ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Психологічні війни

Построение символического мира с военными целями
Новые типы конфликта, к которым пришло человече-
ство к концу двадцатого века, привели к необходимости
выработки новых коммуникативных технологий, связан-
ных с ними. Смена ядерного конфликта как парадигмы
прошлого подхода на конфликты малой интенсивности
как парадигму современного подхода привела к ряду се-
рьезных последствий. Так, П. Янг и П. Йессер считают,
что сегодня гражданин уже не столь патриотично настро-
ен по отношению к современному военному конфликту,
который, к тому же, разворачивается в отдаленной мест-
ности 1 . То есть теперь, чтобы вернуть его к тому уровню
патриотизма, который был характерен для прошлого, тре-
буется применение дополнительных коммуникативных
усилий со стороны правительственных институций. Во-
енные, с другой стороны, учли эти изменения тем, что
постарались минимизировать роль масс-медиа в период
военного конфликта, таким образом изолируя общест-
венное мнение от него путем контроля над журналиста-
ми и журналистской информацией.
При этом в период войны в Персидском заливе даже
оказалось, что граждане отнюдь не столь демократичны,
как мы себе их представляем. Данные опросов в США
показали, что 78% поддерживают ограничения на масс-
медиа, примененные Пентагоном, а 59% выступают за
еще больший контроль (данные опроса приведены в 2 ).
Возможно, это связано с большим доверием к армии, чем
к другим институтам общества, что характерно и для оп-
росов в странах СНГ. Для американского общества того
периода эти данные были таковы: армии доверяли 85%
опрошенных, в то время как газетам только 29%, телеви-
дению – 33%.
В своем исследовании телевидения Джон Фиске и
Джон Хартли подчеркивали, что в символическом мире,
создаваемом телевидением, военным приписываются три
характеристики: а) наши парни, б) профессионалы, в) об-
291
ладание высокими технологиями 3 . Война в Персидском
заливе продемонстрировала акцент, в первую очередь, на
высоких технологиях. Был создан сознательный отрыв от
собственно человека из-за боязни того, что первые же
данные о погибших и раненых изменят картину поддерж-
ки военных. Серьезная опасность в этом была, посколь-
ку социология как раз показала расхождение между Бри-
танией и США по этому вопросу из-за отсутствия у
британского гражданина опыта вьетнамской войны. Сад-
дам Хуссейн в июле 1990 г. также говорил, что американ-
ское общественное мнение не вынесет сообщений о
больших потерях.
Если символическая модель конфликта строилась на
акценте на высоких технологиях, то в реальности оказа-
лось, что бомбардировка шла с использованием обычно-
го вооружения. И, конечно, в действительности оказа-
лось, что из 88,500 тонн сброшенных на Ирак и Кувейт
бомб, 70% не попали в цели. Оружие высокой точности
составляло в этом объеме лишь 6,520 тонн. Но, как отме-
чает британский исследователь Ф. Тэйлор: "Военная про-
паганда оставляла впечатление, что эти соотношения
цифр были противоположными. И хотя это не было вой-
ной, в которой бомбардировки использовались, чтобы
подрывать дух гражданского населения, это все же было
войной, где бомбардировки играли важную роль в подры-
ве боевого духа иракских солдат" 4 . При этом даже 20%
"умных" ракет не попали в цель.
Точно так же неизвестны реальные цифры потерь в
войне в Персидском заливе, поскольку именно эти циф-
ры достаточно болезненны для общественного мнения.
Неясным остается и количество иракских военных вооб-
ще. Часть журналистов скептически относились к циф-
рам американского символического мира, считая, что их
вообще могло оказаться только десять тысяч человек 5 . То
есть мир символический строился по своим канонам, от-
личным от мира реального. Понятно в этом случае, что
враг должен быть не просто демонизирован, но и значи-
тельно преувеличен. Победа над большим врагом весомее
победы над врагом малым.
292
Война в Персидском заливе показала эксплуатацию
еще одной символической составляющей – активное ис-
пользование прошлого символического опыта. Не только
Саддам Хуссейн превращался в арабо-говорящего Гитле-
ра, что тянуло за собой весь блок символизаций второй
мировой войны, уже давно и прочно вошедшей в коллек-
тивную память человечества. Новым мотивом также стала
отсылка на "крестовые походы", что приводило к ощуще-
нию солдат как "крестоносцев", защищающих христиан-
ство. Другая же сторона была демонизирована, чтобы
продемонстрировать ужасность врага. Кстати, по проис-
шествии войны часто трудно понять, как могли подобные
"демонизации" оцениваться как достоверные. К такому
выводу, например, приходят американские исследователи,
рассматривая анти-японскую пропаганду в США 6 .
