яв- ляется иная аудитория, по определению это аудитория за пределами своей страны. Это обязательно подчеркивает- ся в соответствующих определениях. "Организация для "международных коммуникаций" означает организацию внутри одной страны для коммуникации или с миром в целом, или с отдельной аудиторией в другой стране" 6 . Поскольку это чужая аудитория, как правило, мы слабее знаем ее. Иногда, наоборот, считая, что знаем, получаем отрицательные результаты именно из-за несовпадения на этом уровне. Действие подобных международных коммуникаций может быть направлено как на индивидуальное, так и массовое сознание. Существуют операции, направлен- ность которых на конкретных лиц позволяет достигать максимальной точности в коммуникации. С другой сто- роны, массовое сознание совершенно особый объект, ко- торый также подлежит точному и объективному измере- нию. Чем точнее будут определены его характеристики, тем удачнее будет проведение психологической операции. Массовое сознание не в состоянии работать со всеми характеристиками объектов и ситуаций. Оно обращает внимание в первую очередь на яркие или повторяющие- 313 ся характеристики. Например, в телепередаче "Итоги" (НТВ, 1998, 25 сент.) прозвучало, что из избирательной кампании Ле Пенна в памяти остался только его завтрак с членами партии на траве, а президент Ширак останет- ся в памяти на фоне французской футбольной сборной. В рамках психологических операций нас интересует два варианта информационной работы:
ввод характеристик,
замена характеристик.
Ввод характеристик легче всего происходит тогда, ког- да речь идет о "нише", которая еще не заполнена массо- вым сознанием. Например, введение в гражданское со- знание модели "болтун – находка для шпиона", которая там абсолютно отсутствует. Когда "ниша" уже есть, но она пуста, она легко заполняется поступающей информа- цией. Тезисы "Все чиновники – коррупционеры", "Рань- ше было лучше" легко заполнить фактами. Замена харак- теристик является более сложным процессом, поскольку действие происходит в уже заполненной среде, это вари- ант конкурентной коммуникации, когда одна интерпре- тация призвана вытеснить другую. Замену характеристик мы можем проиллюстрировать темами, которые во времена войны во Вьетнаме, призна- вались наиболее воздействующими на солдат, приведя их к сдаче в плен 7 . В нашем измерении объект "война" бы- ла "переведен" в такой набор характеристик:
Тема листовки Вьетконг (100 чел.) Северо- вьетнамская армия (100 чел.) Семья 17 10 Смерть 15 16 Приглашение от южновьетнамских войск 08 12 Трудности 06 – Шансы на новую жизнь 04 – Бессмысленность жертв 04 – Другие 02 12 Всего 56 50 314 Результаты подобного рода исследований в период ко- рейской войны получили отрицательную оценку по та- ким параметрам: исследуется только один коммуникатив- ный канал (листовки), только один тип аудитории (военный противник), результаты с опозданием попадают к специалистам по психологическим операциям 8 . Отме- чается, что в 1969 г. только ЦРУ и ОРА (Оборонное раз- ведывательное агентство) были единственными источни- ками такого рода сведений для открытых программ по психологическим операциям. Замена характеристик принадлежит к прерогативам ра- боты спиндокторов, в задачи которых вменяется исправ- ление ситуации в массовом сознании. Типы вводимых характеристик определяются тремя ба- зисными составляющими процесса массовой коммуника- ции – целевой аудиторией, ключевыми сообщениями и кана- лом коммуникации. При этом такое понятие, как ключевой коммуникатор (или лидер мнения) также является элемен- том канала, поскольку в решающей степени связан с ним. Можно выделить два типа подобных коммуникаторов: уни- версальные, которые подходят для любого канала, и специ- фические, связанные с конкретным каналом. Сообщение должно отвечать личностным потребностям получателя. К примеру, во время второй мировой войны пропагандисты направляли на немецкого солдата сооб- щение, которое акцентировало следующее: "Не лучше ли использовать мою храбрость и силу для своего благопо- лучия, когда Германия будет реабилитирована после вой- ны?" 9 Он также подчеркивает, что сообщение не должно быть агрессивным, должно говорить с аудиторией на ее языке, признавать храбрость и профессионализм солдат противника. При этом следует акцентировать неизбеж- ность победы, и неотвратимость поражения противника. Это, вероятно, тот редкий случай, когда совпадает тема, направленная на своих и на чужих. "Свое" партизанское движение поддерживается тем, что высшее командование в листовках задает их легальный статус. Тактические пси- хологические операции призваны поддерживать боевые операции. 315 Внимание при планировании психологических опера- ций уделяется выбору коммуникативного канала, по кото- рому может быть запущено любого рода сообщение. При этом даже толпа также является особым каналом, который одновременно служит и получателем этого сообщения. Что касается такого канала, как радио, то подготовка определения его эффективности включала такую серию исследований 10 :
Количество и типы приемников, которые есть у целе- вой группы.
