Пропагандист не старается изобретать новые каналы информирования населения. Более выгодной стратегией оказывается опора на уже существующие, доказавшие свою эффективность. Вероятно, в этом случае не просто суммируется предварительное впечатление от канала или 120 говорящего, но и не затрачиваются дополнительные уси- лия со стороны аудитории на проверку достоверности, авторитетности нового источника. Новый источник сообщения не обладает тем набором преимуществ, которые есть у апробированных схем. По- этому следует с особой осторожностью относиться к вы- бору источника. Например, неудачным решением, с точ- ки зрения телепередачи "На самом деле" (ТВ-Центр, 1998, 6 июля), является привлечение в команду спичрай- теров Б. Ельцина тридцатилетнего диск-жокея из Нижне- го Новгорода, которому поручено писать радио-обраще- ния президента России. Понятно, почему это произошло. Это резкое занижение авторитетности сообщений, исхо- дящих от лица главы государства, с точки зрения журна- листской аудитории. Внимание к лидерам мнения пришло после открытия двухступенчатой модели коммуникации, которая показа- ла, что СМИ действуют на людей не непосредственно, а после обсуждения их сообщений с лидерами мнения. Бо- лее того, П. Лазарсфельд пришел к четкому пониманию того, что межличностное общение обладает большей эф- фективностью, чем непосредственное влияние массовой коммуникации. Причину этого он увидел в следующем 1 :
1. Личностных контактов сложнее избежать.
2. Личностный канал предполагает большую гибкость, определенное подстраивание под собеседника.
3. Прямые контакты строятся по модели поощрения за принятие сообщение и наказания в противоположном случае.
4. Люди больше верят конкретным собеседникам, а не безличным средствам массовой коммуникации.
5. Личностные каналы позволяют коммуникатору убе- дить свое окружение в смене поведения без изменения внутренней модели мира. Например: друг может убедить проголосовать именно так из-за важности для него этого кандидата.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Лидеры влияния/каналы влияния» з дисципліни «Психологічні війни»