Есть также важные данные из более раннего опыта, ко-
торые показывают, что использование страха, угрозы
имеет разный эффект для военного и гражданского насе-
ления 7 . Для военной аудитории последствия подобных
сообщений минимальны, поскольку военных специально
тренируют именно в этой плоскости. Для гражданского
же населения это имеет иные последствия, поскольку оно
не объединено в группу и не имеет такого опыта поддер-
жания дисциплины, как военные. Особо эффективно
применение подобной техники там, где уже известно
присутствие вражеской инфраструктуры.
Ошибкой воздействующих технологий Филипп Катц
считает рассмотрение индивида в изоляции: "В большин-
стве случаев есть тенденция в американских программах
психологических операций направлять коммуникацию на
индивида как на изолированный элемент общества, а не
на индивида как интегральную часть активного социаль-
ного окружения. Из-за подобной направленности многие
методы сбора разведывательной информации строятся
так, как если бы каждый член целевой аудитории изоли-
рован и находится в стерильном окружении" (Р. 25). То
есть к исследованию необходимо подключать групповые
нормы, мнения и т.д.
293
Это также отражается на учете в моделях воздействия
того факта, что индивид, принимающий решение, может
советоваться со своим окружением. Так, многие перебеж-
чики во время войны во Вьетнаме решались на это после
бесед со своими друзьями или родственниками. То есть
применяемая модель коммуникации должна учитывать
подобную усиливающую роль окружения. А значит, возра-
стает роль групповых стереотипов, которыми руководст-
вуется массовое сознание.
Еще одной моделью воздействия может стать то, что
можно обозначить как перенос достоверности. Эта модель
активно используется также и в методах нейролингвисги-
ческого программирования, когда человек, отвечая "да"
на первые два известных ему вопроса, переносит свое со-
гласие и на следующий неизвестный ему вопрос, по ана-
логии. В случае войны во Вьетнаме американская листов-
ка содержала свидетельство солдата, попавшего в плен.
Сначала он рассказывал, что был ранен в конкретном
сражении и пролежал на поле боя три дня. Затем то, что
его спасла противоположная сторона и отправила в гос-
питаль. Далее он подчеркивал, что уже как к военноплен-
ному к нему также относятся сносно. Здесь известный
факт сражения служит в качестве такого "оселка" досто-
верности, поскольку он известен и другой стороне. Ос-
тальным двум фактам предлагается поверить по анало-
гии. То есть нужное сообщение вводится в четкой
привязке к уже известному и проверяемому противником
факту. Привлекают внимание и доверие также свидетель-
ства высших офицеров.
В этом контексте Филипп Катц предлагает четыре эле-
мента, которые следуют учитывать при создании сообще-
ний для психологических операций (Р. 32):

Привлекает ли сообщение внимание?
Принимается ли оно, есть ли доверие к источнику?
Понимается ли сообщение так, как этого хочет источник ?
С каким эффектом?

При этом эффект измеряется исходя из целей. Если
целью была просто выдача информации, то результатом
294
будет принятие информации. Следует помнить, что до-
статочно часто сообщение воспринимается как "очеред-
ная пропагандистская уловка противника". Подобного
рода предубеждение также должно приниматься во вни-
мание.
