Работа с реакцией человека на стрессовую ситуацию, в рамках данного подхода, состоит из двух этапов: инвентаризации реакций и составления программы расширения жизненных целей. Инвентаризация. Реакция человека на стрессовую ситуацию может проявляться через одну из сфер его жизни: тело (Т), деятельность (Д), контакты (К), фантазии (Ф). Таким образом, мы получаем ромб реакций человека, где все сферы связаны между собой. 2 • Под сферой Тело имеют ввиду реакции человека, непосредственно связанные с телом, внешним обликом, здоровьем и т. д. Сюда относятся все ощущения (вкусовые, зрительные, двигательные…), соматические нарушения (бессонница, потеря аппетита, головокружения…), отношение к здоровью, к спорту, эмоциональные реакции. • Сферу Деятельности мы понимаем, как стремление к успеху, создание карьеры, размышление. К данной сфере относится реализация, контроль и оценка любой деятельности (учеба, работа…). • В сферу Контакты входят: общительность, значимость привязанностей, приверженность традициям… • К сфере Фантазий относятся воображение, интерес к философии, искусству, литературе, религии, духовность…
Упражнение «Мой ромб» a) Вспомните и запишите 7-10 психологически напряженных для вас событий, ситуаций, происходивших в последнее время. Как вы реагировали на них? Отнесите эти реакции к той или иной сфере, определите долю затраченной энергии в каждой сфере (в процентах). Сумма процентов по каждому событию должна быть равна 100. b) Заполните таблицу, подсчитайте усредненное распределение своей энергии по четырем сферам и нарисуйте свой ромб. c) Для этого надо сложить проценты по четырем столбцам, и полученные четыре суммы разделить на число вошедших в таблицу событий. Полученные числа отложите от пересечения вертикального и горизонтального диаметров ромба и соедините четыре точки. d) Проанализируйте позитивные и негативные стороны вашего реагирования. В чем оно помогает и в чем затрудняет вашу жизнь? События Т Д К Ф 1. 2. … 11.
Ф Т Д К Расширение жизненных целей. Наиболее благоприятным для психического и соматического здоровья, наиболее стрессоустойчивым, является равномерное распределение энергии реагирования на стрессовую ситуацию по четырем сферам (25% х 4), то есть, это ромб с двумя равными диагоналями и четырьмя равными углами. Негармоничное распределение энергии реагирования является стрессогенным фактором. Пример: мать, чья энергия в основном направлена на воспитание детей, на контакт с ними, впадает в депрессию, когда дети взрослеют и уходят из семьи. Поэтому наша задача научиться равномерному, гармоничному распределению жизненной энергии по четырем сферам, приобрести навык, позволяющий расширять жизненные цели. В этом нам помогут ряд упражнений и методик. Упражнение « Программа 25% х 4». a) Составьте список ваших целей и способов их реализации на ближайшую неделю, месяц, год, пять лет, так, чтобы в каждом временном интервале присутствовали действия, направленные на каждую из четырех сфер жизни: • здоровье, внешность; • семья, общение; • духовность, искусство; • творчество, будущее. b) При этом большую энергию направьте на относительно малоразвитые сферы реагирования (которые вы определили в предыдущем упражнении), так, чтобы энергия всех четырех сфер стала примерно одинаковой.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Позитивный подход Н. Пезешкиана» з дисципліни «Корпоративний імідж: технології формування для максимального росту бізнесу»