Коммуникативные особенности порождения позитивной и негативной информации
Позитивная и негативная информация может выда- ваться в прямом режиме и в косвенном. Мы достаточно хорошо владеем выдачей информации в прямом режиме, порождая такие варианты, как, например, лесть, в том числе и в государственном масштабе. Вспомним типич- ные фразы советского времени "гигантские успехи", "са- мая большая в мире" и т.д. В этом режиме, как видим, один из основных операторов, который кодирует сообще- ние, движется по переходу – "большой" значит "хоро- ший", "самый большой" значит "самый лучший". Мож- но вспомнить пародию этого стиля в анекдоте, где говорится о самых больших в мире компьютерах и тд. В. Клемперер в своем исследовании языка нацистской Гер- мании также подчеркивал особую роль суперлатива – превосходной степени, называя этот феномен смешани- ем количества и качества. Он приводит воспоминания из лета 1937 г.: "Тогда закончился Нюрнбергский партий- ный съезд, и сообщалось, что если сложить стопку газет ежедневного тиража всей германской прессы, то она воз- несется на 20 км в стратосферу, опровергая зарубежных клеветников, твердящих об упадке немецкой прессы; в те же дни, во время визита Муссолини в Берлин, отмеча- лось, что на полотнища и транспаранты для украшения улиц, по которым ехал дуче, пошло 40 000 м ткани" 1 . Выдача негативной информации также хорошо порож- далась в советское время, создав свой особый сталь в опи- сании "врага". Здесь действует закон преуменьшения типа сталинского высказывания о "белогвардейских козявках", а также перевода человеческих параметров в животный мир: "звериный оскал империализма" или западная фра- за в период охлаждения отношений с Югославией: "Ти- то – хорошая свинья, но это наша свинья". Мы можем представить суммарную картинку прямого воздействия с типичной операцией в следующем виде: 177
прямой режим негативная информация позитивная информация типичная операция типичная операция преуменьшение преувеличение пример: "белогвардейские козявки" пример: "гигантские шаги пятилетки"
Для психологических операций интерес представляет косвенная выдача информации. Дело в том, что прямая выдача в этой ситуации не так интересна, поскольку тип этой информации при подобной подаче будет всегда вос- приниматься "в штыки". Это как различие сферы рекла- мы и паблик рилейшнз. В первом случае речь идет о платных страницах газет, во втором – о бесплатных. Из- за этой платности падает доверие к рекламным типам со- общений. Бесплатные информационные сообщения, на- оборот, воспринимаются как достоверные, поскольку за ними читатель не ощущает наличия "спонсора" данной информации. Поэтому именно на этих страницах кодиру- ются необходимые сообщения для целей паблик ри- лейшнз, используя при этом другой арсенал средств. Косвенные средства – основные для паблик ри- лейшнз. Назовем в качестве примера два заказа одной из московских фирм в этой области. В одном случае речь идет о создании имиджа демократических выборов в од- ной из стран СНГ. Заказчика в данном случае не волно- вал результат: кто будет президентом ему известно, но следует создать ощущение демократичности самого про- цесса. В другом – речь идет об имидже другого президен- та и другой республики СНГ в России. Естественно, что в таких заказах речь может идти только о порождении ко- свенной информации. Это порождение позитива, не менее значимым стано- вится порождение негатива. Прямые методы порождения негатива типа навешивания ярлыков "коммунист", "коррупционер" и т.д. обладают слабой силой. Сэм Блэк предупреждает, что паблик рилейшнз не могут нести не- гативную направленность: "Отрицания не убеждают со- 178 мневающихся слушателей; практическая и позитивная демонстрация фактов создаст доверие и конструктивное сотрудничество" 2 . Выдача негативной информации гораздо более слож- ный процесс, чем выдача позитива. Мы более чувстви- тельны именно к негативным событиям, поскольку они более значимы для принятия решений. Но для этого сле- дует иметь особый инструментарий. В качестве примера можно привести слова российского экс-премьера в пери- од финансового кризиса: "Не буду называть банк, но по- сле заявления председателя его правления о том, что у нас все нормально, там мгновенно увеличился съем средств" 3 . В избирательных кампаниях в США выдача негатива достигает более пятидесяти процентов, то есть о своем по- зитиве кандидаты говорят меньше, чем о негативе своего противника. Ярким примером введения неявного негати- ва в избирательной кампании является политическая рек- лама Клинтона против Буша. Дж. Буш сам в своих про- шлых предвыборных обещаниях говорил, что не будет повышения налогов. После этих обещаний со стороны штаба Клинтона предоставлялась официальная выдержка департамента статистики о реальном повышении, которое случилось за годы правления Буша. То есть в системах вы- дачи информации присутствовала цитатность. В результа- те население даже не воспринимало эту рекламу как ис- ходящую от Клинтона, считая ее официальной выдачей информации. Мы видим, что в данном случае прямой не- гатив оказывается скрытым. Подобный вывод может сде- лать сам человек. Здесь также нет ярлычковой характери- зации оппонента. Но присутствует столкновение двух мнений, в результате которого Дж. Буш оказывается в проигрышной позиции как человек говорящий неправду. Улучшают/ухудшают позиции объекта демонстрация его как сильного/слабого, первый член этой дуальности предполагает определенную