Заранее разработанные схемы коммуникации позволя-
ют активно использовать психологические операции в
современных военных действиях. Так, перед высадкой на
Гаити была проведена предварительная программа психо-
логической операции. Она состояла из сброса листовок и
транзисторных приемников, фиксированных на волне
станции под названием "Радио Демократии". Ежеднев-
ные выступления защищаемого США президента Арис-
тида передавались с самолетов, летавших над данной тер-
риторией. Для усиления воздействия сообщалось, что
американские войска в 20.000 человек будут в любом слу-
чае высажены для установления порядка 8 . Во время вой-
ны в Персидском заливе работали созданные ЦРУ радио-
станции "Голос свободного Ирака" и "Радио свободный
Ирак". Как пишут П. Янг и П. Йессер: "Они играли глав-
ную роль в демонизации Саддама Хуссейна и его прави-
тельства, как и в области призывов к восстанию и бунту
религиозных и этнических меньшинств. Они также пере-
давали призывы к сдаче для отдельных подразделений"
(Р. 172-173). То есть создавалось серьезное разнообразие
коммуникативных каналов, куда включалось не только
внешнее воздействие, но модель воздействия изнутри –
как бы от своей собственной аудитории. При этом нару-
шается одно из главных противопоставлений: из "мы –
они" образуется "мы – мы". А подобный тип отношений
обладает большей воздействующей силой. Коммуникатор
из той же среды имеет больше возможностей для убежде-
ния. При этом внутреннее воздействие "черной пропа-
ганды" было достаточно хорошо просчитано. Так, эти ра-
диостанции обвиняли Саддама за то, что он привел в
арабский мир войска "Сатаны", что его следует наказать
за это. То есть данное сообщение выстроено с точки зре-
ния модели мира слушателя, а не пропагандиста. Оно
также говорит с позиции "мы", а не "они".
295
Подобные радиостанции также разрушали впечатление о
единстве в иракском руководстве, создавая впечатление о
существовании заговоров, направленных на снятие Хуссей-
на. А еще Л. Троцкий хорошо понимал опасность подобно-
го представления. Он писал: "Делать всю партию участни-
цей формирования решений – значит, идти навстречу
временным идейным группировкам с опасностью их пре-
вращения в длительные группировки и даже во фракции" 9 .
При этом "Голос Америки" перестал быть главным ис-
точником информации, поскольку население арабских
стран воспринимало его как дружеского по отношению к
Саддаму, а руководство радиостанции не могло контроли-
ровать в должной степени вещание палестинских и других
журналистов на незнакомом языке. Поэтому официальная
роль сместилась к международной службе Би-Би-Си.
Вторая мировая война также построила свой набор
символизации. Вспомним, как в СССР сразу возникла
необходимость опереться на символизации прошлого.
Возникли в современном сознании образы А. Невского,
М. Кутузова, А. Суворова. Это были популярные образы,
во многом далекие от действительности, но благодаря им
активно эксплуатировались необходимые в сегодняшнем
дне характеристики. В новой роли появилась церковь как
еще один вариант воздействия на массовое сознание.
Черчилль, как и Сталин, придавал большое значение
кино. Это наиболее выгодный вариант создания символи-
ческого мира, поскольку тут не требуется точное соответ-
ствие действительности, которая может кроиться по по-
требностям данного момента. В 1939 г. в Великобритании
ходили в кино каждую неделю 19 миллионов человек, в
1945 – 30 миллионов, что составило половину населения.
Хотя преобладали американские фильмы, для британского
кино это было Золотым веком. Американцы производили
400 художественных фильмов в год, британцы – до 80.
По американским данным 10 , в США каждую неделю в
кинотеатр ходило 50 миллионов человек и треть голли-
вудских фильмов в 1943 г. было уже посвящено войне. В
газеты не попадали, как и в случае войны в Персидском
заливе, фотографии убитых или раненых американских
296
солдат. Цензура шла по той же модели: "Фотографии
мертвых врагов печатались более охотно, но не граждан-
ских лиц, убитых в результате американских действий.
Фото народов противника контролировались, чтобы
уменьшить появление общих человеческих характерис-
тик, особенно это касается японцев" (Р. 112). Как видим,
все войны эксплуатируют те же болезненные точки, во-
прос только в степени организации контроля за нежела-
тельной информацией. Кстати, как отмечает Ф. Тэйлор,
пропаганду характеризует не только то, о чем она гово-
рит, но и то, о чем она умалчивает.
В Великобритании было создано Министерство инфор-
мации, которое активно строило символический мир с по-
мощью плакатов. Они акцентировали режим экономии,
призывали женщин на работу, предотвращали ненужные
разговоры, которые могли стать доступными для вражес-
ких ушей. Как в свое время наши плакаты эксплуатирова-
ли тему единства страны: "ТЫ записался добровольцем?",
так британский плакат взывал: "ТВОЯ храбрость, ТВОЯ
бодрость, ТВОЯ решительность принесут НАМ победу".
