Основными формами непосредственного контакта с деловыми партнерами являются переговоры и деловые беседы. К формам опосредованного делового контакта относятся телефонные переговоры, деловые письма. Содержание переговоров, деловых бесед и телефонных переговоров будет более подробно рассмотрено нами на следующих занятиях при изучении норм речевого этикета. Здесь же мы коснемся лишь некоторых аспектов установления и поддержания контактов с деловыми партнерами. Подготовка к деловой встрече является очень важным этапом в процессе налаживания контактов. Во-первых, назначая встречу, необходимо так выбрать время и место, чтобы не пришлось откладывать или переносить ее, не торопиться на нее и заканчивать в спешке. Важно не только не опоздать на встречу, но и успеть собраться с мыслями, привести себя в порядок и не забыть ничего важного. Во многих зарубежных странах действует правило «пятнадцати минут», в соответствии с которым партнер, ожидающий встречи, ждет не более пятнадцати минут после 3 назначенного времени, а затем имеет право удалиться. Причем это распространяется и на коллективные встречи, которые могут быть сорваны из-за опоздания одного человека. Деловые люди справедливо считают, что время стоит слишком дорого, чтобы тратить его на длительные ожидания. Стоит также позаботиться о том, чтобы место встречи подходило для решения деловых вопросов: было не слишком шумным, комфортным для обоих партнеров и позволяло, если нужно, просмотреть документы, чертежи и пр. материалы. В запасе должны быть необходимые принадлежности: бумага для записей, ручки, хорошо заточенные карандаши, деловые блокноты. Визитная карточка стала неотъемлемым атрибутом деловых встреч, так как позволяет сэкономить время и застраховаться от неточностей при ознакомлении с названиями фирм, должностей и т.п. Классический вариант внешнего вида визитной карточки – черный шрифт на белом фоне. Размеры приняты следующие: длина – 8 см., ширина – 4 см. У начальника-мужчины она может быть несколько больше (5х9). Карточки других размеров трудно хранить в визитнице 1 . На визитной карточке должны быть указаны следующие данные: Фамилия, имя, отчество (если вы предполагаете, что вас могут называть по только имени), название организации, занимаемый пост, номера телефона, факса, адрес административный и электронный. Допустимо указать ученую степень и звание, а также помещать на карточке логотип своей организации. Украшать карточку декоративными деталями можно только тем, кто связан с творческой деятельностью (искусство, шоу-бизнес). Надписи на визитках делают на одной стороне и на языке своей страны. Но, если организация поддерживает контакты с иностранными партнерами, можно на обратной стороне повторить надписи по-английски или на языке соответствующего государства. При первом знакомстве принято сразу обмениваться визитными карточками, до начала переговоров. Правила передачи карточек совпадают с правилами рукопожатия: низший по статусу не может дать карточку высшему. Получив визитку, ее необходимо сначала прочесть (можно вслух), и только потом убрать. Это подчеркнет заинтересованность в партнере. Что касается пометок на визитных карточках, то здесь нет единого мнения. Одни специалисты утверждают, что на визитках никаких надписей
1 Башканова Ю., Башканова Н. Курс имиджелогии для дистрибьюторов «Тяньши». Серия «Психология бизнеса», Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 2004, - с. 72. «МОСПРОМЭКСПОРТ» Степанов Петр Владимирович Финансовый директор Д.э.н., профессор т. 233-44-55 Москва, ул. Королева, ф. 233-55-66 д. 19, стр. 3. e-mail: [email protected]делать нельзя без разрешения того, кто его дал 2 , так как в случае необходимости ее можно использовать как пропуск в офис к данному лицу. Другие считают, что пометки на визитных карточках позволяют точнее запомнить, где, когда и по какому поводу состоялась встреча. 3 Кроме того, это может застраховать от того, что кто-нибудь посторонний воспользуется данной вам карточкой без вашего ведома. Иногда карточку надламывают специально, чтобы ею никто не смог воспользоваться.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Контакт с деловыми партнерами» з дисципліни «Корпоративний імідж: технології формування для максимального росту бізнесу»