Привычное время слушания радиопередач.
Запреты и ограничения на слушание "вражеских" передач.
Мощность (чистота аудиосигнала) каждой из станций.
Техника, используемая для глушения.
Какие программы интересуют каждую из целевых ау- диторий (новости, драма, опера и т.д.).
Наилучшая продолжительность программы. Может це- левая аудитория слушать пять минут или пять часов?
Реакция властных элит и целевых групп на программу.
Подготовка к психологической операции во время вой- ны в Персидском заливе включала сбрасывание на ирак- ские войска тысяч транзисторных приемников, настроен- ных на определенную волну, чтобы дать им возможность слушать радиопередачи. Радио одновременно борется за доверие к себе, что особенно касается официальных радиостанций. В случае Би-Би-Си подчеркивается, что есть "необходимость со- гласовать репутацию точности, объективности и, следова- тельно, достоверности и доверия, с достаточно неодно- значным понятием "национального интереса" 11 . Кстати, оценка работа радиостанций в эти периоды не столь по- зитивна, как считается, это имело место из-за нечетко определенной политики 12 . В советском и постсоветском информационном прост- ранстве уровень доверия к источнику очень важен, по- скольку достаточно часто официальные сообщения от- вергаются именно в этой плоскости. По этой причине 316 потеряна существенная связующая нить между властью и населением, в то время как в США правительственные паблик рилейшнз получили свое развитие в годы депрес- сии, когда власти ничего иного, кроме слов, не могли предложить населению. Пиком популярности использования радио была вто- рая мировая война. Так, для Германии это оказалось главным инструментарием, где сеть состояла из 26 радио- станций. При этом происходил мониторинг иностранно- го вещания с целью дать отпор слухам. Правда, в этой модели есть такое слабое звено, что нельзя ссылаться на подобное вещание, чтобы самим не распространять то, что пытаешься опровергнуть. И еще. Проф. Я. Засурский в программе "Третий лишний" (RenTV, 1998, 29 окт.) справедливо заметил по поводу западной пропаганды, что она рассказывала нам о событиях внутри страны. Подоб- ные темы всегда будут пользоваться популярностью, если они не будут освещаться внутренними СМИ. Отношение к листовкам предлагается оценивать по та- ким параметрам 13 :
Территория, накрываемая выбросом листовок.
Методы, используемые вражеским режимом на поиск листовок, привлекают ли они полицию, силы безопасно- сти, школьников для сбора листовок?
Запреты, наложенные за удержание листовок.
Реакция всего населения на сообщения.
Реакция властной элиты на содержание сообщений.
Реакция целевых групп на содержание сообщений.