Тут очень четкая семиотическая схема перехода от ТЫ к
МЫ. Вспомним песенное изречение советского времени
на близкую тему: "Я, ты, он, она – вместе целая страна".
Один из авторов плакатов Сирил Берд считал, что со-
здатели плакатов должны преодолеть три фильтра: нежела-
ние читать любое сообщение; прочитав, нежелание прини-
мать, что сообщение имеет отношение к ним; и нежелание
запоминать сообщение, чтобы сделать с ним что-то 11 .
Министерство информации могло контролировать
производство фильмов еще и потому, что целлулоид был
признан стратегическим материалом, в результате чего ни
один фильм не мог появиться на свет без правительствен-
ного разрешения. Однако Министерство информации
понимало, что фильм становится хорошей пропагандой
при наличии в нем развлекательного элемента. По этой
причине мы и сегодня совершенно спокойно восприни-
маем советские фильмы военной поры. Элемент художе-
ственности в них достаточно высок, хотя не менее четкой
является и пропагандистская их направленность.
297
Внимание к британским фильмам возросло с появле-
нием на экране простых рабочих людей. Как пишет Ф.
Тэйлор: "До войны рабочие мужчина и женщина были
скорее карикатурными фигурами для смеха. Однако На-
родная Война требовала, чтобы к ним относились серьез-
но" (Р. 218). В результате на экраны вышел ряд филь-
мов, постановка которых была закрыта в довоенные годы
из-за акцента на социальных проблемах.
Британская радиопропаганда провела также кампанию
"V for Victory". Она началась в январе 1941 г. в вещании
Би-Би-Си на Бельгию. Знак победы V стал появляться на
стенах домов в Бельгии, Голландии, Франции. Со своей
стороны Германия решила забрать этот знак себе, ис-
пользуя для идентификации своих радиостанций началь-
ные ноты Пятой симфонии Бетховена. Там начальный
четырехзвучный мотив, о котором Бетховен сказал "Так
судьба стучится в дверь", соответствует по азбуке Морзе
букве V. В результате этой заочной дуэли британское пра-
вительство сочло, что слишком рано пробуждать подоб-
ные чувства, и в мае 1942 г. прекратило свою кампанию.
Британия использовала для строительства символичес-
кого мира как "белую" с помощью Би-Би-Си, так и "чер-
ную" пропаганду, когда следовало сохранить уровень до-
верия к Би-Би-Си. В этой сфере шло, например,
активное распространение слухов. При этом удалось за-
хватить машину Hellschreiber, которая позволяла получать
новости, рассылаемые нацистским газетам и радиостан-
циям. Пропагандисты сравнивают по удаче получение
этой машины с захватом известной шифровальной маши-
ны Энигмы для союзнических криптографов. Подобные
"черные" радиостанции могли транслировать компроме-
тирующую информацию, полученную после допросов ко-
манд немецких подлодок.
"Черная" пропаганда может строить очень гиперболи-
зированный символический мир. Гитлер придавал особое
значение подобной радикализации, видя в ней даже ор-
ганизующую силу. В "Майн кампф" он пишет: "В роли
руководителя пропагандистского отдела партии я забо-
тился не только о том, чтобы создать движению достаточ-
298
но большой контингент сторонников, я ставил себе еще
одну задачу. Придавая пропаганде самый радикальный
характер, я стремился добиться того, чтобы организация
со временем получила только самый доброкачественный
человеческий материал. Чем более радикальной и вызы-
вающей была моя пропаганда, тем более отталкивала она
всех слабых и колеблющихся и тем более мешала она та-
ким людям проникать в ряды нашей организации и ее ос-
новного ядра" 12 . Это в определенной степени новый
взгляд на радикальную пропаганду в связке с формирова-
нием организации. Немецкая пропаганда на свое населе-
ние была достаточно сильной, что позволило признать
определенный выигрыш в области пропаганды 13 .
Роль символических составляющих проявляется и в
поствоенный период, поскольку над массовым сознанием
был проведен целый ряд интенсивных коммуникативных
кампаний. Так, генерал Шварцкопф, командовавший
американскими войсками в Персидском заливе, подписал
контракт на написание книги в размере пяти миллионов
долларов. Специалисты по паблик рилейшнз назвали его
"самой большой знаменитостью мира". При этом генерал
Маршалл, герой второй мировой войны, отказался писать
мемуары по принципиальным соображениям 14 .