агрессивность. Сильный меньше говорит, но больше делает. Кстати, определен- ный типаж советского руководителя как раз страдал ком- плексом "неговорения". Они могли читать тексты, высту- пая в роли аниматора, но не могли сами их порождать. В 179 этом плане М. Горбачев проявил себя как сильный руко- водитель, будучи в состоянии говорить публично. Усили- вает позиции лидера выступление в составе команды. Еще Гитлер отмечал, что население не любит, когда меж- ду его руководителями наблюдаются расхождения, поэто- му он призывал лидеров выступать как единая команда. Признаком силы для современной цивилизации явля- ется более высокий уровень технологичности воору- жения. По этой причине война в Персидском заливе моделировалась американской стороной как война тех- нических средств. Признаком силы является единство униформы у солдат, общая выдержанность того, что в си- стематике паблик рилейшнз называется корпоративным имиджем. Когда российские солдаты в Чечне были одеты каждый по-своему, это демонстрировало слабость, кото- рая невозможна для регулярной армии. Клинтон демонстрирует силу как президент, когда каждый раз выпутывается из негативных для него ситуа- ций. Признаком силы является сохранение лица даже в отрицательных ситуациях. К примеру, наша цивилизация разрешает слезы женщинам, но не мужчинам. Оппонент демонстрируется как подверженный внеш- нему воздействию, сильный человек не подчиняется дав- лению. Даже чисто погодное воздействие носит сущест- венный характер для моделирования противника. Вспомним, как показывали французов в войне 1812 г. или немцев в войне 1941-1945 гг. в виде подвязанных ку- шаками, закутанных в одеяла и т.д. Косвенная выдача информации представляется совер- шенно новой, более искусной формой коммуникации, что можно представить себе в следующем виде:
косвенный режим негативная информация позитивная информация типичная операция типичная операция демонстрация слабости демонстрация силы пример: солдат в гражданской одежде пример: солдат в форме с современным вооружением 180 Следует также помнить, что возможен акцент на разных характеристиках, поскольку одна и та же характеристика в разных контекстах может нести разное значение. Проф. Е. Егорова следующим образом сравнивает характеристи- ки политика и бизнесмена: "Для бизнесмена хорошо быть осторожным, уметь просчитывать ходы вперед. А что го- ворят про политика с такими качествами? Трус! И для бизнесмена, и для политика было бы полезно окружать себя умными советниками. Но что говорят про политика, который так поступает? Что он берет к себе умных, пото- му что сам глуп. Политику, который ведет одну стратеги- ческую линию, очень трудно выжить. Поэтому он должен быть очень гибким. А что говорят про гибкого политика? Безвольный. Получается, что некоторые общепринятые положительные качества в приложении к политику обы- вателями воспринимаются как отрицательные" 4 . Проф. А. Ситников 5 также говорит о косвенном воз- действии – о попытке строить образ Бориса Ельцина опосредованно, через Наину Ельцину: "Главная идея бы- ла в том, чтобы Наина Иосифовна не повторила ошибок Раисы Максимовны и в то же время смогла очеловечить образ Ельцина". Наина Иосифовна выступает тут как ка- нал формирования нужных реакций на совершенно иной объект. Здесь также используется идея переноса характе- ристик одного объекта на другой, что можно также считать косвенным вариантом коммуникации. По этой причине особое внимание уделяется детям, женам лидеров. Они не только могут стать источником позитивной информа- ции о лидере, но и служить в качестве не менее активно- го варианта порождения отрицательной информации. Слухи также являются вариантом косвенного канала по сравнению с официальными каналами распростране- ния информации. Тем более, что они служат выражени- ем эмоциональной реакции, в то время как официальные каналы сориентированы на рациональную реакцию. Газе- та "Файнэншл таймс" приводит мнение профессора Н. Николсона, занимающегося слухами в аспекте эволю- ционной психологии. Он говорит: "Сегодняшние бизне- смены обучены тому, как отбросить эмоции в пользу ра- 181 ционального анализа и прибегать к логическому расчету вариантов, скажем, с помощью электронных таблиц. Од- нако эволюционная психология учит, что эмоции никог- да не удастся полностью подавить" 6 . В рамках эволюци- онных взглядов он видит и объяснение приоритету, отдаваемому читателем негативным новостям. Получает- ся, что они более выгодны для человека прошлых веков, поскольку помогали избегать риска. Косвенный и прямой режим выдачи информации мо- гут рассматриваться как разные трансформации одного и того же содержания. В заключение приведем в качестве примера ответ на вопрос на пресс-конференции в Ва- шингтоне, где группа советских писателей услышала во- прос, может ли быть, что в результате выборов господи- на Сталина сменит господин Молотов. К. Симонов пишет, что он не знал, как отвечать. Но нашелся Илья Эренбург, который сказал: "Очевидно, у нас с вами раз- ные политические взгляды на семейную жизнь: вы, как это свойственно ветреной молодежи, каждые четыре года выбираете себе новую невесту, а мы, как люди зрелые и в годах, женаты всерьез и надолго" 7 . Ответ вызвал хохот и аплодисменты. И. Эренбург как раз и проявил мастер- ство косвенной выдачи информации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Коммуникативные особенности порождения позитивной и негативной информации» з дисципліни «Психологічні війни»