Сообщение может в большей или в меньшей степени соответствовать характеристикам канала. Тот или иной канал может перестраиваться в зависимости от поступа- ющей информации. Так, освещение в масс-медиа воен- ных действий в период войны в Персидском заливе из-за введения особой цензуры на визуальные сообщения вы- разилось в серьезном прорыве в изображении компью- терной графики. То есть единая система в новой ситуа- ции может наращивать одни "мускулы" и атрофировать 317 другие. Как пишет исследователь войны к Персидском заливе: "Антивоенно настроенные критики масс-медиа обвиняли телевизионные сети в склонности приукрасить лицо войны с помощью видеографики. Но такая критика не учитывает сути хорошего телевизионного дизайна, на- правленного на то, чтобы привлечь зрителей, одновре- менно спрятав отталкивающие аспекты. Хорошо сделан- ная графика теоретически способна поднять рейтинг" 14 . Вывод автора был еще более серьезен: "Никогда ранее тщательно созданная электронная изобразительность не доминировала в освещении конфликта" (Р. 80). В резуль- тате фильмы эпохи Вьетнама, показывающие настоящий конфликт, стали выглядеть просто устаревшими. Все это в очередной раз демонстрирует правило, в соответствии с которым канал диктует свои характеристики в сообщение и через него в ситуацию. Реально зритель видит символизм канала, а не подлинные ситуации. Графика же вышла на первое место просто из-за отсутствия кадров. То есть са- ма суть канала вступила в противоречие с отсутствием ре- ального наполнения, что выразилось в решении пробле- мы чисто по-голливудски – через мультипликацию, хотя и компьютерную. Реально в этой ситуации мы имеем замену подлинных знаков события (танков, солдат) их графическими экви- валентами. При этом проявилась иная стихия телевиде- ния, его большая приближенность к устной, чем к пись- менной стихии. Как отмечал Ю. Лотман: "Словесный (в частности, письменный) текст покоится на синтаксичес- ких связях. Устная культура ослабляет их до предела. По- этому она может включать большое число символических знаков низшего порядка, находящихся как бы на грани письменности: амулетов, владельческих знаков, счетных предметов, знаков мнемонического "письма", но пре- дельно редуцирует складывание их в синтактико-грамма- тические цепочки" 15 . Филипп Катц, возможно, несколько утрируя ситуацию коммуникативности психологической операции, поло- жил в основу своей модели психологической операции именно разделение на каналы 16 . В основе лежит стан- 318 дартное деление на составляющие коммуникативного процесса:
источник кодировка сооб- щение канал получатель
радиожур- налисты С1
К1
газетные журналисты С2 К2
пишущие листовки и художники С3
К3
аудитория психологи- ческой операции группа по психологи- ческим операциям армии США
пишущие для громко- говорителей С4 К4
артисты, режиссёры С5
К5
Само сообщение оценивается как достоверное тогда, например, когда не преувеличивается идея "хорошего об- ращения" с ним, поскольку совершенно понятно, что солдат, попадающий в плен, готов и к худшему. Мы можем ввести понятия адаптации сообщения, рас- сматривая в рамках него то, как мы оцениваем сообще- ния, которые не хотим принимать. Типичные реакции можно классифицировать на три типа: "Да, но...", "На се- бя посмотри (Кто говорит об этом)", "Все это неправда". Мы можем связать эти реакции с составляющими комму- никативного процесса, но уже с точки зрения того, кто услышал это сообщение:
говорящий сообщение получатель "Сам такой…" "Это враньё" "Да, но…"
С этой точки зрения, более выгодными являются не- адаптируемые сообщения, которые воспринимаются це- 319 ликом, без сомнений в их достоверности, что позволяет опираться на них во время психологической операции. Эффективность сообщения в количественном измере- нии проявляется в числе солдат, сдавшихся в плен, в ча- сах вещания на противника, в числе сброшенных листо- вок (в последнем случае вспомним цифру из времен войны в Персидском заливе, когда 50-60 листовок прихо- дилось на каждого воюющего иракского солдата). Р. Маклаурин разделяет факторы убеждения на следу- ющие 17 :
факторы источника,
факторы содержания,
факторы канала,
факторы аудитории.
Так, престижные источники считаются более достовер- ными, особенно на кратковременный период. При этом, если аудитория ощущает, что источник пытается увести общественное мнение на иные позиции, эффективность сразу падает. Близость аудитории и источника увеличива- ет силу убеждения. В отношении содержания убеждающего сообщения Э. Беттингхаус написал, что значения содержатся не в сло- вах, а в людях 18 . Р. Маклаурин говорит также о значении в случае невербального действия, понимая под ним под- держку целей действием. С точки зрения аудитории различаются сообщения, убеждающая сила которых ощущается или не ощущается аудиторией. Так, убеждение иностранных элит должно делаться без акцента на убеждающих ситуациях, при этом главным становится координация. Исследования и в области психологических операций, и в области паблик рилейшнз начинаются с так называе- мого "коммуникативного аудита". Подобный термин мне не встречался в литературе по психологическим операци- ям, но работы, проводимые на предварительной стадии, полностью ему соответствуют, так как изучению подвер- гается коммуникативные модели данного общества. Сре- ди вопросов, подлежащих изучению, встречаются такие 19 : 320
Как информация попадает к людям?