Таким образом, в случае кризисных ситуаций символи-
ческий мир сразу же охватывает как будущее, так и
прошлое, вынося из прошлого и внося в будущее соот-
ветствующие символические фигуры. Американские ис-
следователи подчеркивали, например, что среди образов
второй мировой войны был также задействован призрак
Н. Чемберлена, что требовалось для доказательства не-
возможности договориться с С. Хуссейном. Имиджевая
составляющая войны пополнилась не только новыми об-
разами типа "хирургических бомбардировок", но актив-
ным использованием старых наборов символов. Симво-
лический дом должен строиться не менее добротно, чем
дом настоящий, поскольку на прочность его все равно
проверяет реальность.
Вариант управления общественным сознанием, приня-
тый на Западе, использует практически те же методы, что
и в бывшем Советском Союзе, но на другом уровне. Если
299
для СССР был характерен контроль, начиная с самого вы-
сокого уровня, то США, к примеру, имеют типы контро-
ля, которые можно назвать ситуативным и проблемным.
Ситуативный контроль связан с профессией спиндоктора,
достаточно часто он реализуется с помощью замены об-
суждаемых тем другими, то есть имеет место не запрет те-
мы, а замена ее на новую. СССР пользовался как раз за-
претом. Под проблемным контролем мы будем понимать
вводимый контроль той или иной проблемы, например,
военного конфликта, как это было в случае войны в Пер-
сидском заливе. В этом случае имел место контролируе-
мый доступ на место события и контроль за освещением
этого события. Однако при этом все равно строится тот
же символический мир, куда, например, были не допуще-
ны фотографии подбитых американских танков или ране-
ных солдат, т.е. ряд объектов, присущих реальности, не
попадает в этот символический мир.
Интересным примером столкновения контроля и де-
мократии оказался Вьетнам. К августу 1968 г. только 35%
американцев не рассматривали Вьетнам как ошибку. Из-
начально же Вьетнам также начался с помощью символи-
ческой манипуляции – Тонкинского инцидента 1964 г.,
который, как считается, был спровоцирован, чтобы леги-
тимизировать крупномасштабное участие США в кон-
фликте. Атака на американские военные суда позволила
конгрессу вынести соответствующую резолюцию.
Не следует думать, что телевидение просто разрушало
и подтачивало поддержку военных. Как раз опросы
1972 г. свидетельствовали, что 69% из смотрящих телеви-
дение поддерживали армию, в то время как в случае
предпочитающих иные источники информации, эта ве-
личина составляла только 59%. Число журналистов, ак-
кредитованных во Вьетнаме, превышало одну тысячу че-
ловек. При этом американцев беспокоило, что партизаны
Вьетконга часто подавались на манер Робин Гуда, кото-
рые отбирают у богатых, чтобы отдать бедным. Война
стала постоянной приметой мирной жизни, что не могло
не отразиться на изменении отношения к ней.
300
П. Янг и П. Йессер считают, что отсутствие цензуры за-
ставило правительство заняться методами убеждения, но
когда это не удалось, ему пришлось переключиться про-
сто на обман. "Это доказал Тонкинский инцидент, когда
факты были искажены, чтобы предоставить предлог для
эскалации, это показал продолжающийся обман по пово-
ду прогресса и успехов" 15 . Отсюда видно, что воздействие
на массовое сознание все равно осуществляется, даже при
декларируемой демократии. Единственным отличием от
советской схемы является более прямая и быстрая реак-
ция населения на подобный обман, который в результате
приводит к неприятию действия властей в этой сфере.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Построение символического мира с военными целями» з дисципліни «Психологічні війни»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит прибуткового податку з доходів громадян
ЗАГАЛЬНІ ПЕРЕДУМОВИ ТА ЕКОНОМІЧНІ ЧИННИКИ, ЩО ОБУМОВЛЮЮТЬ НЕОБХІД...
Задача о двух яйцах
Аудит Звіту про власний капітал
ВАЛЮТНИЙ РИНОК. ВИДИ ОПЕРАЦІЙ НА ВАЛЮТНОМУ РИНКУ


Категорія: Психологічні війни | Додав: koljan (02.10.2011)
Переглядів: 959 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП