Одно из достоинств приведенного выше определения лоббирования — предоставляемая им возможность рассмотреть лоббирование изнутри как целый спектр различных видов деятельности, которые могут быть сгруппированы или разгруппированы в шаблоны, наилучшим образом подходящие для достижения поставленных целей или задач. Например, в период приватизации в Великобритании системы обеспечения и распределения электроэнергии французская компания Electricite de France привлекла лондонского лоббиста для негласного мониторинга и составления текущих отчетов о ходе развития событий. В то же время другая лоббирующая компания готовила для Shopping Hours Reform Council (Совета по реформированию часов работы торгующих заведений) проект стратегического документа об оживлении теряющей силу кампании воскресного открытия супермаркетов и обеспечения общественной поддержки в условиях мощной противодействующей кампании и составляла списки членов парламента по трем категориям: нейтральные, поддерживающие и враждебные. Смит в своей работе описывает политиков и высших государственных чиновников как активных конкурирующих деятелей в сфере выработки политических решений со своими собственными частны- 253
ми интересами и отмечает, что лоббистам следует принимать во внимание это переплетение конкурирующих интересов. Подобное разнообразие видов деятельности в сфере лоббирования вытекает напрямую из самой природы практической среды, в которую оказываются погруженными группы, предпринимающие оценку возможностей и опасностей. Что касается Великобритании, Западной Европы и Северной Америки, то здесь лоббисты действуют в относительно открытой системе рынков и идей, в рамках которой множественные разнонаправленные усилия многих облеченных правом принимать решения оказывают влияние на результирующие законодательные и нормативные решения. На практическую среду каждой группы оказывают влияние многочисленные материальные и идеологические конкуренты. Все эти факторы вместе взятые создают то, что Линдблом (1977) удачно назвал «многовластием» (polyarchy), в котором политика (в частности, процесс формирования политических решений) представляется как процесс, достаточно доступный для влияния множества частных интересов, но осуществляемый участниками, имеющими разную степень влиятельности. Таким образом, основное требование для групп лоббистов заключается в том, что для достижения своих целей им необходимо принять особый подход к лоббированию, основанный на непредвиденности, в рамках которого они должны быть готовы в любой момент использовать любую тактику, соблюдая закон и правовые нормы, или комбинацию нескольких тактик, или составить альянс с любыми другими группами и ответственными, облеченными властью деятелями. Именно таким образом лоббисты выбирают из своего арсенала подходящую технологию и превращают ее в то, что, как они полагают, принесет успех кампании. Необходимость мониторинга (разведки) событий и реагирования (контратака) на них поистине огромна. И поэтому не случайно в официальном отчете правительства — The Government Report (Public Policy Consultants, 1987) при описании лоббирования использованы военные аналогии. Молони (1994) утверждает, что задачи, выполняемые лоббистами, можно сгруппировать в четыре основных направления. Рассмотрим каждое из этих направлений подробно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Чем фактически занимаются лоббисты?» з дисципліни «Паблік Рілейшнз: принципи і практика»