Кто зависим от радио и газет или других индивидов для случая данного вида коммуникации ?
Кто слушает радио и когда?
Кто может поднять листовки и при каких условиях?
Кто ходит в кино?
Кто читает журналы и какого типа?
В результате должен вырисоваться ответ на вопрос, ка- кой канал или комбинация каналов является предпочти- тельной для данного типа аудитории. В результате анали- за аудитории можно ответить на вопрос, каковы точки уязвимости, какова восприимчивость к тем или иным пропагандистским сообщениям. Проведя подобный ком- муникативный аудит и сделав соответствующий анализ аудитории, можно более четко формулировать свои зада- чи и цели. ЮСИА, например, изучает общественное мне- ние за границами США. Знание общественного мнения позволяет сделать сле- дующий шаг – попытаться построить национальную мо- дель мира. Такая модель дает возможность представить положительные и отрицательные характеристики объек- тов. Глубинные интервью, позволяющие более четко уви- деть ассоциативные и другие связи изучаемого объекта, в качестве исследовательской процедуры применил во вто- рую мировую войну д-р Дике. В лагерях для военноплен- ных он не выступал в роли психиатра, его представляли как сотрудника, интересующегося проблемами военно- пленных. Он же проводил опрос по заранее заготовлен- ным опросникам, что в результате позволяло выстроить более точную модель мира, характерную для немцев. Во время корейской войны в лагерях военнопленных в 1951-1952 гг. подобным объективным образом тестирова- лись пропагандистские листовки. Во время вьетнамской войны, как пишут американские аналитики, подобные исследования проводить было не так легко, поскольку Женевская конвенция 1949 г. запрещает использовать во- еннопленных подобным образом. Как отмечает Филипп 321 Катц, особый интерес в этом плане представляют не пе- ребежчики, а, например, враждебно настроенные граж- данские лица. Но на них сообщения тестируются не так часто. Туристы также дают важную информацию об усло- виях ежедневной жизни другой нации. В целом исследования должны дать ответы на следую- щие типы вопросов 20 :
определение целевых аудиторий,
мотивации и мнения индивидов и групп в избранных ти- пах аудиторий,
анализ сфер уязвимости с точки зрения психологической операции,
определение наиболее эффективного содержания сообщений,
определение коммуникативных каналов,
оценка эффективности программ по психологическим операциям.
Еще раз подчеркнем то, с чего мы начинали: речь идет о коммуникативных параметрах. Даже детальный (куль- турный или этнографический) анализ аудитории имеет це- лью построение более точного коммуникативного потока, который в результате может помочь сэкономить матери- альные и интеллектуальные ресурсы. Выбор альтернатив во всех этих случаях идет лишь с точки зрения увеличения эффективности пропагандистской коммуникации. Психологические операции в современном мире не су- жают, а наоборот, расширяют сферу своего применения. Ф. Тэйлор видит следующие причины этого: "Психологичес- кие операции не были более привязаны к традиционному полю сражения, поскольку таким полем стало глобальное информационное пространство. Они использовались в конфликтах малой интенсивности – например, колони- альных и партизанских войнах – которые требовали высо- кой интенсивности пропаганды, и их использовали в эска- лации конфликта во Вьетнаме" 21 . Не меньшее значение придает своей пропагандистской машине и противополож- ная сторона, например, террористы со стороны ИРА. То есть роль и статус психологических операций пока не 322 уменьшаются, а возрастают в современном мире, посколь- ку растет роль и статус информационной составляющей со- временной цивилизации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Коммуникативные составляющие психологической операции» з дисципліни «Психологічні війни»