Человечество достаточно часто переходит к новым мо- делям поведения. Введение их носит достаточно ожесто- ченный характер. Вспомним, к примеру, введение хрис- тианства или реформы Петра первого. И в этих случаях, и в случае современных технологий воздействия, включая паблик рилейшнз, речь идет о следующей цепочке дейст- вий от внесения изменений в коммуникацию до резуль- тирующих изменений в поведении:
изменения в коммуникации изменения в модели мира изменения в поведении
Практически любой этап кардинальных изменений требует определенных технологий. Человек достаточно консервативен и более направлен в прошлое, чем в буду- щее. Советская пропаганда достаточно часто поднимала людей на новые типы поведения: от строительства узко- колейки в Боярке до БАМа. При этом удавалось добить- ся превалирования социальных норм над биологически- ми. Работу именно этой модели порождения героики доказывает весь список героев советского времени: Пав- лик Морозов, Зоя Космодемьянская и др. Серьезные ус- пехи советской пропаганды даже несколько испугали мир в довоенное время. Мы уже писали о переносе в будущее как характерис- тики изложения в прессе, когда сообщение о закладке первого камня в фундамент развертывается в описание будущего завода как уже действующего, о том количест- ве продукции, которое он как бы уже выпускает. Этот пе- ренос в будущее был очень важной характеристикой про- паганды советского времени, от которой постсоветские страны не излечились и по сегодняшний день.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Советская и постсоветская пропаганда» з дисципліни «Психологічні війни»